Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Арка есть арка

Не оспаривая значения других городских достопримечательностей — таких как Оперный театр и часовня Святого Николая, — хотелось бы отметить одно несомненное достоинство Октябрьского моста. Из всех заметных сооружений города он один удивительным образом вписан в природный ландшафт, в структуру города и одновременно выражает его современный, динамичный дух.

Этому способствуют особенности самого Новосибирска. Ни один из соседних с ним городов не опирается столь прочно на оба берега своей реки. Ни один из них не имеет такой скрепы, такой «главной улицы», которая здесь образована Красным проспектом, улицей Большевистской и проспектом Карла Маркса и которая, пересекая Обь, вместе с тем делит город на две примерно равные части.

Архитектурный облик моста вполне соответствует его удачному, выигрышному месту. Не касаясь конкретных его архитектурных особенностей (о них говорит Сергей Анатольевич Бахтин), хотелось бы отметить, что особенно красив и притягателен он вблизи (в отличие от многих других мостов, на близком расстоянии выглядящих громоздко) с главной смысловой перспективой в направлении левобережного Горского массива. Отсюда, с набережной, на спуске от станции метро «Речной вокзал» Октябрьский мост вместе с метромостом производит впечатление мощи, размаха и одновременно стремительности и полета.

Особо значимое место занимает Октябрьский мост в исторической памяти Новосибирска. Можно сказать, что его исключительный статус выстрадан горожанами. Уже в конце 30-х годов вопрос о строительстве городского моста стал актуальным, а к 50-м годам отсутствие такого сооружения делало невозможным дальнейшее развитие города.

Наконец, от Москвы было получено добро. (Владимир Прокофьевич Богаенко, возглавивший в годы возведения моста дирекцию строительства, отмечает, что дело не обошлось без вмешательства случая — а именно отчаянного звонка тогдашнего главы горисполкома Афонасьева Лаврентию Берии)* .

Технический проект был выполнен Всесоюзным государственным трестом Проектстальконструкция (автор проекта Г. Д. Попов, архитектор К. Н. Яковлев). В 1951 году в Новосибирск прибыл «Мостоотряд № 7», до этого высочайшим образом зарекомендовавший себя работой по восстановлению моста в г. Запорожье через Старый Днепр (под совмещенное автомобильное и железнодорожное движение), с крупнейшей в Европе 228-метровой аркой.

В возведении семипролетного километрового моста и полуторакилометровой насыпи подходов принял участие весь город. Все необходимое для сооружения моста — за исключением стальных ажурных конструкций — делалось в Новосибирске. Круглосуточно с бригадами мостоотряда работали рабочие и специалисты с новосибирских предприятий. Контрольные и испытательные работы проводились сотрудниками НИИЖТа. Через 3 года строительство было закончено, и в ноябре 1955 года мост был сдан в эксплуатацию.

Строительство моста стало важным этапом в сибирском, и, в целом, отечественном мостостроении. Целая плеяда профессионалов, чьи имена сегодня пользуются заслуженной славой, были объединены этой «строительной площадкой». Это начальник «Мостоотряда №7» Михаил Николаевич Власов, позже ставший управляющим треста «Мостострой №2» (ныне это известная сибирская фирма «Сибмост»), а затем возглавивший Западно-Сибирский филиал Академии строительства и архитектуры. Это Алексей Петрович Грецов, после Власова руководивший строительством Октябрьского моста, а в дальнейшем работой Главмостостроя Минтрансстроя СССР. Это Николай Андреевич Богдзель, позже в Красноярске принявший руководство «Мостоотрядом №7»,  а затем ставший управляющим  треста «Мостострой №4» в Челябинске. В числе этих людей Анатолий Иванович Бахтин, выпускник НИВИТа (ныне СГУПС), участвовавший в строительстве моста через Енисей в Красноярске, принявший после Богдзеля руководство «Мостоотрядом №7», а с 1968 по 1979 годы возглавлявший «Мостострой №2».
Решения об экономии средств, принятые в конце строительства, привели к некоторым изменениям в первоначальном проекте. Вместо нынешней просадки насыпи на левом берегу предполагалась ее прямая линия подъема к Горской. Более же существенное изменение — отказ от сорокаметровых пилонов с фонарями в начале и конце моста. Сегодня, наверное, уже трудно оценить, стал ли облик моста хуже из-за этих изменений. Это тем более затруднительно, что после введения в эксплуатацию в 1985 году метромоста мы фактически имеем дело с ансамблем, в котором и Октябрьский мост, и метромост образуют единое целое.
Надо отдать должное руководству города, которое в конце 70-х решительно выступило против предлагавшегося проекта сооружения «коробки» метро на опорах Октябрьского моста (что, очевидно, изувечило бы красоту его арочных пролетов) и настояло на сооружении отдельного мостового перехода параллельно уже существующему.
Теперь связка этих двух сооружений, гармонично дополняющих друг друга и в стремительном ритме — опора в опору — сходящихся на другом берегу Оби, стала эффектным украшением центра Новосибирска. В связи с чем в местных СМИ даже получила хождение легенда, будто такое расположение обязано новаторской идее конкретных проектировщиков. На самом деле при том небольшом расстоянии между мостами (80 метров) расположение опор метромоста в створе опор Октябрьского является простой необходимостью, и иное устройство сделало бы невозможным нормальное судоходство. Но даже если это предание не более чем миф, а в основе всего ансамбля лежит функциональная целесообразность, красота его не становится менее значительной и менее уникальной.

Рассказывает декан факультета «Мосты и тоннели», профессор СГУПС Сергей Бахтин:

— Сергей Анатольевич, известно, что выразительный облик сооружения во многом предопределяется его ролью и местом в структуре города. Какая роль и какое место предназначались Октябрьскому мосту?

— Цель №1 при планировании строительства моста была — связать берега. Мы должны учитывать, что к моменту его возведения на левобережье уже находились крупные предприятия, а население его составляло около 300 тысяч человек. При этом город был разделен на две части. (Даже во временном плане он принадлежал двум разным часовым поясам.) Регулярная круглогодичная связь осуществлялась лишь пригородным поездом, в народе получившим символическое название «Передача». Летом устраивалась понтонная связь, зимой — по льду Оби.

Необходимо было решить задачу надежного транспортного сообщения с левым берегом и обеспечить нормальные условия для судоходства. (Нельзя забывать, что мост решает и эту задачу. Хотя понтонный мост и разводился в ночное время, все же он создавал огромные трудности для речников.)

Что касается места расположения будущего моста, то оно было предопределено логикой развития города и оказалось очень удачным для него. Новосибирск как молодой и бурно развивающийся индустриальный центр, расширялся кругами, от места пересечения Транссиба с Обью. Поэтому Октябрьский мост, возведенный немного выше по течению от железнодорожного, оказался в месте идеальном с точки зрения его функции — в самом фокусе, «центре тяжести» Новосибирска.

— Что можно сказать о конструкционных достоинствах моста, и выбор среди каких вариантов был возможен в годы его строительства?

— Октябрьский мост относится к арочным комбинированным мостам, в которых нагрузка распределена между арочной конструкцией и балкой. Такой конструкционный принцип в конце 40-х — начале 50-х годов активно применялся и был, можно сказать, велением времени. Например, два других крупных моста, возведенных примерно в одно время с Октябрьским, — Коломенский через Оку и Уфимский через реку Белую — также построены по этому принципу. (И, кстати сказать, автором проекта моста в Коломне, так же как Октябрьского моста, является Глеб Дмитриевич Попов — очень известная фигура в отечественном мостостроении).

Если же говорить об индивидуальных особенностях нашего моста, то они хорошо видны в сравнении с аналогичным красноярским мостом (изображенным на «червонце»). При возведении последнего применена схема: жесткая (массивная) арка — гибкая балка. Это, безусловно, уникальный объект, единственный мост в стране, строительство которого было отмечено Ленинской премией, в первую очередь за особый способ монтажа уже готовых пролетных конструкций «на плаву». Также он по-своему красив, имеет хорошие пропорции. Но снимают его часто неудачно. Причина — массивная железобетонная арка, которая вблизи просто подавляет.

Октябрьский мост построен по обратной схеме: жесткая, массивная балка, несущая на себе до 70% нагрузки, и гибкая арка. Именно эта тонкая, изящная арка придает мосту красоту. И поэтому наш мост, не представляющий с точки зрения технологии ничего сверхъестественного, выделяется в первую очередь как архитектурное произведение.

Были ли другие, альтернативные арочному варианты? Поскольку вантовые мосты, подобные недавно возведенным в Сургуте и Петербурге, тогда не строились, а конструкции с фермами внутри города были заведомо неприемлемы, то фактически выбор мог быть лишь за арочным и балочным мостами. Арочный мост несомненно выглядит лучше балочного, поэтому выбор в такой ситуации определяется наличием денег. Вот в конце 70-х был взят курс на экономию средств, и в случае с Димитровским мостом город был поставлен перед фактом: неразрезная балка и точка. В начале же 50-х наше руководство решило немного украсить страну, и в результате Новосибирску повезло — мы получили мост, ставший достижением в мостостроении.

— Восприятие жителями городов крупных архитектурных сооружений подвержено изменениям — иногда от полного неприятия до восхищения. Можно ли говорить, что значение Октябрьского моста в восприятии новосибирцев также изменяется со временем?

— Октябрьский мост с самого начала высоко оценивался как специалистами, так и жителями города. (В отличие от того же Димитровского моста, который критиковали все кому не лень). Всё-таки арка есть арка, она притягивает взгляд, даёт чувство уверенности.
Другое дело, что для большинства новосибирцев, которые видят мост, только когда используют его для передвижения, он представляет собой лишь проезжий путь. Для тех, кто плавает по реке, мост снизу тоже не самое удачное зрелище.

Река, ее берега, мосты — это место величия и красоты города. Но доступность и притягательность его зависят от его обустроенности. Правда, в этом плане происходят заметные изменения. И у нас, и в Омске, и в Красноярске все больше внимания уделяют не магистралям, а набережным. Это изменение в общей градостроительной политике городов. Будет у нас обустроена набережная, украшенная гранитом или мрамором, будут развиваться культурно-развлекательные центры на обоих берегах, будет застроен массив перед Горской — а это со временем будет сделано, в этом сомнений нет — активней, весомей, а может, в чем-то по-новому войдет в жизнь новосибирцев и Октябрьский мост.

Игорь БОРИСОВ


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.