Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Новосибирскому генплану пожелаем «счастливого пути»

Основной термин, обозначающий работу с генпланом на современном этапе, — «корректировка» не случаен, поскольку в настоящий момент в соответствии со всеми действующими законодательными актами в городе Новосибирске функционирующий генеральный план есть — это документ 1986 года. Его единственная нестыковка, устраненная на сегодняшний день, — не пройденное с экологическими службами согласование. Этот генплан был принят на уровне городских, областных органов власти нашего региона, однако его окончательное утверждение на уровне правительства так и не прошло.

«Так что де-факто необходимая градостроительная документация в столице Сибири имеется, но де-юре она в соответствии с существующей процедурой не утверждена», — говорит начальник департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Сергей Боярский.

Необходимость корректировки и принятия генплана, остро вставшая именно сегодня, также связана с введением в действие с января текущего года нового градостроительного кодекса. Во-первых, в соответствии с его требованиями существенно поменялась терминология, использовавшаяся ранее при оценке состояния и содержания градостроительной документации. Во-вторых, градостроительным кодексом РФ определено обязательное наличие генплана муниципального образования.

«Федеральное законодательство определило нам крайний срок корректировки документации — это 1 января 2010 года. С этого времени разрешение на строительство не будет выдаваться без наличия генерального плана и правил землепользования при застройке города, — говорит начальник Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска Валерий Арбатский, — Новосибирск значительно опережает этот срок — мы планируем иметь полноценный откорректированный генплан уже к 2007 году».

Нынешняя работа по составлению генерального плана является 13-м по счету этапом составления главного градостроительного документа Новосибирска. Этот этап работы предполагает углубленную корректировку прошлого генплана. Предыдущие изменения вносились в него в 1995 и 2001 годах и были связаны с переходом к новой системе социально-экономического устройства страны в целом. Но градостроительная база, в соответствии с которой Новосибирск изначально развивался, как утверждают специалисты, в нашем городе существовала всегда. В этом плане столица Сибири является одним из наиболее «дисциплинированных» муниципальных образований РФ.

В соответствии с изменениями в экономической, социальной, градостроительной ситуации, а также строительных требований и стандартов новый градостроительный кодекс РФ определяет три этапа доработки генплана. Первый из них аналогичен проведению стадии технико-экономических обоснований, на которой идет сбор исходных данных, формирование информационно-аналитической базы и создание концептуального посыла генерального плана. Завершение этой работы по новосибирскому градостроительному плану намечено на конец текущего года. Второй этап, запланированный у нас на следующий год, включает разработку документов самого генплана. Он пройдет сразу после широкого общественного обсуждения концепции документа, также предусмотренного градостроительным кодексом. Последний шаг — доработка технических деталей.

По мнению одного из разработчиков генплана — руководителя ЗАО «ЗапСибНИИПроект» Александра Долнакова, во многом активизация работы над концепцией генплана также обусловлена появлением концепции устойчивого развития Новосибирска.

«Задача специалистов, работающих над генпланом, в самом широком смысле — это пространственная интерпретация положений концепции устойчивого развития, — считает Александр Петрович. — Но при этом у генплана появились совершенно новые задачи. Новшества в генплане связаны и с изменениями законодательной базы. Если раньше мы имели единый источник информации, предоставляемый нам государством в лице своих ведомств, то сегодня информацию приходится получать из многих источников. И в этом сложность данного этапа разработки генплана. Наконец, самое главное, чего никогда не существовало при разработке генеральных планов, — это постановка задачи создания действенного механизма реализации генплана. Таким образом, проектирование градостроительной системы становится непрерывным процессом. Если на протяжении десятилетий этот документ был, по сути, малодоступным, то сегодня в рамках нового градостроительного законодательства он станет более открытым».

Основная позиция, отличающая современную разработку от традиционного градостроительного плана, действовавшего во все предыдущие годы, заключается в присущей ему четкой линии управления городским развитием в целом и по разным отраслям. Чтобы из рук специалистов вышел полноценный, работающий на будущее, современный документ, авторы стараются учитывать координаты, в которых сегодня в Новосибирске развивается здравоохранение, образование, культура, промышленность, спорт, торговля, бытовое обслуживание и другие сферы. По новому законодательству сегодня ответственность за развитие городской инфраструктуры полностью ложится на плечи муниципалитетов. К этому добавляется обязанность самостоятельного создания определяющих градостроительных стандартов, которые раньше предписывались муниципальным образованиям федеральным центром.

Одной из самых запущенных проблем жизни города и актуальнейшей недоработкой генплана по-прежнему остается непроработанная городская транспортная система. Ни для кого, пожалуй, не секрет, что сегодня важнейшей становится необходимость разработки новой концепции развития транспортной сети Новосибирска.

По мнению главного специалиста по транспорту ЗАО «СибНИИПроект» Вячеслава Борисовского, принимавшего участие в разработке генпланов города, начиная с 1965 года, только развивая транспортную систему, в том числе обеспечивая бесперебойное транспортное обслуживание населения, город может жить нормально.

«Сегодня нельзя без оговорок сказать, что это условие выполняется. Городские магистрали перегружены транспортом, особенно тяжелое положение сложилось на улицах Большевистская, Фрунзе, Бердском шоссе, проспектах Димитрова и Красном, — говорит Вячеслав Яковлевич, — перегрузка на многих магистралях превышает нормы более чем в два раза. Причина вопреки распространенному мнению не в недоработках генпланов предыдущих десятилетий, так как город до сих пор, по существу, не достиг уровня автомобилизации, предусмотренного еще в 1968 году. Просто развитие улиц магистральной автотранспортной сети проходило наиболее интенсивно в период с 1970 по 1985 годы, а потом оно практически прекратилось в нашем городе. Если за указанное время было сооружено около 60 километров магистральной уличной дорожной сети, то с 1985 года в Новосибирске построено лишь 18 километров дорог».

Таким образом, город оказался перед достаточно сложной ситуацией, при которой его уличная дорожная сеть фактически не в состоянии «переработать» существующий объем транспортных потоков. Сегодня, исходя из изменений социально-экономических условий жизни Новосибирска, да и всей России в целом, существенно изменился и характер транспортных потоков. Другим стал уровень автомобилизации: если в свое время предусматривалось порядка 160 автомобилей на 1000 жителей, то сегодня это соотношение, которое сохранится в перспективе на 25–30 лет, достигает 250–300 автомобилей на 1000 жителей. Специалисты уверены, простым перераспределением или «точечной» дорожной застройкой с восстановлением предусмотренных в свое время магистралей дело не исправить.

[pageBreak]
«Новосибирску нужна совершенно новая транспортная концепция, — уверен Вячеслав Борисовский. — Как один из вариантов — в генплане предусмотрено увеличение пропускной способности на существующих магистралях за счет эстакадных, тоннельных решений. Также должны быть разработаны новые направления, которые бы обозначили в городе сквозные транспортные решения для того, чтобы обеспечить соответствующую пропускную способность».

Реализация этой концепции, предусматривающей капиталоемкое строительство транспортных сооружений, потребует значительных затрат, поэтому на ее быстрое воплощение рассчитывать не приходится. Зато ее реализация даст нам возможность определить в развитии города территории, которые в перспективе могут осваиваться под транспортную сеть. В любом случае, если продолжать застройку города без учета дальнейшего развития транспортной сети, мы можем оказаться «закупоренными» на дорогах. Чтобы нормально развить необходимую Новосибирску транспортную систему, ему понадобится около 30 лет — при затратах не менее полутора миллиардов рублей в год.

Разработчики признают, что все предложения развития генплана, в том числе транспортной сети города, — это предварительные, возможно, промежуточные «ответы на вопросы». Не исключено появление других вариантов наиболее рациональных решений строительной концепции города.

До конца года несколько раз в месяц будут проводиться «круглые столы» по обсуждению концепции генерального плана, в которых примут участие депутаты Новосибирского горсовета, представители строительных, транспортных организаций, администраций районов города, специалисты сфер культуры, социальной сферы, образования, общественники. Уже сегодня на постоянную основу поставлен диалог по генплану со строительным сообществом Новосибирска — строительными организациями, Ассоциацией строителей, деловым клубом строителей. В соответствии с распоряжением мэра в настоящее время создан Координационный совет в области строительства. Основные задачи этого органа — координация деятельности муниципалитета и строителей. Если учесть, что, по словам председателя градостроительной комиссии горсовета Вячеслава Илюхина, в последнее время финансирование работ по генплану несколько стабилизировалось, щедрые на оптимизм новосибирцы вполне могут надеяться, что этот генплан будет готов вовремя. Или просто будет готов.

Из истории созданиЯ главного градостроительного документа города
Первый в истории нашего города план, призванный регулировать застройку, был составлен в 1896 году межевщиком Кабинета Его Величества Кузнецовым. Этот документ был утвержден в январе 1897 года начальником Алтайского горного округа. Фактически это был план поселков, которые и дали начало будущему сибирскому мегаполису.

Вплоть до 20-х годов прошлого столетия наш стремительно растущий город не имел своего генерального плана и застраивался преимущественно стихийно. Только в 1925 году было подготовлено задание на составление проекта планировки города с расчетным сроком 25 лет. В ноябре этого же года был подготовлен эскизный проект планировки города, рассчитанный на 50 лет и предусматривающий увеличение населения до 250–300 тысяч человек. Проект предполагал устройство центральной площади (площадь Ленина) и пробивку Вокзальной магистрали. При этом романтические идеи строителей социализма не обошли стороной этот важный документ, проектировщики рассматривали обустройство левобережной части города в виде единой системы «городов-садов».

Первым генеральным планом Новосибирска, соответствующим масштабу, статусу одного из крупнейших городов и определяющим территориальное развитие столицы Сибири в заданных направлениях вплоть до начала Великой Отечественной войны, можно назвать генеральную схему 1928 года, составленную в бюро планировки картоиздательства НКВД. На этот период в Новосибирске насчитывалось 135 тысяч жителей, а схема предусматривала увеличение населения города до 1 миллиона 350 тысяч человек. Этот документ рассматривал развитие города как двухбережного. Предыдущие в основном останавливались на правом берегу, где и находился населенный пункт, перерастающий в поселение городского типа.

В военное время было несколько попыток по созданию генпланов. Это связано с эвакуацией в Новосибирск ряда оборонных предприятий. Перед местным руководством стояла задача размещения объектов военного значения и строительства жилья для рабочих. Но все эти градостроительные документы носили промежуточный характер.

Генеральный план, созданный в соответствии со всеми положениями, законами и методиками, в нашем городе появился в 1968 году. К этому времени население Новосибирска превышало 1 миллион жителей. Согласно этому документу, территория города значительно увеличивалась, были созданы новые градостроительные образования. Появился Академгородок, основные районы города, которые существуют и до настоящего времени. Также были заложены новые площадки для массового строительства, которые оказались нереализованными и до настоящего времени на 60 процентов. Также этот генплан уже тогда обозначил всю транспортную систему города, реализованную сегодня лишь на 25 процентов, в его пояснительной записке были заложены даже линии метрополитена.

В 1985 году приступили к корректировке генплана, при этом действие данного документа никто не отменял. В результате к нему добавились резервные территории за городской чертой (это площадки Луговская, Пойменная, Камышенская, Краснообская), поскольку проектная численность населения в этом документе к 2004 году должна была составить 1 миллион 750 тысяч человек.

С началом перестройки изменилась политическая и экономическая ситуация в стране, и данный генплан Новосибирска, срок действия которого ограничивался 2005 годом, не дошел до последней стадии утверждения. Почти все его разделы легли в основу другого градостроительного документа — генеральной схемы развития Новосибирска, созданной в 1995 году. Детальные уточнения этой схемы коснулись изменений города в южном и восточном направлениях. В эти годы правительством была предпринята попытка решения жилищной проблемы больших городов за счет частного строительства, поэтому генсхемой планировалось территориальное развитие Новосибирска за счет малоэтажной застройки низкой плотности.

В 2001 году город обрел полноценную градостроительную и планировочную базу, чтобы развиваться до 2015 года — за счет корректировки предыдущего генплана с учетом развития всех видов транспорта, включая метрополитен.
Сегодня существенно изменились экономические условия развития Новосибирска, демография — численность населения города так и не достигла планируемой отметки 1 миллион 750 тысяч жителей. В связи с этим была принята целевая программа «Генеральный план города». Базой для этого документа и послужили генплан 1985 года, генсхема 1995 года и схема развития города 2001 года.

Анна Молотова


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.