Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Сибирская столица «клондайк» для розничных сетей

Новосибирск как столичный город стал привлекательным местом для развития самых разных форм розничной торговли. Естественно, что появление в городе крупных торговых центров стало закономерным этапом развития торговли как важного элемента экономики города. По оценкам специалистов, в Москве на одного жителя приходится 170 кв. м площадей в качественных торговых центрах. Другие областные центры значительно отстают от столицы. В целом, мировая практика показывает, что развитие торговых центров в пределах города происходит неравномерно — сначала они появляются в центральной части, затем в районах наиболее плотной жилой застройки и в районах проживания наиболее обеспеченного населения.

Появление новых профессиональных операторов инициирует, помимо увеличения спроса, еще один процесс. Желание выжить в конкурентной борьбе заставляет локальных российских операторов работать в профессиональном формате: заниматься экспансией и снижать собственную доходность. Все это, конечно, положительно влияет на рынок розничной торговли и, как следствие, на развитие рынка торговой недвижимости.

Развитие торговой недвижимости зависит от очевидных факторов: количества жителей в городе, их среднего дохода, местных законодательных условий, политики городской власти.

Результатом положительного влияния этих факторов является увеличение объема розничной торговли и, как следствие, развитие собственных сетевых магазинов и появление в городе профессиональных российских или московских операторов. В первую очередь это продуктовые сети и магазины бытовой техники. Дальнейшее развитие розничной торговли приводит к увеличению спроса на торговую недвижимость и росту арендных ставок (или ее стоимости).

Совокупность наличия достаточного количества торговых операторов, высоких арендных ставок и дефицита торговой недвижимости приводит к увеличению инвестиционной привлекательности реализации проектов строительства торговых центров и достигает по показателям значений альтернативных инвестиций. При этих условиях начинается активное строительство торговых центров.

Еще одним важным фактором является стоимость финансирования проектов. Если в начале развития профессиональной торговой недвижимости девелоперы вынуждены вкладывать собственные средства или привлекать соинвесторов, то при дальнейшем развитии рынка происходит снижение финансовых рисков в проектах, и девелоперы могут использовать заемные средства. Это дает дальнейший толчок для развития рынка. При этом условия кредитования изменяются при стабилизации рынка. Доля собственных средств и обеспечения снижается, процентные ставки снижаются, сроки амортизации кредитов увеличиваются. Но это уже происходит на фоне снижения арендных ставок в торговых центрах

Какие форматы торговли будут наиболее успешны на региональных рынках? Это прежде всего крупные торговые центры, расположенные в центральной части города и, как правило, имеющие несколько уровней. Причем наличие в их составе якорного арендатора необязательно.
Также это районные торговые центры большого формата — 5 000–20 000 кв. м общей площади, как правило, с якорным продуктовым оператором на площади 500–2 000 кв. м, также с дополнительными якорными арендаторами. Чаще всего розничная торговля в таких центрах ведется на двух уровнях, а на третьем расположены предприятия питания и развлечения.

И, наконец, окружные торговые центры — еще большего формата — 20 000– 50 000 кв. м, где обязательна парковка, обязательно наличие якорного арендатора (гипермаркета от 5000 кв. м). Располагаются такие торговые центры на основных магистралях, часто на границе города.

Что построит «Сибирская губерния»?
Интерес к Новосибирску отечественных розничных сетей высок как никогда. Столичные и региональные по происхождению операторы рынка решили осваивать сибирскую столицу. Так, еще в 2004 году красноярская компания «Сибирская губерния», развивающая сеть гипермаркетов «Алпи», сообщила о намерении построить в Новосибирске сеть из 5–6 магазинов. Участники рынка оценили «Алпи» как серьезного игрока и ожидают усиления конкуренции.
Первый гипермаркет площадью 10 000 кв. м откроется в Новосибирске уже в начале октября. Магазин будет расположен на площадях производственного здания по ул. Петухова, приобретенного у «Электрокомплектсервиса» нынешней весной. Сейчас ведутся работы по реконструкции двухэтажного здания.

По сообщению компании, строящийся гипермаркет будет включать в себя три магазина «Алпи» — продуктовый, «Алпи-Техно» и «Алпи-Спорт». Также на территории торгового центра предполагается разместить небольшие собственные производства: кондитерский и мясной цеха, производство салатов. В аренду «Алпи» сдаст только часть зоны фудкорта (до 500 кв. м). Ставка аренды составит около 300 руб. за 1 кв. м в месяц. Общий объем инвестиций в первый гипермаркет составит 450 млн руб. (с учетом приобретенного здания), из них половина — собственные средства компании, остальные — кредитная линия Сбербанка.

«С точки зрения широкоформатных магазинов новосибирский рынок до сих пор не заполнен, поэтому мы планируем открыть в городе и его окрестностях 5–6 торговых центров в течение двух лет», — сообщили в «Алпи». Часть магазинов «Сибирская губерния» готова строить с нуля и сейчас подыскивает подходящие площадки.

Новосибирские ритейлоры опасаются прихода «Алпи». Появление даже одного гипермаркета этой компании будет чувствительно для розницы, считает директор сети магазинов «Сибириада» Алексей Касимов. «Помимо широчайшего ассортимента и отработанных технологий, цены «Алпи» существенно ниже, чем у конкурентов. Цены в красноярских «Алпи» в среднем на 7 % ниже, чем в новосибирских торговых центрах, а это серьезное конкурентное преимущество», — рассуждает он.

Безусловно, с приходом «Алпи» конкуренция усилится, считает директор сети «Холидей Классик» Алексей Захаров. «Но мы пока не ставим задачу конкурировать с «Алпи», поэтому в Новосибирске «Холидей» будет развиваться в формате супермаркетов с площадью торгового зала до 1000 кв. м, это перспективная и незаполненная ниша», — пояснил он.

А директор гипермаркета «Континент» (проект сети супермаркетов «Солнечные продукты») Тимофей Мельников, признавая авторитет «Алпи», предупреждает, что управление бизнесом на расстоянии может оказаться не очень эффективным. «В каждом регионе свои особенности — отношения с властью, с поставщиками и т. д. Поэтому многое будет зависеть от личной заинтересованности менеджеров», — сказал он.

Вот они, федеральные сети

Федеральные продавцы спортивных товаров решили всерьез осваивать Сибирский регион. В начале сентября московская компания «Гирвас М Спорт» открыла магазин «Спортугалия» в Новосибирске. А в конце октября «Спортмастер» на условиях франчайзинга открывает магазин «Спортландия». В компаниях считают, что сибирский рынок спортивных товаров еще не насыщен, и торопятся занять свои ниши.

Первой из крупных московских торговцев спорттоварами начала осваивать Сибирский регион компания «Гирвас М Спорт», специализирующаяся на оптовых продажах спортинвентаря. Решив развивать розничное направление, компания в мае 2004 г. открыла первый магазин «Спортугалия» площадью 400 кв. м в Красноярске. Следующим городом региона стал Новосибирск, где на ул. Линейной она открыла свой второй магазин. Как сообщили в «Гирвас М Спорт», площадь магазина 600 кв. м, ассортимент — 6000 наименований, затраты составили $ 800 000. В будущем году «Гирвас М Спорт» намерена открыть третий магазин «Спортугалия» в одном из городов Западной Сибири.

Не отстает от своего конкурента и другая московская компания — «Спортмастер»: в конце октября в Новосибирске в строящемся на ул. Петухова гипермаркете «Алпи» откроется ее первый в городе магазин «Спортландия» площадью около 1500 кв. м. Это будет самый большой спортивный магазин в Новосибирске. Магазины «Спортландии» на условиях франчайзинга с осени прошлого года уже работают в Красноярске, Томске и Кемерове. Франшизу на открытие «Спортландии» в Сибири за $ 100 купила красноярская компания «Сибирская губерния», развивающая сеть магазинов «Алпи». Второй магазин планируется открыть летом 2006 г. во втором гипермаркете «Алпи» в Новосибирске.

 Формат «Спортландия» получил развитие в ноябре 2003 г. Тогда были открыты по одному магазину в Калуге, Пензе и Нижнем Новгороде. Компания сделала ставку на товары средней и низкой ценовых категорий малоизвестных марок, в отличие от сети «Спортмастер», торгующей дорогими марками — Nike, Adidas и Reebok. Идея оправдала себя: получилось привлечь любителей активного отдыха и экстремальных увлечений со средним и невысоким уровнем доходов. В целом, средняя цена в «Спортландии» на 20 % ниже, чем в «Спортмастере».
Директор по маркетингу «Intersport Россия» Кристо Килибарда считает интерес торговцев спортивными товарами к Сибири логичным: ежегодный рост сибирского рынка спортинвентаря на несколько процентов выше общероссийского. Самыми перспективными городами в СФО Килибарда называет Новосибирск, Омск и Иркутск. С ним согласен и Лившиц из «Гирвас М Спорт». «Рынок спортинвентаря далек от насыщения, — говорит он, — емкость рынка только инвентаря для активных видов отдыха в Сибири позволит вместить еще несколько подобных торговых центров».

Виктория Фефелова


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.