Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Некоторые вопросы реализации Киотского протокола в России

В настоящее время необходим трезвый и реалистичный подход к оценке выгод от Киотского протокола. Во-первых, стало очевидно, что Киотский протокол лишь пилотная фаза того глобального и длительного процесса, направленного на предотвращение антропогенного воздействия на климатическую систему. Во-вторых, многие страны и компании накопили большой опыт снижения объема выбросов и доказали, что оно может быть достигнуто без ущерба для их конкурентоспособности или сокращения рабочих мест. В-третьих, наука и техника сильно продвинулись по многим направлениям минимизации воздействия на окружающую среду. В четвертых, не только в развитых странах, но и во всем мире возросло осознание важности данной темы. Через семь лет после принятия Киотского протокола стало совершенно очевидно: снижение выбросов парниковых газов — проблема, которую можно решить, и механизмы достижения этой цели вполне доступны.

Ратификация Рамочной конвенции ООН и Киотского протокола к ней означает для Российской Федерации признание важности антропогенного влияния на климат и необходимости стабилизации эмиссии парниковых газов. Усилия Российской Федерации в сфере стабилизации выбросов являются, таким образом, осознанным вкладом в решение глобальной проблемы, затрагивающей стратегические интересы Российской Федерации. Такие усилия не должны рассматриваться как в первую очередь нацеленные на выполнение условий международных договоров. Последние следует расценивать как документы, во-первых, открывающие возможности взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере совместного решения глобальной проблемы, а во-вторых, дающие инструменты содействия решению ряда смежных внутренних вопросов национальной экономики.

Вопросы, связанные с эмиссией и поглощением парниковых газов, затрагивают целый ряд сфер государственного регулирования, в том числе: использование топливно-энергетических ресурсов, сельское хозяйство и лесопользование, промышленное производство и транспорт, охрана окружающей среды и метеорология. В целях гармонизации политики и мер в различных областях, направленных на стабилизацию уровня выбросов парниковых газов, необходимо разработать и осуществлять комплексную государственную политику по эмиссии и поглощению парниковых газов.

Выбор российского руководства в пользу Киотского протокола является серьезным, взвешенным шагом. С экономической точки зрения Киотский протокол впервые создал базу для формирования глобальной инвестиционно-проводящей сети, объединяющей интересы энергетики, экологии и социальной сферы. Конечно, с экономической точки зрения присоединение к Киотскому протоколу, вероятно, в самом деле не прольет на Россию «золотой дождь», как это полагали некоторые российские эксперты в 1998–2000 гг. Если говорить о торговле квотами на эмиссию парниковых газов, то в отсутствие основного покупателя — США — емкость этого потенциального рынка сжимается на несколько порядков.

Отказ США от участия в Киотском протоколе не может служить для России примером, поскольку Россия и США находятся в совершенно разных положениях.

Соединенные Штаты уже значительно превышают квоту на выбросы парниковых газов, установленную для них в Киотском протоколе, а в 2008–2012 гг. (период, принятый в Киотском протоколе для выполнения обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов) это превышение будет, по оценкам, еще больше. В этих условиях Соединенным Штатам придется приобретать квоты и сокращенные выбросы в других странах, тратя на это миллиарды долларов в год. Отсюда, видимо, и стремление США пересмотреть Киотский протокол, отложить его вступление в силу и возложить обязательства по ограничению выбросов на Китай, Индию и некоторые другие страны. Объективно эти шаги направлены на то, чтобы расширить рынок углеродных квот и сокращенных выбросов и, кроме того, стимулировать в этих странах спрос на новые технологии, производимые американскими корпорациями.

В отличие от США, Россия на сегодняшний день имеет почти 30 %-ный запас квот на выбросы парниковых газов, вызванный как падением производства в 90-х годах, так и мерами по энергосбережению, которые в последние годы стали активно осуществляться в экономике. По всем имеющимся прогнозам, в 2008–2012 гг. Россия также не превысит своей квоты на выбросы и сможет выгодно торговать излишком углеродных квот и привлекать инвестиции в проекты по дальнейшему сокращению выбросов. Не отрицая важности и необходимости распространения в перспективе ответственности за выбросы парниковых газов на большее число стран, следует признать, что в краткосрочном плане для России более выгодно положение монопольного продавца. Другое дело, что без США и при не слишком гибкой позиции Европейского союза рынок квот и углеродных инвестиций оказывается ограниченным.

В то же время инвестиционное недофинансирование развития таких отраслей, как ТЭК и ЖКХ, является серьезным сдерживающим фактором развития производства и роста ВВП. Это ведет к недостаточному обновлению основных фондов, повышенному старению оборудования при снижении его эксплуатационных возможностей, некомпенсированному выбытию мощностей. Боятся замены оборудования лишь те, кто страшно боится прогресса вообще. Если мы думаем, что мы никогда не будем менять оборудование, тогда надо бояться Киотского протокола. А если мы понимаем, что все равно вынуждены будем менять оборудование, и совершенно не из-за выбросов, просто оно ржавеет и устаревает физически и морально (70 процентов фондов в энергетике изношено, ситуация на самом деле тяжелая), то надо что-то делать.

Основной объем неэффективного использования энергии в большинстве случаев фиксируется на предприятиях государственной и муниципальной собственности. Многочисленные результаты исследований, в частности ЦЭНЭФ, показывают, что затраты на энергообеспечение предприятий федеральной собственности в РФ составляет порядка 1,5 млрд долл., а с учетом муниципальной собственности — более 4 млрд долл. США. Пример реализации некоторых проектов, направленных на энергосбережение, а в конечном итоге снижение выбросов парниковых газов, показывает, что использование даже существующего набора энергосберегающих мероприятий позволяет на 20–25 % сократить эти затраты, т.е сэкономить не менее 1 млрд долл. в год в масштабах страны.

Одно только применение энергосберегающих технологий может уменьшить нынешний расход энергоресурсов в стране на 40–48 %, или на 360–430 млн т у. т. в год. Около трети этого потенциала экономии имеют отрасли ТЭК, другая треть сосредоточена в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти — в коммунально-бытовом секторе, 6–7 % — на транспорте, 3 % — в сельском хозяйстве.

С учетом значимости этих проблем особую актуальность приобретает в настоящее время вопрос использования в России механизмов совместного выполнения международных обязательств (так называемые «механизмы гибкости») Киотского протокола с целью привлечения дополнительных инвестиций в ТЭК и ЖКХ.

Реализация государственной политики в сфере эмиссии и поглощения парниковых газов осуществляется путем создания и регулирования «углеродного рынка». Под углеродным рынком понимается совокупность отношений, возникающих между его субъектами (физическими и юридическими лицами, государствами и т. д.), связанных с передачей, переуступкой, куплей-продажей, залогом и прочими действиями по отчуждению и/или обременению в отношении квот на атмосферные выбросы парниковых газов.

Оборот квот на выбросы парниковых газов (установленных количеств) предусмотрен Киотским протоколом для стран-сторон протокола, взявших на себя количественные обязательства по стабилизации уровня выбросов парниковых газов и перечисленных в Приложении B протокола. Следовательно, международный оборот квот обусловлен в большой мере вступлением последнего в силу. В этом случае состав участников углеродного рынка представлен правительствами и хозяйствующими субъектами стран — сторон Киотского протокола. При этом страны должны соответствовать так называемым критериям приемлемости участия в механизмах.

В то же время национальную государственную политику в сфере эмиссии и поглощения парниковых газов следует осуществлять, принимая во внимание тот факт, что Киотский протокол уже сегодня не является единственной правовой основой международной торговли квотами (существует Европейская директива) и, таким образом, не является единственно возможной правовой основой такого оборота. Поэтому национальная государственная политика в сфере эмиссии и поглощения парниковых газов должна осуществляться с позиции приоритета национальных интересов и в целях максимальной совместимости и интеграции с формирующимися международными режимами оборота квот.

[pageBreak]
Поскольку в России для выполнения Киотского протокола не требуется вводить сколько-либо жесткие ограничения на выбросы, и поскольку Киотский протокол может и должен не только не сдерживать, а способствовать экономическому росту, то этот принцип добровольности выглядит очевидным. Добровольность участия компаний даст возможность активно участвовать в Киотском протоколе тем, кто видит здесь инвестиционный или иной интерес, и на данном этапе не навязывать остальным ограничений на выбросы и участия в торговле квотами.

Общее понимание необходимости решения глобальных экологических и климатических проблем руководством развитых стран, осознание национальных стратегических интересов и, как следствие, политическая воля, стремление развивать международное сотрудничество, вовлекая новые сферы, направленность на внедрение инновационных механизмов такого сотрудничества — истинная основа как Киотского протокола, так и любых иных альтернативных основ «углеродного рынка».

На сегодняшний день основными партнерами России в рамках Киотского протокола могут стать Япония, Канада, Австралия, а также отдельные страны Европейского союза, для которых выполнение обязательств по протоколу исключительно за счет мер, принимаемых на национальном уровне, потребует слишком больших затрат.

В соответствии с Энергетической стратегией России, объем ежегодно привлекаемых в энергосбережение инвестиций в период 2008–2012 гг. должен составлять от 3 до 4 млрд долларов США в год. Средства, получаемые вследствие использования «механизмов гибкости» Киотского протокола (в форме прежде всего реализации проектов совместного осуществления), могут стать существенным источником инвестиционных ресурсов, направляемых на решение указанной задачи. По оценкам Института энергетической стратегии Минэнерго России, они могут составить до 15 % от всего объема необходимых инвестиционных ресурсов в энергосбережение, особенно в случае использования «револьверного механизма», когда получаемые сокращения выбросов парниковых газов реализуются, а доходы направляются в новые проекты, ведущие к дальнейшему сокращению.

Затраты на выполнение условий Киотского протокола Россией значительно ниже притока денежных средств от участия в «механизмах гибкости». Большая часть мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения лесами и другими экосистемами, может и далее должна, осуществляться в рамках существующих федеральных и региональных целевых программ, не требуя выделения значительных дополнительных финансовых ресурсов.

Как правило, в субъектах Федерации разработаны программы Энергоресурсосбережения, в рамках которых предусмотрено финансирование подобных мероприятий. На федеральном уровне сейчас действует программа «Энергоэффективная экономика», которая включает как мероприятия в ТЭК, так и модернизацию в сфере потребления. Конечно, бюджетные средства должны дополняться другими источниками. Проекты совместного осуществления, представляющие собой реальные мероприятия по снижению выбросов и в большинстве случаев — по повышению энергоэффективности производства, способны принести реальные инвестиции, заметные по крайней мере на региональном уровне. Это не миллиарды, но миллионы долларов.

Безусловно, проекты совместного осуществления имеют больше шансов быть использованы именно в регионах, поскольку невозможно себе представить реализацию какого-либо проекта без конкретного субъекта Федерации. А так как от 30 до 50 % выбросов в каждом субъекте Федерации — это практически подконтрольные (в хорошем смысле этого слова) администрацией субъекты Федерации, то администрация субъекта области может конструировать такие схемы, которые позволят использовать механизмы Киотского протокола.

Причем в большем выигрыше окажутся регионы, первые создавшие у себя системы управления выбросами парниковых газов и поставившие новые возможности на службу своих экономических и социальных интересов.

Так в настоящее время подготовлены предложения для Новосибирской области, где совместно с региональными структурами, работающими в сфере энергоэффективности и поддержке областной администрации возможно запустить пилотную региональную программу управления выбросами парниковых газов.

Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода совместно с ОАО «Новосибирский энергетический центр» и Фондом энергосбережения Новосибирской области готова выполнить полномасштабную инвентаризацию антропогенных выбросов и поглощений парниковых газов, разработать и внедрить региональную систему мониторинга, осуществить поиск заинтересованных инвесторов, разработать проектную документацию ПСО (проекта совместного осуществления) и осуществить необходимые процедуры для оформления проектов в государственных органах и органах Рамочной Конвенции ООН об изменении климата.

В настоящее время уже осуществляются операции по приобретению единиц сокращенных выбросов парниковых газов, при этом покупателями выступают как правительственные программы (голландский правительственный тендер ERUPT, австрийская программа ПСО/МЧР, датский правительственный углеродный тендер, тендер стран балтийского региона, бельгийский и японский углеродные тендеры), так и структуры, представляющие интересы правительств и корпоративных покупателей (голландский углеродный фонд при Европейском Банке Реконструкции и Развития, Итальянский углеродный фонд, Углеродный фонд банка KfW, Европейский углеродный фон, Углеродный фонд стран Балтийского региона).

Информация по реализуемым сегодня в мире проектам совместного осуществления показывает, что существует реальная возможность компенсировать производимые предприятием затраты на реконструкцию и техперевооружение в размере от 10 до 40 % от всех затрат на реализацию данных мер, а по ряду проектов и более. Затраты на «углеродное» сопровождение реализуемых проектов во много раз ниже тех поступлений, которые могут быть достигнуты в случае использования киотских механизмов.
Подготовка и оформление киотских проектов является новой неизвестной компетенцией для большинства российских компаний. Поэтому к подготовке «углеродных» проектов активно привлекаются консультационные фирмы, имеющие соответствующий опыт и квалификацию. Одной из таких компаний является Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода (НОПППУ), которая специализируется на оказании полного спектра услуг по подготовке Project Design Document, продвижению «углеродных» проектов, заключению контрактов на поставку единиц сокращенных выбросов, созданию системы учета выбросов и поглощения парниковых газов, а также разработке программ управления «углеродным» ресурсом с целью получения максимальных финансовых выгод от его использования.

Например, в 2003 г. совместно с правительством Омской области был подготовлен и представлен на голландский тендер по закупке сокращенных выбросов парниковых газов проект «Реконструкция муниципальных котельных Омской области с переводом на природный газ в качестве топлива». Проектом предусматривалась реконструкция и перевод на природный газ 54 муниципальных котельных в 16 районах Омской области.

В соответствии с требованиями тендера по данному проекту был подготовлен полный комплект «углеродной» документации, включая расчет базовой линии, план мониторинга и верификации сокращений выбросов, обоснование критерия дополнительности, план финансирования и реализации проекта. Также была проведена независимая экспертиза и получено положительное заключение от компании SGS.

Другим примером проекта совместного осуществления является проект по замене ископаемого топлива (угля) на возобновляемое (древесная щепа) на 22 котельных и дизельных станциях в удаленных деревнях Иркутской области. Данный проект, инициатором и инвестором которого выступает крупная региональная компания, в настоящее время готовится для датского углеродного тендера DanishCarbon.dk. Проект предусматривает установку нового оборудования, которое позволит наладить бесперебойную подачу тепла и электроэнергии в дома и объекты социально-культурного назначения, а также сократит выбросы СО2 в атмосферу. В результате перехода на биомассу и успешной реализации проекта с 2006 по 2012 годы выбросы парниковых газов будут сокращены на 300 тыс. тонн СО2-эквивалента. Учитывая возможную продажу сокращенных выбросов, доход от такой продажи может составить до полутора миллионов долларов, что частично окупит капитальные затраты на закупку и установку нового оборудования.

Опыт компании не ограничивается только работой в энергетическом секторе. Проектом совместного осуществления также может являться деятельность по лесоразведению и лесовосстановлению. НОПППУ активно сотрудничает с российскими предприятиями лесной промышленности для привлечения в этот сектор иностранных «углеродных» инвестиций. В частности, пилотный проект, который был подготовлен совместно с Иркутсклесхозом, предусматривает строительство теплиц для выращивания саженцев кедра и сосны, которые в период до 2012 г. будут высажены на площади более 6 тыс. гектаров.

В заключение следует отметить, что Киотский протокол — лишь первый шаг на пути решения проблемы изменения климата. Он требует, чтобы развитые страны коллективно сократили свои выбросы шести парниковых газов не менее чем на 5 %. По оценкам же Межправительственной группы экспертов по проблеме изменения климата, для предотвращения опасного антропогенного изменения климата необходимо сократить выбросы на 60–70% до конца текущего столетия. Однако Киотский протокол является первым документом, который предусматривает юридические обязательства промышленно развитых стран по сокращению выбросов, создает систему международного мониторинга и обзора выполнения этих обязательств, включающую юридические последствия их несоблюдения, и определяет механизмы международного сотрудничества. Таким образом, данный документ создает прочную основу для международных действий по борьбе с изменением климата, на которой могут строиться будущие международные соглашения.

Ход выполнения Киотского протокола будет предметом периодических обзоров, по результатам которых будут приниматься решения о дальнейших действиях. Переговоры относительно обязательств после 2012 г. начнутся уже в декабре этого года в Монреале, во время очередной сессии Конференции Сторон.

Вопросы глобального изменения климата рассматривались и на последней встрече лидеров «большой восьмерки», которая прошла летом этого года в шотландском городе Глениглс (Великобритания). Главы государств отметили необходимость изучения ряда проблем, связанных с вопросами климата в том числе: возможность уменьшения и полное прекращение выбросов парниковых газов с последующим разворотом тенденции роста объемов содержания ПГ в атмосфере, обеспечение экономической стабильности путем использования безопасных, надежных и доступных источников энергии и расширение доступа населения к современным энергетическим услугам.

На встрече было подтверждено намерение государств и правительств «восьмерки» действовать быстро и решительно в решение поставленных задач, а также желание работать в партнерстве с развивающимися странами, для того чтобы найти возможности для обеспечения существенного сокращения уровней выбросов парниковых газов и решения других ключевых задач. В результате переговоров было решено предпринимать дальнейшие действия с целью поощрения инновационной деятельности, повышения энергоэффективности, сотрудничества с развивающимися странами в интересах развития частных инвестиций и передачи технологии, повышения уровня информированности об изменении климата.

Страны «восьмерки» договорились содействовать развитию диалога по вопросам изменения климата, экологически чистой энергетики и устойчивому развитию, а также предложили правительствам других стран, потребляющим большое количество энергии, присоединиться к ним. С большим энтузиазмом было воспринято решение и планируемая программа мероприятий России по вопросам энергетики в период ее председательства в «восьмерке» в 2006 году.
По итогам встречи был принят ряд документов, в том числе и «План действий» «восьмерки», который отразил намерение сторон предпринять активные действия в следующих направлениях: изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие.

Юрий Николаевич Федоров,
генеральный директор,
Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода, г. Москва


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.