Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Городское хозяйство

Выкорчевывая будущее

Весь западный мир пережил эпоху антитрамвайной истерии еще в 50-60-е годы ХХ века. Россия, как обычно, отстала от развитых стран на несколько десятилетий. Тогда пятьдесят с небольшим лет назад в массовом порядке трамвайные рельсы были убраны с улиц крупнейших городов Европы и Северной Америки. В России же подобная «охота на ведьм» открылась в 90-е годы, когда появился первые коммерческие автобусы и маршрутки. Показателен в пример такого крупного города как Воронеж, где городская администрация приняла кардинальное решение по выкорчевыванию трамвайных рельсов с улиц, лоббируя интересы «маршруточников». В результате движение не разгрузилось, а стало за счет маршрутных такси только еще более хаотичным. Помимо Воронежа, в этом же направлении стали действовать власти Астрахани и Архангельска. Понять логику неискушенных в транспортной теории властей, действующих в русле пресловутого купца из рекламного видеоролика пива «Сибирская корона», нетрудно. Все всё прекрасно понимают: связка «частный извоз – чиновник» в этих городах работает безукоризненно.

Но о чем же нам говорит мировой опыт? Трамвай во всём мире переживает «второе рождение». За последние 30 лет заново открыты трамвайные системы более чем в ста городах мира (всего городов с трамвайным транспортом насчитывается более 400). Возросший интерес к трамваю обусловлен его высокой эффективностью: при сравнительно меньших удельных затратах на строительство линий, по сравнению с метрополитеном, трамвай перевозит не намного меньше пассажиров (20-30 тысяч в час, против 60-70 тысяч на метро). Стоимость строительства новых трамвайных линий с эффективной шумозащитой примерно в 3-8 раз ниже, чем для новых линий метро, а скорость, надёжность сообщения и комфорт – сопоставим с метрополитеном (средняя скорость сообщения на трамвае: 25-35 км/ч, на метрополитене: 35-45 км/ч). На сформированных пассажиропотоках до 25 тыс. пассажиров в час (а в городах-миллионниках более крупные потоки, как правило, не встречаются) трамвай оказывается наиболее эффективным транспортом.

Как и в СССР, долгое время наличие метрополитена  оставалось «вопросом престижа» для города и зачастую линии метро строили из политических соображений (ярким примером  являются Красноярск и Челябинск в России, а также столицы Закавказских республик). Традиционный трамвай прокладывался, как правило, в общем с автомобилями потоке и из-за простоев в пробках мало чем отличался от обычного троллейбуса или автобуса. Решение проблемы быстро было найдено во многих городах Европы (Ганновер, Кельн, Франкфурт, Штутгарт, Бонн, Порто и другие), а также в некоторых городах США (Бостон, Филадельфия, Сан-Франциско, Ньюарк, Кливленд). Для трамвая построили подземные участки тоннелей в центре города. Что привело к пониманию, что при правильной организации движения трамвая, исключении постороннего транспорта и пешеходов на путях трамвай показывает ничуть не худшие скорость и надёжность, чем метрополитен. Используется и такое преимущество трамвая — возможность сойти со скоростной линии и перейти на «обычные» уличные линии, по которым трамвай может без пересадок доставить пассажиров «от крыльца к крыльцу».

 

 

 

Не наш трамвай

Скоростной трамвай называют «легкорельсовым транспортом» (Light Rail - LRT) в отличие от традиционного метрополитена и электропоездов, которые относят к «тяжелорельсовым» (Heavy Rail).

Высокую скорость скоростного трамвая обеспечивает особая организация линии трамвая, включающая специальное обустройство путей и станций.

Поэтому создание «Системы скоростного трамвая» сродни строительству «трамвайных магистралей», исключающих задержки движения поездов и обеспечивающих высокие скорости движения, как в метро. «Трамвайные магистрали» (участки скоростного движения) могут включаются в единую рельсовую сеть трамвая, но могут и быть автономными. Так же, как движение любого автомобиля возможно по улицам и по автомагистралям, движение любого вагона трамвая возможно как по традиционным, так и по скоростным участкам.

В отличие от метрополитена, для скоростного трамвая не требуется абсолютного обособления трассы, которое приводит к значительному росту стоимости строительства, вынуждая размещать линии метро под землёй почти на всём протяжении. Трассы ЛРТ проходят, в большинстве случаев, по поверхности, но при этом полностью изолированы от автомобильного и пешеходного движения, что позволяет избежать транспортных пробок, повысить техническую скорость и безопасность движения. Пересечения с крупными городскими транспортными артериями (железными дорогами, магистральными улицами, важными межрайонными автодорогами) для обеспечения непрерывности движения выполняются в разных уровнях — по эстакадам или в тоннелях, а пересечения со второстепенными улицами и дворовыми проездами — в одном уровне со светофорным регулированием с абсолютным приоритетом трамвая. За счёт отказа от целиком подземного расположения трассы, общее время поездки для пассажиров, может быть меньше, чем путь аналогичной протяженности в метро, так как исключаются длительные подъёмы и спуски на эскалаторах. Линии скоростного трамвая, аналогично новым участкам автомагистралей, создаются на трассах с наиболее интенсивным пассажиропотоком, как путём модернизации уже существующих линий трамвая, так и строительством новых участков. Постепенное наращивание длины скоростных линий приводит к созданию единой системы трамвайных магистралей. Благодаря своим свойствам система скоростного трамвая занимает нишу между наземным транспортом и метрополитеном. Использование скоростного трамвая оптимально в транспортных коридорах с пассажиропотоком от 10 до 30 тыс. пасс. в час. Меньшие пассажиропотоки могут быть обслужены наземным городским транспортом – традиционным трамваем, троллейбусом и автобусом. Для пассажиропотоков от 30 до 60 тыс. пасс. в час эффективно строительство метрополитена. Сеть линий скоростного трамвая, дополняя существующие линии метро, может быть развёрнута в сжатые сроки. Вот такой рецепт решения транспортной проблемы имеет в своем арсенале любой крупный западный город. Может он быть применен и в российских условиях, благодаря чему надёжный и качественный транспорт появится во многих городах страны уже в ближайшем будущем.

Скоростная технология

Достижение высокой скорости движения возможно с применением методов и технических решений, которые образуют технологию «Системы Скоростного трамвая».

Первое обязательное условие - выделенная трасса. Она должна включать ограждения и использование конструкций пути, исключающих въезд автомобильного транспорта и доступ пешеходов. На трассе должны быть построены эстакады и тоннели в местах пересечения с оживлёнными потоками транспорта и пешеходов. Регулировкой движения в местах пересечения с незначительным потоком транспорта в одном уровне с проезжей частью должен осуществлять светофор, который обеспечивает приоритетное право проезда для трамвая, аналогично железнодорожным переездам.

Второе обязательное условие - специализированный подвижной состав. Это должны быть вагоны с низким уровнем пола и большим количеством дверей для увеличения скорости посадки и высадки. Трамваи с кабинами в головной и хвостовой части для оборота без разворотных колец (аналогично поездам метро).

Третье условия - организация посадки пассажиров. Вход и выход на станциях через все двери подвижного состава, а оплата проезда на станции (аналогично метрополитену).

Четвертое условие - система регулирования движения поездов. Автоматическая система регулирования движения поездов («поездная блокировка» для обеспечения равномерности движения). В местах ветвления - строгое ограничение въезда на скоростной участок для исключения «трамвайных пробок».

Только такой комплексный подход позволит скоростному трамваю обрести свойства городской железной дороги и метрополитена, которые в достаточной степени изолированы и не подвержены влиянию автомобильных пробок.

На тех пересечениях, где возможна организация перекрестка в одном уровне по типу железнодорожного переезда или с незначительным ожиданием на светофоре, трамвай проходит на уровне земли, что позволяет существенно сократить расходы на строительство. Таким образом, трамвай обеспечивает максимальную гибкость и позволяет применять более затратные решения только при их обоснованности и постепенно, а не сразу по всей линии.

Успех этому виду транспорта гарантирован простым расчётом: по одной полосе движения он перевозит в час в 10 раз больше, чем автомобильный транспорт, и в 3-4 раза больше пассажиров, чем автобус и троллейбус. Поэтому в условиях дефицита городского пространства, когда каждая полоса для транспорта выделяется с трудом, трамвай является оптимальным решением, как для центров городов, так и для окраин.

Путь к успеху

Высокие скорости и надёжность движения обеспечиваются, главным образом, благодаря свойствам линии скоростного трамвая и техническим приёмам, исключающим появление на путях пешеходов и постороннего транспорта. Это могут быть пути с открытыми шпалами (железнодорожные на железобетонных шпалах), пересечения в разных уровнях с оживлёнными магистралями и потоками пешеходов, ограждение путей высотой до 1 м и устройство пересечений в одном уровне по принципу железнодорожного переезда без шлагбаума. Снижение шума и вибрации при прохождении трамвая обеспечиваются применением современных конструкций трамвайных путей, благодаря которым за рубежом трамвай признаётся самым бесшумным видом транспорта: бесстыковый путь  и использование шумо- и вибропоглощающих конструкций пути в местах приближения жилой застройки. Безопасность и скорость идут рука об руку: обеспечен свободный, исправный путь — можно разгоняться до 80 км/ч и выше. Беда действующих «обычных» трамвайных линий в том, что автомобили заезжают на покрытые плиткой или асфальтом пути и блокируют движение вагонов. Вагоновожатые, ожидая внезапного появления автомобилей и пешеходов на путях, снижают скорость движения, этим и объясняется медлительность нынешнего трамвая даже при отсутствии пробок. Эту ситуация воспроизведена на улицах Новосибирска, где после ремонта трамвайных путей они укатываются асфальтом.

Отечественные прожекты

Первыми в нашем Отечестве осознали важность скоростного трамвая власти Москвы. Ведь из-за постоянных пробок своевременно добраться куда-либо автобусом или троллейбусом уже непросто. Метрополитен тоже давно задыхается, перевозя ежедневно не по шесть миллионов пассажиров, на которые рассчитан, а более девяти. Проблему во многом мог бы разрешить скоростной трамвай, двигающийся по выделенной полосе, а значит, не боящийся дорожных пробок. Власти Москвы решили создать обширную сеть скоростного трамвая, а строительство первой линии начнется в следующем году на шоссе Энтузиастов. На инвестиционном форуме в Сочи уже был представлен на суд инвесторов макет этой скоростной трассы. Она свяжет шоссе Энтузиастов, строящееся Четвертое транспортное кольцо и дальше пойдет в центр. Место было выбрано не случайно. Вдоль обозначенной трассы идет активное строительство новых микрорайонов Кожухово, Некрасовка, а возможностей добираться напрямую до центра столицы пока нет. Ждать строительство очередного радиуса московской подземки придется долго – в перспективных планах этого направления нет. Первоочередным же станет участок от станции метро  «Шоссе Энтузиастов» до Ивановского. Здесь трасса пройдет сбоку от шоссе и практически будет полностью обособлена от автомобильного потока. Вторая очередь — продление этой линии до площади Ильича с созданием удобного транспортно-пересадочного комплекса на Калининскую и Люблинскую линии метрополитена, и пригородные электропоезда Курского направления железной дороги. Следующая линия свяжет Даниловскую площадь, Ломоносовский проспект и район станции метро «Университет». К строительству таких легкорельсовых транспортных скоростных систем предлагается привлечь частный капитал на условиях частно-государственного партнерства. Поэтому создано совместное акционерное общество с долевым участием города, которое будет заниматься непосредственной практической реализацией.

Уже вырисовывается и вторая в стране система скоростного трамвая в Петербурге. Она получила название «Надземный экспресс». В настоящее время единственным видом скоростного городского транспорта в северной столице является метрополитен, имеющий радиальную структуру. Его сеть недостаточно развита в периферийных районах города и не позволяет в полной мере использовать его преимущества. Трасса «Надземного экспресса» запроектирована в южной части города и пройдет по территории пяти районов Санкт-Петербурга и свяжет между собой три существующие и одну перспективную линии метрополитена, а также две крупные станции железной дороги, обслуживающие пригородные перевозки. Таким образом, «Надземный экспресс» станет южным полукольцом в системе скоростного внеуличного транспорта северной столицы. В зоне непосредственного тяготения линии скоростного трамвая проживает порядка 530 тысяч человек. А в перспективе до 2025 года в зоне непосредственного тяготения трассы планируется ввести еще порядка 3,5 млн кв. метров жилья, а на предприятиях будут созданы 35 тыс. новых рабочих мест. «Надземный экспресс» создаст скоростную широтную связь между южными районами города и позволит населению удаленных жилых кварталов быстро и комфортно добираться до любой удобной линии метрополитена. По расчетам специалистов в 2025 году объем перевозок по линии составит 55 млн пассажиров в год, а среднесуточный поток примерно 180 тыс. человек, что сопоставимо с нынешним уровнем перевозок новосибирским метро.

Общая протяженность трассы будет составлять 31 км, а протяженность эстакадных участков – 19 км, а наземные участки с обособленным движением – 12 км. Средняя скорость движения будет в пределах 30 км/час, а стоимость всего строительства оценивается в 21 млрд рублей. Предусматривается и дальнейшее развитие сети скоростного трамвая. После завершения строительства южного полукольца от него будет создано ответвление в международный аэропорт «Пулково». Строительство «Наземного экспресса» начнется также в следующем году. 

Третьим проектом скоростного трамвая в России может похвастать Екатеринбург. Там, в юго-западной части города стартовало сооружение гигантского микрорайона «Академический» на 300 тысяч жителей. Французские архитекторы, проектировавшие этот жилмассив, заложили скоростной трамвай, который соединит микрорайон со станциями екатеринбургской подземки и позволит выбираться жителям «Академического» в центр уральской столицы. В бюджете Екатеринбурга на 2008 год уже запланированы расходы в сумме 78 млн рублей на проектирование и строительство этой трассы.

Нужен ли Новосибирску скоростной трамвай? Ответ очевиден. Метро с его очень медленным темпом строительства еще не скоро придет в спальные Затулинский, Северо-Чемской жилмассивы, в районы «Снегирей» и «Родников». Пока городская власть может предложить жителям этих районов услуги частного автобусного извоза. В час пик он с трудом справляется с потоком, не говоря уже о пробках, в которых вынуждены простаивать автобусы. Западный и столичный опыт подсказывает, что есть рецепты по избавлению горожан от транспортной проблемы. Нужен ли другим сибирским городам скоростной трамвай? Ответ также очевиден.

И в заключение приведу слова Президента России, сказанные им в Красноярске: «Ну и, наконец, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить разработку и утверждение комплексных программ развития пригородного и городского транспорта, предусматривающих увязку различных видов транспорта и повышение качества предоставляемых услуг». Хочется надеяться, что региональные власти субъектов Федерации Сибири откликнутся на призыв первого лица государства и в крупных областных и промышленных центрах региона вскоре помчатся современные трамваи, объезжая пробки. И только в памяти сибиряков останется старый добрый дребезжащий на поворотах краснобокий трамвай.

 

Александр Колпаков

 

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

http://www.moscowlrt.ru/

http://www.nadex.ru/

 


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.