Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



СПЕЦТЕХНИКА

СТРОИТЕЛЬНЫЕ САМОСВАЛЫ: КТО ПЕРЕТЯНЕТ РЫНОК?

Немного очнувшийся от кризиса строительный рынок сразу предъявил спрос на самосвальную технику, однако сегмент строительных самосвалов пока так и не дотянул до докризисных показателей. При этом после кризиса рынок показывает разнонаправленные тенденции. Это сигнал, что совсем скоро этот сегмент станет местом тектонических сдвигов и переделов. Что предпринимают для удержания рынка отечественные производители самосвальной техники, какие новые лидеры появились на нем?

Отечественный рынок строительных самосвалов – заповедник российских производителей, а также производителей из стран ближнего зарубежья. Это результат целенаправленной проводимой политики российского правительства. В годы строительного бума в первом десятилетии относительно приоткрывшийся рынок показал уязвимость отечественных самосвалов перед их зарубежными аналогами.

Строители, которым дорог каждый рубль, именно этим рублем проголосовали за зарубежную технику, которая, в отличие от выпускаемой на отечественных заводах, оказалась выше качеством, производительнее, надежнее, либо предпочтительнее в соотношении «цена/качество».

Два тренда характеризовали бум ввоза в страну зарубежной самосвальной техники. С одной стороны, на рынок самосвалов резко увеличились поставки европейской продукции, которая, прежде всего, характеризуется высоким качеством, неприхотливостью в эксплуатации и надежностью. Хотя по цене она намного дороже отечественной продукции. Однако строительные компании, которым необходима такая техника, сознательно шли на затраты. В результате до сих пор во многих парках строительных и дорожных компаний успешно трудятся самосвалы 2006/08 годов выпуска, ввезенные из Европы.

Другой итог тех лет – нахлынувшая и затем резко спавшая под ударом кризиса «первая волна» ввоза китайских самосвалов. Среди грузовой техники именно самосвальный сегмент по ряду причин показал высокий интерес отечественных строителей к китайской продукции. Однако «праздник» был недолгим.

Кризис подвиг правительство к поддержке отечественного производителя. Для того чтобы избежать серьезного провала, были приняты меры по поддержке отечественных производителей и введению ряда защитных мер. И сейчас, по прошествии трех лет, рыночный перевес на стороне отечественного гиганта – Камского автомобильного завода.  

При этом сами камазовцы должны были извлечь уроки из строительного бума прошлых лет.  Они просты и понятны. Первое. Технологически отсталую и ненадежную продукцию отечественного гиганта в условиях открытой конкуренции рынок отбросит на свалку истории. Привязанность отечественного  строителя к отечественным маркам самосвалов несколько преувеличена. Если на рынке появляется более дешевая продукция, пусть даже не слишком высокого качества, строительные компании без предубеждения голосуют за нее рублем. Поэтому Камскому автомобильному заводу нужно много работать для повышения качественных и технических характеристик своей техники, чтобы она была конкурентоспособной в координатах «цена/качество».

Кто подвинет лидера?

Пока автозаводы и импортеры только начали публиковать статистику продаж за прошлый год. Собрать воедино все показатели сейчас, когда журнал готовится к печати, не представляется возможным. Поэтому для характеристики развития рынка самосвалов ограничимся данными за три квартала прошлого года. Они показательны, поскольку отражают новые тенденции и тренды. В целом участники и игроки рисуют следующую картину посткризисного рынка. «Рынок самосвалов вышел в 2011 году лишь на треть докризисного объема. Основной подъем пришелся на весну и начало лета. В конце года традиционного всплеска продаж не последовало, поскольку опасения по поводу новой волны кризиса заставили многих заказчиков отложить закупку новой техники, – отмечает Анна ГАВРИКОВА, маркетолог-аналитик компании «Рено Тракс Восток» (г. Москва). – Пока рынок самосвальной техники далек от выхода из кризиса, темпы восстановления данного сегмента гораздо ниже, чем в сегменте седельных тягачей, который не только вышел на докризисный уровень, но и превысил его. Ряд строительных объектов по-прежнему заморожен».

Действительно, показатели производства, даже защищенного от конкуренции и стимулируемого госпрограммами крупнейшего отечественного производителя грузовых автомобилей – Камского автозавода, не достигает докризисных объемов. За три квартала предприятие выпустило чуть более 30 тысяч грузовиков, что на 39% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Львиную часть производственной программы предприятия составили самосвалы модели 65115 и 6520.

Аналитики из «Рено Тракс Восток» оценивают рыночную долю КамаЗа в 58%. Еще 10% рынка тяжелых строительных самосвалов имеет Минский автозавод из Белоруссии. На китайскую марку Shaanxi приходится 8%. Несколько ниже доля у миасского автомобильного завода «Урал».

Импортный сегмент представлен ввезенными в страну 2 900 новых самосвалов из-за рубежа. К нему следует приплюсовать еще тысячу подержанных б/у самосвалов. Под ввозом  б/у техники часто комуфлируются новые автокомплекты, которые дособирают уже на месте.

Среди импортных самосвалов по числу ввезенных лидирует китайская марка Shaanxi – 1169. Если посчитать всех «китайцев», то к этому числу прибавить еще 619 новых самосвалов Howo, 228 самосвалов FAW, 180 самосвалов DongFeng и 46 других китайских марок, то суммарно среди всех ввезенных в страну строительных самосвалов массой свыше 16 тонн китайские машины составят три из четырех (чуть менее 77%). Впору начинать говорить о старте второй волны ввоза китайских самосвалов в посткризисный период. Европейские конкуренты пока сильно отстают по объемам ввоза. Лишь предприятия, открывшие сборку в России, имеют некоторый шанс не упустить рынок и поспорить за его существенную долю. Это касается шведской компании Volvo, французской Renault и еще одного шведского автопроизводителя – компании Scania.

«Однако для нашей компании 2011 год был достаточно удачным с точки зрения реализации самосвальной техники, нам удалось увеличить продажи относительно 2010 года в шесть раз и завоевать благодаря этому чуть большую докризисной долю рынка европейских самосвалов, – отмечает Анна ГАВРИКОВА. – Если посмотреть на рынок в целом, то нельзя не отметить постепенное возвращение китайских производителей самосвалов, которые имеют все шансы составить конкуренцию европейским производителям в недалеком будущем».

Из других европейских производителей 263 самосвала ввезла немецкая компания MAN.

Поставки в Россию украинских самосвалов марки КрАЗ резко снизились в период кризиса. Сейчас предприятие медленно восстанавливает свои позиции. В прошлом году за отчетный период Кременчугский автозавод сумел ввезти в Россию 109 самосвалов.

Реновации в камском стиле

 Камский автомобильный завод в 2010 году провел кардинальные мероприятия по обновлению модельной линейки самосвалов, выпускаемых на предприятии. «Сейчас самой востребованной в модельном ряду Камского автозавода является самосвал модели «65 115». Модель уже по праву оценена предприятиями строительного комплекса России. Ответом КамАЗа на «китайское наступление» на российский рынок стала модель «6 520», грузоподъемностью 20 т, – говорит Екатерина КОЧЕТКОВА, начальник отдела продаж ООО «Кориб» (г. Набережные Челны). – Сейчас КамАЗ проводит программу модернизации, в рамках которой устанавливается новая кабина, а также новый лицензионный дизельный двигатель Cummins, выпуск которого освоен в Набережных Челнах. Потребуется немного времени, чтобы  потребитель, пока не имея накопленного опыта реальной эксплуатации, оценил все внедренные новшества».

В соответствии с новой линией стратегии развития предприятия вся линейка выпускаемой техники должна пройти обновление. И самый массовый самосвал России также не избежал омологации. В прошлом году начат серийный выпуск модели 65 115 с новым кузовом и новой кабиной. Хорошо всем знакомую камазовскую переднюю металлическую панель заменила более современная по дизайну пластиковая. Головная оптика переместилась на бампер. Место устаревших дверных ручек заняли более удобные ручки «под естественный хват».

Грузоподъемность обновленного КамАЗ-65115 составляет 15 тонн, а кузов имеет объем 10 куб. м. Это допускает эксплуатацию машины с осевой нагрузкой до 10 т. Обновленный кузов - овального сечения, такая форма позволяет обеспечить лучшую ссыпаемость грузов, к тому же она способствует меньшей прилипаемости при низких температурах – кузов обогревается отработанными газами. Двигатель удовлетворяет экологическому стандарту Euro-3, Euro-4. На обновленную модель устанавливается и лицензионный агрегат Cummins 6 iSBe 300 мощностью 300 л. с. Увеличен межсервисный пробег – до 30 000 км. Применение обогрева в системе питания, включая и топливный бак, позволяет использовать самосвал в условиях пониженных температур.

КамАЗ-6520 – модель, на которую завод сейчас делает ставку. В прайс-листе она представлена в 15 модификациях! С кузовами разного объема (от 12 до 20 кубометров) и сечения (прямоугольный или «полутруба»), ведущими мостами КамАЗ или Madara из Венгрии, с рестайлингом кабины или без него. Предусмотрены даже варианты, отвечающие нормам Euro 4 и Euro 5. При этом все КамАЗы-6520 оснащаются 16-ступенчатой коробкой передач ZF камазовского производства. Самый «простой» КамАЗ-6520 превосходит в габаритах предыдущую модель и предназначен для эксплуатации на дорогах, допускающих нагрузку 13 т. Кузов имеет также большую емкость – 12 куб. м, позволяет перевозить груз 20 т. Двигатель мощностью 400 л. с. представляет собой дальнейшее развитие семейства моторов 740, на которые устанавливается система Common Rail. Силовой агрегат работает в паре с 16-ступенчатой механической коробкой ZF. Это своеобразный ответ из Набережных Челнов на вторжение китайских высокобортных самосвалов.

Поработали в Набережных Челнах и над усовершенствованием четырехосного самосвала КамАЗ-65201 (8х4). Этот строительный самосвал по заявленным характеристикам не уступает зарубежным моделям. Грузоподъемность 25,5 тонн, объем платформы – 16 куб. м, угол ее наклона 55 градусов. По сравнению с дорестайлинговой моделью четырехосного самосвала удельная грузоподъемность увеличена на 8%, расход топлива снижен на 10%, а ресурс самосвала увеличен на 15%.

Белорусские инновации

МАЗ признанная марка на просторах России. Строительным компаниям самосвалы с зубром на радиаторе хорошо знакомы. В модельной гамме белорусского автопроизводителя сейчас имеются самосвалы МАЗ-6501 W6 и МАЗ-6516V8.

Сейчас заканчивается освоение полной линейки автомобилей с экологическим стандартом Евро-4. Большинство самосвалов минского производства оснащаются двигателями Ярославского моторного завода мощностью 412 л. с. Ведутся работы по установке на минские самосвалы двигателей Cummins.

Одна из интересных новинок минских автостроителей – четырехосный самосвал

МАЗ-6516 А8-321. Это несколько запоздавший ответ белорусских автостроителей на появление аналогичных машин из Китая. Силовой агрегат, установленный на четырехосном самосвале МАЗ-6516 А8-321, представлен 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 л. с. Сцепление  MFZ-430 и 12-ступенчатая коробка передач китайского производства 12JS200 TA.

Рама автомобиля – усиленная, типа «лонжерон в лонжероне». Высота основного лонжерона – 310 мм, вложенного внутреннего – 291 мм. Подвеска передних осей – рессорная, независимая между осями и зависимая на осях, со стабилизаторами поперечной устойчивости. Все четыре колеса на передних осях управляются при помощи гидроусилителя руля. Как известно, самосвалы с четырьмя управляемыми колесами  обладают худшей маневренностью по сравнению с автомобилями, имеющими одну управляемую ось. Тем не менее белорусские конструкторы лишили этого недостатка свое детище. Маневренность машины достаточна, чтобы развернуться на тесной стройплощадке. Кузов автомобиля имеет объем 21 куб. м, грузоподъемность минского самосвала – 25 тонн, при полной массе – 41 т. Новый самосвал является первой моделью нового поколения автомобиля с колесной формулой 8х4, разрабатываемого в рамках дальнейшего продолжения работ по повышению технического уровня и конкурентности продукции Минского автозавода.

 Кто поможет Уралу?

В модельном ряду уральского предприятия имеется трехосный заднеприводный 20-тонный самосвал «Урал-63685». Он уже прошел небольшой рестайлинг и модернизацию. Завод представил облегченную модификацию заднеприводного самосвала. В соответствии с новым техрегламентом допустимая нагрузка на ее заднюю тележку уменьшена с 26 до 18 т. По этой причине снижена грузоподъемность самосвала с 20 до 14,2 т, а полная масса не превышает 25 т. За счет этого, а также за счет применения менее мощного дизеля и, соответственно, менее дорогого дизеля ЯМЗ-236БЕ2.10  мощностью 250 л. с. По цене новинка будет более доступной, если сравнивать ее с базовой 20-тонной моделью, которая оставлена на конвейере.

Однако в прошлом году долго муссировалась тема начала выпуска на автозаводе «Урал» китайских грузовиков FAW. Судя по всему, окончание работ перенесено на 2012 год. Напомним, что Группа ГАЗ планировала запустить Совместное предприятие с китайским производителем грузовиков First Automobile Works (FAW). Доли в этом СП будут распределены поровну между обеими сторонами. Тяжелые грузовики под брендом FAW будут собираться на мощностях завода «Урал» в Миассе, объем производства составит до 10 тыс. машин в год. Для этого на предприятии будет модернизирована одна из производственных линий. На грузовики будут устанавливаться дизельные двигатели Ярославского моторного завода (ЯМЗ), который входит в группу ГАЗ, кроме того, на заводе в Миассе будет локализовано производство мостов и кабин.

 Китаец второй волны

Корпорация Shaanxi провела ребрендинг – теперь ее продукция именуется не иначе как  Shacman. Возникла корпорация Shacman в связи с проведением большого ребрендинга и окончательным объединением завода Shaanxi и компании MAN. Несколько лет назад самосвалы Shaanxi выпускались под своим названием и со своими конструктивными особенностями, но деятельность лицензировалась MAN.

Совсем недавно, а именно четыре года назад, на отечественном рынке в продаже появились китайские самосвалы. Постепенно объявились дилеры, которые и завезли на наш рынок Shaanxi. Популярность китайских машин вполне оправдана, ведь они пошли эффективным и лёгким путём, производя автомобили и их комплектующие (двигатели, КПП, узлы ходовой части) по лицензиям, выданным ведущими автопроизводителями со всего мира. Поэтому практически все запчасти производятся китайцами по проектам, которые были разработаны в американских центрах.
Именно это совместное сотрудничество компании MAN с заводом Shaanxi послужило началом для создания общей корпорации SHACMAN. На данный момент эта корпорация является одним из флагманов китайской автопромышленности. Ежегодно выпускаются десятки тысяч машин, которые раскупаются с большой скоростью, в том числе теперь и в России.
Новый самосвал уже успел понравиться отечественным строителям. В названии самосвала Shacman не случайно слышится «MAN»: кабина здесь совершенно официально взята от старой мановской модели F2000, а передняя панель в кабине — уже от более поздней модели TGX. А типично китайский здоровенный кузов,  его объем — 19,3 кубометра. Некоторые продавцы шутят и называют
Shacman – «Маном для бедных». Да и кузов все же несколько переразмерный, что позволяет строителям работать со ставшим уже традиционным у нас перегрузом.

 Kerax для строителей

«В 2011 году 100% наших продаж самосвалов составили трехосные Renault Kerax. Наши клиенты – это небольшие строительные компании, которые работают на юге России, в том числе на стройке в Сочи;  на карьерных разработках в Сибири, а также такие крупные и известные  компании, как «Росдорстрой», которой было отгружено в 2011 году 35 самосвалов, – отмечает Анна ГАВРИКОВА.- В настоящее время большую часть проданных автомобилей составляет техника, выпускаемая на заводе в Калуге».

Подавляющее большинство эксплуатируемых в настоящее время в России Renault Kerax оснащены двигателями DCi11 Euro-3, в то время как сейчас в продаже имеются автомобили только с мотором DXi11 Euro-4. Это тоже рядная «шестерка», уже рабочим объемом 10,8 л, но в отличие от предшественницы ее отдача выше: 370, 410 и 450 л с.

Renault Kerax – удивительно выносливый автомобиль, созданный специально для езды по бездорожью.

Созданный для сложных условий эксплуатации, Renault Kerax обладает рядом продуманных инженерных и конструкторских решений, обеспечивающих ему высокий уровень защиты. Это касается высокого дорожного просвета, трехсекционного стального бампера, глубоко посаженных фар с защитными металлическими решетками и ряда других элементов. Поврежденный угол или средняя часть бампера не вынуждают перевозчика менять всю деталь целиком – достаточно убрать только один фрагмент. Установленные независимо от бампера фары нередко остаются целыми даже тогда, когда сам бампер приходится менять. А металлические сетки защищают «глаза» автомобиля от попадания камней, комьев земли и строительного мусора, сберегая тем самым от разбивания.
Под бампером установлена стальная защита толщиной 4 мм, которая предохраняет жизненно важные органы машины от механических повреждений
.

Один из самых востребованных на российском рынке самосвалов – Renault Kerax 380.34 HD 6х4 с кузовом Meiller (Германия). Российское исполнение подразумевает наличие кабины Global без заднего стекла глубиной 2 м на четырехточечной механической подвеске и зеркал заднего вида с подогревом и дистанционным управлением (левое – широкоугольное), а также зеркало для парковки. Для внутреннего оснащения характерен люк в крыше, термическая изоляция и оборудование для холодного климата Grand froid. Водительское кресло на пневмоподвеске, регулируемое, отодвигаемое назад, позволяет полностью распрямить ноги во время отдыха. В кабине есть съемная сумка для вещей объемом 21 л, размещается за пассажирским сиденьем. В перечне другого оборудования – автономный отопитель «воздух-воздух» АТ 2000, кондиционер с возможностью работы с пыльным воздухом, автомагнитола на один компакт-диск с управлением на руле. Устанавливается электронный тахограф на два водителя с системой быстрой замены дисков и передачей данных на панель приборов.
В перечне есть электрическая розетка 12 В для дополнительного оборудования, дистанционное управление дверями, круиз-контроль на рулевом колесе. Комплектация для России – это также устройство для холодного пуска двигателя, антифриз до 
–40 ˚С, ограничитель режима коробки отбора мощности.

Андрей ФЁДОРОВ


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.