Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



КАК ПОВЫСИТЬ КОНКУРЕНТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ТЕХНИКИ?

О создании высококонкурентной продукции на российских предприятиях строительно-дорожного машиностроения рассказывает Сергей НИКОЛАЕВ, генеральный директор ООО «Фирма МС Консалтинг», д. т. н., проф., академик РАПК.

Как известно, российские предприятия строительно-дорожного машиностроения не только не вошли в число 50 ведущих предприятий мира в 2010 г.*, но и постоянно ухудшают свое положение на российском рынке, начиная с 2000 г. по настоящее время**. Например, доля продаж с 2000 г. по первую половину 2011 г. уменьшилась: по гусеничным экскаваторам - в 28,5 раза; по асфальтоукладчикам - в 15 раз; по дорожным каткам - в 3,6 раза; по бульдозерам - в 1,95 раза. Создание за последние 10 лет многих видов новой продукции российскими предприятиями было неудачным.

Все это обусловлено низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции и неэффективной деятельностью по ее обновлению. Соответственно, под продукцией имеются в виду как материальная ее часть (машина, сменное рабочее оборудование), так и нематериальная часть (услуги, сопутствующие продаже машин).

Как показывают результаты исследований, основными причинами низкой конкурентоспособности российской техники являются превалирующая на российских предприятиях «советская» идеология ведения бизнеса и несовершенная организация создания новых машин.

Ниже в статье на основании обобщения лучшего мирового опыта предлагаются рекомендации по созданию новой конкурентоспособной продукции на российских предприятиях строительно-дорожного машиностроения.

При этом под конкурентоспособной понимается продукция, которая в значительных объемах продается на рынке и приносит успех предприятию.

Как известно, без периодического создания новой конкурентоспособной продукции невозможна жизнедеятельность предприятия. Это обусловливается тем, что у каждой продукции есть свой жизненный цикл, включающий этапы: разработки, выведения на рынок, роста объема продаж, стабилизации продаж, спада объема продаж. Только приходящие на смену старым новые или улучшенные версии продукции позволяют поддерживать или увеличивать объем продаж продукции.

Соответственно, к новой продукции относится ранее не производимая на предприятии или усовершенствованный вариант существующей продукции.

Решение по созданию новой продукции чаще всего осуществляется по инициативе руководства предприятия или же на основании предложений, исходящих из внешней среды. Предложения для руководства по созданию новой продукции в плановом порядке подготавливает специализированное подразделение.

Идеологические основы успешного ведения бизнеса в сфере строительно-дорожного машиностроения

Российские предприятия преимущественно используют отсталые неэффективные стратегии достижения успеха на рынке: «улучшение производства машин», «улучшение конструкции изготавливаемых машин», «усиление сбыта машин».

Ведущие мировые компании в своей деятельности придерживаются следующей маркетинговой философии: «Условием достижения успеха предприятием является создание, предоставление и продвижение повышенной ценности продукции для выбранных целевых рынков более эффективными, чем у конкурентов, способами*».

При этом под потребительской ценностью понимается результат сопоставления потребительской выгоды (пользы), которую получает потребитель в результате приобретения продукции и затрат на ее приобретение.

Например, можно различать следующие выгоды потребителя в результате приобретения и использования конкретной продукции: на уровне строительной площадки (сокращение простоев техники, брака в работе, затрат на эксплуатацию, травматизма, вредного влияния на окружающую среду; рост выработки; исключение вандализма; возможность привлечения оператора с невысокой квалификацией и пр.); на уровне предприятия-собственника машин в целом (уменьшение потребности в технике, рост прибыли, уменьшение срока окупаемости, рост производительности труда, возможность продажи б/у машин по относительно высокой цене, повышение конкурентоспособности предприятия и др.); на уровне объекта строительства (повышение стабильности работ, снижение величины санкций за невыполнение условий контракта, повышение качества строительства и др.).

Каждая из перечисленных ценностей (выгод) имеет составляющие, обусловленные: ценностью машин, ценностью услуг, ценностью персонала поставщика и ценностью имиджа производителя. В свою очередь, издержки потребителя, связанные с приобретением продукции, включают денежные издержки, затраты времени, затраты энергии, эмоциональные затраты. Соответственно формирование потребительской ценности продукции отражено на рис. 1.

Характеристики ценности продукции не всегда могут быть измерены и восприниматься однозначно. Поэтому в передовой практике для косвенной оценки элементов ценности продукции (рис. 1) используются характеристики достоинств (качеств) непосредственно продукции; персонала поставщика, контактирующего с потребителем, и имиджа производителя. Это основывается на наличии следующей логической связи для определенного рассматриваемого объекта: характерные особенности объекта      достоинства (качества) объекта     польза (ценности) для потребителя. Соответственно, под характерными особенностями объекта понимаются его важнейшие отличительные признаки, обеспечивающие пользу у потребителей. Под достоинствами понимаются значения показателей (градации) свойств качества объекта, отражающие его характерные особенности.

Как показывают выполненные исследования, ценность непосредственно продукции может быть косвенно охарактеризована такими комплексными свойствами качества*, как производительность, надежность, экономичность, безопасность, экологичность работы и др. Соответственно, формирование каждого из перечисленных свойств качества продукции осуществляется под воздействием процессов, выполняемых производителем, дилерами и потребителями, непосредственно участвующими в формировании ценности продукции.

Потребительская ценность продукции оказывает влияние на удовлетворенность потребителя от ее приобретения. Если потребительская ценность купленной продукции ниже ожидаемой, то потребитель находится в неудовлетворенном состоянии. При этом он больше не приобретает данную продукцию и часто сообщает многим потенциальным покупателям свое отрицательное мнение о продукции. Если ценность приобретаемой продукции совпадает с ожидаемой, то потребитель находится в удовлетворенном состоянии. При этом часто вероятность повторной закупки составляет 50%. Если ценность продукции превосходит ожидания, то потребитель находится в состоянии глубокого наслаждения. При таком состоянии он готов к повторным закупкам, может согласиться на повышение цены и сообщает 10 ÷ 15 потенциальным покупателям свое положительное мнение по этой продукции. Он также готов закупать другую продукцию производителя, у которого он приобрел понравившийся ему товар.

Ведущие мировые компании нацелены на более высокое удовлетворение потребителей по сравнению с компаниями-конкурентами за счет формирования лучшей потребительской ценности продукции. Это может быть достигнуто за счет повышения выгод покупателя, или за счет снижения совокупных потребительских затрат, или за счет изменения обоих факторов.



* К. Слейт. 50 крупнейших производителей оборудования. Строительная техника и технологии. №4, 2011 г.

** Николаев С.Н. О коренном улучшении деятельности российских предприятий строительно-дорожного машиностроения. Вестник МС Консалтинг, июнь 2011 г.

* Ф. Котлер, К.Л. Кеплер. Маркетинг. Менеджмент. СПб. Питер. 2010.

* Имеется в виду не качество машины как материального объекта, а качество продукции, включающей материальную и нематериальную части.


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.