Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Особенности национальных проектов: нужны общие правила игры

   Разговор шел в том числе в рамках концепции федеральной целевой программы социально-экономического развития Сибири, первый вариант которой уже подготовлен. Следующим этапом, ведущим направлением которого является создание условий комфортного проживания с целью сохранения численности населения сибирских регионов, станет продолжение работы над концепцией на региональном уровне.

 
Крупные города растут
   Тенденция, характерная для всех сибирских территорий, — снижение объемов сданного жилья за счет сельской местности. К примеру, в Алтайском крае, по словам заместителя главы администрации Якова Ишутина, основная тенденция жилищного строительства — застройка крупных городов, на которые приходится большая часть вводимого жилья, при этом отмечается значительное снижение строительства в сельских районах.
По результатам прошлого года Красноярский край выполнил 826 тысяч квадратных метров жилья, львиная доля которых — 650 квадратных метров — приходится на город Красноярск, в 2006 году эти цифры планируется увеличить до миллиона. Под запланированные объемы готовятся перспективные площадки, по трем из которых красноярские строительные компании обратились в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Росстрой для получения государственных гарантий и компенсации банковских процентов.
В Омской области в 2005 году при плане 750 тысяч квадратных метров жилья введено 755. Рост составил 145% в сравнении с 2004 годом. Как доложил заместитель министра строительства и ЖКХ Омской области Юрий Ерехинский, осуществляется комплексная застройка микрорайонов на свободных территориях, земельные участки в строящихся районах обеспечиваются инженерной инфраструктурой за счет бюджетных средств. Правительством области заключено несколько крупных инвестиционных контрактов на застройку микрорайонов, планируется, что общая площадь построенного жилья составит около 3 миллионов квадратных метров.
Потребность в жилье по Томской области на сегодня составляет 5 миллионов 610 тысяч квадратных метров, в жилье нуждаются 80,6 тысячи человек. В 2005 году строительный комплекс Томской области ввел 0,29 квадратного метра жилья на одного человека. По СФО это второй результат по объемам введенного жилья после Омской области.
Увеличивается ввод жилья в Новосибирской области. В 2003 году здесь юридическими лицами было введено 403 тысячи квадратных метров жилья, физическими — 121 тысяча квадратных метров. В 2005 году в целом по области введено 720 тысяч квадратных метров жилья, из них порядка 160 квадратных метров составляет индивидуальная застройка. Задел на будущее — ставка на увеличение частного строительства. Из миллиона квадратных метров жилья, которое предполагается ввести в эксплуатацию на территории города Новосибирска и области в ближайшее время, 200 тысяч квадратных метров отводится на дома усадебного типа. Этот прогноз во многом выстраивается на имеющемся сегодня в регионе объеме незавершенного строительства: на первое января 2005 года объем достиг 3 миллионов 100 тысяч «квадратов». В целом объем «незавершенки» в минувшем году увеличился примерно на 500 тысяч квадратных метров.


Как сделать доступным жилье?
   Решение проблемы обеспечения граждан доступным жильем включает в себя как поддержку строительного комплекса, так и увеличение покупательной способности населения. Для этого сегодня в регионах активно задействуются ипотечные схемы, называемые строителями наиболее реальными финансовыми механизмами для увеличения участников строительного процесса. Однако в законодательном плане этот вопрос на сегодняшний день практически не проработан. Сложности с первоначальными взносами, уменьшением процентной ставки регионам остается решать для себя по-разному.
В реализации краевой программы по ипотечному строительству Красноярского края задействовано около пяти филиалов московских банков, на сегодня подготовлено порядка 2000 договоров по реализации ипотечного продукта.
В Омской области реализуется целый ряд программ ипотечного жилищного кредитования. На основе региональных стандартов ипотечные кредиты предоставляются на срок до 15 лет под 8 процентов годовых, на основе федеральных стандартов — до 30 лет под 14, а начиная с 2006 года, под 12 процентов годовых. Также действуют собственные стандарты 12 коммерческих банков, участвующих в реализации этих программ. В 2005 году в области выдано 1540 ипотечных жилищных кредитов на сумму 1 миллиард 102 миллиона рублей. В рамках программы господдержки при приобретении жилья омичам выделяются безвозмездные целевые адресные субсидии на погашение части стоимости жилья, в том числе и первоначального взноса при ипотечном кредитовании в размере 30–60 процентов от расчетной стоимости жилья. В 2005 году такая поддержка предоставлена 25 семьям бюджетников, в 2006 году эту цифру планируется увеличить до 100 семей. Для увеличения объемов жилищного кредитования, помимо действующего областного закона об ипотеке, намечается разработать проект областной целевой программы «О развитии ипотечного кредитования до 2010 года».
Для внедрения унифицированной системы при финансировании жилищных ипотечных кредитов с 2003 года в Томской области действует региональное ипотечное агентство с уставным капиталом 35 миллионов рублей. Исходя из существующих сегодня ставок рефинансирования, томичи собираются внести в свое региональное заксобрание предложение по увеличению уставного капитала на 20 миллионов рублей, что, рассчитывают специалисты, позволит привлечь через ипотечное жилищное агентство порядка 600 миллионов рублей.
Заместитель главы администрации Новосибирской области Владимир Анисимов уверен: по направлению ипотечного кредитования должно работать большое количество финансовых структур.
«То, что финансовый институт, который занимается предоставлением кредитов, — не единственный, само по себе уже хорошо, — считает Владимир Анисимов. — Это дает возможность манипулировать ценой предоставления кредитов и так далее. Результаты не заставляют себя долго ждать. По 2006 году, благодаря такому количеству предприятий, занимающихся кредитованием строительства жилья, процентная ставка у нас в области достигнет порядка 12–13 процентов».
В городе Новосибирске в течение трех лет 12 банков ведут кредитование жилищного строительства на разных условиях. Безусловным лидером при этом остается Сибирский банк Сбербанка России, выдавший за последние годы 2,5 тысячи кредитов на сумму почти 900 миллионов рублей. Ипотечным кредитованием занимается Новосибирское областное агентство, выдавшее 1231 кредит на сумму 860 миллионов рублей. Работают схемы кредитования граждан с предоставлением мер государственной поддержки жилищного строительства через субсидирование процентной ставки либо через предоставление субсидий на первоначальный взнос.
«Однако субсидирование процентной ставки порождает последующие обязательства администрации перед населением или банковскими структурами. Поэтому решено предоставлять субсидию застройщику по дифференцированной ставке, — поясняет Владимир Анисимов. — На территориях, прилегающих к Новосибирску, — городах Бердске, Кольцово — это 250 тысяч рублей, в районных центрах и крупных городах области — 200 тысяч рублей и для территорий сельских районов — порядка 100 тысяч рублей».
Определенные результаты в развитии ипотечного кредитования прослеживаются в Алтайском крае. Здесь в 2004 году выдано 654 кредита на 213 миллионов рублей, в 2005 году — 1695 кредитов на 818 миллионов рублей. Проблема, по словам заместителя главы администрации Алтайского края Якова Ишутина, в том, что сегодня эти кредиты идут на вторичный рынок, что ведет к увеличению стоимости жилья и, по сути, срыву реализации приоритетной национальной жилищной программы.
В Алтайском крае, кроме классических ипотечных схем, существует очень хороший регламент ипотечного кредитования в Алтайском банке СБ РФ, который дает ипотечные кредиты под имущественные права застройщика без оформления залога. Это лучший вариант для развития первичного рынка жилья, а, следовательно, и снижения стоимости недвижимости. По словам представителя Союза строителей Алтайского края Михаила Фокина, сегодня в Алтайском крае квадратный метр на вторичном рынке жилья на 2,5 тысячи рублей дороже, чем на первичном.
«В центре Барнаула один квадратный метр в «хрущевке» стоит 34 тысячи рублей, в новом кирпичном доме — 18 тысяч. Поэтому лично мне непонятно, когда 70 процентов акций СБ РФ принадлежит государству и при этом выпускается закон о долевом участии в строительстве, который вообще исключает возможность участия Сберегательного банка в кредитовании застройщика под имущественные права», — говорит Михаил Фокин.


Инфраструктура требует развития
В числе целого ряда основных проблем реализации жилищных нацпроектов в субъектах РФ — отсутствие региональных программ расширения и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Обеспечение земельных участков инженерными сетями — это государственная задача, на решение которой в 2005 году территориям планировалось выделить 14,3 миллиарда рублей. Но, к сожалению, до сих пор нет правил получения этих средств, и 2005 год выпал из финансирования. К примеру, изыскание необходимых для реанимации основных фондов ЖКХ Томской области 15,5 миллиарда рублей — задача не из легких, поэтому и целевую областную программу по обеспечению инженерной инфраструктурой строительных площадок приходится сокращать, оставляя лишь наиболее важные статьи расходов — программу по модернизации основных фондов источников и сетей теплоснабжения и некоторые другие. При этом для участия в конкурсе федеральная целевая программа «Жилище» требует наличия проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу по конкретным объектам.
По оценке омских специалистов, для реализации намеченных на 2006 год объемов строительства жилья до 2010 года в развитие инженерной инфраструктуры города Омска и райцентров области необходимо вложить свыше 53 миллиардов рублей. Реально на решение этих задач возможности привлечь такой объем средств нет. Областная целевая программа нацелена на привлечение частных инвестиций и государственных гарантий на развитие электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, водоотведения микрорайонов массовой застройки. Решение этих вопросов предусматривается как путем строительства новых объектов, так и реконструкции действующих коммуникаций. В текущем году из областного бюджета на эти цели планируется направить лишь чуть более 1 миллиарда рублей и за счет внебюджетных источников привлечь еще порядка 5 миллиардов рублей. Также в Омской области приняты целевые программы по техническому перевооружению в жилищно-коммунальном комплексе, обеспечению населения области питьевой водой, энергоресурсосбережению, направленные на экономию и повышение качества услуг. Общая планируемая сумма затрат на 2006–2010 годы по всем этим программам равняется почти 20 миллиардам рублей, ожидаемый экономический эффект — 4,5 миллиарда рублей.
Еще одним серьезным сдерживающим решение национальной программы по доступному, комфортному жилью фактором является недостаточное развитие банковской системы. Как рассказали томские специалисты, сегодня на территории их области можно взять кредит не более 50 миллионов рублей на срок не больше года. При этом закон о долевом строительстве обязывает застройщика за счет кредитных ресурсов или дефицитных оборотных средств не только подготовить строительную площадку, но и защитить проект, подвести инженерные сети, при необходимости — произвести расселение. Только после этого возможно получение разрешения на строительство. Эта подготовка в целом дает затраты около 3 тысяч рублей на один квадратный метр. Таким образом, банковская система фактически не работает на строительную отрасль. Эту проблему необходимо решать на государственном уровне, — самостоятельно регионам, в которых работают в основном филиалы центральных банков, с задачей подобного масштаба не справиться, уверены представители строительного сообщества Сибири.
Сегодня готовятся изменения и дополнения закона о долевом участии в строительстве, который сейчас ставит строителей, по мнению специалистов из регионов, в кабальные условия. «Один долевщик не позволяет застройщику взять кредит в 300 миллионов рублей! Налаживание четких, продуманных взаимоотношений между банком и застройщиком и создание законодательства, позволяющего обойти подобные препоны, нам бы не помешали. Закон должен уравнять права и застройщиков и долевиков», — комментирует Михаил Фокин.
В Красноярском крае существует проблема с узакониванием строительства индивидуального жилья. Сегодня разрабатывается региональная законодательная база, определяющая ответственность гражданина за уклонение от оформления в собственность жилья, в котором он проживает длительное время. «Отягчающим обстоятельством», по мнению представителей руководств регионов, является уклонение, таким образом, от участия в пополнении бюджетов поселений — уплаты налога на имущество. Однако зачастую граждане элементарно и без злого умысла не проинформированы о сроках и процедуре оформления права собственности. К тому же требуется значительное упрощение этих процессов и снижение платы за необходимую экспертизу БТИ с имеющихся 8–9 до 1,5–3 тысяч рублей. Человек, долгие годы строивший индивидуальное жилье за свои деньги при заработной плате на селе от 1,5 до 3 тысяч, дополнительно таких средств найти не может, — дом, что называется, «вытянул», а его регистрация уже не по силам.


Снизить себестоимость материалами
В снижении себестоимости и сокращении сроков строительства омичи делают ставку на применение местных строительных материалов. Для этого в Омской области разработана программа развития производства материалов, рассчитанная до 2010 года. Уже к 2005 году объемы производства выросли на 39 процентов. Введено в действие семь новых производств по выпуску эффективных строительных материалов и конструкций, включая линии по выпуску газобетонных стеновых блоков, цех по производству железобетонной трубы диаметром 600 миллиметров, первая очередь кирпичного завода.
Рост объемов строительства жилья, его удешевление требуют пропорционального роста объемов промышленной индустрии строительных материалов. По словам Владимира Анисимова, сегодня строители серьезно ограничены по мощностям цементных предприятий и других производств, необходимых для развития отрасли. Поэтому, считает заместитель новосибирского губернатора, самое время выходить в Правительство РФ с целевой программой по созданию предприятий строительной индустрии или с предложением о поддержке таких предприятий, поскольку выделения масштабных целевых средств добиться очень сложно.


Преодолеть барьер
Серьезным препятствием развития строительной отрасли являются и административные барьеры. Сегодня согласованием строительной документации занимается 21 структура, и каждый из необходимых этапов согласования требует немалых затрат. При большом количестве дорогостоящих экспертиз сложно говорить о реализации системы «одного окна» при оформлении пакета строительной документации. «Свести» все федеральные структуры, уполномоченные проводить проверки и согласования, на местном уровне оказывается непростой задачей.
Проблему совершенствования правовой базы в сфере жилищных отношений регионы решают по-разному. В Омской области принят закон о государственной политике в жилищной сфере, определяющий компетенцию органов государственной и муниципальной власти, а также регулирующий отношения в отрасли в целом. Также для снижения бюрократических барьеров при проектировании и строительстве объектов в соответствии с изменениями омского градостроительного законодательства ведется разработка ряда законов о регулировании градостроительной деятельности на территории области.
Внесение ясности требует и сфера технического регулирования в строительстве. За последние два года после вступления в силу закона о техническом регулировании не выпущено ни одного регламента, что порождает замешательство участников строительного рынка в части законности имеющихся на сегодня СНиПов и ГОСТов. Чтобы как-то выйти из этого положения, каждая территория самостоятельно разрабатывает для себя территориальные строительные нормы.
«На сегодня ни у одного из регионов нет алгоритма реализации федеральной жилищной программы, — говорит Владимир Гончаров. — Не понятно, по какому принципу будут распределяться федеральные средства, к примеру, на инженерную инфраструктуру. Для этого регионы должны предоставить комплексные планы застройки, однако согласно градостроительному кодексу для получения земельного участка муниципалитету нужно пройти достаточно извилистый путь: зарегистрировать кадастр, поставить участок на торги, которыми мы еще не научились заниматься. Так что и 2006 год по программе «Жилище» от нас практически уходит».
«У нас такое впечатление, что федеральный центр нас не слышит, и все предложения, которые мы вносим, остаются на бумаге, — говорит Владимир Гончаров. — Для успешной реализации жилищных нацпроектов должны быть общие «правила игры», задавать которые — задача Федерального агентства по строительству и ЖКХ. Сегодня нуждается в дополнении Жилищный кодекс РФ в части определения порядка и учета граждан, имеющих право на получение господдержки по подпрограммам федеральной программы «Жилище». С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменились организация и структура органов местного самоуправления, появились поселения. Не принят федеральный закон о тарифном регулировании в локальных естественных монополиях. Все это тормозит развитие строительной отрасли в целом».

Анна Молотова.


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.