Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Дан старт дискуссии

   В стратегическом плане устойчивого развития Новосибирска, принятом городским сообществом и утвержденном городским советом в марте 2005 года, сформулированы цели социально-экономического развития города, обеспечения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, задачи повышения качества городской среды и устойчивости градостроительного развития. Эти положения стали основой для разработки концепции Генерального плана.
Вместе с тем концепция носит углубляющий и конкретизирующий характер по отношению к целевым задачам плана устойчивого развития, обеспечивает пространственную интерпретацию применительно к территории и архитектурно-планировочной структуре города. Концепция Генерального плана является необходимой стадией обоснования проекта Генерального плана в соответствии с требованием ст. 23 Градостроительного кодекса. «Настоящий проект концепции Генерального плана, который разработан на период до 2030 года, — это документ принципиально нового типа», — заявил главный архитектор города Валерий Арбатский, открывая общественное обсуждение концепции Генерального плана города Новосибирска.
В отличие от технико-экономических обоснований генеральных планов предшествующих периодов, его положения носят прогнозно-аналитический характер, и основаны на результатах текущей оценки существующей и прогнозируемой градостроительной ситуации.
В новой концепции генплана достаточно подробно проведен анализ реализации всех предшествующих генеральных планов города, выявлены тенденции, которые сохранили свою актуальность, и те факторы, которые объективно утратили свое влияние в настоящее время. Девять ранее разработанных генеральных планов во многом определяли политику развития города. Анализ предшествующих планов показал, что город в настоящее время имеет значительные территориальные ресурсы и открытую планировочную структуру, которая позволяет в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации выявить необходимые площадки под новое строительство. Вместе с тем, в силу ряда причин, исторически сложившаяся планировочная структура  города имеет характерные особенности, которые сегодня могут проявляться как негативные факторы.
Особенностью города остается обширность и расчлененность сложившейся структуры: он разделен широкой долиной реки Обь на правобережную и левобережную планировочные зоны, жилая застройка расчленена на дискретные части крупными промышленными, производственно-складскими зонами и линиями железных дорог.
Общая площадь территории Новосибирска составляет 666 квадратных километров. Анализ данной ситуации показал, что существуют территориальные резервы в пределах городской черты, достаточные для развития города до 2030 года. За прошедший период в городе образовались большие площади неиспользуемых или нерационально используемых территорий. К ним относятся неудобья подтопляемых территорий, неэффективно использующиеся промышленно-складские территории и т. п. К этому следует добавить около 5 000 га городских земель, которые используются не по назначению внутри селитебных территорий.
Выявлены основные проблемы транспортной инфраструктуры. Протяженность магистральной сети города составляет 275 км, плотность 0,59 км на квадратный километр. Определены самые загруженные городские трассы. Решение транспортной проблемы Новосибирска — в приоритетном развитии систем магистралей с большой пропускной способностью.
Проведен анализ инженерных систем города: электросетевого хозяйства, газового, систем канализования, водоснабжения и др. Он представлен в текстовой форме: дана оценка их состояния, вскрываются основные проблемы и указаны направления их развития. Концепция развития инженерной инфраструктуры обусловливает дальнейшее территориальное развитие города.
Поскольку генеральный план имеет прогнозно-аналитический характер, одним из самых важных является прогноз численности населения как ключевого показателя, который будет определять тенденции социально-экономического развития города. Расчет численности населения произведен в соответствии с учетом тенденций роста населения в самый благоприятный период 2000–2005 годов, когда он составлял 0,1% в год. В прогноз закладывались такие тенденции, которые характерны для демографической ситуации сегодня:
-  приток населения из поселений новосибирской агломерации;
-  приток внешних мигрантов в Новосибирск (этому способствует миграционная доктрина, принятая на федеральном уровне);
-  увеличение среднегодового прироста в связи с учетом положительной динамики экономического роста в стране и Новосибирске. В результате прогнозная численность населения принимается на:
2015 г. — 1430 тыс. чел.
2030 г. — 1500 тыс. чел.
2050 г. — 1600 тыс. чел.
Таким образом, в концепции принят целевой стратегический параметр — сохранить уровень населения Новосибирска и статус столичного центра Сибирского региона.
В концепции учтены долговременные тенденции формирования новосибирской агломерации, формирования перспективной системы расселения Западной Сибири, в которой Новосибирск будет играть роль города-центра. Рассматривается модель градостроительной системы будущего — Большой Новосибирск.
С высокой степенью вероятности можно считать, что после 2050 года с учетом достижения численности населения 1 600 тыс. чел. станет актуальной задача территориального развития города. Собственно город Новосибирск должен прирасти за счет пригородных территорий.
Системообразующими элементами модели является транспортный и экологический каркас агломерации. В концепции предлагается создание единой транспортной системы города и агломерации. На обозначенные периоды принята динамика роста автомобилизации:
2005 г. — 125 авто/1000 жителей;
2015 г. — 200 авто/1000 жителей;
2030 г. — 300 авто/1000 жителей;
2050 г. — 500 авто/1000 жителей.
В концепции обосновываются предложения по территориальному планированию на период до 2015 и 2030 гг. В качестве критериев приняты для жилищного строительства перспективные базовые параметры, исходя из динамики роста базовых показателей средней обеспеченности общей площадью жилья на одного жителя. Принята следующая динамика:
2005 г. — 18,8 кв.м/чел;
2015 г. — 22 кв.м/чел;
2030 г. — 30 кв.м/чел;
2050 г. — 40 кв.м/чел.
С существующего объема жилого фонда в 26,5 млн кв. м он возрастет к 2015 году в 1,3 раза, а к 2030 году — в 1,7 раза.
В концепции определены основные приоритетные задачи до 2015 года.
Ими станут освоение площадок под комплексное жилищное строительство с нарастающими ежегодно объемами ввода жилья — проектировщики исходят из ежегодного объема 750–800 тысяч кв. м жилья в год. Расширение и реконструкция кварталов со сносом ветхого жилого фонда. К главным задачам относятся модернизация и строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе строительство Оловозаводского моста через реку Обь. Продолжится возведение жилья на ранее отведенных площадках. На них возможно возведение не менее 5–6 млн кв. м жилья. Кроме того, начнется освоение крупных площадок в рамках реализации национальной программы по строительству доступного жилья. Увеличатся объемы строительства индивидуального жилья до уровня 100 тысяч кв. м в год. Установлено, что на период до 2015–2020 годов намеченные объемы жилого строительства обеспечиваются имеющимися территориальными ресурсами города. На период до 2030 г. потребуется максимальное эффективное использование городских территориальных резервов, в том числе освоение площадок с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями, расширение объемов реконструкции, уплотнение существующей застройки.
Дальнее развитие получит территория общегородского центра за счет строительства новых градостроительно-значимых объектов, реконструкции существующих. Планируется дальнейшее развитие ландшафтно-рекреационных зон. Благоустройство набережных, создание новых парковых зон и спортивных комплексов. Предусматривается, что активизируются процессы формирования новых и реорганизация существующих научных и производственных зон. Создание системы технопарков в Академгородке, вынос из центральной части города экологически опасных и неэффективных производств. Продолжится реконструкция и развитие улиц и магистралей, таких как ул. Кирова, ул. Большевистская, Бердское шоссе. Продолжится развитие сети метрополитена.
В связи с коренным изменением социально-экономической ситуации в последнее десятилетие требуются кардинальные усилия для решения транспортных проблем. Из анализа стало ясно, что для кардинального решения транспортных проблем требуется применение новых подходов и расчетно-методической базы, поскольку реальная картина использования дорожной сети и транспорта населением значительно отличается от картины 20-летней давности. Опережающее развитие транспортной системы города — принципиальная установка концепции.


   Приоритетами развития Новосибирска до 2030 года признаны:
1. Увеличение жилого фонда города в нынешних границах до 45 млн кв. м за счет нового строительства и нарастающих объемов модернизации, в том числе за счет реконструкции домов первых массовых серий.
2. Предусматривается полная ликвидация аварийного жилого фонда и максимальное сокращение ветхого. Уровень обслуживания населения во всех частях города будет не ниже муниципального градостроительного стандарта.
3. Активное строительство новых объектов энергетики. В частности планируется завершить строительство ТЭЦ-6 и других объектов инженерной инфраструктуры.
4. Реорганизация промышленных зон, перемещение вредных и опасных производств из центральных и селитебных зон.
5. Сохранение системы природных озелененных территорий. Комплексное ландшафтное благоустройство и строительство городских лесов.
6. Развитие общественных территорий и центров. Предусматривается увеличение этих территорий до 1 700 га и доведение до норматива 10 кв. м на жителя. По этому показателю Новосибирск приблизится к Москве.
7. Дальнейшее развитие транспортных артерий города и агломерации, включающие сооружение двух мостовых переходов через Обь, завершение строительства внешнего обходного транспортного кольца: Северного, Восточного и Южного объездов. Планируется, что к 2030 году будет сформирован каркас скоростных магистралей. Протяженность и плотность транспортной сети приблизится к нормативным показателям.
В ходе разработки данной концепции создан серьезный задел для дальнейшей работы. Собран необходимый исходный материал, в том числе и на электронных носителях. Впервые разработчики получили все материалы по инженерным сетям города.
Одобрение концепции Генерального плана городским советом позволит завершить работы до конца этого года. На начало 2007 года планируется проведение публичных слушаний Генерального плана — таково требование Градостроительного кодекса. Будут проведены необходимые согласования и экспертиза документа. Наряду с Генеральным планом параллельно будут разработаны проекты детальных планировок отдельных частей города. Впоследствии на основе генплана предусматривается создать правила землепользования и застройки на территории города Новосибирска.
Анатолий Сергеев.


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.