Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Время для роста

— Производство сухих строительных смесей стало одной из важнейших составных частей отрасли промышленности строительных материалов. Какова расстановка сил на российском рынке ССС?
— На сегодняшний день, по данным нашего Союза, в России насчитывается более 200 предприятий, которые выпускают сухие смеси как общестроительного, так и специального (гидроизоляция, теплоизоляция и др.) назначения. Разумеется, среди них имеются как крупные производители, так и мини-заводы, и небольшие технологические линии, изготавливающие ССС для локальных продаж или нужд конкретного предприятия.
В топ-пятерку наиболее популярных на сегодняшний день на российском рынке изготовителей сухих смесей входят: группа компаний «КНАУФ» (несколько довольно крупных заводов в России); московская фирма «Унистром-Трейдинг» (торговая марка «Юнис»), московская же компания «Старатели», MC-Bauchemie Russia (ранее — «ОТЛИ», марка «Плитонит») и концерн Maxit (до недавнего времени Optiroc; с торговыми марками «Ветонит» и «Серпо»). Эти производители на сегодняшний день контролируют около 50% российского рынка ССС. За исключением концерна Maxit, означенные компании мы относим к российским предприятиям, поскольку все они имеют производственные базы в нашей стране.
В принципе, 10–12 крупнейших отечественных изготовителей сухих строительных смесей, имеющих федеральные брэнды, контролируют порядка 55–60% всего нашего рынка ССС. Все остальные российские производители обладают лишь локальными брэндами, то есть их продукция не выходит за рамки «родного» региона и его ближайших соседей.
— Можно отметить, что бум создания и развития локальных производителей ССС пришелся на последние несколько лет, при этом на рынке еще 5–7 лет назад доминировали иностранные производители, какова их доля рынка сейчас?
— Со времени августовского кризиса 1998 г. происходит неуклонное сокращение доли российского рынка сухих строительных смесей, контролируемой зарубежными производителями. На тот момент около 85–90% использовавшихся модифицированных (то есть включающих в себя специальные химические добавки, обеспечивающие необходимые потребительские свойства) ССС были импортными. Впрочем, тогда весь рынок сухих смесей был совсем невелик.
На сегодняшний день порядка 85% российского рынка ССС прочно удерживают за собой отечественные производители. На долю импортных смесей остается, соответственно 15%, и цифра эта постепенно уменьшается. Большинство зарубежных производителей, громко заявивших о себе на российском рынке еще в 90-х годах, пошло путем создания своих производств на территории нашей страны. Это и входящий в топ-пятерку концерн «КНАУФ», известные компании «Хенкель Баутехник» (Германия) и Atlas (Польша), открывшие свои заводы в Московской области летом 2003 г., и ряд других.
Среди импортируемых сухих строительных смесей на первом месте стоит продукция концерна Maxit (торговые марки «Ветонит» и «Серпо») — до 50%. Впрочем, в ближайшее время эта картина должна измениться: в Нижегородской области концерн Maxit запустил производство своих ССС на новом заводе. Определенную долю занимают привозные материалы группы компаний «КНАУФ» (при этом часть из них производится на заводах в ближнем зарубежье, например, в Молдавии). Примерно 6% импорта контролирует Atlas, около 4% — Henkel. Остальные зарубежные производители, в том числе такие уважаемые, как «Мапеи» (Италия), «Киилто» (Финляндия), «Пуфас» (Германия) и др., представлены весьма незначительно.
Любопытно, что в денежном выражении картина выглядит несколько иначе. Из 20 млрд рублей, затраченных российскими строителями на приобретение сухих смесей в 2004 г., около 5 млрд (то есть практически 25%) были уплачены за импортные материалы. Обусловлено это как тем, что цена ССС зарубежного производства выше, чем у отечественных, так и тем, что ввозятся в основном сравнительно дорогие модифицированные составы, обладающие специфическими свойствами.
— Отличительной чертой рынка сухих строительных смесей являются высокие темпы роста. Что ждет его в ближайшие годы? Как долго будет расти потребление ССС на отечественном рынке?
— Динамика роста производства сухих смесей впечатляющая. В 2000–2002 гг. ежегодный прирост объемов выпуска ССС составлял около 50%. В 2003 г. была достигнута рекордная отметка в 60%. После этого темпы прироста естественным образом снизились. В 2004 г. эта цифра составила около 40%. В 2005 году, по нашим данным, рост составил порядка 25%, а в следующие 3–4 года, если на рынок не будут влиять внеэкономические факторы и не возникнет каких-либо серьезных катаклизмов, — ориентировочно 20–22%.
В абсолютных цифрах объемы производства сухих строительных смесей в России характеризуются такими значениями: в 2000 г. — 377 тыс. тонн, в 2002 — 861 тыс. тонн, в 2003 — почти 1,4 млн тонн. В 2004 году этот показатель достиг почти 2 млн тонн. В дальнейшем тенденция к росту, по оценкам экспертов, сохранится. В прошлом году объем выпуска сухих строительных смесей достиг 2,5 млн т, в текущем — около 3 млн т, а к 2008 г. приблизится к отметке 4 млн тонн в год. Вне всякого сомнения, резервы для роста имеются, и весьма значительные.
В качестве основной причины сверхбыстрого прироста объемов производства в 2000–2003 гг. нужно назвать тот факт, что модифицированные сухие строительные смеси сравнительно недавно — только в 90-е годы — начали использоваться в России. Соответственно, емкость рынка была очень велика. Таким образом, рост объемов производства ССС связан не только с общей положительной динамикой развития строительной отрасли в целом, но и с наверстыванием отставания в использовании смесей. Кстати, по сравнению с экономически развитыми западными странами, в России объем их потребления и по сей день в общем-то невелик. В настоящее время постепенно происходит сокращение этого отставания. Этим и объясняются опережающие темпы роста производства ССС по отношению к другим отделочным строительным материалам. Но по мере того, как Россия догоняет западные страны по масштабам использования смесей, темпы прироста объемов их выпуска снижаются.
— Каковы основные тенденции развития производства сухих смесей?
— На начальном этапе массового выпуска сухих строительных смесей в России практически все фирмы начинали производство с самых простых и востребованных продуктов — плиточных клеев, работая в низком ценовом сегменте. В то время на долю этих материалов приходилось до 80% от общего объема выпуска продукции. До сих пор у многих клей является основной (до 60–70%) позицией в ассортиментном ряду. По данным партнерской компании нашего Союза — ЗАО «Агентство строительной информации» — в 2004 г. в России доля выпуска клеевых ССС составляла 48%. На долю штукатурных смесей пришлось 27%, шпатлевки заняли 11%, еще 10% пришлись на ровнители для пола и 4% остались за прочими видами сухих смесей (затирки и др.). В развитых европейских странах наблюдается иная картина: там доля клеевых ССС не превышает 15–20%, тогда как различные штукатурные смеси занимают более 50% от объемов выпуска. Нам до такого положения еще далеко, но движение в этом направлении, несомненно, имеется. Радует тот факт, что в последнее время целый ряд российских производителей (например, «Старатели», ЕК «Кемикал», «Крепс», «Петромикс», MC Bauchemie Russia и др.) концентрирует свои усилия на производстве высокотехнологичных, качественных продуктов, продолжая выпускать простейшие клеевые смеси для поддержания ассортиментного ряда.
— Российский рынок всегда характеризуется теми или иными региональными особенностями. Каков региональный расклад на рынке ССС?
— В настоящее время в России можно выделить четыре основных центра выпуска модифицированных сухих смесей. Это, конечно же, Москва — безусловный финансово-экономический центр, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Новосибирск. В этих городах имеется немало серьезных изготовителей ССС, в том числе и с известными общенациональными брэндами.
В Москве (и области) располагаются производственные базы таких компаний, как «Унистром Трейдинг», «Старатели», «Хенкель Баутехник», Atlas (всего — более 50 фирм); в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — «КНАУФ», MC-Bauchemie Russia, «Крепс», «Петромикс»; в Нижнем Новгороде — «ЕК Кемикал»; в Новосибирске — «Геркулес», «Диола». Эти торговые марки имеют распространение далеко за пределами «своих» регионов.
В процентной «раскладке» лидирует, разумеется, Центральный округ (почти 60%). На втором месте — Северо-Запад (более 16%). На остальные округа приходится менее 25%.
В целом, в большинстве регионов выпуск сухих строительных смесей развит сравнительно слабо. В принципе, почти везде существуют небольшие региональные производители, но их «влияние» не выходит за пределы «родного» города. Конкуренцию им составляет привозная продукция из перечисленных выше центров.
— Как бы Вы охарактеризовали прошедший год? И Ваш прогноз на год нынешний?
— Кратко резюмируя итоги 2005 года, можно сказать, что в целом наши прогнозы и ожидания оправдались: рост внутреннего производства модифицированных ССС составил 2,5 млн тонн, общий объем потребления сухих смесей — около 2,8 млн тонн (с учетом импорта, который, по нашим оценкам, составил примерно 300 тыс. тонн, из которых на долю продукции концерна Maxit пришлась почти половина).
Если говорить о перспективах ССС-рынка в 2006-м, то к концу года суммарный объем производства сухих смесей в РФ перевалит за отметку в 3 млн тонн, а темпы роста составят около 20–22%. Однако они могут и сохраниться на уровне 2005 года (около 25%) — в том случае, если уже упомянутый концерн Maxit — производитель популярных в России смесей под торговой маркой Vetonit — сможет на полную мощность загрузить свой новый российский завод-стотысячник, расположенный в Нижегородской области.
В целом же в наступившем году мы не ожидаем каких-то революционных изменений на российском рынке сухих смесей: группа лидеров уже очерчена, появление того или иного крупного игрока, который бы смог сколько-нибудь существенно повлиять на изменение долей рынка, — маловероятно. Так что сенсаций и кардинальных прорывов ждать не приходится.
Но хочу отметить, это — не стагнация, а стабильное развитие, где 20%-ный рост объемов производства ССС выглядит вполне оптимистично, особенно на фоне темпов роста в прочих сегментах рынка строительно-отделочных материалов, которые характеризуются менее высокими темпами.
— И в заключение расскажите, пожалуйста, о деятельности, которую ведет Союз производителей сухих строительных смесей.
— В настоящий момент в Союз входит 10 компаний: 4 петербургские, 4 московские и 2 — крупные региональные. Это, казалось бы, не очень много, особенно если учесть, что производителей ССС в России более 200. Но на предприятиях, входящих в СП ССС, на сегодняшний день выпускается около 25% всех российских смесей. Причем надо подчеркнуть, что наш Союз не имеет установки на лоббирование только компаний — участников Союза; наша главная задача шире — информировать строителей о тех возможностях, которые предоставляют современные высокоэффективные модифицированные сухие смеси. А такая деятельность, несомненно, идет на пользу всем производителям ССС. Поэтому даже те компании, которые сначала с недоверием относились к нашей организации, теперь вполне успешно сотрудничают с нами.
Союз располагает лучшей в России, регулярно пополняемой и обновляемой базой данных по предприятиям отрасли. На ее основе ежегодно издается справочник с наиболее актуальной тематической информацией. Причем касается она не только производителей, но и региональных дилеров, поставщиков оборудования, сырья, профильных выставочных компаний, СМИ строительной тематики и пр. Нами издается газета «Технологии и бизнес на рынке сухих строительных смесей». Союз поддерживает корпоративный сайт в сети Интернет — один из наиболее востребованных по тематике ССС. В рамках этого проекта 2–3 раза в неделю подписчикам рассылается подборка новостей рынка. Кроме того, функционирует первый в России отраслевой Интернет-магазин специализированной литературы. Ежегодно в рамках Международной выставки BATIMAT (теперь — Балтийская Строительная Неделя) мы проводим крупную конференцию BALTIMIX, на которую приглашаем всех, кому интересна тематика сухих строительных смесей.
Беседовал Александр Колпаков


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.