Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Такие разные приводы

Современный электропривод
За 150-летнюю историю развития электропривод претерпел радикальные изменения, прошел путь от примитивного группового (общий двигатель — много трансмиссий — простые рабочие агрегаты) до высокоинтеллектуального, встраиваемого в технологические машины и осуществляющего сложнейшие операции в условиях изменяющихся внешних воздействий. Особенно сильно электропривод изменился за последние 20–25 лет, и главной причиной этих изменений стали успехи силовой электроники. Появились транзисторы, переключающие с частотой десятки килогерц токи в сотни ампер, стали штатным элементом совершенные контроллеры на микропроцессорных средствах, позволяющие просто решать сложнейшие задачи управления.
В 20-е годы прошлого века промышленность узнала о новом виде привода — мотор-редукторе. Мотор-редукторы стали мировым стандартом приводной электромеханики. Сейчас практически нет отрасли, где бы ни применялись мотор-редукторы.
Мотор-редуктор состоит из электродвигателя и понижающего редуктора, образующих единую конструкцию. Такая конструкция реализуется путем посадки шестерни первой ступени редуктора на вал электродвигателя. Фланец электродвигателя при этом выполняет функцию крышки редуктора. Подшипниковые узлы и уплотнения исполняются таким образом, чтобы обеспечивать надежную работу мотор-редуктора как единого целого.
В отличие от классической схемы соединения электродвигателя и редуктора через муфту, преимуществами данной схемы являются наибольшая компактность, блочно-модульный принцип построения, отсутствие потерь в муфте (они могут достигать 25% мощности). В отличие от схемы соединения электродвигателя и редуктора вал в вал отсутствует проблема несоосности валов при сборке.
Наибольшее применение находят цилиндрические, плоские цилиндрические, конические, червячные редукторы в стандартном исполнении и со сниженным люфтом, а также редукторы со спироидным зацеплением, планетарные и низколюфтовые планетарные мотор-редукторы.
Рассмотрим каждый из видов мотор-редукторов и приведем примеры их применения.
Соосно-цилиндрические мотор-редукторы. Это самый распространенный тип, применяемый практически для любой цели. Совместно с редукторами других видов соосно-цилиндрические используются в качестве предступени для получения особо больших передаточных отношений. Единственное исполнение, которое невозможно реализовать для соосно-цилиндрических редукторов, — насадное, что является ограничением по применению данного типа мотор-редукторов.
Плоско-цилиндрические мотор-редукторы. Имеют также широкое распространение для задач, где требуется высокая надежность. Наиболее часто используемое конструктивное исполнение — насадное.
Коническо-цилиндрические мотор-редукторы. Часто находят применение там, где требуется стойкость к переменным нагрузкам, частым пускам, радиальным нагрузкам на выходном валу. Используется как компактный привод.
Цилиндро-червячные мотор-редукторы. Имеют ограничения по применению — температура окружающей среды не должна превышать +50°С, ударным нагрузкам. Традиционная сфера применения — упаковочные машины в пищевой промышленности. Для работы в составе технологических линий пищевой промышленности требуется получить низкую скорость движения. Помимо всего прочего, здесь должны применяться нетоксичные масла.
Спироидные мотор-редукторы. Это техническая разработка немецкой компании Sew-Eurodrive. Имеют одну передаточную ступень, состоящую из неизнашиваемой пары сталь-сталь. Широко распространены для задач, где требуется привод небольшой мощности за умеренную цену. Особенностью спироидных мотор-редукторов являются отсутствие необходимости технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации и одноразовая заправка маслом на весь срок службы. Дыхательный клапан (сапун) также отсутствует. Благодаря этому редуктор может эксплуатироваться в любой монтажной позиции без корректировки уровня масла и перестановки дыхательного клапана.
Особенности расчетов при выборе редуктора. При огромном разнообразии процессов движения в производственных системах невозможно найти два одинаковых варианта привода. Однако в действительности все варианты привода можно свести к трем стандартным решениям: линейное движение по горизонтали, линейное движение по вертикали, вращательное движение. При выборе прежде всего учитываются данные нагрузки, такие как масса, момент инерции, скорость, усилия, количество включений в час, время работы, размеры шестерен и валов проектируемого механизма.
Исходя из этих данных, рассчитываются мощность с учетом КПД и необходимые частоты вращения выходного вала. В результате, учитывая условия эксплуатации, определяется необходимый мотор-редуктор по каталогу производителя. После чего этот тип редуктора выбирается с учетом типа двигателя, если необходимо, учитываются возможности регулирования, наличие тормоза и проч. Естественно, каждое решение требует детальной проработки. Удобно при этом пользоваться специальными программами изготовителей или каталогами.
При выборе мотор-редуктора важно учитывать и монтажное пространство, способы крепления и соединение с приводимым механизмом. Обязательно требуется оценка наличия внешних радиальных и осевых нагрузок и изгибающих моментов.
Типоразмер редуктора зависит от вращающего момента на его выходном валу, который рассчитывается по номинальной мощности двигателя и частоте вращения на выходе редуктора. Мотор-редукторы обычно характеризуются либо передаваемой мощностью, либо показателями вращающего момента при заданной частоте вращения выходного вала. При этом дополнительными параметрами является эксплуатационный коэффициент, определяющий ресурс мотор-редуктора, который рассчитывается, исходя из режима эксплуатации.


Отечественное и зарубежное
Рынок редукторов можно условно разделить на два сегмента: импортная продукция и отечественная. В советское время во времена директивной плановой экономики закупки импортных мотор-редукторов для отечественных гигантов индустрии были не столько исключением, сколько обычной практикой. К примеру, завод минеральных удобрений «Акрон» в Новгороде. Для его комплектации были осуществлены закупки импортного оборудования: редукторы Hansen, Flender, Sew-Eurodrive, Nord, а также ряда японских и финских производителей. Такая же картина в автомобилестроении, к примеру, КамАЗ был укомплектован импортным оборудованием. При этом по прошествии трех десятилетий эксплуатации предприятия начинают осуществлять покупки редукторов на замену износившимся у тех же самых зарубежных производителей. За годы системного кризиса, когда отечественная электротехническая отрасль показала рекорды падения объемов производства, на российский рынок вышли зарубежные производители редукторов. Они создали весьма разветвленную дилерскую сеть, при этом отечественные специалисты, имеющие огромный опыт работы на этом рынке, составили кадровый костяк в этих компаниях.
В чем причины отставания российской продукции от продукции зарубежных производителей?
Специалисты выделяют три главных аспекта этой проблемы. Первое. Максимальное упрощение конструкций редукторов и технологий их изготовления в процессе производства, в основном, связанные с исключением чистовых и отделочных операций обработки поверхностей зубьев и пониженной точностью изготовления всех деталей, что якобы обеспечивает дешевизну изделий. Второе. Существенно пониженные, по сравнению с зарубежными аналогами, технические характеристики (передаваемая мощность и крутящий момент), а также малая долговечность и недостаточная надежность в эксплуатации, вследствие чего работа оборудования, в составе которого применяются такие редукторы, становится неэффективной. Третий. Весьма ограниченное разнообразие конструктивных схем и исполнение редукторов и мотор-редукторов.
Поскольку электротехническая отрасль не входит в число приоритетных, имеющих государственную поддержку, отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать пути дальнейшего существования на рынке и подстраиваться под требования потребителей. Ярким примером может служить работа питерского НТЦ «Редуктор». Учитывая современные тенденции редукторостроения и потребности рынка России, это предприятие произвело модернизацию типоразмеров редукторов и мотор-редукторов. В ее основу был положен комплекс конструкторских и технологических решений, а также собственные ноу-хау. Были повышены твердость рабочих поверхностей зубьев и точность их обработки, были оптимизированы размеры и положения начального пятна контакта в зацеплении, проведена модификация зубчатых зацеплений, использованы более качественные материалы.
Модернизация позволила значительно повысить эксплуатационные характеристики отечественных редукторов, расширить их функциональные возможности, разнообразить конструктивные схемы и варианты исполнений, достичь такого технического уровня этих редукторов, при котором они не уступают зарубежным аналогам, а некоторые даже по ряду характеристик превосходят зарубежные аналоги. Это лишь один из немногих примеров наработки положительного опыта в современных условиях.
Другой большой пробел в деятельности отечественных предприятий — отсутствие сервисной составляющей в их деятельности, лишь сейчас приходит понимание того, как важен заказчику комплексный подход в обслуживании.
Западный подход к организации деятельности известных производителей в России как раз отличается «креном» в сторону сервисного обслуживания заказчиков. Участие специалистов и их помощь, консультации, наличие исчерпывающей документации позволяют сделать осознанный и оптимальный выбор мотор-редуктора. Наличие сервисно-монтажных центров на территории страны гарантирует быструю поставку запасных частей и помощь заказчику при обслуживании. Децентрализованная сборка мотор-редукторов из первоклассных компонентов позволяет достаточно оперативно осуществлять поставки. Модульная схема мотор-редукторов с ее огромным числом вариантов дает возможность применять их в самых разных отраслях промышленности в практически любых условиях эксплуатации.
Сейчас электротехническая отрасль находится на важном рубеже, только современные подходы, совершенствование технологий производства, развитие сервисных услуг позволят российским предприятиям найти своего потребителя, прочно занять свою нишу на рынке и впоследствии выйти на зарубежные рынки.
 Роман Александров


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.