Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Четырнадцать километров истории

Вступая в третий свой десяток, новосибирское метро стало не только важной системой в транспортной структуре города. Метро стало школой освоения передовых строительных технологий и методов ведения строительства. Метро — это и объект гражданской обороны, и крупнейшая строительная площадка города, и крупнейший объект инвестиций.
От забивки первой сваи 12 мая 1979 года до подачи напряжения на контактный рельс была проделана титаническая работа тысяч новосибирцев. Напомним, что первая очередь новосибирской подземки строилась 6,5 лет. Однако история Новосибирского метрополитена началась за много лет до первой пробной поездки в 1985 году.


В начале славных дел
В июле 1968 года из Новосибирска в адрес Совета Министров СССР ушло письмо, подписанное первым секретарем обкома партии Федором Горячевым и председателем Новосибирского облисполкома Алексеем Зверевым. «О разрешении разработки технико-экономического обоснования строительства метрополитена в г. Новосибирске». В нем в частности говорилось, что «назрела острая необходимость в проектировании и начале строительства метрополитена в Новосибирске… Обеспечить перевозки существующим транспортом невозможно».
В следующем 1969 году в Новосибирск приезжал Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. В Театре оперы и балета состоялся областной актив. На прямой вопрос, заданный Федором Горячевым «Будет ли в Новосибирске метро?», Алексей Николаевич ушел от прямого ответа, но пообещал проработать этот вопрос.
В августе 1972 года в Новосибирске побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. В разговоре в обкоме партии вновь возник вопрос о строительстве в городе подземки. Леонид Ильич пообещал рассмотреть этот вопрос, что и было сделано. Благодаря напористости местных руководителей вопрос все же был «продавлен» наверху. И в 1975 году вышло Постановление Совета Министров СССР № 582 от 17 марта, где было дано разрешение на начало работ по проектированию первой очереди новосибирского метро. При этом нужно отметить, что у идеи строительства метро в Новосибирске были реальные противники…чиновники Госплана РСФСР. Их скрытое противодействие заключалось в затягивании сроков согласований, выдвижении необоснованных требований пересмотра сметы строительства, иногда доходило и до абсурда: строительство метро в городе увязывалось с достижением им рубежа численности населения в 1,5 млн человек. На совещаниях говорилось о том, что строительство подземки экономически нецелесообразно, а метро будет вечно убыточным и т. п. Но после выхода Постановления Совета Министров СССР, горисполком форсировал работы по составлению ТЭО первой очереди. Интересно, но проект выполнялся в двух вариантах. По-первому, трасса метрополитена должна была быть проложена от площади Калинина под улицей 1905 Года к площади Гарина-Михайловского, затем трасса проходила бы под Вокзальной магистралью и далее — через площадь Ленина продолжалась бы по существующему варианту. Второй вариант трассы предполагался по существующей линии от площади Калинина под Красным проспектом и улицей Кирова.
В конце 1978 года технический проект первого пускового участка Новосибирского метрополитена был утвержден.
В январе 1979 года в Новосибирске появился новый проектный институт. Его деятельность была тесно связана со строительством первой подземки за Уралом. «Новосибметропроект» разрабатывал всю проектную документацию, технико-экономические обоснования, вместе с лучшими архитекторами города сотрудники института разрабатывали проекты архитектурного оформления станций. Всего же в проектировании первого пускового участка были задействованы силы 12 проектных институтов Новосибирска, Москвы, Ленинграда, Баку.
Одной из труднейших задач этапа проектирования был выбор варианта перехода через Обь. Предложение проектного института «Гипротрансмост» предусматривало два варианта. Первый — проходка тоннелем под руслом реки. Второй — привязка трассы метро к существующим опорам Коммунального моста. Однако и первый, и второй варианты были отвергнуты как неприемлемые. Проектировщики ленинградского института «Ленгипротрансмост» предложили проект отдельно стоящего мостового перехода. Главный инженер проекта К. Виноградов и архитектор С. Цыганов предложили мостовой переход на 14 опорах в 80 метрах южнее существующего Октябрьского мостового перехода.
Большая работа была проведена на площадке метродепо, которая расположена в пойме реки Ельцовка-1. Ее освоение началось еще до того, как было принято официальное постановление. Снос частных домов требовал переселения 3,5 тысяч жителей. Потребовалось в кратчайшие сроки установить земснаряд, проложить магистральный пульпопровод, станцию перекачки. Мостоотряд № 38 треста «Мостострой-2» построил 650 метров коллектора на свайном основании сечением 10 метров, в который были направлены воды Ельцовки. А здание метродело было возведено трестом «Новосибирскпромстрой».
12 мая 1979 года на месте нынешней станции «Октябрьская» был дан старт строительства первого за Уралом метрополитена. Прошел торжественный митинг, была забита первая свая, уложен первый кубометр бетона. В октябре этого года был создан тоннельный отряд № 27, а в январе 1980 года ТО № 29. Однако темпы работ были настолько высокими, что в 1982 году был создан еще один тоннельный отряд № 33. Формирование коллектива метростроителей шло с привлечением специалистов с других метростроев страны, БАМа, Кузбасса и т. п.
В строительстве первого в Сибири метро принимали участие 180 предприятий из многих городов СССР. Но главные работы все же выполняли новосибирские предприятия. Заказы метро были размещены на крупнейших заводах Новосибирска: Приборостроительном им. Ленина, «Сибсельмаше», заводе им.Чкалова, «Сиблитмаше», «Сибэлектротяжмаше» и ряде других. Достоянием истории стал такой факт. Для тягово-понизительной подстанции требовались ячейки 825 В. Изготовление их было заказано одному из электротехнических предприятий Азербайджана. Но там возникли объективные трудности, и городской штаб поручил их изготовление заводу электромонтажных изделий треста «Химэлектромонтаж». Директор треста Владимир Стоянов категорически отказался выполнять заказ. Он сослался на то, что производственные мощности завода загружены полностью выполнением другого важного государственного заказа. Однако, понимая всю важность строительства метро для города, трест изготовил нужное оборудование в запланированный срок.
Предприятия строительной индустрии города и области вовремя поставляли на строительные площадки будущих станций большое количество материалов и конструкций. Так, завод опор и свай треста «Сибэлектросетьстрой», Мочищенского ЖБК, заводы трестов Главновосибирскстрой, Сибакадемстрой изготовили более 40 тысяч куб. метров блоков обделки перегонных тоннелей и около 42 тысяч куб. метров товарного бетона. Активно участвовали в строительстве метро и трудящиеся города, особенно на последнем этапе, когда необходимо было очистить станции и тоннели от мусора.
30 июля 1984 года Указом министра путей сообщения № 2232 был создан Новосибирский метрополитен.
Тут следует сделать небольшое отступление. Во времена СССР метрополитены являлись структурным подразделением Министерства путей сообщения. За свою историю подземные линии трижды были в составе железнодорожного ведомства: в 1935–1937 гг., 1939–1954 гг., 1975–1991 гг. В другие годы метрополитены передавали в ведение городских властей. В 1991 году по настоянию мэра Москвы Гавриила Попова метрополитены были в очередной раз переданы муниципалитетам.
Пуск новосибирского метро состоялся в конце декабря 1985 года. Государственная комиссия проводила заседания трижды. 25 декабря 1985 года были заслушаны представители строительно-монтажных организаций. 27 декабря о ходе готовности доложили председатели рабочих комиссий и лишь 28 декабря после доклада председателей рабочих комиссий о приемке объектов в торжественной обстановке с оценкой «хорошо» был подписан акт государственной приемки в эксплуатацию первого пускового участка первого в Сибири метро.


Уникальные объекты, уникальные технологии
Строительство новосибирского метро — это целый комплекс создания уникальных объектов. Одним из них является сооружение метромоста. Самый длинный в стране метромост, весом 6 200 тонн, является уникальным мостовым переходом. Пролетные строения правобережной части моста состоят из 6 железобетонных балок длиной от 16 до 33 метров. Переменная длина пролетов обусловлена особенностями городской планировки. Конструктивно эстакады моста представляют собой металлическую коробку, стены и крыша которой покрыты профнастилом — двухъярусной металлической ортотропной плитой. В стенах эстакад по всей длине моста имеются оконные проемы размером 2 х 2 м. Элементы пролетного строения выполнены сварными из низколегированной стали марки 15 ХСНД с монтажным соединением на высокопрочных болтах диаметром 24 мм. Надвижка метромоста производилась с помощью мощных гидродомкратов весной 1985 года. Аналогов в практике метростроения этот метод не имеет. Вообще эксплуатация моста требует большого внимания. В условиях резкоконтинентального климата линейное расширение конструкции удлиняет металлическое строение до 700 мм. При этом такое линейное удлинение компенсируется уравнительными приборами.
Успешно были решены и другие сложные технические задачи. Например, после пуска метро стало сразу ясно, что в проекте, который выполнил «Бакметропроект», изначально был заложен такой просчет, как слабая защита станций «Студенческая» и «Речной вокзал» от проникновения холодного воздуха со стороны метромоста. Специалистами электромеханической службы Новосибирского метрополитена была разработана и внедрена воздушная завеса, отсекающая холодный воздух перед станцией «Студенческая», модернизирована портальная тепловая завеса на станции «Речной вокзал».
Одной из проблем новосибирского метро являлась система вентиляции. Серийно выпускаемые агрегаты ВОДМ-24, установленные на многих метрополитенах страны, имеют низкий эксплуатационный КПД, недостаточно надежны, громоздки, требуют высоких эксплуатационных затрат. Новосибирский институт горного дела разработал новую систему ВВО-21Р. Она лишена конструктивных недостатков предшествующей системы. Вентилятор позволяет проводить проветривание транспортных тоннелей метрополитенов и шахт с потребляемым количеством воздуха от 20 до 70 куб.м/сек. Использование новых вентиляторных агрегатов, по сравнению с предшествующим поколение вентиляционных систем, обеспечивает снижение капитальных вложений на 36–55 %, уменьшение расхода электроэнергии на 25–27 %. Работы по созданию абсолютно новых агрегатов проводились под руководством д. т. н. профессора Н. Е. Петрова, при участии специалистов новосибирского метро.
Внедрение новых технически более совершенных механизмов, позволяющих более качественно выполнять работы, стало уже традицией. Так службой пути эксплуатируется специализированная рельсосварочная машина для сварки рельсов в плети. Машина оснащена уникальной сварочной головкой, разработанной в Киевском институте сварки им. О. Патона.


Перспективы подземного города
 Прошедший год стал еще одним этапом развития сети метрополитена в Новосибирске. В канун Дня города была открыта двенадцатая по счету станция «Березовая роща».
На очереди строительство участка подземной трассы до станции «Золотая Нива» протяженностью 1,71 км. Однако темпы строительства при текущем финансировании позволяют вводить одну станцию с периодичностью в четыре-пять лет (см. табл. № 1). Еще в 90-е годы были разработаны ТЭО новых участков и линий новосибирского метро.
ТЭО «Продление ленинской линии от станции «Площадь Маркса» до станции «Площадь Станиславского» утверждено Постановлением Государственного комитета РФ № 18-09 еще 23 апреля 1993 года. Этим документом разрешено проектирование участка. ТЭО участка продления дзержинской линии утверждено в том же 1993 году. Проектируемый участок включает в себя перегон от станции «Золотая Нива» — «Доватора» протяженностью 2,5 км, электродепо «Волочаевское» с двухпутной соединительной веткой длиной 1,21 км. Сейчас дело только в финансировании строительства подземных трасс.
Сегодня новосибирское метро является важной структурной частью всей транспортной системы города. Однако доля перевозок метрополитеном… сокращается. Причина этого в дублировании трассы метро маршрутами частных перевозчиков. Дальнейшее развитие сети этого скоростного внеуличного транспорта предусмотрено и в концепции нового генерального плана города. По всей видимости, через два-три десятка лет удвоение протяженности трасс метро в Новосибирске будет реальным.

Анатолий Сергеев

СПРАВКА
В 2005 году Новосибирским метрополитеном перевезено 62 млн пассажиров, его доля
в перевозках составила 14,5 %.  Среднесуточные перевозки составляют
170 тысяч пассажиров. Протяженность линий метро — 14,3 км
в двухпутном исчислении, количество станций — 12.


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.