Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



МОСТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Вряд ли в мировой практике найдется пример мостового перехода, построенного «про запас». Мост-миллениум в Омске запроектирован двухуровневым. По одному из них уже открыто автомобильное движение. Второй уровень предназначен для поездов метро…

Мировой опыт убедительно показал, что существует прямая зависимость между уровнем экономического развития страны и состоянием транспортных систем ее городов. В каждом российском городе-миллионнике наличие подземки становится не только насущной необходимостью из-за растущего автопарка, но и стимулом для инвестиционной привлекательности и нормального функционирования городской инфраструктуры и  производственного комплекса. Строительство метрополитена в Омске началось с сооружения моста-миллениума через Иртыш. Этот мостовой переход станет ключевым звеном новой транспортной инфраструктуры города.

Метро-экскурс

История омской подземки началась еще задолго до миллениума. В омском архиве хранится письмо, которое было направлено в Москву генеральному секретарю ЦК КПСС Константину Черненко. Приводим его текст без изменений.

«Уважаемый Константин Устинович! По городу Омску в течение нескольких лет откладывается строительство метрополитена, хотя разработаны ТЭО и схема метро.Госплан СССР (тов. Байбаков) решить этот вопрос не может. В настоящее время строительство метрополитенов в основном ведется в теплых краях - Тбилиси, Баку, Харьков, Днепропетровск, Ереван, Ташкент, а в Сибири приступили только в Новосибирске.

Вторым сибирским городом с метрополитеном обещали Омск. Однако одиннадцатая пятилетка заканчивается, а в Омске даже не начато проектирование метро.

В настоящее время Госплан СССР рассматривает схему развития и размещения метрополитенов страны до 2000 года, в том числе на двенадцатую пятилетку. В списках опять такие города, как Донецк, Одесса, Ростов-на-Дону, Рига и другие.

Снова Омск может быть обойден.

Вы знаете, что наш город растянут на 50 км, население 1 млн 100 тысяч человек.

Развитие предприятий нефтехимического производства потребовало выноса жилой застройки на значительные расстояния от мест приложения труда. Трудящиеся на работу добираются до полутора часов, в условиях суровой сибирской зимы перемерзают, болеют.

Просим вмешаться и поручить включить в план на 1985 год проектирование первой очереди омского метро и его строительство в двенадцатой пятилетке».

После этой «челобитной» высшему лицу действительно в двенадцатой пятилетке было начато проектирование и создание материально-технической базы строительства омской подземки. А в начале 90-х годов создается дирекция строящегося Омского метрополитена. В 1993 году строительство подземки стартовало: 24 февраля была забита первая свая в основание опоры метромоста через Иртыш, а 6 июля начаты работы по сооружению первой станции омского метро «Рабочая». Однако уже в следующем году финансирование строительства приостановлено. Но несмотря на это, в 1995 году НПО «Мостовик» начинает проходку тоннеля между станциями «Рабочая» и «Туполевская». Эти станции расположены рядом с проходными крупнейших предприятий ВПК Омской области.

Экономический кризис 90-х годов по своей глубине и последствиям не может сравниться ни с каким другим событием в истории страны во второй половине ХХ века. Страна погрузилась в экономический хаос. Региональные власти могли рассчитывать только на собственные силы. Каждый регион выбирал свои приоритеты экономического развития. Омская область в этих условиях смогла сохранить научно-промышленный потенциал, реализовав несколько крупных инвестиционных программ, кардинально изменивших облик региона. Успехи развития Омской области позволили приступить к развитию транспортной инфраструктуры областного центра.  

В связи с резко сократившимся оборонным заказом численность занятых на предприятиях ВПК резко сократилась. В то же время в левобережье города развернулось массовое жилищное строительство. Становится очевидным тот факт, что принципиально изменились пассажиропотоки областного центра, и в первую очередь метро должно было  связать спальные районы левобережья и исторический центр города. Так определился первый пусковой участок протяженностью 6,9 км - от автовокзала(станция «Соборная»)  до улицы Красный Путь. Ключевым звеном в этой транспортной системе должен был стать метромост-миллениум. 28 декабря 2000 года губернатор Омской области Леонид Полежаев подписал Указ № 46 «О мерах по завершению строительства моста через реку Иртыш в створе ул. Фрунзе». Это судьбоносное решение для омской подземки, поскольку мостовой комплекс длиной около двух километров, является самым сложным инженерным сооружением первого пускового участка.

648 метров эксперимента

Уже в следующем 2001 году из бюджета Омской области на строительство моста поступает столько средств, сколько федеральный центр выделил за предыдущие десять лет. На объектах моста работает более трех тысяч специалистов, более 30 организаций. Генеральным подрядчиком на его строительстве становится ЗАО «Омскстроймост- Мостоотряд-63».

Мост Тысячелетия - такое название было первоначально присвоено этому инженерному сооружению - уникален. В стране у него пока нет аналогов. Из предложенных специалистами петербургских специализированных проектных организаций шести вариантов был выбран проект с использованием коробчатых пролетных конструкций. В пользу такого выбора говорили не только надежность, но и экономичность этого варианта.

Общая длина моста - 648 метров при ширине 32 метра. Он выполнен из шести сборно-монолитных платформ по схеме (108+144+144+144+108) на опорах с фундаментом на буронабивных сваях с уширением. Высота пролетных соединений по всей длине составляет семь метров с шестью полосами для движения автомобилей и двумя направлениями для поездов метро. Рельсы метро будут уложены внутри коробчатых конструкций под проезжей частью для автомобилей.

При сооружении моста был использован способ надвижки пролетных строений, для которого омские проектировщики разработали уникальный толкающий комплекс. Для уменьшения нагрузки на опоры и сил трения на накаточных устройствах использовались специальные карточки скольжения и силиконовая смазка для трущихся поверхностей. Надвижка пролета шла со скоростью три-четыре метра в час.

Изготовление металлоконструкций для моста-миллениума – это огромный по объему и очень ответственный заказ, который выполнило  ЗАО «Курганстальмост». Курганское предприятие поставило в Омск 14 тысяч тонн металлоконструкций. Специалисты завода не раз приезжали на объект и следили за тем, как идет сборка.

Важным этапом строительства моста-миллениума стало испытание, которое было назначено на 15 сентября 2005 года. В этот день оценивалась работа трех тысяч специалистов – всех, кто принимал участие в его сооружении. Двадцать восемь КамАЗов, общий вес которых составил порядка 600 тонн, моделировали потенциальную нагрузку на мостовое сооружение. Под многотонной тяжестью мост едва заметно прогнулся. Специалисты лаборатории научно-инженерного дорожного центра СГУПС отметили, что приборы зафиксировали изменение параметров в пределах нормы. Испытания конструкции выдержали. Немаловажный момент – в обычных условиях эксплуатации моста таких нагрузок не бывает, но, чтобы быть уверенными, в надежности сооружения, специалисты смотрят на «поведение» мостового перехода. В конце первого дня испытаний руководитель экспертной группы Андрей Яшнов заметил: «Наши сотрудники проводят не первое испытание на омском мосту, мы проводили свои замеры при надвижке. Строить в Омске умеют, мост сделан качественно. Такое сооружение должно стать гордостью мостовиков». В этих словах заключена высокая оценка работы специалистов ЗАО «Омскстроймост – Мостоотряд-63». А по итогам испытания лаборатория СГУПС дала свое заключение: «Испытания пролетных строений показали хорошее качество строительно-монтажных работ и высокие характеристики конструкций по жесткости и прочностным показателям».  

Мост-миллениум стал третьим по счету городским автомобильным мостом через Иртыш.

По данным проектного института «Омскгражданпроект», пропускная способность Ленинградского моста составляет 1800 транспортных единиц в час, автомобильного моста имени 60-летия ВЛКСМ – 2 300 единиц в час, а расчетная мощность метромоста примерно – 2 100 транспортных единиц. Другими словами - при наличие двух мостов с одного берега на другой до недавнего времени могло переправиться порядка пяти тысяч единиц транспорта, с запуском нового объекта эта цифра возрастет до 7100 единиц. Но, как справедливо отмечают специалисты-транспортники, расчетная мощность, как правило, ниже, чем его реальная пропускная способность мостовых переходов. Областное ГИБДД приводит такие расчеты: за один час с одного берега Иртыша по мосту смогут проехать более трех тысяч автомобилей.

Ширина проезжей части моста 26,5 метра, что позволило организовать в каждом направлении по три полосы движения. В Омске это первый мостовой переход такой ширины и с таким количеством полос. И Ленинградский мост и Мост имени 60-летия ВЛКСМ имеют по две полосы в каждом направлении.

Чтобы не возникла ситуация, когда к построенному мосту можно будет подъехать с большим трудом, был сделан заказ на разработку концепции автомобильного движения. В институте «Омскгражданпроект» была создана электронная модель, в которую были заложены многие параметры. В результате анализа были внесены предложения по оптимальной организации движения автотранспорта. Вариант с организацией одностороненнего движения оказался оптимальным с точки зрения распределения транспортных потоков и наименьших затрат на организацию. С запуском моста в эксплуатацию на пересечении улиц Красный Путь и Фрунзе потоки будут «разведены». Системный подход к организации движения в этой части Омска предусматривал и расширение проезжей части улиц в центре города. Одна из главных магистралей города улица Красный Путь расширится до 22 метров, улицы Орджоникидзе и Герцена - до 15. С вводом моста-миллениума левобережная часть стала ближе к центру. Путь из левобережья для городского пассажирского транспорта и легковых автомобилей стал намного короче. К тому же, мост-миллениум превратил улицы Конева и Фрунзе в единую скоростную магистраль с выходом на левый берег Оми. То есть фактически создана транспортная система в обход ядра центра города, способствующая его разгрузке от транзитного транспорта.  

«Мостовик» плюс

Мост-миллениум – основной и самый сложный участок первого пускового комплекса будущего Омского метрополитена. Когда-то один из классиков прошедшей эпохи образно высказался так: «Надо найти «ключевое звено», потянув за которое можно вытащить всю цепь». Мост-миллениум и стал тем самым центральным «звеном» будущей подземки. С вводом в эксплуатацию моста-миллениума, который при открытии получил название Мост имени 60-летия Победы, одновременно с автодорожной частью проложена и значительная часть трассы метрополитена – 2,6 км, что составляет треть протяженности пускового участка.

Генеральным подрядчиком строительства омской подземки еще в 1996 году стало НПО «Мостовик». Оно участвовало в сооружении эстакадной части мостового перехода.

Проектировщики предложили несколько вариантов подхода к метромосту. По их мнению, самый эффективный с градостроительной точки зрения – устройство выемки и развязки под улицей Красный Путь. Однако заглубление подхода к мосту предполагало вынос огромного числа коммуникаций, которые сконцентрированы здесь в большом количестве. Поэтому эстакадный вариант подхода к метромосту в правобережной части оказался менее затратным и, в конце концов, был принят.

Эстакада, что немаловажно, не испортила облика этой исторической части города. Ее длина 452 метра, ширина – 30. На ней устроено по три полосы движения в каждую сторону. Эстакадный комплекс представляет собой десятипролетное неразрезанное цельносварное строение. Для повышения надежности сооружения было предусмотрено расположение деформационных швов на опорах. В поперечном сечение каждого направления – две коробки, причем внешние стенки наклонные, внутренние – вертикальные. При возведении эстакады многое делалось впервые, в том числе впервые в мостостроении Сибири применен способ механизированной сварки в смеси защитных газов. Таким методом сварено более двух километров металлоконструкций. На эстакаде практически нет болтовых соединений. А общая протяженность сварных соединений достигла десять километров.

Наиболее сложный узел - примыкание эстакады к метромосту. Линия метро должна «уводиться» из створа автомагистрали. Поэтому в проектном решении был предложен вариант параллельной трассировки метро и эстакады. В левобережье НПО «Мостовик» возвело еще один мост через протоку Иртыша – Замарайку. Построенный на слабых грунтах речной старицы этот мини-метромост имеет ширину 96 метров, что в четыре раза превышает его длину (28 метров). Он опирается на мощный фундамент из буронабивных свай, уходящих на глубину 24 метра.

Поскольку сооружение эстакады и подхода тоннелей метро на правом берегу и мини-метромоста на левом шло одновременно, по сути, весь участок от станции «Библиотека им. Пушкина» до «Заречной» готов к укладке рельсов. НПО «Мостовик» проложило и соединительный тоннель длиной 390 метров от моста через Замарайку до станции «Заречная».

В текущем году перед НПО «Мостовик» поставлены большие задачи. Правительство Омской области выделило из бюджета 700 млн рублей на строительство подземки, а федеральный центр – 535 млн. Основной объем работ будет вестись на строительных площадках станций «Библиотека им. Пушкина», «Кристалл» и инженерного корпуса. Станционный комплекс «Библиотека им. Пушкина» — один из наиболее трудоемких. Проект предполагает строительство станции непосредственно под улицей Красный Путь,  а также сооружение кольцевой развязки ул. Фрунзе-Красный Путь. Омским метростроителям предстоит решать сложные задачи. С одной стороны предстоит вести работы так, чтобы не перекрывать действующие городские магистрали, с другой - плотная городская застройка, стесняющая строительство, и водонасыщенные грунты. Все эти факторы серьезно осложняют работу и являются основной предпосылкой при определении технологии и способа сооружения станционного комплекса «Библиотека им. Пушкина». Чтобы доставить городу минимум неудобств, связанных с движением автотранспорта, строительство решено осуществить в два этапа.

На первом этапе сооружается венткамера, камера съезда, платформенный участок, вестибюль № 1 и часть второго вестибюля, а также те части пешеходных выходов, которые расположены по сторонам от улицы Красный Путь. Сооружение кольцевой развязки начнется сразу после завершения этих работ. Основная задача строителей — построить развязку до конца 2007 года.

Второй этап не менее сложен. Находясь на пятачке внутри развязки, строителям необходимо выполнить основные работы по сооружению второго вестибюля, начиная с забивки ограждающих конструкций и заканчивая устройством гидро- и теплоизоляции перекрытия, а также по устройству лестничных спусков с подземными пешеходными переходами. При этом часть работ второго этапа будет произведена непосредственно под эстакадой, высота которой всего пять метров. Затем эта часть Красного Пути будет восстановлена для автомобильного движения.

Юбилей в помощь

На открытии метромоста в октябре 2005 года губернатор Омской области Леонид Полежаев объявил, что пуск омского метро произойдет 1 июля 2008 года. Однако ни в 2008-м, ни в 2009 году омичи не спустятся в свою подземку. В Министерстве транспорта РФ уже сдвинули сроки сдачи пусковой линии Омского метрополитена на 2009 год. По мнению специалистов, и эта дата выглядит весьма  сомнительно. Даже если вдруг на метростроевцев прольется «золотой дождь», осилить весь этот объем за оставшееся время имеющимися трудовыми и техническими ресурсами вряд ли удастся. 

Сегодня объем выполненных работ на первом пусковом участке составляет всего 30 процентов от необходимого, чтобы уложиться в обозначенные губернатором сроки.

Такое отставание наметилось из-за низкого финансирования строительных работ. Согласно графику, утвержденному губернатором в марте 2006 года, для пуска в 2008 году четырех станций метро требовалось 12 миллиардов рублей. Однако уровень финансирования в предыдущие два года составлял по миллиарду рублей в год. Отсюда и невысокие темпы работ.

Помимо метромоста, уже готовы две нитки тоннеля — от станции «Библиотека имени Пушкина» до «Заречной».

Продолжается проходка тоннелей: с площадки «Кристалла» в сторону станции «Заречная» стартует проходческий комплекс КТ-5,6. В ближайшее время после завершения работ по устройству тампонажной подушки стартового котлована и обустройства лотковой части камеры начнется сборка ТПК.

Большой объем работ предстоит выполнить и на строительстве инженерного корпуса — до конца этого года будет сооружен командный пункт Омского метрополитена, который расположится в подземной части, и четыре этажа здания, включая цокольный. Кроме того, в 2007 году будут произведены работы по устройству котлована на станции «Заречная» и завершена отсыпка площадки электродепо. Сейчас проходческий щит доставлен к котловану на месте будущей станции «Кристалл», где в конце апреля должна начаться проходка тоннеля к «Заречной». Сооружен гигантский котлован на месте будущего инженерного корпуса на правом берегу Иртыша. На площадке по улице Рокоссовского, где будет располагаться электродепо, ведется намыв песка.

Не ведутся работы лишь на четвертой станции первого пускового участка – «Соборной» – в районе Левобережного рынка. Пока идет уточнение площадки под нее с городским департаментом архитектуры.

Одна из проблем, которую необходимо срочно решить, – покупка тоннелепроходческих щитов.

У НПО «Мостовик» в собственности один щит, да и тот способен проходить всего два-три метра тоннеля за сутки, тогда как современный канадский LOVAT проходит семь-восемь. Так что только на проходку этих полутора километров тоннеля от «Кристалла» до «Заречной» уйдет полтора года.  

Напомним, что в Казани, при строительстве первого пускового участка работало семь (!) современных тоннелепроходческих щитов.

Как известно, все проблемы современного российского метростроения упираются в дефицит финансовых средств. Характерна она и для Омска. Однако в скором времени эта проблема может быть решена. В 2016 году Омск будет отмечать 300-летний юбилей. В областной администрации уже составлен список объектов, которые получат омичи к этому празднику, в их числе и метрополитен. В федеральном правительстве будет подготовлена целевая программа, которая будет финансироваться из госбюджета. При таком развороте событий станет реальным не только пуск первого участка омской подземки, состоящей всего из четырех станций. К 300-летию города в 2016 году в строй могут быть введены 11 станций первой линии, из которых две уже частично построены рядом с заводской проходной ПО «Полет». Остается надеяться, что транспортная инфраструктура Омска с появлением метрополитена будет соответствовать самым современным требованиям, а столица Прииртышья будет одним из самых динамичных городов Сибири.

Александр Колпаков


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.