Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Новосибирская область: третий мост через Обь - скоро экватор

Главный строящийся инфраструктурно-транспортный объект столицы Сибири – третий мостовой переход через Обь получил дополнительное финансирование – из федерального бюджета в 2012 году планируется выделить свыше 2 млрд рублей. Это позволит довести вскоре степень готовности объекта до 50% уровня, а значит, стройка пройдет символический экватор. Это вселяет надежду на то, что в 2014 году еще один мост соединит берега Оби в Новосибирске. Какова готовность этого объекта и на каких этапах находятся различные участки мостового перехода, проверял наш корреспондент.

 

Самым заметным многим новосибирцам объектом строительства третьего  моста через Обь стала транспортная развязки на улице Ватутина. Этот объект трудно не заметить тем, кто едет в торгово-развлекательный центр МЕГА-IKEA в Кировском районе. Сужение проезжей части, нависающие металлические конструкции, отсыпанные съезды и въезды на будущую транспортную развязку и строящиеся подпорные стенки вызывают несомненный интерес у большинства новосибирцев и гостей города. Но эта стройка лишь видимая часть айсберга – много скрыто за лесным массивом Бугринской рощи. Только лишь через два года новосибирцы в полной мере смогут оценить весь масштаб проделанной мостостроителями работы. В этом году предстоит построить транспортную развязку на улице Ватутина, начать полномасштабное возведении другой транспортной развязки на улице Большевистская, а также провести надвижку над руслом Оби главного пролетного строения будущего Оловозаводского моста. Между крайними точками грандиозной стройки на карте города почти пять с половиной километров. Из них собственно мостовой переход составит два километра. Остальное – правобережный и левобережный подходы, которые по сложности строительства не менее трудоемки и затратны.   

 

Главный объект-2012

Третий мост, как известно, будет своеобразной визитной карточкой города, одной из его   достопримечательностей. А «фишкой» мостового перехода станет выгнувшаяся вверх на 80 метров над водной гладью Оби арка красного цвета. Она будет нести не только декоративную функцию. На арку с помощью вант-канатов будет подвешан основной 380-метровый пролет, а длина вант составит порядка 9 км.

Директор Мостоотряда № 38 ОАО «Сибмост» Владимир ШКЛОВСКИЙ отмечает: «Первый опыт сборки арочных мостов компания получила в Красноярске, где три года назад мостостроители закончили переход через Енисей. Но для нашего Мостоотряда № 38 это будет первый подобный объект. Сейчас интенсивно ведутся переговоры с французской стороной. Конструкции арки будут изготовлены во Франции. Для ее монтажа оттуда пригласят специалистов, которые будут контролировать и курировать весь процесс». Необходимость создания уникальной и самой большой по длине в Европе арки обусловлена тем, что под руслом Оби располагаются слабые грунты, которые не могут нести серьезной нагрузки. Поэтому мост не будет опираться на традиционные русловые опоры, которые могут «провалиться» в мягкий грунт.

2012 год станет решающим в хронологии сооружения этого грандиозного транспортно-инфраструктурного объекта сибирской столицы. Сейчас на строительстве Оловозаводского моста в Новосибирске наступает один из важнейших и самых сложных этапов - согласно производственному графику будет завершено сооружение всех опор мостового перехода и проведена надвижка пролетных строений. На данный момент из 30 опор закончены работы и полностью готовы 28. В середине мая от опалубки освобождена бетонная конструкция ключевой на левом берегу опоры № 5. Ее ширина составляет порядка 50 метров, а высота – около 15 метров. Аналогичная по размерам и функционалу станет и опора № 6 на правом берегу. Обе опоры станут основными русловыми опорами - именно на них будет опираться главный 380-метровый пролет и арка. Работы по бетонированию опоры № 5 проводились несколько месяцев. Это гигантское сооружение мостостроители сравнивают с «пирамидой Хеопса». Ее выливали в три этапа. Объем использованного бетона составил более 7 000 куб. м.

Оставшиеся две опоры предстоит закончить этим летом. Это опора № 7 – на правом берегу в его пойменной части. Здесь же, но уже в русле реки («при высокой воде») будет расположена и опора № 6 - фактически полный аналог пятой опоры на левом берегу. Сооружение двух оставшихся опор намечается завершить в течение летнего сезона.

Особое внимание уделено строительству временных русловых опор. Они расположены между 5-й и 6-й опорами на водной глади Оби. Сооружены четыре временные опоры. Их главная функция – поддержка пролетного строения в период сборки и надвижки. Сооружение четырех временных опор в русле Оби велось с плавсистем. Для устройства каждой из них в донный грунт были забиты металлические сваи длиной 20 метров и диаметром 820 мм. Под каждую временную опору забито 48 таких труб, а в общей сложности на них смонтировано более 1 300 тонн металлоконструкций. После того как затяжка, которую будут надвигать с левого берега, ляжет на опору № 6 правого берега, будет произведена сборка арки и натяжка вант, только после этих технологических операций надобность во временных русловых опорах отпадет и будет проведен их демонтаж. Но до этого момента еще два долгих года сооружения мостового перехода они должны будут выполнять функцию временных сооружений.  

Сейчас на левобережной площадке на высоком коренном берегу в районе бывшего пляжа парка культуры и отдыха «Бугринская роща» ведется сборка металлоконструкций основного пролетного строения. Технологический процесс сборки пролетного строения ведется по так называемому конвейерно-тыловому принципу, что предусматривает сборку металлоконструкций, а затем перемещение его на постоянную опору.

Когда писались эти строки, еще не была проведена надвижка очередного этапа – 120 м. После сооружения шестой и седьмой опор и завершения надвижки на правом берегу произойдет соединение мостовых конструкций на опоре № 6. Мостостроители ставят перед собой задачу сделать это в конце 2012 года, что будет означать опережение графика работ примерно на месяц. В настоящее время из 2 094 п. м на стапелях находится 1 400 п.  м пролётных строений. Всего должно быть смонтировано 21 тыс. т металлоконструкций. Примечательно, что поставка металлоконструкций с заводов Кургана и Улан-Удэ ведется ритмично. А на пролетах с 23 до 30 опоры в правобережье уже ведется сооружение проезжей части – начато бетонирование дорожного полотна. Здесь же после сноса домов частного сектора предстоит возвести земляную насыпь под правобережный подъезд к мосту. Поскольку здесь высокий уровень грунтовых вод, для укрепления основания этого искусственного сооружения придется устроить буронабивные сваи. 

Уже в следующем 2013 году, после завершения надвижки основного пролетного строения, начнется монтаж арочной конструкции моста. Инновационные технологии будут применены как при возведении центрального арочного руслового пролёта, так и при обустройстве проезжей части. Покраску арки выполнят самыми высококачественными материалами немецкого и израильского производств, обладающими повышенной влагоустойчивостью и имеющими срок службы более 70 лет. Современные технологические решения специалисты также предполагают использовать и при выполнении основания моста, строительстве перильных ограждений, подсветки моста, линий наружного освещения. Кроме того, на объекте запланирована особая система очистки стоков. Поскольку в Сибири более резкие перепады температур, чем в средней полосе России, здесь применяются более жесткие требования к сварке металла. «Мы стремимся к тому, чтобы наши конструкции были и более долговечными, и более экономичными. Отсюда наше решение – 380-метровый центральный арочный пролёт. Его надвижка также будет осуществляться по последнему слову мостостроения – при помощи метода подъёма «хэви лифтинг», позволяющего существенно экономить и сокращать сроки строительства. В мире всего несколько мостов возведено таким высокотехнологичным способом», – отметил заместитель генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект», генеральный проектировщик объекта Алексей СУРОВЦЕВ (г. Санкт-Петербург).

 

Развязки на очереди

Другим важнейшим приоритетом строительства мостового перехода по Оловозаводскому створу в производственном графике 2012 года станет сооружение двух транспортных развязок на улице Ватутина и Большевистской. Эти путепроводы должны будут обеспечить бессветофорное движение и соединение всего комплекса мостового перехода с улично-дорожной сетью города. Поскольку при вводе в строй Оловозаводского моста предполагается, что 35% всего автомобильного трафика между берегами Оби в Новосибирске придется на этот мостовой переход, необходимость создания непрерывности движения автомобилей ставится во главу угла проектного решения.

Отсутствие многоуровневых развязок на существующих мостовых переходах через Обь является причиной образования постоянных заторов. Они образуются на подходах к Октябрьскому мосту – в час пик здесь выстраиваются длинные автомобильные очереди на улицах Восход и Большевистской на правом берегу и на Немировича-Данченко и проспекте Маркса – на левом. «Слабым звеном» Димитровского мостового перехода является одноуровневая транспортная развязка на площади Энергетиков.

Уже сейчас невооруженным глазом видно, на примере двух существующих мостовых переходов через Обь, что подходы к мостам должны быть обеспечены многоуровневыми развязками. В тех же местах, где происходит регулирование движения автомобилей светофорами, часто возникает сильно замедленное движение, образуются длинные пробки. Учитывая негативный опыт, специалисты поставили задачу - на третьем мостовом переходе через Обь таких узких мест не должно быть. Поэтому две транспортные развязки на улицах Ватутина и Большевистской включены в состав первой очереди строительства третьего мостового перехода через Обь.

Проектировщики не собирались останавливаться на двух развязках и включили во второй этап строительства следующее проектное решение. Оно предполагает сооружение съездов транспортной развязки и обеспечивает подключение узла улицы Кирова - улицы Выборной к мостовому переходу. Но это в будущем.

При разработке концепции транспортной развязки на улице Ватутина проектировщики выбрали наиболее экономичный вариант. Впоследствии, когда подходы к третьему мосту станут частью Юго-Западного обхода Новосибирска, схему движения на этом участке изменят. Но сейчас проектировщики уделили особое внимание тому, чтобы новая дорога была удобной для проезда. Основным искусственным сооружением транспортной развязки является путепровод через улицу Ватутина шириной 43 м с пролетом длиной 66 м. Развязка спроектирована с пологими подъемами и спусками. Левые повороты здесь либо отсутствуют, либо спроектированы с учетом непрерывного движения автомобильного потока. Шесть полос должны обеспечить запас пропускной способности вплоть до 2030 года, к тому времени  будет полностью построен Юго-Западный обход, ключевым звеном которого является Оловозаводский мостовой переход. По оценке специалистов, пропускная способность нового моста в составе этого обхода составит 120 тыс. городских автомобилей и около 6,5 тысячи транзитных в сутки.  

Сейчас на этом важнейшем объекте строительного сезона 2012 года на улице Ватутина заканчивается монтаж и установка металлоконструкций 66-метрового пролетного строения над проезжей частью. Оно устанавливается на временных опорах № 1 и № 2.  

Индивидуальность данного объекта заключается в том, что строящийся путепровод пересекает улицу Ватутина под углом. В связи со сложностью работ по монтажу балок пролетного строения через улицу Ватутина производится закрытие движения на участке от ул. Пригородной до ул. Мира в ночное время с 23:00 вечера до 5.30 утра. Для проезда транспорта в дневное время оставлена средняя часть дороги с обеспечением возможности движения по двум полосам в каждом направлении. Летом планируется закончить работу по устройству монолитной плиты проезжей части и открыть движение под путепроводом по всей ширине улицы Ватутина. В целях обеспечения безопасности дорожного движения при монтаже пролетных строений путепровода через улицу Ватутина закрыто движение троллейбуса № 29 на участке от площади Карла Маркса до Северо-Чемского жилмассива. После окончания монтажа планируется открыть движение электротранспорта под путепроводом.

После выполнения работ по монтажу металлоконструкций пролетного строения, планируется приступить к выполнению работ по бетонированию плит проезжей части путепровода. На основных же бетонных опорах транспортной развязки улицы Ватутина еще в прошлом году осуществлено устройство буронабивных свай, при помощи двух буровых установок Bauer BG 28. Всего сделано 158 свай диаметром в 1,5 метра и глубиной до 18 метров (77 свай на левой опоре и 81 - на правой). Это позволило еще в зимний период начать устройство монолитных ростверков, а также выполнить большую часть монолитного участка тела опоры № 1. На опоре № 2 мостостроители закончили устройство арматурного каркаса монолитного участка тела опоры, ведется укрупнительная сборка металлоконструкций пролетного строения.

Практически полностью завершён вынос инженерных коммуникаций в зоне транспортной развязки. Это более 6 км инженерных сетей водопровода, газопровода, канализации диаметром от 500 до 1 200 мм. Закончено строительство ливневой канализации с очистными сооружениями. Вся талая и дождевая вода, которая будет попадать в ливнёвку, направляется через очистные сооружения и дальше уже вытекает в специальные резервуары и только потом попадает в открытый водоем.

Собственно левобережный подход от ватутинской развязки к третьему мосту составит около 2 км. Под него проложена просека по краю Бугринской рощи. Завершено устройство части дорожной одежды будущего подхода – уложено пескоцементное основание. Напомним, что здесь планируется устройство шестиполосной цементно-бетонной дороги с разделительной полосой. Руководствуясь расчётными данными по интенсивности движения через путепровод, специалисты приняли принципиальное решение выполнить дорожную одежду моста и подъезды к нему цементо-бетоном, что позволит существенно повысить их прочность и продлить срок эксплуатации. А для удобства жителей через нее будут перекинуты пешеходные переходы.

Начаты и строительные работы на правобережной развязке на улице Большевистской. В связи со сложностью движения автотрафика, поскольку предусмотрен в дальнейшем выход на улицу Кирова, проектным решением принят трехуровневый вариант транспортной развязки. Такого транспортного решения еще не было в истории дорожного строительства города Новосибирска.

К настоящему моменту в зоне строительства на улице Большевистской проводится масштабный снос частного сектора. Напомним, что, по проектному решению, подлежат сносу 394 частных дома, в том числе в зоне транспортной развязки улицы Ватутина – 51 жилое строение, в районе  ул. Большевистской –  343.

Пока на сооружении транспортной развязки на ул. Большевистской строители не вышли из нулевого цикла - на опорах № 8-13 ведутся работы по устройству буронабивных свай, бетонированию и армированию ростверков, разработке котлована. Продолжается снос жилого сектора, ряда промышленных и складских строений, попавших в зону строительства. Общая длина развязки на улице Большевистской – 6 200 м, в том числе главный путепровод длиной 307,8 п. м. шириной 26,6 м. Предусмотрено в проекте и наличие четырех надземных пешеходных мостов длиной 158,4 м. Основной же объем работ по сооружению транспортной развязки на улице Большевистской придется на следующий год. 

  

Финансы – главная забота

Сумма строительства, которую заявил победитель конкурса – новосибирская компания ОАО «Сибмост», составляла 14 млрд 800 млн руб. Так случилось, что сооружение  мостового перехода по Оловозаводскому створу совпало по времени с кризисом 2009 года, когда бюджеты всех уровней сокращали финансирование крупных строек. По соглашению, подписанному с Министерством транспорта РФ в 2009 году, Новосибирск должен был получить софинансирование из федерального бюджета в соотношении 50/50. Но в связи с экономическим кризисом такая помощь регионам, как субвенция, была отменена и два года подряд Новосибирск получал льготные федеральные кредиты, которые будут обслуживать и погашать в равных долях город и область. 

В 2010 году федеральный бюджет выделил на строительство мостового перехода кредит в размере 677 млн руб. А в следующем 2011 году на расчетный счет мэрия Новосибирска  получила 2 млрд руб. федеральных кредитных средств. При этом в следующем 2013 году надо будет рассчитываться за первый кредит, затем - за следующий. «Это оголит бюджет развития, - заявлял еще в прошлом году мэр Новосибирска Владимир ГОРОДЕЦКИЙ. - Мы сейчас пытаемся получить преференции на дальнейшее строительство». Другими словами, руководство области и города сделает попытку переконвертации кредита в бюджетную субсидию.

За два прошедшие года после начала строительства суммарный профинансированный объем стройки составил более 5 млрд руб. Это около одной трети всего объёма работ, так заявляли городские власти в конце прошлого года.

Однако судьба финансирования объекта из федерального бюджета в 2012 году оставалась долгое время неопределенной. В федеральный бюджет 2012 года новосибирский мост не попал. Однако учитывая социальную и политическую значимость объекта, губернатор Новосибирской области Василий ЮРЧЕНКО поставил вопрос федерального софинансирования крупнейшей транспортно-инфраструктурной стройки перед премьер-министром Владимиром ПУТИНЫМ в июне прошлого года. Ведь ни в одном регионе страны строительство такого мощного сооружения не ведется только на средства местного бюджета.  

«В 2012 - 2014 годах будет обеспечено софинансирование в объеме от 6,5 до 7 млрд рублей из федерального бюджета. Это как раз 50% строительно-монтажных работ», - заявил губернатор Новосибирской области в ноябре прошлого года. Однако до последнего момента было неясно, как в федеральном бюджете 2012 года появится строка этого новосибирского объекта

26 апреля с. г. на заседании Президиума Правительства РФ были одобрены внесенные Министерством финансов поправки в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период до 2013-2014 гг.». Среди дополнительных бюджетных ассигнований размером в 136 млрд руб., о которых говорится в законопроекте, более 2 млрд руб. решено направить на строительство «мостового перехода через реку Обь в Новосибирске». Таким образом общий объем финансирования объекта в 2012 году составит более 3,5 млрд рублей, что позволит в соответствии с производственным графиком, планомерно продолжать строительство мостового перехода. А суммарный объем направленных на объект финансовых средств в конце года составит более 8,5 млрд рублей, что превысит половину заявленной стоимости строительства третьего моста через Обь. 

«Если оценивать итоги работы на объекте за четыре месяца текущего года, то планы-графики, которые мы совместно с подрядной организацией и субподрядчиками разрабатывали, полностью выполнены. Темпы работ удовлетворительные. Есть задел по поставке металла. Стабильно выполняются строительно-монтажные работы, сбоев, проблем нет», – отмечает первый заместитель мэра Андрей КСЕНЗОВ в ходе совещания на стройплощадке в начале мая.

Андрей ФЕДОРОВ

 

 


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.