Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Как перебросить экскаватор?

Для перевозки тяжелой строительной техники либо груза большого объема необходим особый тип полуприцепов. Отечественные заводы предлагают широкий выбор такой спецтехники. При этом совершенствование конструкции, освоение выпуска новых образцов и моделей позволяет им быть широко представленными на внутреннем рынке, в том числе сибирском. Какие тенденции сейчас проявились на рынке этого специфического сегмента спецтехники?

Чтобы перебросить с одного строительного объекта на другой тяжелый бульдозер или гусеничный экскаватор, необходим парк полуприцепов. Пока на рынке доминирует отечественная продукция. Это показывает статистика. Но, к сожалению, статистика не дает классификацию по типам прицепной техники, чтобы более-менее точно разобраться с лидерством по классу полуприцепов для перевозки тяжелой строительной техники.  

Одно очевидно: поскольку отрасль постоянно обновляет модельную линейку, использует инновационные решения и следует мировым тенденциям, результат налицо. Здесь сложилось в целом такое соотношение между зарубежной и отечественной продукцией - более 90% продаж приходится на отечественную технику.  Среди крупнейших производителей прицепной тяжеловозной техники - ООО «Уралавтоприцеп» - Челябинский машиностроительный завод прицепной техники (ЧМЗАП), ООО «Компания «Спецприцеп» (г. Москва), ПКФ «Политранс» (г. Челябинск), ОАО «Тверьстроймаш», челябинское предприятие «АвтоСпецТехника», калининградская компания «Балтспецмаш», ООО МЗ «Тонар» (Московская область) и ряд других. Специфика этого сегмента производства - большое количество моделей выпускается по специальным заказам. Поэтому, помимо серийной продукции, здесь высока доля выпуска уникальных разработок.  

Как правило, в производственной программе предприятий-производителей насчитывается несколько моделей базовых серийных образцов, а также специально разработанных по требованиям и пожеланиям заказчиков. Практически на каждом предприятии работает собственное КБ (конструкторское бюро), где с нуля разрабатывают прицепную технику по индивидуальному заказу. Дина ТАЛЬНИКОВА, менеджер отдела маркетинга и рекламы ОАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП), отмечает: «Предприятие регулярно выполняет спецзаказы для строительной, нефте- и газодобывающей и энергетической отраслей. Например, один из последних масштабных спецзаказов – раздвижной семиосный полуприцеп ЧМЗАП 99905-010, разработанный конструкторским отделом завода для перевозки мостовых конструкций для олимпийских строек Сочи».

Модельный ряд прицепной техники крупных производителей отличается большим разнообразием. Он предназначен для транспортировки дорожно-строительной техники различных классов (от мини-техники до гигантской), строительных конструкций и деталей, промышленных и технологических установок, оборудования, а также обширной линейки других грузов. Заказчиками как серийных, так и уникальных и специальных прицепов являются строительные, дорожные, промышленные компании, Минобороны, МЧС РФ, ФСБ, а также крупнейшие компании нефтегазового сектора, единые энергосистемы и многие другие. Российские предприятия успешно осваивают рынки соседних стран СНГ, поскольку в бывших союзных республиках фактически нет такого производства, за редким исключением. Отечественные предприятия-производители прицепной техники имеют свою разветвленную дилерскую и сервисную сеть.

«География поставок очень широка. Партии прицепной техники ЧМЗАП регулярно отправляются во все регионы России и страны СНГ. Заполярье,  Сибирь, Пермь, Екатеринбург, Казань, Волгоград, Оренбург, Самара, Москва, Нижний Новогород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, страны Восточной Европы, Украина, Казахстан и Белоруссия – вот далеко не полный перечень городов и стран, в которых работает прицепная техника ЧМЗАП. Такая обширная география обусловлена бесперебойной работой прицепной техники при температуре от -50 до + 50 °С в тяжелейших эксплуатационных условиях. Наша техника имеет высочайшие параметры надежности и длительный срок безремонтной службы», - говорит Дина ТАЛЬНИКОВА из ОАО «Уралавтоприцеп».

Основными направлениями развития в области разработки новых моделей прицепов для перевозки тяжелых грузов являются: ставка  на раздвижные платформы, полуприцепы с пониженной грузовой высотой, также востребован фронтальный заезд и так называемые транспортные модули. При этом прослеживается интеграция с зарубежными партнерами, либо использование зарубежных узлов и комплектующих.

Сейчас одним из основных направлений развития тяжеловозной техники стало создание более сложных конструкций полуприцепов, которые отличает такая характеристика, как трансформируемость. Трансформируемость полуприцепов-тяжеловозов обеспечивается применением раздвижных платформ (как низкорамных, так и ровных). Возможность трансформации платформы  из низкорамной в ровную, применение рулевых систем с принудительным подруливанием. Также большое внимание уделяется повышению удобства эксплуатации прицепной техники.

 Производство полуприцепной техники - одно из самых первых в отечественном машиностроении, где стали применять зарубежные комплектующие и узлы. Это позволяет не просто создавать конкурентоспособную продукцию, но и значительно повышать технические характеристики и потребительские свойства спецтехники. Отметим, что при разработке отечественных моделей полуприцепов активно используются комплектующие европейских компаний, такие как оси и подвески BPW и  GIGANT (Германия); пневмоприводы тормозной системы и антиблокировочные системы WABCO (Австрия), шкворни, седельно-сцепные устройства, поворотные круги и опорные устройства фирм  JOST, +GF+ (Германия) и другие.

 «Одним из существенных конкурентных преимуществ ЧМЗАП является собственное осевое производство. Каждая ось, изготовленная из высококачественного уральского проката, проходит закалку в специальных печах и выдерживает нагрузку до 24 тонн, -замечает Дина ТАЛЬНИКОВА. - Одновременно, Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов применяет комплектующие от ведущих европейских и отечественных производителей – BPW, Weweler, WABCO, JOST (тормозные системы, рулевое управление, опорные устройства), шины MICHELIN и «Сибур». Предприятие сотрудничает только с проверенными производителями. Все покупные запчасти проходят строгий входной контроль».

 

Самые малые – самые востребованные

Для переброски небольшой и малогабаритной техники также требуются полуприцепы. Например, тротуарный каток сам до объекта будет двигаться очень долго, а погрузив его на полуприцеп, можно оперативно его перебросить на объект. Можно перебросить и мини-погрузчик, мини-погрузчик на гусеничном ходу, мини-экскаватор, разметчики дорог и прочую нетяжелую технику. Такие полуприцепы обычно еще используют как эвакуаторы. Удобно на такой техники вывезти и легковой автомобиль. Грузоподъемность невелика от 5 до 10 тонн. Малогабаритное семейство прицепов ЧМЗАП 8358 является одним из самых востребованных дорожно-строительными компаниями. Данный модельный ряд разрабатывался для перевозки дорожно-строительной техники (асфальтовых катков, разметчиков дорог, мини-погрузчиков типа МКСМ). Работать на этих «малышах» одно удовольствие: они компактны, маневренны, надежны и удобны в эксплуатации. На них можно перевозить спецтехнику и использовать как эвакуатор. Грузоподъемность от 5,2 до 10,7 тонн. Угол въезда по трапам 17°. Универсальное сцепное устройство всех модификаций этого семейства позволяет использовать любой тягач. Есть модификации. Малогабаритное семейство ЧМЗАП 8358 уверенно держится вне конкуренции по двум причинам: эти прицепы позволяют решать множество транспортных задач, при этом стоят ниже низкорамных прицепов с более сложной конструкцией.

Фронтальный заезд

Некоторое время назад российские производители обратили внимание на то, что на отечественном рынке спецтехники повышенным спросом стали пользоваться полуприцепы, для которых характерна возможность отстыковки гусачной части. Это создает дополнительные возможности при погрузке и транспортировке, например, гусеничной техники. До недавнего времени российские машиностроители не могли предложить отечественному потребителю ничего подобного. Потому-то на дорогах страны появилась соответствующая новая дорогостоящая импортная техника или какое-то время бывшая в эксплуатации. На потребность рынка быстро отреагировали ряд производителей, среди которых компании «Спецприцеп» и ООО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП).

Более одиннадцати лет назад ООО «Компания «Спецприцеп» создала первые полуприцепы-тяжеловозы с отстегивающимся гусаком, для быстрого заезда техники под малым углом на низкорамную платформу спереди. При фронтальном заезде техники уменьшаются динамические нагрузки на подвеску и оси полуприцепа. Время сцепки-расцепки составляет около одной минуты.

Международный и отечественный опыт по перевозкам различного рода крупногабаритной техники и грузов показал, что альтернативы полуприцепам с отстегивающимся гусаком для подобного рода перевозок нет. «При этом компания не остановилась на достигнутом, и учитывая опыт организаций-перевозчиков, выпустила ряд полуприцепов с передним заездом, рама которых может раздвигаться как по длине, так и по ширине, - говорит Ольга БОКОВА, специалист компании «Спецприцеп». - В зависимости от количества осей (три или четыре) грузоподъемность раздвижных полуприцепов может быть 42 и 55 тонн (модель 99424R-U, максимальная грузоподъемность 55 т.

Следует отметить что в отличие от зарубежных аналогов раздвигаемая часть является несущей, то есть на ней можно располагать груз. При разработке таких моделей учитывалось, что длина автопоезда (полуприцеп в сдвинутом состоянии в сцепке с тягачом) должна быть в установленных законом габаритах, то есть не превышать 20 м.

В механизме управления третьей осью применена электронно-гидравлическая система ETS (Electronic Trailer Steering) нидерландской компании VSE. Данное оборудование, в отличие от обычной гидравлической системы управления, позволяет рассчитать и задать любую траекторию поворота колес. В автоматическом режиме поворот осуществляется с помощью специального шкворневого следящего устройства, а в ручном режиме оператор с помощью дистанционного пульта может задавать угол движения осей полуприцепа.

 Использование данной системы позволяет значительно упростить маневрирование в тесных городских условиях, а также многократно снижает износ резины.

Новинка уральских машиностроителей челябинского ОАО «Уралавтоприцеп» (имеет снаряженную массу 16 тонн и грузоподъемность до 50 тонн). Высота грузовой платформы составляет 600 мм. Это одна из последних моделей тяжеловозных прицепов, разработанных на заводе, - ЧМЗАП-933710-020 с отстегивающимся гусаком.

Низкая платформа

Большой модельный ряд «низкорамников» освоен ООО «Компанией «Спецприцеп».

Это низкорамные полуприцепы с погрузочной высотой (860-900 мм), с заездом по механическим трапам одного сложения или гидравлическим двойного сложения. Их грузоподъемность от 25 до 70 тонн.

Большая модельная линия товарной группы полуприцепов с пониженными погрузочными площадками разработана в «Политранс». Она предназначена для перевозок дорожно-строительной техники, длинномерных, крупногабаритных и неделимых грузов. Серия таких полуприцепов была освоена, испытана и запущена в производство вся под маркой   ТСП: 2-, 3-, 4-, 5- и 6-осных. В различных модификациях, с механическими и гидравлическими трапами, на рессорных и пневматических подвесках, с применением большого количества дополнительного оборудования и т. д.

Еще две модели, отлично подходящие для дорожных работ от уральских машиностроителей, -  полуприцепы ЧМЗАП 99064-052 и ЧМЗАП 93853-037 УУБ2 с пониженной высотой грузовой платформы.

Низкое расположение грузовой платформы, обеспеченное малым диаметром шин (235/75 R17,5), позволяет перевозить технику и крупногабаритные грузы высотой до 3 100 мм без превышения нормативов. Рессорная балансирная или пневматическая (по желанию заказчика) подвеска обеспечивает необходимую плавность хода и устойчивость автопоезда.

Для облегчения погрузки-разгрузки техники полуприцепы этой модельной группы комплектуются гидротрапами или  трапами с пружинным помощником подъема-опускания с углом заезда от шести до 13 градусов. Малый угол въезда на платформу обеспечивается двойными трапами складной конструкции, которые могут перемещаться по ширине полуприцепов. Полуприцепы оснащены уширителями грузовой платформы (до 3 000 мм) для перевозки негабаритных грузов. По ширине полуприцеп вписывается в нормативные габариты. Наличие бортовой площадки в передней части модели делает их более удобными в эксплуатации. Она используется для хранения запасных колес, настила уширителей рамы и других принадлежностей тягача и полуприцепа.

 Тяжеловозы, вперед!

Для строителей и мостовиков в Челябинске выпускают полуприцепы-тяжеловозы ЧМЗАП 99065-020К, ЧМЗАП 9906-038 БАК и ЧМЗАП 99064-042-02.

Модели ЧМЗАП 99065-020К и ЧМЗАП 9906-038 БАК относятся к семейству бортовых полуприцепов с ровной платформой со стальным настилом и раздвижными по ширине кониками для перевозки длинномерных грузов, а также грузов общестроительного назначения. На платформе установлены борта высотой 600 мм. Двухпроводное электрооборудование в защитной пластиковой гофре. Шкворень Georg Fisher, опорное устройство  JOST, противооткатные упоры, боковая защита Suer. Вездеходные качества этих тяжеловозов позволяют провозить грузы  в условиях бездорожья. Односкатная ошиновка и одинаковая колесная колея тягача и полуприцепа обеспечивают отличную проходимость.

Трехосный ЧМЗАП 99064-042-02 на двускатной ошиновке с длиной платформы 11 метров. Масса перевозимого груза 38 тонн. Шины 235/75R17,5 141 J. Полуприцеп оснащен лебедкой, уширителями грузовой платформы и трапами с пружинным помощником подъема опускания.

Тяжеловозы с раздвижными рамами, предназначенные для перевозки колесно-гусеничной и дорожно-строительной техники, крупногабаритных и неделимых грузов в условиях дорог общего пользования выпускает и челябинский ТСП «Политранс». Им стал раздвижной трал ТСП 94183‑000060 полной массой до 55 тонн. Трехосный образец, показанный еще на выставке СТТ-2009, имеет возможность увеличения длины платформы от 9450 мм до 16455 мм с шагом 1000 мм. При этом масса перевозимого груза изменяется соответственно от 41 до 36 тонн для длинномерных грузов, так как увеличена полезная длина рабочей площадки. При этом размеры  полуприцепа в сдвинутом  положении погрузочной площадки отвечают требованиям по транспортным габаритам по длине в составе автопоезда.

 

Уникальные решения

Многие предприятия, специализирующиеся на выпуске полуприцепов, выполняют индивидуальные заказы. Поскольку в ряде отраслей требуется перемещать грузы по особым условиям транспортировки, грузы часто имеют специфические габариты, приходится под них подстраивать перевозочную технику.

Конструкторские бюро проектируют и на производственной площадке изготавливают такую технику.

«Предприятие регулярно выполняет спецзаказы для строительной, нефте- и газо-добывающей и энергетической отраслей. Например, один из последних масштабных спецзаказов – раздвижной семиосный полуприцеп ЧМЗАП 99905-010, разработанный конструкторским отделом завода для перевозки мостовых конструкций для олимпийских строек Сочи. Грузоподъемность ЧМЗАП 99905-010 составляет 80 тонн, - говорит Дина ТАЛЬНИКОВА - Он способен перевозить длинномерные несущие грузы до 30 метров.  Этот полуприцеп-тяжеловоз имеет двойной телескоп (два звена раздвижки). При возможности удлинения шагом в один метр, максимальная длина каждого звена составляет 7 500 мм». Общая длина платформы полуприцепа в раздвинутом состоянии – 26 300 мм. Первая ось этого полуприцепа-тяжеловоза – самоустанавливающаяся, вторая – неуправляемая, оси с третьей по седьмую – с принудительным управлением. Принудительное управление осуществляется в автоматическом режиме при повороте автопоезда. При совершении сложных маневров управление полуприцепом может осуществлять оператор с выносного пульта, подключенного к полуприцепу. Аналогов в России ему пока нет.

Андрей ФЕДОРОВ

 


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.