Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



ТРОЛЛЕЙБУС ДЛЯ СИБИРИ

ТРОЛЛЕЙБУС ДЛЯ СИБИРИ

Инновационная целевая городская программа «Сибирский троллейбус» позволит модернизировать подвижной состав городского электротранспорта не только Новосибирска, но и других городов региона. Для ее успешного выполнения необходимо привлечение предприятий многих отраслей промышленности. На новосибирском предприятии «Сибэлтранссервис» уже освоен процесс производства модернизированных кузовов троллейбусов и на их основе капитально-востановительный ремонт троллейбусов с углубленной модернизацией и заменой кузова на новый. Уже в ближайшие годы на этом предприятии будет создана модель современного троллейбуса максимально адаптированного для эксплуатации в сложных климатических условиях Сибири. Реализация этого проекта позволит провести комплексное обновление троллейбусных парков Новосибирска и других городов сибирского региона …

Среди различных видов наземного общественного транспорта троллейбус находится на особом месте. Это экономичный и экологически чистый транспорт большой вместимости. По провозной способности и освоению пассажиропотоков он ничуть не уступает большим городским автобусам. Высокая экономичность троллейбуса обеспечивается электрической тягой. По приведенным затратам на перевозку одного пассажира, в сравнении с автобусом аналогичной вместимости троллейбус расходует в три (!) раза меньше энергии. При нынешнем уровне тарифов муниципального городского транспорта за проезд 8 руб в Новосибирске, только троллейбус является рентабельным. Следовательно, на него может быть возложена функция сдерживания роста тарифов внутригородских перевозок. Как показывает практика, рост цен на дизельное топливо и бензин опережают рост тарифов на электрическую энергию.

Эксплуатационная скорость троллейбуса сопоставима со скоростью движения автобусов, для него не надо выделять обособленных полос для движения по городским магистралям и улицамНо самый существенный фактор превосходства троллейбусов, в сравнении с автобусами – экологический. Как известно, автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городах. При массовой автомобилизации – экологичность троллейбуса существенный плюс и фактор для привлечения внимания городских властей, озабоченных качеством жизни горожан.

Поэтому ответственная муниципальная власть любого российского и сибирского города не должна оставлять без внимания развитие городского электрического транспорта, как наиболее экономически эффективного, экологически чистого и обладающего высокой эксплуатационной скоростью и провозной способностью.


Дефицитная экономика

Одной из острейших проблем городского хозяйства является устаревший подвижной состав общественного транспорта. Его подавляющая часть отработала нормативные сроки эксплуатации. Поэтому перед муниципальной властью стоит задача организации обновления подвижного состава не только автобусов, но и городского электрического транспорта. Муниципалитеты сибирских городов по-разному пытаются решить эту проблему.

Оснащение троллейбусных парков импортными подержанными чешскими троллейбусами Skoda из городов Европы оказалось невозможно по причине их высокой стоимости и несовместимости технологической базы для организации ремонта и обслуживания этих машин. Стремительное старение парка троллейбусов, его увеличивающийся износ требовал принятия каких-либо срочных решений. В 90-е годы были начаты эксперименты по производству троллейбусов в Волгограде, Вологде, Уфе и Минске, поскольку единственный российский производитель троллейбусов – завод «Тролза» (бывш. завод имени Урицкого, г. Энгельс) находился в тяжелом финансовом положении.

Позволить себе кардинальное обновление парка троллейбусов в годы экономического кризиса в России могли лишь немногие города, бюджет которых мог осилить крупные суммы на закупку нового подвижного состава. В Новосибирске к решению данного вопроса подошли с другой стороны.

Парк троллейбусов в городе на Оби - один из самых больших в Сибири и в середине прошлого десятилетия насчитывал более трехсот семидесяти единиц техники. Это третья по размерам троллейбусная система в России. Однако возраст троллейбусов в настоящее время таков, что некоторые из машин отработали по два нормативных срока, благодаря стараниям коллективов эксплуатационников и ремонтников. Стремительное старение парка троллейбусов, и невозможность бюджетных трат на закупку и обновление подвижного состава для муниципальных парков стали отправной точкой для возникновения идеи проведения капитально-восстановительного ремонта методом замены кузова.

За это непростое дело взялось новосибирское предприятие ОАО «Сибэлтранссервис». При поддержке Департамента промышленности и Департамента транспорта и благоустроительных работ мэрии Новосибирска была разработана городская целевая инвестиционная программа «Сибирский троллейбус».

«Сказать, что на предприятии просто модернизировали кузов – значит, ничего не сказать. В процессе реновации была разработана конструкторская документация, изготовлена технологическая оснастка. В результате удалось изготовить модернизированный вариант кузова ЗИУ-682 Г016 (03). Производство этой модели кузова троллейбуса было поставлено на поток, - говорит Сергей Парфенов, генеральный директор новосибирского предприятия «Сибэлтранссервис»..

Сегодня на улицах Новосибирска уже успешно работают 25 троллейбусов, собранных на этом предприятии, еще 14 машин работают в других городах Сибири: Рубцовске, Иркутске, Красноярске. Сейчас предприятие работает над изготовлением еще пяти кузовов троллейбусов по заказу мэрии Новосибирска. И это только начало, поскольку в планах предприятия «Сибтранссервис» создание кузова троллейбуса полностью отвечающего эксплуатации в крайне сложных условиях Сибири.


Модерн в сибирском стиле

«Производить устаревший кузов, который выпускался на заводе в Энгельсе на протяжении многих лет – мы не стали, - рассказывает генеральный директор предприятия. - В процессе освоения производства произведена значительная модернизация как кузова, так и троллейбуса. Улучшен дизайн, внутреннее оснащение салона, троллейбус стал долговечнее и более эффективным в эксплуатации. Его эксплуатация менее затратна, что, несомненно, отразится на экономике работы троллейбусных депо. Предприятие дает гарантию, что модернизированный троллейбус отработает еще один нормативный срок, который составляет 10 лет. Хотя я убежден, что он сможет отработать два нормативных срока».

Что позволяет так уверенно заявлять о таких превосходных качествах модернизированной машины?

На новосибирском предприятии был проведен большой комплекс работ по существенной модернизации кузова машины: разработана новая рама – основной несущей элемент конструкции кузова. Она сделана из открытых утолщенных профилей, которые повышают долговечность всей машины. Они подвергаются антикоррозийной обработке. Замена тонкостенных труб прямоугольного сечения толщиной всего в 2,5 мм на утолщенный профиль швеллерного типа также повышает долговечность кузова.

Во вторых, обшивка кузова изготавливается из цельнотянутого оцинкованного листа. Это дает значительные преимущества, в сравнении со старым кузовом. Освоен и новый клеевой способ крепления обшивки кузова к его каркасу. Метод склеивания намного эффективней привычной сварки. Другими словами металлический лист не приваривается, а приклеивается к каркасу.

Новая технология позволяет увеличить долговечность кузова троллейбуса. В процессе движения на обшивку кузова действуют динамические нагрузки, на месте точечной сварки из-за концентрации воздействия этих сил в процессе многолетней эксплуатации происходит разрыв металла и кузов подлежит ремонту. При движении троллейбуса, на котором применено склеивание обшивки кузова и его каркаса динамические силы равномерно распределяются по всей длине обшивочного листа. Это и позволяет увеличить срок эксплуатации кузова. Его долговечности способствует и то, что непрерывный слой клея выполняет функции герметика, защищая каркас кузова от попадания влаги. Как известно, в любом транспортном средстве в местах примыканий всегда попадает влага, что приводит к преждевременной коррозии. Клеевой способ крепления устраняет собственно причину коррозии кузова. Еще одно новшество, примененное в ходе работы над модернизацией кузовов троллейбусов – использование нержавеющей стали для надколесных арок. «Это дорогое удовольствие – отмечает Сергей Парфенов, - но мы идем на применение этого материала, потому что надколесные арки больше других элементов кузова подвержены коррозии и очень быстро выходят из строя».

Ступени салона изготовлены из стеклопластика, в результате опять же увеличивается долговечность кузова и решается проблема безопасности пассажиров. Стеклопластик - мощный изолятор, который предотвращает воздействие тока утечки на пассажиров. Троллейбус на сегодня оказался в своем роде единственным электротехническим устройством, который не имеет заземления и вопросы безопасности пассажиров здесь должны быть решены качественно.

«Мы смогли вынести практически все электрооборудование из-под пола и салона на крышу, чем достигли более высокую степень электробезопасности, в сравнении с серийным кузовом старого образца. Тем самым повысили и степень удобства обслуживания троллейбуса, - продолжает Сергей Парфенов. – Оказалось, что улучшены и собственно условия эксплуатация электрооборудования и обслуживания, поскольку оно теперь изолировано от влаги, пыли и дорожной грязи. Таким образом, увеличивается ресурс троллейбусов».

Серьезной модернизации подверглось электрооборудование. В старых моделях троллейбуса использовалась реостатно-контакторная система управления тяговым электродвигателем, для которой был характерен недостаточно плавный пуск, что сказывалось на комфортности поездки. Специалистами ОАО «Сибэлтранссервис» было предложено заменить устаревшее оборудование на электронную систему управления тяговыми двигателями. Установка такого электронного преобразователя позволяет сделать плавным пуск машины. Теперь компьютер на борту троллейбуса регулирует напряжение на двигателе, наращивает скорость по строго заданным характеристикам. То же самое происходит и при торможении. В результате улучшилась комфортность поездки.

«В связи с тем, что на троллейбус мы установили новую электронную систему управления тяговым двигателем, это позволило значительно уменьшить ударные динамические нагрузки на механические детали машины: всевозможные шестерни, пневмоподвеску, - продолжает Сергей Парфенов. - Это скажется на долговечности механических узлов и машины в целом».

Такая модернизация электрооборудования обеспечивает снижение стоимости эксплуатации троллейбуса и затрат на расход запасных частей и ремонт троллейбуса. Впервые в практике городского электротранспорта Новосибирска данная система управления тяговыми двигателями позволяет рекупирировать электрическую энергию – то есть отдавать энергию обратно в сеть при торможении. Что делает данное транспортное средство максимально эффективным в эксплуатации. По данным мониторинга, проведенного на новых троллейбусах Заельцовского депо города Новосибирска, снижение расхода электрической энергии составило 45% в сравнении с серийными образцами троллейбусов, оснащенными реостатно-контакторными системами.

Задания на разработку нового электрооборудования получили новосибирские предприятия НПО «Ирбис», ЗАО «Арс-Терм» и ЗАО НПК «Импульспроект» при научной поддержке специалистов НГТУ. Они освоили производство преобразователей для управления тяговым двигателем.

ЗАО «Арс-Терм» освоило производство таких электронных преобразователей для асинхронных двигателей. Новосибирск стал первым городом за Уралом, в котором появился троллейбус с асинхронным двигателем. Позже такая модель была поставлена из Новосибирска в Иркутск.

 

Идеальная модель

Однако на достигнутом новосибирское предприятие останавливаться не собирается. «Нами много делается и в плане улучшения дизайна троллейбуса, - констатирует Сергей Парфенов. – Модернизировано освещение в салоне, теперь в новых кузовах мы устанавливаем только лампы дневного света. В салоне появилась «бегущая строка», которая информирует пассажиров об остановках. Изменен и внешний вид выпускаемых машин. Теперь на них устанавливается электронный маршрутный указатель, новые двери с панорамными стеклами. Для большей части подвижного состава городского транспорта Новосибирска характерна покраска кузова простыми параллельными линиями, мы же отошли от этой пресловутой традиции и нашли свой фирменный стиль – наши троллейбусы окрашены в два цвета с наклонной линией. Что делает их легко узнаваемыми на улицах города. Усовершенствовано и водительское место, для чего изменили пульт управления и другие элементы управления транспортным средством». Одной из новаций стало, в частности, увеличение переднего свеса троллейбуса, что позволило создать отдельный вход для водителя.

Реальной перспективой может стать создание кузова троллейбуса, максимально адаптированного для эксплуатации в сибирских условиях. К сожалению, до сих пор в города Сибири и Дальнего Востока ведутся поставки техники абсолютно не приспособленной для эксплуатации в суровых условиях. И если такой подвижной состав не вызывает нареканий в европейской части страны, то в условиях сибирской зимы эксплуатация такого подвижного состава влетает в «копеечку», а комфортность перевозок резко падает. Каким же видится современный троллейбус для городов Сибири?

Одно из главных требований является способность задавать температурный режим в салоне и в кабине водителя, как в зимнее, так и в летнее время. Для этого необходимо максимально уменьшить теплообмен салона троллейбуса с внешней средой. Для чего необходимо предусмотреть выполнение целого комплекса мероприятий, в том числе по герметизации кузова и его утеплению. Должна быть спроектирована мощная система вентиляции и отопления. То есть проезд в салоне такого троллейбуса даже в самый лютый мороз должен быть комфортным.

На новосибирском предприятии не стали ждать, когда конструкторы троллейбусных заводов в европейской части России разработают модель для Сибири. Уже сейчас на серийных машинах применяются новации и отрабатывается перспективные технологии. На выпускаемых машинах была внедрена технология вклеенных окон, что увеличило степень герметизации кузова. В перспективе намечено заменить гидроусилитель руля на электромеханический усилитель. Однако прогресс не стоит на месте, и на предприятии уже задумываются о создании низкопольного варианта кузова. Конечно, эта модель не появится сегодня или завтра, для этого предстоит провести колоссальный объем работ. Но здесь уверены, что троллейбус из Новосибирска будет представлять собой самое совершенное и надежное в эксплуатации транспортное средство.

«Сейчас появилась уникальная возможность кардинально изменить и усовершенствовать структуру и организацию работы пассажирских предприятий городского электрического транспорта в городах региона, - говорит Сергей Парфенов. – Любому специалисту горэлектротранспорта хорошо известно, что электрооборудование и агрегаты троллейбуса в основном имеют блочную структуру. Поэтому одно из наших предложений состоит в организации сервис-центров на территории Сибири, где высококвалифицированные специалисты занимались бы сервисными, гарантийными и послегарантийными работами по обслуживанию и ремонту электрооборудования. Эффект от такой реорганизации колоссальный, поскольку каждому депо не нужно содержать в штате таких сотрудников. Нужно чтобы депо занимались только эксплуатацией подвижного состава».

На сегодня потребность в модернизации кузовов троллейбусов в Сибири огромная, подвижной состав сильно изношен. Большинство городов не имеют развитой производственной базы. И предприятие «Сибэлтранссервис» готово к сотрудничеству со всеми заинтересованными городами региона, поставляя им модернизированные кузова троллейбусов и троллейбусы. Накоплен большой опыт подобного сотрудничества. Производственные мощности предприятия позволяют увеличить объемы выпуска модернизированных кузовов.

Сейчас можно констатировать, что благодаря программе «Сибирский троллейбус» к ее реализации подключились уже 39 предприятий не только Новосибирска, но и Барнаула, Красноярска. По сути, модернизированный троллейбус стал сибирским не только по прописке, но и по своему внутреннему содержанию.

Александр Колпаков


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.