Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Высотный патриотизм

В современном строительстве все шире применяются новые архитектурно-планировочные решения зданий и сооружений, новые технологии и материалы. А это, в свою очередь, увеличивает значение параметров и характеристик строительной техники, в частности грузоподъемных механизмов, основными из которых являются краны. Повышение требований к строительной технике вызвано необходимостью более экономно использовать земельные участки под застройку (вследствие чего растет этажность), а также для более быстрого процесса возведения объекта.
Башенный кран — грузоподъемная машина, применяемая, в основном, в строительстве. Кран состоит из высокой башни, поворотной стрелы и подъемной лебедки, может быть стационарным и передвижным. Башня передвижного крана опирается на ходовые колесные или гусеничные тележки, которые перемещаются по рельсовому пути или по земле. Башенные краны классифицируют как передвижные по рельсовым путям, стационарные (приставные) и самоподъемные, которые монтируются на каркасной конструкции здания. Их выпускают с поворотной и неповоротной башней, с подъемной или горизонтальной балочной стрелой.

Русские машины
В настоящее время в России осталось четыре крупных завода по производству башенных кранов. Флагманом отечественного машиностроения называют «Ржевский краностроительный завод». Причина его лидерства проста. Исторически сложилось так, что завод был оснащен в период до распада СССР в 1987–1990 годах самым современным на тот момент оборудованием, мощности его были рассчитаны на выпуск до ста кранов в месяц. Сейчас завод производит десять единиц техники. Среди других отечтественных производителей отметим ОАО «Механический завод» в Санкт-Петербурге, выпускающий четыре единицы техники в месяц, завод в г. Одинцово под Москвой, который на сегодня выпускает краны серии 415 и 515 по одной-две единице в месяц, Нязепетровский завод в Челябинской области, производящий башенные краны и краны-погрузчики по пять единиц. Кроме названных, на рынке присутствует продукция и небольшого числа более мелких производителей кранов.
По оценкам экспертов, в течение десятилетия рынок не испытывал потребности в башенных кранах, лишь несколько лет назад, с возрождением крупного строительства, потребовалась замена старых кранов, которые не только устарели физически, но и не соответствовали современным требованиям по энергоемкости и скорости подъема грузов. На «Ржевском краностроительном заводе» был разработан кран нового поколения, отвечающий всем международным стандартам. Краны серии КБ-473 с электрическим приводом управления и КБ-474 с электронным управлением обладают малой энергоемкостью, обеспечивают удобство работы крановщика, оснащены современной системой безопасности, имеют повышенную скорость и грузоподъемность, снабжены верхним поворотом и оригинальной системой самоподъема.
Стационарный КБ-473 насчитывает десять исполнений стандартной максимальной грузоподъемностью 8 тонн. Предназначен он для строительства из монолитного железобетона и кирпича зданий повышенной этажности (высота до 162 метров). Кран оснащен неполноповоротной башней и балочной полноповоротной стрелой с вылетом 35–50 метров. КБ-474 выпускают в двух базовых вариантах — передвижной полноповоротный и приставной стационарный с неповоротной башней и полноповоротной балочной стрелой. Оба варианта выпускают в пяти исполнениях по грузоподъемности — от 1,2 до 3,8 тонны. КБ-474 остается самым высоким отечественным краном, высота подъема составляет 222 метра.
Нязепетровский завод выпускает краны КБ-403Б, предназначенные для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 54,7 метра с массой монтируемых элементов до 8 тонн.
КБ-408.21 используют для проведения строительных и монтажных работ на высотах до 72,7 метра с массой монтируемых элементов до 10 тонн. Такая модель призвана заменить устаревшие машины КБ-572, БКСМ-5-5Ф, МКРС-300.
ЗАО «Машстройиндустрия», образованное в 2002 году, объединило несколько заводов-производителей строительной техники и оборудования: ОАО «Строммашина» (г. Кохма, Ивановская область), ООО «Одинцовский механический завод», ООО «Машиностроительный завод» (г. Вичуга), ООО «Лифтек» (г. Видное), ООО «КранЭлектро» (г. Москва), ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».
Выпускаемый «Одинцовским механическим заводом» передвижной башенный кран КБ-515 на рельсовом ходу применяется при строительстве 25-этажных зданий. Грузоподъемность машины составляет 10 тонн, вылет стрелы — 50 метров, высота подъема — 96 метров.
Модель КБ-415 производства завода «Строммашина» (г. Кохма) успешно заменяет старые модели башенных кранов КБ-403А, КБ-405-01, КБМ-401, КБ-408, КБ-411, эксплуатирующиеся до настоящего времени. КБ-415 используют на строительстве 19-этажных зданий.
Крупнейшее предприятие по производству лифтов, ОАО «Карачаровский механический завод», сегодня наладило выпуск трех моделей кранов: башенного КБ-411 для механизации строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, проводимых в стесненных условиях городской застройки, КБ-504.08 для строительства зданий до 25 этажей (высота подъема груза до 94,8 метра) и специальный стационарный монтажный кран КССМ-401УХЛ для строительно-монтажных работ на объектах промышленного, жилищного и специального назначения (например, в мостостроении).
В 2005 году ОАО «Механический завод» наладило выпуск кранов с верхним поворотом КБ-581. Башенный кран универсального назначения при мобильном исполнении (на рельсах с колеей 6 метров) имеет максимальную грузоподъемность 10 тонн, вылет стрелы 60 метров, высоту подъема крюка 56,8 метра. На фундаменте с креплением к зданию или свободностоящий на опорах кран сохраняет свою грузоподъемность и вылет стрелы, а высота подъема достигает 170 метров. Кран оборудован современной системой управления, которая разработана совместно с фирмами Siemens, «Радук», «ЭГО». Приводы КБ-581 изготовлены итальянской фирмой «Бревени».
ОАО «Ухтинский механический завод» в 1966 году в рамках программы обустройства и развития северных городов освоило выпуск башенных кранов, работающих при температуре до -60°С. В настоящее время в программе завода — высокомобильный самомонтирующийся башенный кран КБ-202.УХЛ грузоподъемностью 3 тонны. Основу производства составляют краны серии КБ-309.АХЛ для строительства трех-, пяти- и девятиэтажных домов.
Продукция отечественных заводов соответствует требованиям российских стандартов, норм и правил, регламентирующих условия работы оператора и запас прочности оборудования. Отечественные ГОСТы, по оценкам экспертов, по ряду требований гораздо жестче, чем европейские стандарты DIN, SFS, BS. Так, например, работа импортных кранов разрешена, как правило, до -25°С, для отечественных кранов в обычном исполнении допуск составляет до -40°С, у КБ-578 — до -60°С. Однако современные строительные технологии монолитного возведения зданий предъявляют новые требования к кранам: компактность места установки, высокая скорость перемещения грузов, значительная высота, увеличенная зона обслуживания и простота монтажа.

Смесь французского с новосибирским
Сегодня на рынке башенных кранов определенную нишу занимают машины зарубежного производства. Французская компания Potain представлена в России двумя сериями: гидравлические компактные самомонтирующиеся башенные краны HD для работы в стесненных условиях и рельсовые или фундаментные высотные башенные краны серии MD, которые оснащены системой координатной защиты и управления для работы в пересекающихся рабочих зонах. Грузоподъемность кранов составляет от 6 до 12 тонн, вылет стрелы — 60 метров, высота свободностоящих кранов достигает 75 метров, а с пристежкой к зданию — 200 метров и выше. Под маркой Potain крановую технику производят в разных странах, в том числе КНР.
В модельный ряд немецкой фирмы Liebherr входит семь серий башенных, три серии специальных и пять серий компактных монтажных кранов, управляемых с пульта на земле. Стоит отметить, что нормы Ростехнадзора не позволяют управлять такими механизмами дистанционно.
Серии LC, EC и EL включают в себя модели кранов с верхней вращающейся частью, легко транспортируемые и простые в монтаже. Габариты в зависимости от модели могут колебаться по высоте от 30 до 100 метров, длина стрелы и радиус работ — от 30 до 52,5 метра. Серия НС — большие мощные краны с верхней подвижной частью, предназначенные для широкого спектра работ, способные поднимать груз до 80 тонн и оперировать им в радиусе до 110 метров. Последняя серия (А) была разработана специально для строительства мостов. Такой кран способен поднимать грузы до 110 тонн, максимальная высота подъема крюка составляет 160 метров, радиус действия — до 80 метров. Серия Н включает в себя три модели — 13 H, 20 H и 26 H. Благодаря небольшим габаритам эти краны можно использовать в непосредственной близости к строящемуся объекту. Краны серии TT представляют собой телескопическую башню и стрелу. Такая технология разрешает изменять размеры крана (увеличивать или уменьшать вдвое). Эксплуатационные качества этих строительных кранов позволяют называть их высокопроизводительными и многоцелевыми. Краны серии К отличаются компактностью и легкостью транспортировки. Их можно целиком перевозить на одном трейлере. Одна из особенностей моделей данной серии состоит в том, что стрела примерно в полтора раза длиннее башни. Башня может состоять из отдельных секций с решетчатой структурой, сваренных между собой, или же может быть телескопической. От вышеперечисленных отличаются краны серии МК, которые имеют небольшие параметры и небольшую грузоподъемность, созданы они на основе колесных тягачей. Башенные краны МК мобильны и при работе не требуют демонтажа, имея основой базу автомобиля. Таким образом, эти модели вобрали в себя преимущества как передвижных, так и башенных подъемных кранов.
Башенные краны Liebherr с верхней вращающейся частью представляют серии LC, EC, EL и НС. Эти краны устанавливают серьезный стандарт и определяют требования, предъявляемые к технике нового поколения при подъеме различных грузов. Они многофункциональны и очень просты в монтаже и управлении.
Модель 140 НС-К необычна тем, что стрела крана способна сгибаться, это особенно важно при строительстве нестандартных объектов. При необходимости место сгиба можно перемещать по всей длине стрелы, в зависимости от требуемого радиуса работ.
Итальянская компания Comedil TEREX экспортирует в Россию новейшую модель крана CTT Flat top, используемую строителями США и Европы. Существует 21 модификация этой модели для решения задач любого масштаба и любой сложности: от небольшой реконструкции до возведения кварталов высотных домов или больших мостов. В зависимости от модификации грузоподъемность кранов CTT изменяется от 2,5 до 40 тонн, максимальный вылет стрелы — от 41 до 85 метров, а высота — от 18 до 106 метров без крепления к стене и до 285 метров в случае крепления к строительному объекту. Кроме указанных, на рынке России широко представлены башенные краны IHI, Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi, Zeppelin (серия ZBS).
Импортные краны, по оценкам экспертов, отличаются высоким качеством и надежностью, однако они значительно дороже как при покупке, так и при эксплуатации.
Такие машины работают практически бесшумно, поэтому их эксплуатация возможна в три смены даже в черте города. Немецкие краны, по утверждениям специалистов, в три раза превосходят отечественные по скоростным характеристикам. Потребляемая электрическая мощность, к примеру, кранов фирмы Liebherr гораздо ниже, чем у российских машин. Если учесть, что электрические сети в городе находятся не в самом лучшем состоянии, энергоемкость в данном случае является одним из важнейших показателей. Неоспоримое преимущество немецких кранов и в том, что они не нуждаются в подкрановых путях, поскольку длина стрелы таких машин достигает 60 метров. Кран устанавливается на фундамент посередине или на торце здания и при достижении высоты более 50 метров крепится к нему. Он «закрывает» всю строительную площадку, поэтому нет необходимости во втором или третьем кране.
Крановое оборудование дорогостоящее. Стоимость российских машин составляет порядка 12–15 миллионов рублей, зарубежных — около 20 миллионов. Срок окупаемости техники большой — минимум 6 лет.

Равнение на Китай!
Хотелось бы сказать, что специалисты не отмечают присутствия, и уж тем более агрессивного проникновения на отечественный рынок башенных кранов китайского производства. А соседствующий с нами Казахстан наводнен техникой из Поднебесной: по данным компании BeliefVera, почти 70% башенных кранов, ввезенных в республику в 2005 году, составляют машины китайских производителей. Все импортированные из Китая краны — новые. Главным аргументом выбора китайской техники в данном случае выступает цена. В зависимости от марки стоимость нового крана китайского производства сосредоточена в диапазоне от $ 20 до 190 тысяч. При этом аналоги (в техническом плане), произведённые в СНГ, обойдутся покупателю в $ 50–280 тысяч, стоимость же башенных кранов, произведённых в Европе, достигает $ 600 тысяч за единицу. Даже на подержанную европейскую технику средние цены составляют интервал $ 120–200 тысяч.

Николай Иванов, директор управления механизации №1 ОАО «Строймеханизация»:
— На новосибирском рынке башенных кранов преобладает техника российского производства, импортные машины представлены несколькими единицами. Среди отечественных производителей Нязепетровский краностроительный завод предлагает наиболее доступный по стоимости кран КБ-408.21. Цена такого крана составляет 6 миллионов рублей. Эти машины в Новосибирске появились недавно, на сегодня в городе работает три единицы такой техники. Ржевский завод предлагает дорогой высотный кран КБ-473, максимальная высота которого с привязкой к зданию может составлять 222 метра. Стоимость такой машины в зависимости от исполнения (высоты) варьируется в пределах 11–16 миллионов рублей. ОАО «Строммашина», входящее в концерн «Машстройиндустрия», производит краны КБ-415 и КБ-515. При максимальной высоте подъема 80–90 метров вылет стрелы такой машины достигает 40 метров. Кран оснащен кабиной переменной высоты. Санкт-Петербургский краностроительный завод выпускает тяжелые краны КБ-503, КБ-504. Стоимость этих машин составляет 11–13 миллионов. Стоит признать, что современные башенные краны отечественных производителей представляют собой усовершенствованную технику высокой категории сложности.
Среди импортных машин в Новосибирске присутствуют краны Liebherr и Potain. Большинство покупаемых новых кранов — российского производства, зарубежная техника, поставляемая в Новосибирск, — это машины с вторичного рынка.
Современное состояние рынка башенных кранов характеризуется превышением спроса над предложением. Строительные компании вынуждены самостоятельно приобретать краны, возможности обновления парка у нас, предприятий механизации, к сожалению, нет. Износ кранового парка в нашей организации составляет около 80%.
Отдельные крупные строительные фирмы приобретают новые машины и передают их нам на обслуживание. Среди таких предприятий в Новосибирске можно назвать компанию «Транссервис», ЗАО «Труд», СПК «ЖБК», ЗКПД «Газстрой». Активно в приобретении кранов работает система лизинга.
Спрос на башенные краны возрастает, особенно на машины для высотного строительства (от 16 этажей и выше). Количество кранов на рынке увеличивается, в последние годы их число значительно пополнилось за счет покупки не новых машин, а б/у из регионов — Алтая и Кузбасса. В дальнейшем объемы рынка башенных кранов будут только возрастать.
С приходом московских инвестиций в Новосибирск появляются и московские предприятия, специализирующиеся на монтаже башенных кранов, привезенных из европейской части страны.

Подготовил Александр РИДДЕР


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.