Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Рынок пластиковых окон: переделы роста

Оконные гамбиты

Помимо многочисленных титулов, официальных и неофициальных, Новосибирск приобрел еще один. Без всякого сомнения, он стал «оконной» столицей Сибири. Исторически сложилось так, что новосибирский рынок пластиковых окон опережает в своём развитии соседей по федеральному округу на три-четыре года. Этап бурного экстенсивного развития в городе закончился: со всеми плюсами и минусами этого периода. Он характеризовался количественным ростом участников рынка. На их составе и проводимой политике мы остановимся ниже. А пока посмотрим, что же стало причиной бурного роста рынка пластиковых окон. Останутся ли эти факторы и в дальнейшем «мотором» развития рынка? Старый жилой фонд города, как правило, комплектовался деревянными окнами. Низкое качество древесины приводило к тому, что качество деревянных окон оставляет желать лучшего. Они не обеспечивают герметичности, невысок был и эстетический вид. Все эти объективные причины способствовали тому, что при повышении платежеспособного спроса и благодаря росту реальных доходов населения этот товар на ремонтно-строительном рынке оказался востребованным как никакой другой. Второй причинной следует признать серьезную рекламно-просветительскую работу, которая велась крупнейшими игроками рынка последние пять-шесть лет. Удалось развеять многие мифы и предубеждения, бытовавшие у населения. Потребитель сегодня вполне отчетливо понимает, какие преимущества он получает вместе с новой оконной системой.

Третий фактор — развитие производственной базы. Скажем, производственные мощности лидеров Новосибирского рынка компаний «БФК» и «НовоЛит» за последние годы выросли на 35–40%. Кроме того, на рынке успели сложиться стабильные и отлаженные договорные отношения производителей окон с изготовителями профиля и стеклопакетов. Удалось оптимизировать логистику поставок. В первую очередь, конечно, это касается крупных компаний. Но на фоне, несомненно, успешного марша пластиковых окон в дома сибиряков все более заметными становятся проблемы этапа экстенсивного роста.

Однако бурный рост привел к тому, что на оконном рынке появилась специализация компаний. Компании-производители по масштабам сильно различаются между собой. Четыре основных производителя пластиковых окон «БФК», «НовоЛит», «ГК Профиль» и «Красный проспект» владеют 46% всех мощностей. Остальные 54% распределены в основном между небольшими по мощности, практически полукустарного типа компаниями, способными производить от 1500 до 2000 м2 окон.

При этом производители, и не только крупные, выстраивают между конечным потребителем и собой дилерский демпфер. Более того, зачастую фирмы-дилеры ухитряются представлять интересы нескольких, конкурирующих между собой производителей или, что не редкость, сами являются дилерами дилеров. Происходит это по нескольким причинам.
Крупные компании-изготовители, как правило, имеют поток заказов от юридических лиц, то есть практически осуществляют оптовые продажи и оптовый монтаж. Мелкие же фирмы-изготовители работают с частником. Отдавая на откуп дилерам оформление заказа, замер, разработку конструкции и установку готового окна, изготовитель просто обязан позаботиться о подготовке и обучении персонала дилера, чтобы качество установки соответствовало заявленному стандарту.

В результате в городе сложилась ситуация, которая позволяет благополучно существовать дилерам, которые в два раза крупнее большинства производителей. Более того, по некоторым данным, затраты на покупку окон у крупных производителей ниже себестоимости окон у производителей с небольшими производственными мощностями. Так что перспектива существования мелких производителей во многом зависит от того, найдут ли они свою нишу или погибнут в борьбе за общий кусок пирога с крупнейшими компаниями отрасли.

Игроки оконной сборной

Участников новосибирского рынка уже насчитывается более двух сотен (по данным маркетинговой компании IMIline, 275 адресов, где принимались заявки на установку пластиковых окон). А количество фирм-производителей пластиковых окон выросло практически за последние годы в два раза. Их число превысило 60. Приступ «пластиковой лихорадки» привел к тому, что 70% компаний-производителей имеют во многом кустарное мелкое производство. Поскольку масштабы, опыт, производственные мощности, стаж работы и специализация у этих фирм различная, анализируя состав участников, можно выделить несколько типов компаний, которые «снимают сливки» с этого сегмента строительно-ремонтного рынка. По своему маркетинговому поведению их можно подразделить на несколько групп.

Первая группа. Это лидеры рынка. Их стаж работы превышает семь лет. Они вполне уверенно чувствуют себя на рынке. За годы своей работы они заняли определенные ниши. Некоторые из них ведут агрессивную маркетинговую политику, как «БФК» или «Новолит», другие довольствуются своим нынешним положением и периодически лишь заявляют о себе.

Вторая группа. Самая малочисленная. Они ведут себя крайне пассивно на рынке. Эти компании выходят на «пластиковый» рынок зачастую потому, что уже производят деревянные или алюминиевые окна и пластик им требуется для ассортимента. К этой группе относятся и строительные компании, которые покупают производственные линии для закрытия собственных потребностей.

Третья группа. Эти компании образовались, как правило, либо в результате диверсификации производственной деятельности, либо в результате реорганизации других видов бизнеса. Среди этих компаний есть те, кто претендует на устойчивое положение на рынке и стремится вести конкурентную борьбу в конкретных рыночных нишах.

Четвертая группа компаний представляет собой довольно хаотичное образование. Как правило, некоторые фирмы создавались под конкретный проект остекления строительного объекта. В дальнейшем они не ушли с рынка, а продолжили свою деятельность в этой нише. Однако, учитывая то, что строительные компании ускоренно покупают производственные линии, эта группа компаний либо будет менять свою политику на рынке (как правило, они имеют самый низкий уровень обслуживания клиентов), либо уйдёт из оконного бизнеса.

Пятая группа самая многочисленная. По всей видимости, начало их работы на рынке связано с накоплением первоначального капитала ряда руководителей и сотрудников крупных производителей пластиковых окон. И если те, кто работал на руководящих должностях, открывают производственные компании, то те, кто работал на должностях исполнительских, часто открывают компании-дилеры. Значительное количество как производителей, так и дилеров на рынке пластиковых окон возникло благодаря усилиям бывших, а иногда и нынешних сотрудников крупных производителей. Для компаний этого типа характерно построение стиля управления бизнесом и рыночных стратегий по образу и подобию той компании, из которой вышли их владельцы. Именно поэтому так много мелких фирм размещают рекламу в газете «Ва-Банк», находясь под впечатлением от эффективности рекламных кампаний, проводившихся там, где они раньше работали.

[pageBreak]
Какой профиль?

Какие системы профилей наиболее широко представлены в Новосибирске? Изменился ли «профиль» окна за последние три года? Повлиял ли как-то запуск нового завода по производству пластикового профиля Veka в Новосибирске на ситуацию на рынке?

Еще два года назад лидером, не безоговорочным, но явным была система Gealan3000. Её предлагали в 34 точках города. КВЕ занимал твердое второе место с 28 точками продаж. Окна из Gealan8000 продавали в 21 офисе. Доля таких систем ПВХ–профилей, как Proplex, Ideal2000, PlusTec, Ideal4000, Trocal Comfort, Trocal 900, VEKA, была незначительна.

Прошлый год характеризовался, прежде всего, заметным расширением марок используемых систем. Сейчас для изготовления окон применяются 23 системы профилей.

Несомненным лидером на новосибирском рынке является профиль КВЕ. Эту систему предлагают в 52 офисах города. Лидерство объясняется и раскрученностью марки, и самой низкой ценой — 2686 руб. за м2. Gealan 8000S можно найти в 34 точках. Но переработка Gealan сегодня практически монополизирована фирмой «НовоЛит». Veka Soft Line удерживает третье место с 27 точками продаж. Правда, фактически с профилем Veka работают только три фирмы. Дилеры компании «БФК» — основного потребителя профиля Veka в Новосибирске. Можно сказать, что за два года тройка лидеров продаж претерпела незначительные изменения. Запуск завода Veka не привел ни к переделу рынка, ни к снижению цен. Использование многих видов профилей обусловлено большим количеством производителей. По всей видимости, такое многообразие используемых для переработки профилей сохранится в ближней и дальней перспективе.

Кое-что о дилерах

Зачастую в пик сезона продаж количество фирм-дилеров возрастает. Стремление людей заработать на ходовом товаре вполне понятно. Однако практически все компании, работающие на рынке светопрозрачных конструкций, испытывают острый дефицит в специалистах. Замерщиков, конструкторов и монтажников сегодня в системе профессионально-технического образования не готовят. В лучшем случае фирмы, ведущие наиболее разумную кадровую политику, сами организовывают обучение своего персонала. Чаще обучение построено по принципу: узнал — передай коллеге. Не удивительно, что в прошлом году в Томске монтажники ухитрились установить окно подоконником наружу(!)

Компанией IMIline на протяжении последних нескольких лет проводятся регулярные исследования рынка с целью определения качества обслуживания заказчиков как в офисе, так и при проведении замеров. Следует отдать должное: в Новосибирске казусов, подобных томскому, не происходит уже давно. Но результаты исследований внушают лишь умеренный оптимизм. Один из заказов был размещен в 31 фирме. Разброс итоговой площади окна составил почти 30 см2. И это, скорее, правило, чем исключение. И еще одна примечательная деталь: ни одна из 242 точек-продавцов, которые были обследованы в процессе данного исследования рынка окон, не смогла заработать высшую оценку во всех трех категориях опросов (работа персонала в офисе, работа персонала по телефону, замеры окон). И только одна фирма набрала два высших балла: за ответы по телефону и работу замерщиков.

Компании-лидеры, конечно же, осведомлены о состоянии дел и предпринимают ряд мер, чтобы исправить существующее положение. Какие меры принимаются ими по обучению персонала, повышению качества обслуживания — это тема отдельного разговора.

Подведем итоги

Развитие рынка пластиковых окон в Новосибирске продолжится как в количественном, так и в качественном выражении. Рост благосостояния и доходов населения, если не прекратится по каким-либо макроэкономическим причинам, будет стимулировать спрос на этот товар. На пластиковые окна в Сибири существует стабильный спрос, и имеются все предпосылки к его увеличению.

В Новосибирске уже сейчас складывается ситуация, которую можно охарактеризовать как переход к следующему этапу развития. Она вынуждает изготовителей к принятию мер по интенсификации не только производства, но и системы продаж. Уже сейчас по отдельным позициям, таким, как кредитование и скидки, изготовители окон имеют в активе инструменты более интересные, чем продавцы других товаров и услуг. В целом же в Сибирском регионе период экстенсивного развития закончится через года три-четыре.
Произойдёт дальнейшая цивилизация рынка, уход с него фирм-однодневок и компаний, не сумевших перестроиться на новые правила функционирования рынка.

Подготовил Роман Александров
Использованы материалы маркетингового агентства IMIline


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.