Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Реализация генплана зависит от инвестиций

Этапы большого пути
   В результате проведенного конкурса в начале нынешнего года был определен генеральный проектировщик основного градостроительного документа города Новосибирска — компания ОАО «СИАСК».
К концу этого года планируется завершить техническую часть проекта, затем генплан города будет вынесен на публичное обсуждение — как того и требует Градостроительный кодекс РФ. Обсуждение генплана общественностью всего города, по мнению специалистов, эффективнее осуществлять с территориальной порайонной привязкой. Скорее всего, в каждом районе будет намечено несколько точек, объединяющих наиболее крупные жилые массивы. Представители общественности будут ознакомлены с положениями генплана, и в период таких очных встреч разработчики услышат пожелания жителей, наиболее значимые из которых будут зафиксированы, обобщены, скорректированы и учтены проектировщиками при дальнейшей разработке основного градостроительного документа Новосибирска.
«Такой практики у нас еще не было, пока городским Советом Новосибирска было принято только общее положение о проведении публичных слушаний, — говорит Валерий Арбатский. — Кроме этого, будет подготовлено положение, регламентирующее порядок проведения данного общественного обсуждения».
Следующим важным этапом, намеченным на 2007 год, станет проведение экспертизы проекта генплана, которая будет осуществляться в Новосибирске, — такими полномочиями теперь наделен территориальный орган государственной экспертизы. Однако по ряду разделов, считают специалисты, материалы необходимо будет представить для экспертизы в федеральный центр. Состав материалов, разработка которых потребует привлечения десятков проектных и иных специализированных организаций города Новосибирска, сегодня четко определен Градостроительным кодексом РФ. На данный момент уточняются исходные данные, идет заключение субподрядных договорных отношений.
Если в доперестроечный период окончательное согласование столь важного для огромного города документа проходило на уровне экспертного отдела Госплана страны и Совета министров, то сегодня, отвечая современным условиям, полномочия по процедуре окончательного утверждения генплана возложены на орган представительной власти местного самоуправления — Новосибирский городской Совет.
С учетом масштабности готовящегося документа, к работе над его созданием привлекается широкий круг специалистов, наблюдателей, экспертов. К примеру, генплан также будет рассматриваться на Экономическом совете Новосибирска, в состав которого входят бизнес-структуры и банки. Таким образом, самое активное участие в обсуждении генерального плана примут три основных субъекта градостроительной деятельности — власть, представители бизнес-сообщества и жители города.
Как отметил Михаил Ельский, составление плана современного состояния территорий, особый акцент на которое делается разработчиками генплана сегодня, является достаточно серьезной задачей, поскольку произошли значительные изменения на карте города, это касается и схемы зонирования Новосибирска, и появления новых крупных жилых и торговых объектов.
«Сегодня вся эта информация наносится на карты-схемы, которые станут основой для последующей работы специалистов-проектировщиков, — говорит Михаил Эдуардович. — Затем на основе опорного плана мы начнем выполнять схему планировочных ограничений, поскольку изменились нормативы, введены в действие новые кодексы (к примеру, Водный кодекс, где изменены подходы к определению водоохранных зон), к созданию опорных схем будут привлекаться специальные водо-, природоохранные, санитарные и другие службы Новосибирска. У каждой из этих служб есть свои ограничения и нормативы по дальнейшему развитию города».

Комплексный подход — главное звено
   Одной из главных задач на 2006 год станет создание каркасного плана, в котором будут отражены главные решения по транспортной схеме, зонам планировочных ограничений и площадкам перспективного развития. В следующем 2007 году в результате обсуждений специалисты внесут корректировки в те материалы, которые они подготовят на сегодняшнем этапе.
Согласование генплана — задача городских и областных структур, поэтому практически все согласовывающие структуры тоже будут привлекаться к работе над генпланом города. В их числе — такие крупные естественные монополисты, как «Новосибирскэнерго», «Горводоканал». Специалисты этих предприятий будут участвовать в разработке схем инженерного обеспечения города и расчете объемов потребляемых и генерируемых мощностей. Каждая из этих структур проводила свои разработки, имеющие перспективные планы развития отраслей, — все эти разработки увязывались друг с другом. Теперь задача компании-генпроектировщика — соотнести планы развития сетей Новосибирска с реальным развитием города, намечающимся в рамках утвержденной концепции генплана.
Следующим этапом работы над генпланом станет выполнение схем развития социальной инфраструктуры Новосибирска. Даже сегодня очевидно, что налицо явный дисбаланс в развитии объектов крупного социального значения: подавляющая часть которых в основном сосредоточена в центральной части. Это касается, в частности, крупных торговых центров, явный недостаток которых наблюдается на городской периферии.
«Достижение сбалансированности в этом поможет решению, в том числе транспортных проблем, в части транзитного движения по городу», — говорит представитель компании «СИАСК» Михаил Ельский.
Чтобы гармонично развивать город во всех отношениях, к разработке генплана привлечены все отраслевые департаменты мэрии Новосибирска — здравоохранения, транспорта, культуры, образования. Их перспективные программы тоже должны соответствовать проектным решениям генплана Новосибирска.
Дальнейшие этапы создания генплана включат разработку пригородной зоны, на развитие которой Новосибирск как крупный город имеет серьезное влияние. Транзитные потоки, проживание в пригороде людей, работающих в Новосибирске, и ряд других факторов накладывают определенный отпечаток на функционирование этих территорий. Кроме того, в дальнейшем наш растущий город, несомненно, потребует корректировки городской черты — с расчетом транспортных потоков и с учетом планирующихся и уже строящихся объездов города.
Немаловажный этап работы над генпланом — сохранение объектов историко-культурного наследия и развитие туризма. Сегодня у компании «СИАСК» есть договоренность с организацией «Томскспецпроектреставрация», выполняющей работы по историческому зонированию города Новосибирска и определению охранных исторических зон и памятников, находящихся на территории нашего города.

Цена проекта
   Последним этапом станет выполнение схемы реализации генерального плана. Эта достаточно серьезная работа будет во многом увязана с финансированием, точнее, с поиском его источников, так как средств муниципального бюджета для реализации генплана Новосибирска явно не хватит.
«К примеру, в предыдущих генпланах Новосибирска закладывалось строительство семи мостов, — говорит Михаил Ельский. — На сегодня построено только лишь два моста, которые явно перегружены и создают транспортные проблемы. Поэтому сегодня главным вопросом я считаю не «насколько хорош генеральный план?», а «насколько возможно его реализовать?».
Для реализации генплана необходимо искать дополнительные инвестиции, ведь даже для строительства только одного моста через реку Обь в рамках разработок генплана потребуются миллиардные вложения.
Сегодня много говорится о хаотичности застройки и возникающих вследствие этого проблемах. В связи с этим еще одной из задач создания генплана стоит разработка градостроительного регламента, который определит правила застройки по той или иной территории.
Цена разработки генерального плана, равная 44 миллионам 100 тысячам рублей, не намного дешевле, чем в соседних территориях СФО. В городе Омске, по объему и основным показателям примерно равному Новосибирску, разработка генплана оценена в 46 миллионов 500 тысяч рублей. Тем не менее новосибирским специалистам удалось несколько снизить цену проектных работ по генплану, благодаря хорошей имеющейся базе — разработанной и утвержденной концепции документа. За счет этого сокращены расходы на подготовительный период разработки генплана.

Транспорт — слабое звено
   Сегодня уже утверждена комплексная транспортная схема Новосибирска, увязывающая все виды наземного и подземного транспорта в единую систему. Но в процессе разработки концепции генплана выяснилось, что предшествующие проработки не в полной мере отвечают требованиям даже сегодняшнего дня. При этом во внимание не берется прогноз увеличения количества автомобилей, увеличивающихся транспортных потоков и нагрузок. Поэтому действующая ныне транспортная схема будет существенно скорректирована. В дальнейшем транспортная схема города объединит в себе три основных направления: коммуникации для наземного автомобильного транспорта, метрополитен и железнодорожные перевозки. Эти транспортные составляющие в дальнейшем планируется увязать в единую систему.
В схеме наземного транспорта будут учитываться все виды автотранспорта — индивидуальный транспорт, наземный общественный транспорт, грузовые потоки. По словам Валерия Арбатского, в какой-то степени новый генеральный план изменит трассировку линий метрополитена. На стадии подготовки концепции генплана обсуждался вопрос об изменении направления подземки в Кировском районе Новосибирска — предполагается направить метро по улице Ватутина, но этот вопрос еще предстоит серьезно проработать. Актуален вопрос проведения линии метро до Ключ-Камышенского плато — эта трасса, кстати, уже была заложена в предыдущей схеме, но сегодня речь идет не о так называемом тяжелом метро в его традиционном понимании, а об облегченном подземно-надземном варианте размещения этих линий. Такой вид транспорта, скорее, ближе к типу путей для скоростных трамваев, которые могут располагаться в выемках или на эстакадах, изолированных от всех других трасс. По сравнению с обычным методом строительства метро, как говорит Валерий Арбатский, возведение таких линий дает выигрыш примерно в полтора раза. Нередко Новосибирский метрополитен критикуется как громоздкая и достаточно затратная «железная дорога под землей». Наземное метро станет более легким и дешевым. Скорее всего, эти ветки наиболее удачно впишутся в роль связки периферийных городских районов с центром. При этом будущая «наземка» должна вписаться в общую новосибирскую метросистему связками-переходами, единой тарифной сеткой и проездными жетонами и документами. Определенную сложность пока для новосибирских метростроителей представляет узел выходов-соединений подземных и наземных линий.
Третье направление — городская железная дорога. Ее развитие также намечалось во всех планах и концепциях предыдущих лет, но до сих пор реализовано только частично. Использование железной дороги, занимающей значительные территории в пределах городской черты, — для внутригородских перевозок. Уже сегодня в Новосибирске — в районе Красного проспекта, близ торгового центра «Зеленые купола» — действует и активно используется жителями Ленинского района и города в целом железнодорожная станция. Такой же пересадочный узел создается в районе улицы Ипподромская. В этом плане наши специалисты используют опыт Берлина, где внутригородская железная дорога позволила решить многие проблемы.
«Такая проблема, как связь с Академгородком, который сегодня активно развивается, на наш взгляд, вполне может быть разрешена после строительства железнодорожной экспресс-линии и ее глубоким введением в застройку городка, создания там дополнительных остановочных платформ. Это отчасти снимет перегрузку Бердского шоссе. Учитывая растянутость нашего города, его транспортную перегрузку и исторически сложившуюся сеть железной дороги, необходимо как можно активнее использовать ее как внутригородской вид транспорта», — говорит Валерий Арбатский.
При этом основными пунктами внутригородских железнодорожных пересадок станет Ленинский район — там уже функционирует станция Новосибирск-Западный, но при росте объемов застройки необходимо создавать дополнительные платформы. Однако дело при этом не ограничивается новыми платформами,  должны быть сделаны и удобные пересадочные узлы, в том числе, к примеру, «связки-переходы» с метро, чтобы приезжающие из пригорода и из других районов города смогли нормально сделать пересадку. Цель — достижение равнодоступности всех точек города для граждан. Так увеличится мобильность населения и сохранятся временные затраты на транспортные передвижения новосибирцев.

Конверсия промзон
   Один из наиболее важных и проблемных вопросов разработки генплана — развитие промышленности Новосибирска. Основополагающим материалом для проработки генплана является стратегический план развития города — он, как известно, на сегодня утвержден. С этим документом напрямую увязана и современная разработка генплана.
«Сегодня во многом мы строим прогнозы — вряд ли кто-то возьмет на себя смелость с уверенностью утверждать, какое направление получит через десятилетия развитие нашего города, — говорит Валерий Арбатский. — В стратегическом плане было намечено несколько сценариев развития Новосибирска — как сервисного, транспортного, промышленного центра. В итоге специалисты пришли к выводу, что наиболее правильно рассматривать Новосибирск, как многофункциональный город, в котором получат развитие все направления, и это нужно предусматривать уже сегодня».
В современном Новосибирске промышленность занимает большие территории — до 40%. Однако судьба предприятий, организаций, заводов, функционирующих в столице Сибири, является не только прерогативой города. Большая их часть имеет федеральное подчинение, свои планы развития, и город при этом лишен прямых полномочий воздействия на развитие этих хозяйствующих субъектов. Конечно, в интересах города — не упускать из вида судьбу развития этих больших территорий, поэтому концепция генерального плана затрагивает их дальнейшее существование. К примеру, один из прорабатываемых вопросов — вынос ряда предприятий с вредными производствами за пределы городской черты. Перечень таких организаций уже составлен, он прорабатывался с МЧС, экологическими и другими контролирующими службами. Кроме того, с рядом работающих и развивающихся промышленных объектов активно работают отраслевые департаменты мэрии Новосибирска.
Основные задачи «промышленного» раздела генплана при этом — сохранение за предприятиями определенного места в структуре города. Однако в ходе уточнения исходных данных выявляется еще одна пока сложно преодолимая проблема — большая часть помещений и территорий под промышленными объектами либо сдана в аренду, либо продана и сменила форму собственности. Напрямую изъять землю, находящуюся в государственной, областной или тем более частной собственности, город не может, поэтому собственникам-промышленникам будут предлагаться рекомендательные мероприятия по более эффективному использованию территорий под их объектами.
Уже сегодня намечаются варианты выноса речного порта, оказавшегося в центральной части города и занимающего очень ценные территории, за его пределы. Сегодня система водных перевозок снизила свою интенсивность и играет меньшую, чем в предшествующие годы, роль. Остро стоит вопрос и о судьбе городского аэропорта «Северный», являющегося теперь частной собственностью. Создана рабочая группа с участием администрации области, мэрии города Новосибирска и акционеров предприятия, которая будет определять пути развития данной территории. По генеральному плану 1984 года на этом месте должен был разместиться жилой район, сейчас определенного решения по данной территории еще не выработано, есть варианты размещения там вертолетной площадки или какого-то иного использования этого участка.
По оценке специалистов, для дальнейших разработок сложнее всего собрать правдивую информацию. От того, насколько полными и достоверными будут исходные данные, зависит дальнейший прогноз развития всех проектируемых параметров генплана. Что касается судьбы новосибирской промышленности, уже разработана специальная анкета по определению производственных мощностей и других параметров развития предприятий.
Та же проблема — недостатка достоверной информации — возникает и при корректировке транспортной схемы. Если при составлении предыдущих генпланов разработчики пользовались данными ГАИ, регистрационных служб, то на сегодняшний момент до трети транспорта, находящегося в Новосибирске, либо зафиксировано в других регионах, либо является транзитным. Это мешает составлению правдивой, точной картины. Сложность получения достоверных сведений касается и всех других показателей — энерго-, теплопотребления, пропускной способности сетей.
«Насколько полной будет информация, настолько качественно будет разработан в дальнейшем принцип подхода к освоению территорий по городу Новосибирску», — говорит Михаил Ельский.
С учетом дальнейшего развития Новосибирска и как сервисно-туристического, делового центра, в генеральный план застройки города гармонично вписываются строительство и проектировка мощных гостиничных комплексов, ведущиеся в столице Сибири уже сегодня. В их числе строящаяся гостиница за театром «Глобус», в стадии проектирования — два комплекса по улице Кирова, гостиница по улице 1905 года. Прорабатывается вопрос о размещении гостиницы рядом с кинотеатром имени Маяковского, а также проект достройки и реконструкции злосчастного долгостроя на площади Маркса. Также «на горизонте» примерно порядка 5–6 объектов в стадии оформления и начале проектирования. В целом, по оценке главного архитектора города, период развития гостиничного сервиса сегодня в Новосибирске только набирает обороты. Пока примерная обеспеченность нужд нашего города гостиницами, даже не говоря о классе комплексов, равна 40 процентам от реальных требований и норм.
Цена реализации генплана в целом во многом зависит от инвестиционных составляющих. Эффективное воплощение градостроительного документа потребует существенных вложений как со стороны частных инвесторов, так и со стороны государства — в лице новосибирского муниципалитета, региона и федерального центра.

Анна Молотова


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.