Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив
География распространения
География распространения журнала "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Новосибирк
Барнаул
Кемерово
Красноярск
Новокузнецк
Омск
Томск

ПАРТНЕРЫ



Потеряют ли рынок российские машины?..
 Технология «мини»

Мини-погрузчиком принято называть универсальный энергетический модуль, предназначенный для работы со сменным навесным оборудованием, которое монтируется на грузоподъемной П-образной стреле. Эти машины специалисты часто называют также малогабаритными погрузчиками или погрузчиками с бортовым поворотом. Последнее наименование - перевод общепринятого на Западе Skid-Steer loader.

Технология Skid-Steer – это, собственно, то, что делает фронтальный погрузчик мини-погрузчиком. Заключается она в возможности машины разворачиваться на месте. Погрузчик имеет жесткую раму с неповоротными колесами, а поворот и разворот осуществляются за счет разности частоты или направления вращения колес правого и левого бортов. Трансмиссия у мини-погрузчиков гидрообъемная, правые и левые колеса приводятся в движение отдельными гидромоторами и могут работать в режиме «противовращения». Привод колес одного борта обычно осуществляется цепью, хотя встречаются и модели с гидрообъемными мотор-колесами (каждое колесо приводится в движение отдельным гидромотором), угловые скорости которых гидравлически согласовываются.

Погрузчики с бортовым поворотом характеризуются небольшими габаритными размерами и короткой базой. Они оснащаются огромным спектром навесного оборудования, которое позволяет использовать машины данного класса в коммунальном, складском, лесном и сельском хозяйствах, в дорожном и жилищном строительстве, в промышленности.

Известные имена

Первые мини-погрузчики появились в 50-х годах ХХ столетия. Их изобретателями, как отмечает www.onlyloader.info, стали американские фермеры братья Мелро (Melroe). Они создали и запатентовали моторизованную тележку с механизмом опрокидывания кузова, а затем организовали производство техники с навесным оборудованием для фермерских хозяйств. Универсальные машины фирмы Melroe Manufacturing Company сразу нашли применение и в целом ряде других отраслей: от коммунальных работ и ландшафтного дизайна до строительства.

Сегодня на рынке спецтехники представлена обширная номенклатура мини-погрузчиков. Производство этих машин, по оценке www.raise.ru, в мире осуществляют более двадцати компаний, в числе которых фигурируют фирмы Bobcat, Caterpillar, Komatsu, JCB, Fiat-Hitachi, New Holland, Volvo, ТСМ Соrporation, Daewoo, Case, Gehl, Avant и другие. Гусеничные мини-погрузчики выпускают фирмы Bobcat, Caterpillar, Takeuchi, Gehl.

Отдельно стоит упомянуть о том, что производство погрузчиков с бортовым поворотом освоено и на территории бывшего СССР. В России технику данного класса на сегодняшний день выпускают два производителя: ОАО «Курганмашзавод» (модели МКСМ-800, МКСМ-1000) и нижнетагильское ФГУП «ПО Уралвагонзавод» (ПУМ-500 и ПУМ-800).

Большее число производителей находится в Белоруссии. По данным www.beloveg.ru, в этой стране мини-погрузчики выпускают заводы «Амкодор», «Гомсельмаш», МоАЗ. На Украине погрузчики модели 621А небольшими сериями производит ЗАТ «АТЕК».

Специалисты www.beloveg.ru отмечают, что в 90-е годы прошлого века мини-погрузчики выпускали также компании «Интер Барс» (в составе ОАО «Кировский завод»), «Пневмостроймашина», «ВЭКС» (Воронежский экскаваторный завод), МУН НПО «Мосгормаш», днепропетровский «Южмаш». Сегодня продукцию перечисленных заводов можно встретить только на вторичном рынке.

На сибирском рынке

Рынок мини-погрузчиков в Сибирском регионе эксперты характеризуют как хотя и активно растущий, но все еще слаборазвитый. Одной из причин этого PR-менеджер холдинга «Техстройконтракт» Александр Седунов называет относительно малую степень востребованности техники, что связывается с консерватизмом строительных и ремонтных компаний в выборе машин для выполнения тех или иных работ, а также слабой информированностью специалистов о возможностях и сфере применения мини-погрузчиков.

Кроме того, и тем фирмам, которыми мини-техника востребована, рыночная ситуация не представляется комфортной: отмечаются перебои с поставками машин, запасных частей и даже расходных материалов. Объемы рынка мини-погрузчиков увеличиваются, но о перенасыщении речь, безусловно, не идет. Руководитель направления Takao Motors (официальное представительство Takeuchi в Сибирском регионе) Ольга Смагина констатирует: «На сегодняшний день в Сибири представлена различная мини-техника: и «раскрученные» бренды, и только выходящие на региональные рынки России марки. Однако присутствие марки и наличие самих машин – к сожалению, вещи разные. Потребителям – строительным организациям – все еще приходится месяцами ждать поставку заказанной техники. А это, конечно, показатель того, что рынок находится еще на стадии развития». С утверждением, что сибирский рынок мини-погрузчиков в целом не насыщен, согласен и начальник отдела продаж импортной спецтехники ООО «АСМ» (официальный дилер Doosan Infracore Ltd. и ОАО «Курганмашзавод») Алексей Михайлов.

Эксперты отмечают, что трудности возникают с поставками не только самих машин, но и сменного оборудования, а также запасных частей. Причем, как это ни парадоксально, долго приходится ждать навесные агрегаты и детали даже на погрузчики отечественного производства. Яркий пример привел технический директор ООО «НЭТК» (официальный дилер ТСМ в Новосибирске) Виктор Хлюпин: «Часто поставку запасных частей и расходных материалов быстрее осуществить на японскую технику, нежели на МКСМ. Причем сложно оперативно «достать» необходимые детали, обращаясь не только к представителям завода, но и непосредственно к производителям. Завод объясняет нехватку запчастей чрезвычайно большим спросом на свою продукцию: производственных мощностей не хватает для насыщения рынка.

Сложно оперативно приобрести и навесное оборудование. Мы, например, ждали заказанный у представителя Курганского завода отвал для МКСМ-800 в течение почти полугода: с января по июнь. Кроме прочего, и оговоренные сроки поставок того или иного оборудования часто не выдерживаются».

Тем не менее специалисты говорят о положительной динамике рынка: спрос на малогабаритные машины растет, а значит увеличивается и объем предложения. В Сибирь «приходят» новые представители заводов, специализирующихся на выпуске погрузчиков с бортовым поворотом.

Среди производителей мини-погрузчиков, представленных сегодня на рынке спецтехники Сибирского региона, эксперты называют такие фирмы, как Bobcat, TCM, Takeuchi, Locust, Doosan, New Holland, Hinowa, Caterpillar, а также ОАО «Курганмашзавод», ФГУП «ПО Уралвагонзавод», ОАО «Амкодор». Из импортных машин наибольшим спросом, по оценкам разных специалистов, пользуются погрузчики Bobcat, TCM, Doosan, Locust, New Holland, из отечественных – МКСМ-800 (производства ОАО «Курганмашзавод»).

Доли названных производителей на общероссийском рынке погрузчиков с бортовым поворотом Александр Седунов оценивает следующим образом. Среди зарубежных компаний наибольшим спросом пользуется продукция фирмы Bobcat - до 90% рынка иностранных машин и около 27% всего отечественного рынка мини-погрузчиков. Второе место занимает Locust - 7% и 3% соответственно. Доли остальных зарубежных марок невелики.

Среди российских моделей мини-погрузчиков лидирующие позиции занимает продукция Курганмашзавода (МКСМ) - до 55% рынка отечественных машин и до 36% рынка мини-погрузчиков в целом. На второй строке рейтинга находится техника производства ФГУП «ПО Уралвагонзавод» (машины ПУМ-500 и ПУМ-800) - около 29% и 24% соответственно.

В Сибирском регионе, как отмечают многие аналитики, наибольшая часть рынка мини-погрузчиков представлена машинами МКСМ. «Приоритет МКСМ-800 в Новосибирске, - говорит Виктор Хлюпин, - объясняется в первую очередь тем, что мэрия города в закупках мини-погрузчиков для ЖКХ, а также для дорожно-строительных и благоустроительных целей отдает предпочтение именно этой технике. За последние два года, насколько мне известно, город приобрел не менее ста единиц МКСМ-800».

Ценовую сегментацию рынка малогабаритной техники PR-менеджер холдинга «Техстройконтракт» представил так. Из ведущих предложений на российском рынке мини-погрузчиков к верхнему ценовому сегменту следует отнести продукцию Bobcat и Locust, к средней ценовой категории - New Holland, МКСМ и ПУМ, остальные модели – к низшей ценовой группе.

Однако цены подвержены изменениям. Эксперты отмечают, что стоимость некоторой импортной техники, которая характеризуется высоким и даже высочайшим качеством исполнения, сегодня уже приближается к ценам на российскую продукцию, зачастую качеством не отличающуюся. Проиллюстрировал этот факт технический директор ООО «НЭТК»: «Различия в качестве российских и японских машин огромны в пользу «иностранцев», а различия в стоимости техники не столь значительны. Так, например, МКСМ-800 (вместе с ковшом) сегодня стоит порядка 846,5 тысяч рублей, ТСМ такого же класса – 1 180 тысяч, а ТСМ классом ниже – около 900 тысяч. При этом качество агрегатов, включая гидромоторы, трансмиссию, качество сборки, окраски, продолжительность бесперебойной эксплуатации отечественного погрузчика оставляют желать лучшего».

Еще более впечатляющий пример привел Алексей Михайлов: «Проанализируем ценовые параметры двух мини-погрузчиков - МКСМ-800 и Doosan SSL (наша компания занимается реализацией на территории Сибирского округа именно этих марок). С августа 2007 года стоимости названных моделей мини-техники практически сравнялись: разница в цене, в зависимости от комплектации навесным оборудованием, на сегодняшний день составляет десять-пятнадцать тысяч рублей».

Основными потребителями погрузчиков с бортовым поворотом являются мэрии городов, ЖКХ, ТСЖ, строительные и строительно-дорожные предприятия. В последнее время заказчиками техники данного класса выступают частные лица.

«Потребители, уже имеющие на балансе погрузчики МКСМ, зачастую предпочитают приобретать новые машины этого же завода, - отмечает Виктор Хлюпин. - Объясняется это вполне целесообразным нежеланием «распылять» средства и возможности приобретения запасных частей и расходных материалов. Однако в последнее время наблюдается повышение спроса на импортную технику, тем более что стоимости российских и заграничных машин, как уже отмечалось, практически сравнялись». «Даже такой традиционно экономный потребитель, как муниципальные власти, - говорит Ольга Смагина, - уже проявляет интерес к импортной мини-технике».

Среди основных тенденций рынка мини-погрузчиков, кроме повышения спроса на машины зарубежных производителей, специалисты отмечают появление новых опций и сервисных услуг (например, оснащение машин цельнорезиновыми колесами или заполнение колес мягкой резиной), расширение списка навесного оборудования (появляются новые агрегаты, предназначенные для работы с мини-погрузчиками: сварочные аппараты, гидравлические отрезные машины, электростанции).

Одной из особенностей рынка является то, что компании-продавцы не занимаются реализацией исключительно мини-погрузчиков. Ассортиментный ряд предприятий расширен другими видами строительно-дорожной или коммунальной техники, например, «большими» погрузчиками, спецавтотехникой, экскаваторами, бульдозерами.

На столичном рынке сегодня существует услуга аренды мини-погрузчиков, которая тоже довольно востребована: многим заказчикам удобнее машины арендовать (нет необходимости содержать в штате механиков, искать запасные части и так далее). По договору вышедшая из строя машина заменяется на другую. Эксперты ожидают появление такой услуги на сибирском рынке.

Говоря о перспективах развития рынка мини-погрузчиков, все специалисты прогнозируют в ближайшее время его устойчивый рост.

Подготовил Александр РОДИОНОВ


Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Деловая газета Деловая газета "Бизнес в Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
11.03.2013
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар
ПОЛИПЛАСТИК ЗапСиб при поддержке Департамента энергетики и ЖКХ г. Новосибирска проводит бесплатный информационно-технический семинар на тему «Новые технические решения в строительстве и эксплуатации трубопроводов из полимерных материалов. Современные подходы к техническому нормированию в области строительства, проектирования и эксплуатации газопроводов, систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения из полимерных материалов».
01.03.2013
Mashex Siberia – 2013
С 26 по 29 марта 2013 года компания «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре 15-ю международную выставку машиностроения, металлургии и металлообработки. В этом году выставка впервые пройдет под новым названием —Mashex Siberia.
09.10.2012
СибСтройЭкспо: Конструктивно о технике и строительстве
С 16 по 19 октября «ITE Сибирская Ярмарка» проводит в новосибирском экспоцентре специализированную выставку строительной и дорожной техники, оборудования, материалов и технологий «СибСтройЭкспо».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.