Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



НЕ ПРОСТО КОНСАЛТИНГ

IT-консалтинг как консультирование предприятий по вопросам управления IT-инфраструктурой, автоматизации бизнес-процессов, выбора программных, аппаратных платформ и поставщиков оборудования - новое динамично развивающееся направление IT-рынка. Если раньше пригласить «айтишника» поговорить о насущных проблемах и заплатить за это от 1-1,5 тыс.рублей в час казалось «бредом сумасшедшего», то сегодня все выглядит иначе.

Действительно, появление практически каждый год новых IT-продуктов и решений в области информационных технологий не позволяет руководству непрофильных фирм оперативно отслеживать новинки в области IT-систем. А также сужает возможности повышения эффективности бизнеса с помощью применения современных технологий автоматизации.

«В России только недавно стало меняться понимание роли IT-структуры в деятельности организации, - рассказывает директор по управлению сервисами в регионах Сибирь и Дальний Восток компании Softline Владимир СОЛОВЬЕВ.  - Если раньше IT-сфера рассматривалась как «центр затрат» с функционалом, ограниченным предоставлением и поддержкой IT-продуктов и услуг в рамках согласованного бюджета, то сегодня она превратилась в стратегический актив и конкурентное преимущество компании. От неё требуется активное участие в реализации бизнес-стратегии и более полная вовлеченность в бизнес-процессы. Также в связи со все более глубоким проникновением IT-технологий более важными становятся задачи бесперебойного функционирования IT-структуры. Тогда как IT-консалтинг  помогает:

     Найти уязвимые места в IT-инфраструктуре и получить рекомендации по оптимальному их устранению.

     Оптимизировать затраты на обслуживание и развитие IT-инфраструктуры.

     Повысить эффективность работы компании.

     Увеличить производительность труда работников за счет оптимизации IT-инфраструктуры.

     Повысить безопасность предприятия.

     Проверить эффективность работы собственной IT-службы предприятия.

Таким образом, спектр услуг, которые можно отнести к IT-консалтингу, довольно широк».

«С одной стороны, подавляющее большинство наших заказчиков не хотят 
углубляться в информационные технологии ввиду их сложности, - отмечает 
директор Внедренческого Центра «Технологии Управления Бизнесом» 
Андрей ПЕТРОВ. 
- Особенно это чувствуется, когда начинаешь объяснять, как работает то или 
иное решение. С другой стороны, они отдают себе отчёт в том, что информация 
или её отсутствие  существенным образом влияет на их бизнес, а, значит, им
 нужны технологии её извлечения и обработки. Именно технологии, речь о 
вычислительных системах может и не вестись вовсе!
Поэтому задача IT-консалтинга - научить заказчика пользоваться имеющимися 
в его распоряжении информационными технологиями и создать предпосылки 
для их дальнейшего развития. Актуальность таких услуг весьма высока, однако 
спрос на них раскрывается в процессе осмысления и освоения возможностей. 
Глубина этого рынка практически неисчерпаема, но имеет условно-слоистую 
структуру: очередной "слой" открывается, только если заказчику интересно 
дальнейшее развитие, а значит, корелляция спроса и  предложения в значительной
 степени зависит от качества работы консультантов».
 
Что это дает
Что конкретно даёт IT-консалтинг  отдельному предприятию? Каковы его средства 
и направления? «Целью применения информационных технологий в бизнесе 
является создание условий для увеличения доходов, - отвечает Андрей ПЕТРОВ. 
- Направление тоже одно: преодоление ограничений и устранение потерь. 
Средств много и далеко не все из них "упираются" в вычислительные системы. 
Основным средством я бы назвал способность приобретать знания и навыки. 
В нашей практике самые интересные решения, с точки зрения эффекта, 
оказываемого на бизнес, основывались на изменении взглядов заказчика на 
собственные бизнес-процессы…».
Результатом IT-консалтинга является привнесённый опыт, направленный на 
увеличение результативности бизнеса. Для этого консультанты предлагают массу 
разнообразных услуг, помогающих определить «узкие места», способы 
корректировки и направления развития инфраструктуры. «Например, наши 
специалисты предлагают предприятиям следующие услуги, 
- делится Владимир СОЛОВЬЕВ:

     Консультирование по вопросам управления компьютерной структурой, автоматизации бизнес-процессов, выбора программных, аппаратных платформ и поставщиков оборудования.

     Анализ существующей IT-инфраструктуры.

     Формулирование стратегии развития информационных систем.

     Представление рекомендаций по созданию единой информационной среды для автоматизации.

     Рекомендации по проектированию, разработке, внедрению и модернизации информационных систем.

     Рекомендации по созданию необходимых модулей для автоматизации бизнес-процессов предприятия и интеграции их с существующими бизнес-приложениями.

     Постановку задач на разработку и внедрение IT-решений, подготовку технического задания.

Также они готовы подобрать необходимые решения, способные сократить издержки на связь, содержание IT-структуры и повысить производительность труда сотрудников предприятия-заказчика».

 

Этапы и процедуры

Есть точка зрения, что этапами ИТ-консалтинга являются его направления, каждое из которых может рассматриваться как самостоятельная услуга:

1.      Оптимизация технологии управления предприятием.

Этот этап предназначен для предприятий, которые оптимизируют менеджмент и IT-ресурсы. 

2. Разработка стратегии применения информационных технологий.

Разработка стратегии актуальна для предприятий, сознающих роль информационных технологий в повышении эффективности своей деятельности. Так, при реализации проекта комплексной автоматизации бизнеса предприятия сталкиваются с вопросами «Что автоматизировать в первую очередь?», «Как это сделать?», «Какие технологии использовать?». 

3. Проектирование архитектуры корпоративной информационной системы (КИС) и планирование ее развития.

«Этапы консалтингового проекта можно условно разделить на планирование, реализацию, контроль и техническую поддержку, - считает Владимир СОЛОВЬЕВ. - Процедуры реализации проекта у различных компаний могут отличаться, но в общем случае мы  должны понять: что мы будем делать (разработать техническое задание), как мы это будем делать (создать технический проект), далее произвести поставку и внедрение программного и аппаратного обеспечения, далее переходить к авторскому надзору и технической поддержке.

Этот процесс итерационный, так как по мере эксплуатации системы у заказчика возникают новые требования, которые опять нужно провести через процессы планирования, реализации и контроля. Мы настоятельно рекомендуем нашим заказчикам действовать именно так, а не пытаться сразу «объять необъятное». Продолжительность различных этапов консалтингового проекта зависит от того, насколько уникальное решение мы внедряем. Если оно в основном «из коробки», то самым длительным будет этап реализации. Если решение уникальное, то этап проектирования может быть более продолжительным, чем этап внедрения. При этом следует понимать - чем более уникально решение, тем больше риски неуспешного завершения проекта.

 

Специализация и выбор решения

Должен ли IT-консалтинг быть узкоспециализированным? И как выбрать оптимальное решение и специалиста?

«IT-консалтинг должен быть специализированным, -  уверен Владимир СОЛОВЬЕВ. - Другое дело, что под ним понимать? Если это решения в определенном сегменте экономики, например, в области энергетики, нефтегазовом секторе, финансах и т. д. (например, ERP*-системы), то потенциальному заказчику следует ориентироваться на исполнителей, имеющих большой опыт работы в данной отрасли, потому что учет, например, в ритейле, отличается от учета в транспортной компании. Если говорить про определенные задачи, например, построение отказоустойчивой IT-инфраструктуры, стоит выбрать компанию с максимальным опытом в решении именно таких задач, так как требования к ним практически одинаковы, вне зависимости от специализации компании-заказчика. А для выбора оптимального решения стоит учесть прежде всего опыт компании и квалификацию ее специалистов».

*ERP (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.

«IT-консалтинг не должен иметь специализации, - спорит Андрей ПЕТРОВ. 
– Просто, прежде чем приступить к разработке любого решения, необходимо 
исключить технологические ограничения и риски, связанные, например,  
с развитием автоматизируемого бизнеса».
 
Критерии качества и цена

Когда идет речь о привлечении сторонних консультантов, вопрос соотношения качества и цены всегда ключевой…

«Критерии полноты и качества выполненных работ определяет заказчик, - отмечает Владимир СОЛОВЬЕВ. -  Поскольку он тратит время и деньги на решение той или иной задачи, эта задача должна быть решена эффективно. Конечно, с учетом нашего опыта, мы предлагаем заказчику обратить внимание на те или иные аспекты проекта, однако приоритеты расставляет именно он. Ему можно советовать, но ни в коем случае не давить. Обслуживать и сопровождать проект далее заказчик может самостоятельно (мы предоставляем необходимое обучение специалистов и полный набор документации) либо заключить договор технической поддержки. На практике обычно эти варианты работают в совокупности.

Стоимость услуг здесь менее важна, чем качество. Скажем, вы можете приобрести отечественный автомобиль или машину европейского производителя. Оба будут решать одну задачу – возить вас из пункта «А» в пункт «Б». Однако комфорт, функциональность и время простоя будут совсем разными. Кроме того, нельзя вывести универсальную формулу определения стоимости проекта – все зависит от опыта компании, которая реализует указанный проект, областью, в которой проект реализуется, оценки проектных рисков, требуемых сроков реализации и многого другого». В конце концов, сложившиеся расценки так или иначе основаны на реальных издержках и потребностях, а также балансе спроса и предложения на данные услуги…

«Кроме того, мы часто сталкиваемся с несоответствием пожеланий и бюджета. Поэтому если вы, образно говоря, хотите летать, а бюджет выделен только на автомобиль, то лучше купить автомобиль и ездить, чем купить фюзеляж, который все равно не взлетит. Удачных проектов!» - напутствует Владимир СОЛОВЬЕВ.

 Вместо послесловия

Таким образом, обратившись к IT-консультанту, предприятие-заказчик теоретически получает: 

·         сокращение издержек на поддержку IT-инфраструктуры;

·         организацию эффективной работы своей IT-сферы;

·         оптимизацию контроля над информационной структурой;

·         консультации по подбору и замене технических специалистов;

·         консультации и поддержку пользователей;

·         анализ перспектив развития и рекомендации по развитию IT-инфраструктуры.

Что, в свою очередь, должно повысить качество использования информационных технологий на предприятии, увеличить эффективность бизнес-процессов. А также помочь осуществлять качественный контроль и легкую управляемость IT-инфраструктурой и создать базу для роста конкурентоспособности и всестороннего развития организации. Тогда как успех проекта зависит прежде всего от требовательности и дотошности его заказчика. Что, собственно и требовалось доказать!

 Дмитрий КАРАСЁВ

 


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.