Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ОБЕСПЕЧЕНЫ СПРОСОМ

Если до 2008 года предложения рынка складских услуг не поспевали за спросом, что позволяло операторам рынка диктовать клиентам свои условия, то по мере насыщения рынка ситуация изменилась. Особую роль в эффективности и конкурентоспособности складов играют современные оборудование и технологии управления складом…

 

Складская логистика — это высокотехнологичный и капиталоемкий бизнес. Поэтому у предпринимателя, для которого склад — просто место для хранения и перевалки грузов, и логистической компании, для которой — это профильная деятельность, разные шансы эффективно его организовать. Логистическая компания не только хранит грузы клиентов, но и оказывает услуги по их консолидации (накоплению), комплектации партий, упаковке, бракеражу (проверке на брак), наклейке этикеток, выписке счетов, ведению учета и многому другому. Тогда как с собственником продукции заключается контракт, где четко оговариваются права и обязанности сторон. Не говоря уже о том, что логистический оператор несет финансовую и юридическую ответственность за качество выполняемых работ.  Особое значение при этом приобретают технологии складирования и перемещения, а также учета товаров и грузов. Как писал американский гуру менеджмента Том Петерс, Do what you do best and outsource the rest («Делай то, что у тебя получается лучше всего, а остальное отдай на аутсорсинг»).

Требования клиентов к складской логистике тоже с каждым годом растут, усложняется обработка продукции, ужесточаются нормативы обработки товара, появляются все новые требования по обмену данных, отчетности и документообороту, вводятся штрафные санкции за невыполнение ключевых показателей (KPI). Основной причиной появления таких требований является открытие региональных складов крупными иностранными операторами, которые заставляют местных участников рынка учиться и приспосабливаться к современным требованиям. Между тем применяемая некоторыми логистами подъемно-погрузочная техника и технологии управления складом уже не позволяют реализовать все требования рынка.

 

Подъемно-погрузочная техника

Как считают эксперты, потребности рынка подъемно-погрузочной техники в России в целом остались теми же, что до 2008 года. Широко используется как складское оборудование, оснащенное электрическими двигателями и тяговыми батареями, так и стандартная техника на основе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) для работы с фронтальными стеллажами с применением широкопроходной концепции склада. «Наиболее распространен классический набор, состоящий из ричтраков с высотой подъема вил до 9 500-10 000 мм, противовесных погрузчиков с высотой подъема вил до 5000 мм, вспомогательной техники – электрических транспортировщиков паллет различного типа (с сидением, платформой или без них) и ручных гидравлических тележек», - отмечает руководитель отдела работы с ключевыми клиентами, ООО «Юнгхайнрих подъемно-погрузочная техника» Борис Волошин (г.Москва).

Узкопроходная концепция склада, равно как и техника для обслуживания таких помещений, востребованы в меньшей степени, однако интерес к этому типу складирования, безусловно, растет. Также можно отметить востребованность «классики» - узкопроходных штабелеров с трехсторонней обработкой груза (различные высоты подъема – в среднем 10 000-13 000 мм) и вертикальных комплектовщиков заказов. В целом, на российском рынке по-прежнему лидируют противовесные погрузчики, оснащенные ДВС и блочное хранение грузов.

Причины такого развития отрасли складской техники кроются в двух основных тенденциях рынка. С одной стороны, в последнее время можно наблюдать активное внедрение европейских технологий обработки грузов и ведения складского учета (как правило, это высотное хранение с применением фронтальных стеллажей). С другой - по-прежнему широко используется блочное хранение. Таким образом, требования к технике остаются традиционными и не подвергаются серьезным изменениям».

 

Системы управления складом

Для оптимизации складского хозяйства все чаще применяют системы управления складом – WMS (англ. Warehouse Management System). На российском рынке представлены более 50 разновидностей подобных решений.

Профессиональные WMS обеспечивают автоматизацию, оптимизацию и контроль всех складских процессов, например, приемку, размещение, хранение, комплектацию грузов и многое другое в сквозном режиме, в зависимости от классификации и комплектации программного продукта. Также WMS позволяют обеспечить контроль и оптимизацию работы персонала, техники и складского оборудования и многие другие функции.

По мнению технического директора компании LogistiX Дмитрий Блинов (г.Москва), «все решения по управлению складом традиционно делятся на три основных типа: коробочные, адаптируемые и заказные WMS.

  • Коробочные системы полностью готовы к внедрению за счет готового функционала. Основной их минус заключается в ограничении вариаций настроек, а также в отсутствии возможности масштабирования и добавления дополнительных функций. Такие системы подходят небольшим организациям для автоматизации складов со стандартными и простыми бизнес-процессами.
  • Адаптируемые системы наиболее востребованы рынком. Возможность быстрого конфигурирования системы под имеющиеся требования дает существенное сокращение сроков внедрения, а также минимизацию рисков, связанных с дальнейшим масштабированием. При необходимости, к такой системе можно добавить любой дополнительный процесс, описав его в виде операций и правил товародвижения. Либо расширить функционал.
  • Что касается систем управления, создающихся под заказ, то главная их задача заключается в том, чтобы максимально учесть все особенности складских бизнес-процессов конкретной компании со сложным строением логистической цепочки. В основе подобных систем управления лежит программная платформа, которая дает возможность внесения значительных изменений и донастроек. Основная проблема заказной системы в том, что если она сильно "кастомизирована", то поддерживать её будет довольно сложно даже для производителя, а возможность масштабирования, несмотря на то, что «костюм шьется по индивидуальным меркам», может быть сильно ограничена именно самим подходом.

 

Выбор решения

Рынок складской техники и технологий управления складом предлагает множество решений. Проблема в том, что даже сегодня встречаются компании, которые приобретают определенную складскую технику либо систему управления складом только потому, что они где-то о ней услышали либо она работает у конкурента. Так, по словам Дмитрия БЛИНОВА, «нередко выбор делается в пользу наиболее «раскрученного» бренда или с учетом минимальной стоимости WMS-решения. В результате заказчик может заплатить приличные деньги за решение, которое не оправдает его ожиданий.

Такой подход обусловлен следующими распространенными заблуждениями:

·         Что все WMS-системы имеют одинаковые функции, так как у них общее назначение. Этот аргумент чаще всего используется поставщиками, которые предлагают решения базового уровня либо начинающими производителями. Говорить об одинаковом функционале WMS – систем, примерно, то же самое, что утверждать об идентичности всех автомобилей, руководствуясь тем, что основная их цель – ездить.

·         Что любую систему можно доработать под требования заказчика - вопрос лишь в стоимости и времени. Но насколько масштабируема платформа, используемая для системы управления складом? Является ли она операционно-ориентированной, либо универсальной? Универсальные решения редко бывают производительными, а в области управления операциями производительность – один из важнейших критериев оценки.

·         Что простое решение всегда можно заменить более сложным. Но сможете ли вы, например, научившись водить машину, управлять экскаватором? Например, далеко не всегда поддержка адресного хранения и возможность выдачи информации на радиотерминалы являются основным критерием WMS. Нет ничего более постоянного, чем временное, и чаще всего замена базовой системы управления на более профессиональную выливается в абсолютно новое внедрение.

 

Что будет

Есть мнение, что рынок складских технологий и оборудования полностью отошел от последствий экономического спада 2009-2010 годов. Как подчеркивает Борис ВОЛОШИН,  «хотя современные российские склады по-прежнему в основном оснащены погрузочной техникой на базе ДВС, что связано с традиционно используемым в России  блочным складированием (зачастую под навесом) вместо привычных европейскому глазу сэндвич-панелей современного склада, доля электропогрузчиков и штабелеров понемногу увеличивается. В течение ближайших 10 лет мы, вероятно, сможем наблюдать развитие рынка по европейскому сценарию. 

По оценке западных аналитиков, российский рынок подъемно-погрузочной техники является одним из самых быстроразвивающихся в мире. Конечно, отрасль понесла значительные потери в период мирового экономического кризиса. Но наш рынок оправился от потрясений значительно раньше других стран. Поэтому все больше российских компаний предпочитают инвестировать в оптимизацию складских процессов, выбирая комплексные системные решения и технику высокого качества».

Российский рынок WMS тоже на подъеме. «Рост спроса на WMS-системы  в регионах в 2011 году составил в среднем 20%, - подтверждает эксперт Дмитрий БЛИНОВ. - Если говорить о перспективах развития в России рынка WMS, то он будет расти. Это связано, в частности, с нехваткой современных качественных складских площадей.

Что касается возведения собственных складов, то не всем компаниям это по силам. Стоимость строительства достаточно высока и, судя по прогнозам, будет расти.  Компании будут вынуждены заняться еще более тщательной оптимизацией и увеличением производительности работы своих уже существующих складских комплексов. Это может вызвать еще больший интерес к современным технологиям, в том числе к WMS-системам. За счет этого спрос на WMS-системы может вырасти до 40%.

Не говоря уже о том, что, по данным нашего аналитического центра, на складах, где используются наши системы управления на протяжении нескольких лет, повышение эффективности при выполнении отдельных складских операций колеблется от 25 до 200%». Таким образом, поставщики вышеописанных решений обеспечены спросом, а прогресс на складах нашей Родины необратим!

 

Дмитрий КАРАСЁВ

 

 

 


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.