Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ЕСЛИ «МИРОМ» НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Корпоративные споры существовали всегда. Однако сегодня накладывает свой отпечаток и напряженная экономическая ситуация в стране. Как отмечает директор «Профконсалт-Групп» Александр РЕШЕТОВ, на протяжении всего 2009 года и в начале 2010 года пользовались услугами юристов и обращались в третейские и арбитражные суды по поводу разрешения корпоративных споров в основном кредитные организации, лизинговые компании и предприятия, осуществляющие поставку товаров без 100% оплаты: «Источником ненадлежащего исполнения обязательств контрагентами за период с 2009 по настоящее время служил мировой финансовый кризис и переизбыток локальных проблем. Так, организациями не проводятся мероприятия по выявлению недобросовестных предпринимателей, детально не проверяется стабильность контрагентов, не прогнозируются перспективы дальнейшего сотрудничества и т.д. Большое количество предприятий так и не имеют своей системы безопасности, и эта тема очень «обострилась». В остальном всё достаточно циклично. Например, банк предоставил кредит лизинговой компании на приобретение определенного имущества, лизинговая компания предоставила имущество в пользование организации, впоследствии организация перестала осуществлять лизинговые платежи, следовательно, лизинговая компания стала заложником полученного кредита, а банк ничего не получил».

Конфликты в бизнесе неизбежны, и каждое предприятие имеет право на защиту своих интересов. Однако целью решения корпоративного конфликта должно быть соглашение, а не уничтожение противника. И существуют эффективные, альтернативные судебным методы разрешения корпоративных споров.

По словам старшего юриста ООО "Первая Юридическая Компания" Семена НЕБИЕРИДЗЕ, наибольшее количество обращений связано с взысканием долгов по неисполненным обязательствам по договорам поставки товара: «Если говорить об урегулировании возникающих споров, то здесь, прежде всего, стоит определить характер складывающихся отношений между спорящими субъектами, его правовую сущность. В целом большинство спорных ситуаций можно разделить на две категории: это споры, которые возникают вследствие неисполнения договорных обязательств по оплате в срок поставленного товара и споры, из которых вытекают взаимные претензии сторон друг к другу в части ненадлежащего исполнения условий договора. Анализируя эту часть обращений, хотелось бы отметить следующее: определенная часть дел, где взаимность претензий в правовом смысле обоснована, подлежит урегулированию в досудебном порядке. Для этого требуется определенная доля терпения и желание сторон найти компромисс во избежание дополнительных расходов по оплате судебных издержек. Немаловажное значение имеет своевременность обращений. Зачастую в связи с дефицитом времени или нежеланием разбираться во всех тонкостях и деталях спора, стороны передают все на рассмотрение в судебные инстанции, когда объективно проблема может быть решена иначе. Судебное разбирательство постфактум - это, прежде всего, испорченные деловые связи и потеря клиента. Поэтому, как правильно было сказано, «если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним»».

При этом стороны все чаще предпочитают шантажировать друг друга судом, а мирные, или дружественные способы разрешения споров пока явно в загоне.


Можно ли решить в досудебном порядке?

До 2009 года досудебный порядок урегулирования споров являлся самым быстрым и малозатратным способом урегулирования корпоративных конфликтов. «В период «кризиса неплатежей» досудебный порядок урегулирования хозяйственных конфликтов либо не применяется, либо кредитор старается затратить минимум времени на переговорный процесс, - отмечает начальник отдела судебно-правовой защиты Консалтинговой компании «Адамантъ» Вадим СОЛДАТОВ. - Также кредитор вынужден соблюсти претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора до обращения в суд, если такой порядок прямо предусмотрен федеральным законом или договором. Ведь затягивание переговорного процесса может привести к невозможности реально получить денежные средства. Как правило, имущество должника ограничено для удовлетворения требований кредиторов и его может к моменту возбуждения исполнительного производства вовсе не остаться. А передача спора на рассмотрение суда не лишает стороны права вести переговоры по урегулированию задолженности».

Мирное разрешение спора возможно там, где между сторонами отсутствует прямая конфронтация. В этом случае стороны спора по взаимной договоренности обращаются к третьему нейтральному лицу, которое способствует нахождению взаимовыгодного для них варианта. «Если предприятие-должник «на плаву», у него достаточно имущества для исполнения обязательств и продолжения предпринимательской деятельности в стандартном режиме, тогда безусловно важно умение вести переговоры. Если предприятие-должник - ваш относительно новый партнер, то полагаться на его обещания нецелесообразно и нужно, не теряя времени, обращаться за помощью к специалистам в сфере юриспруденции», – уверен Александр РЕШЕТОВ.

Конечно, прежде чем подавать на должника в суд, необходимо тщательно подготовиться, изучив самостоятельно или с помощью юриста все тонкости предполагаемого процесса. Это максимизирует шансы на успех.


Процедуры судебного разрешения споров

Нужно быть готовым к тому, что должник будет всеми способами отсрочивать уплату долга и в процессе переговоров на досудебной стадии урегулирования конфликта, и в судебном процессе. «Должник будет использовать все возможные процессуальные механизмы затягивания судебного процесса и минимизации возможных убытков, тем более что законодательство предоставляет для этого широкие возможности, – комментирует Вадим СОЛДАТОВ. - Например, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ срок рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, за исключением некоторых случаев, не должен превышать трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу. При условии грамотного затягивания судебного процесса юристами должника и при наличии ошибок в определении способа судебной защиты и тактики ведения дела в суде со стороны кредитора срок рассмотрения дела может увеличиться и до пяти месяцев. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу лишь со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Достаточно часто стороны договора предусматривают неустойку – денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Гражданский кодекс РФ определяет неустойку в качестве способа исполнения обязательства должником. В то же время суды широко используют возможность уменьшения неустойки на основании ст. 333 Гражданского кодекса РФ. Предъявленная к взысканию неустойка может быть снижена судом в три-четыре раза, если, по мнению суда, она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства».

Процедуру взыскания дебиторской задолженности, как правило, можно разделить на три этапа: досудебные мероприятия (направление претензии, обращение в суд с заявлением), судебное разрешение спора (получения решения суда, вступившего в законную силу, и одновременное получение исполнительного документа) и исполнение решения суда, т. е. непосредственное взыскание суммы долга (направление исполнительного документа в соответствующее подразделение службы судебных приставов, контроль за исполнением исполнительного производства (систематические звонки, жалобы на действия (бездействия) судебных приставов-исполнителей). На все это уходит немалое время, что может привести к таким неблагоприятным для взыскателя последствиям, как истечение срока исковой давности, выбытие имущества должника из его собственности и другое.


Банкротство

«Крайним» способом законного урегулирования корпоративных споров является банкротство. Если у юридического лица возникла задолженность 100 тыс. рублей и более или денежные обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, оно имеет право подать соответствующее заявление в арбитражный суд по месту своего нахождения.

Правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. «Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора с даты вступления решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств в законную силу», – отмечает Александр РЕШЕТОВ.

Должник также вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что вскоре он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. «Основание для такого понимания – обстоятельства, свидетельствующие о том, что должник не сможет исполнить в установленный срок обязательства и (или) обязанности, - разъясняет начальник юридического отдела Группы компаний «ОБЪЕДИНЕНИЕ «РЕГИСТРАЦИЯ» Игорь АННИКОВ. - При этом отсутствуют признаки банкротства, что не позволяет должнику подать обычное заявление (отсутствовать могут как один из признаков - срок либо объем задолженности, так и оба одновременно). Заявление о банкротстве в его предвидении может быть опасно тем, что при наличии средств у должника (если он все-таки сможет избежать банкротства) и убытков у кредиторов (которые в ряде случаев очевидны) кредиторы могут потребовать возмещения этих убытков, вызванных необоснованным заявлением должника о банкротстве (в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона о несостоятельности (банкротстве). Заявление организации-должника о банкротстве должно быть обоснованным и подкрепляться надлежащими доказательствами. Статьями 8 и 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлены как право, так и обязанность руководителя должника на подачу в арбитражный суд заявления о банкротстве, неразрывно связанные с возникновением обстоятельств, вызванных неспособностью юридического лица исполнять свои обязательства. В противном случае руководитель несет субсидиарную с должником ответственность (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве)».

Также законодательством установлена ответственность за преднамеренное или фиктивное банкротство. При возбуждении по заявлению должника производства по делу о банкротстве арбитражный управляющий составляет заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. «Если в заключении будет установлен факт причинения крупного ущерба кредиторам, то оно будет направлено в органы предварительного расследования, – комментирует Игорь АННИКОВ. - В этом случае действия организации подпадают под ст. 197 Уголовного кодекса РФ "Фиктивное банкротство", а руководителю или учредителю (участнику) юридического лица-должника грозит штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до двух лет или лишение свободы на срок до 6 лет с обязанностью уплатить штраф. Если крупного ущерба нет, учредитель либо должностное лицо несет административную ответственность, предусмотренную ст. 14.12 КоАП РФ, т.е. штраф до 100 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет». При всем том юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) только с момента вынесения арбитражным судом соответствующего решения.


Удовлетворение требований кредиторов

Очередность удовлетворения требований кредиторов регламентирована ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются текущие требования, требования перед кредиторами, которые возникли до принятия заявления о признании должника банкротом: оплата судебных расходов, выплата вознаграждения арбитражному управляющему, погашение коммунальных и эксплуатационных расходов, текущих требований и текущей заработной платы. Текущими требованиями являются те обязательства, которые возникли у должника уже после того, как начался процесс банкротства. «Включение их в состав нулевой очереди вполне оправданно: если бы текущая задолженность удовлетворялась в порядке обычной очередности, никакие контрагенты не захотели бы иметь дело с организацией, против которой идет процесс банкротства. Но тогда не было бы и возможности восстановить платежеспособность должника», – аргументирует Игорь АННИКОВ.

Кредиторами первой очереди являются граждане, которые предъявляют требования, связанные с причинением вреда жизни и здоровью; кредиторами второй очереди – граждане, перед которыми существуют обязательства по выплате выходных пособий, заработной платы, авторских вознаграждений. К третьей очереди относятся обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия. И наконец, к четвертой очереди относятся все остальные кредиторы, которые подали заявление о включении в реестр кредиторов, пропустив установленный законом срок. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Если говорить о законодательных «новеллах», то в настоящее время в Минэкономразвития ведется подготовка многочисленных поправок в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», направленных на совершенствование реабилитационных процедур. Впервые в нашем законодательстве должны появиться нормы о трансграничной несостоятельности. Законопроект нацелен на кардинальное изменение подходов к такой процедуре банкротства, как финансовое оздоровление, за семь лет своего существования не оправдавшей себя на практике. Совершенствование реабилитационных процедур в ходе банкротства – мера необходимая. В законопроекте, к примеру, предлагается изменить содержание п. 2 ст. 7 «Закона о банкротстве», предоставив конкурсным кредиторам право на обращение в арбитражный суд с момента наступления срока исполнения обязательств, а не с момента вступления в законную силу решения суда, арбитражного или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Как всё это будет «работать» на практике, покажет время. Пока же важно помнить, что бесспорной (и бескровной) победой в отношениях с контрагентами может быть только мирное досудебное урегулирование споров, способствующее сохранению партнерских отношений и экономических связей.


Елена ШРАЙБЕР


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.