Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ДЕРЗАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ!

ПРОГРАММА «МОЛОДЁЖНЫЙ БИЗНЕС РОССИИ» – В НОВОСИБИРСКЕ

Одна из самых злободневных проблем для начинающего бизнеса – привлечение средств. Банки предпочитают не связываться с предпринимателями, у которых нет ни кредитной истории, ни активов для обеспечения кредита, не говоря о том, что одного только финансирования для успешного «старта» может быть мало…

На вопросы БвС отвечает Борис ТКАЧЕНКО, руководитель филиала в России «Международного форума лидеров бизнеса», руководитель программы «Молодежный бизнес России» (МБР)

 

– Борис Николаевич, в чем больше всего нуждаются начинающие пред-приниматели?

– Одна из главных проблем российских стартапов – привлечение денежных средств и отсутствие комплексной поддержки. Традиционный механизм обеспечения доступа к финансированию тех, кто только начинает свой бизнес, – государственные программы финансовой поддержки (гранты и субсидии). В странах с устоявшейся многолетней системой поддержки начинающих предпринимателей принято, что даже первые средства должны даваться хоть и с льготным процентом, но на условиях возвратности. Это дисциплинирует молодых предпринимателей и приучает их с самого начала планировать финансовые потоки.

– На решение проблемы отсутствия комплексной поддержки начинающих предпринимателей и направлена ваша программа «Молодежный бизнес России». Расскажите о её истории.

– Программа существует в 40 странах мира и в некоторых из них действует уже около 10–20 лет. Причины её возникновения – финансовые кризисы и масса безработной молодежи, которая не знала, куда себя деть. В это время стало понятно, что только объединив усилия государства, бизнеса и некоммерческих организаций, можно эффективно помочь молодежи заняться предпринимательством. Когда начали развивать механизмы этой поддержки, то пришли к выводу, что одним финансированием проблему не решить и начинающим сначала должны помогать опытные предприниматели. Ведь даже получив деньги, многие молодые люди не знали, как их правильно распределить, не имели необходимых предпринимательских навыков. Также стало ясно, что зрелому бизнесу есть чему научить «начинающих» в области маркетинга, менеджмента и других «бизнесдисциплин». Так родился комплексный подход, состоящий из трех элементов – финансирования; наставничества; обучения и консультирования.

В 2008 году эта программа появилась в России. Здесь она начала развиваться в Калужской области, в 2009 году в Воронежской области, в 2010 году – в Приморском крае. В марте 2011(го она заработала в Новосибирской области, в марте 2012-го – в Ростовской области, а в мае 2012 года планируется запустить её в Москве.

Изначально основанная на зарубежном опыте, на сегодня программа полностью адаптирована к российским реалиям. Вместо «менторства» используем более подходящий для нашей страны термин «наставничество». Как я уже говорил, основное преимущество программы в её комплексности...

— Как стать участником программы?

— Любой молодой человек, у которого есть бизнес-идея, может обратиться в нашу программу в тех регионах, где мы работаем. Сначала проходит этап консультирования, в ходе которого многие претенденты, получив представление о предпринимательстве, решают, что это не их призвание. Тем, кто остается, мы помогаем составить бизнес(планы, в процессе чего часто выясняется, насколько жизнеспособна та или иная идея. Если бизнес-план состоятелен, он выносится на рассмотрение Экспертного совета, куда входят опытные предприниматели и люди, разбирающиеся в кредитовании. А после одобрения ЭС молодые предприниматели получают финансирование. Но этим дело не ограничивается. Они приобретают наставника, необходимые знания в области менеджмента, бухучета, налогообложения, маркетинга и юриспруденции и продолжают работать. При этом с участником программы поддерживает связь региональный координатор МБР, курирующий его займ специалист из микрофинансовой организации, а также наставник.

В международной практике нашей программы спустя пять лет после запуска более 85% курировавшихся ею проектов живы и развиваются. При этом статистика выживания стартапов вне рамок подобных программ печальна, – значительная их часть умирает в первый же год, а спустя пять лет и вовсе выживают единицы.

В программе МБР молодые предприниматели получают до 150 тыс. рублей сроком на три года на льготных условиях – в районе 12% годовых. Хотя деньги выдаются без залога и поручительств, их эффективной заменой в нашем случае является наставничество.

Откуда берутся средства на финансирование?

– Из самых разных источников. В Новосибирской области кредитный портфель состоит из средств социальной ответственности Credit Suisse EMEA Foundation и размещён в Фонде микрофинансирования НСО. Кроме того, репутация моей организации «Международный форум лидеров бизнеса» и Youth Business International (организации, поддерживающей и связывающей программы МБР в 40 странах мира), успешный опыт работы программы в регионах позволяют выигрывать российские и международные конкурсы и гранты, привлекать других спонсоров и партнеров.

Также мы стараемся сотрудничать с государственными и муниципальными программами поддержки бизнеса.

– Кто еще помогает в реализации МБР?

– Социальная ответственность крупного бизнеса выражается не только в выделении финансовых средств на определенные проекты, но и в корпоративном волонтерстве. Например, некоторые международные консалтинговые и юридические компании в рамках МБР бесплатно проводят семинары или консультации, которые по рыночным ценам могут стоить очень дорого.

Таким образом, алгоритм действий достаточно простой — мы объединяем все, что есть в области поддержки стартапов на уровне региона, а затем усиливаем и дополняем тем, чего не хватает.

– Каковы этапы участия в программе?

– Если идея зрелая и бизнес-план пишется быстро, то проект уже через месяц может быть вынесен на Экспертный совет. Но случается, что ребята очень тщательно продумывают бизнес-идею и процесс может занять несколько месяцев.

После положительного заключения Экспертного совета начинается работа с наставником, а для обучения в каждом регионе выстраивается отдельная программа. Скорость выделения средств зависит от объективных факторов. Если юридическое лицо еще не закончило регистрацию, мы не можем выделить ему средства.

– Сколько предпринимателей проходит через МБР? Какова эффективность программы и кто следит за расходованием средств?

– В среднем в каждом регионе, где работает программа, в первый год поддержку получают до 20, а затем до 30–40 предпринимателей ежегодно.

За целевым расходованием средств следит микрофинансовая организация, которая заключает с предпринимателем договор займа. Помимо этого, в курсе ситуации его наставник и региональный координатор программы.

Поскольку в России программа существует менее четырех лет, процент «выживаемости» наших участников составляет порядка 97–98%. Надеюсь, российский показатель через пять лет не будет ниже «международных» 85%.

– Каковы перспективы МБР в России?

– В ближайшие годы мы планируем открывать по два региона в год. Это программа, а не проект, который рассчитывается на фиксированное количество лет. По опыту других стран можно сказать, что и через 15–20 лет программа продолжает развиваться. Поскольку стартапы создаются всегда и всегда нуждаются в комплексной поддержке, должны существовать программы, призванные помочь им влиться в предпринимательское сообщество.

Опыт других стран показывает, что если первыми наставниками в программу приходят предприниматели с10–15(летним стажем, то через пять–семь лет в программу возвращаются её бывшие участники и сами становятся наставниками, что ведет к усилению предпринимательского класса.

– Ваши пожелания начинающим предпринимателям.

– Дерзать, искать интересные идеи и понимать, что предприниматель отличается от наемного работника тем, что берет на себя всю ответственность и несет все риски своего бизнеса. Не каждый на это может решиться, но тот, кто решается и находит интересную идею, берет в свои руки свою жизнь и помогает многим своим сверстникам и людям более зрелого возраста обрести работу, а также способствует экономическому развитию своего региона и всей страны.

Интервьюировал Дмитрий КАРАСЁВ

 


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.