Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



«ПРОБЛЕМА-2011»

Как сообщил замминистра финансов РФ Дмитрий ПАНКИН, выступая на финансовом форуме ММВБ, Россия в рамках (G20) будет проверена в 2011 году на соблюдение новых международных стандартов финансового контроля и надзора.  В связи с чем можно ожидать более пристального внимания отечественных фискальных органов к учету и отчетности российских  предприятий. А проблем в этой области у них - «воз и маленькая тележка».

 

Проблемные «точки»

Наибольший «интерес» контрольных и надзорных органов вызывают схемы оптимизации налогообложения. Их существует два вида: легальная оптимизация и использование «черных» и «серых» схем. Первый вид включает в себя специальные режимы налогообложения, документальное подтверждение обоснованных расходов, которые ранее не были документально подтверждены, обоснованный аутстаффинг и т. п.

В перечень незаконных схем, применяемых для снижения налогового бремени, входит, например, использование фирм-однодневок. Как отмечает финансовый директор Аудиторской фирмы "Галакт-Инфо" Галина АПУШКИНА, при проведении налоговой проверки проверяющий орган осуществляет направление запросов в банки о предоставлении выписок по операциям на счетах контрагентов проверяемого лица, запросов на проведение встречных налоговых проверок основных контрагентов и другие: «В случае если контрагентом является фирма-однодневка, велика вероятность следующих результатов: требование контрагенту налогоплательщика о предоставлении документов вернулось с отметкой почты «истек срок хранения»; получен ответ из соответствующей ИФНС о том, что с даты постановки на учет организация-контрагент не представляла бухгалтерскую и налоговую отчетность;  документы от контрагента, подтверждающих финансово-хозяйственные отношения с проверяемым лицом не представлены; адрес исполнительного органа контрагента налогоплательщика является адресом «массовой» регистрации; проводится розыск лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность контрагентов налогоплательщика и т.д. Из этого проверяющий орган делает выводы, что налогоплательщик необоснованно завысил налоговый вычет по НДС, расходы налогоплательщика не оформлены в соответствии с законодательством и не подлежат к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль, реальность сделок с контрагентами не подтверждается, действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды и носят недобросовестный характер».

В силу серьезности налоговых последствий заключения сделок налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность и брать у всех своих контрагентов копии всех необходимых для контроля документов, а также иметь доказательства реальности сделок.

 

Механизм сдачи отчетности

Немаловажен для предприятия и выбор способа сдачи отчетности, у каждого из которых существуют свои плюсы и минусы.

По мнению руководителя отдела бухгалтерского обслуживания «ОБЪЕДИНЕНИЕ «РЕГИСТРАЦИЯ» Александра КЛИМОВА, наиболее технологичным способом сдачи отчетностиявляется передача по электронным каналам связи: «Главными преимуществами данного способа отправки отчетности является оперативность доставки отчетности; отсутствие необходимости ехать в налоговую службу и стоять в очереди, а также дополнительные возможности, включая получение актов сверок по налогам и выписок из ЕГРЮЛ в течение суток. Основным недостатком данного способа отправки отчетности является отсутствие синих штампов с отметками налоговой об её принятии».

Кроме того, сдача отчетности через Интернет потребует 5-10 тыс. руб. в год абонентской платы. Также следует обратить особое внимание на то, что в силу постоянного изменяющегося законодательства, а вместе с ним и формами отчетности отдельные операторы не успевают их своевременно обновлять, и тогда приходится все равно пользоваться услугами почты или нести отчетность лично.

«Передача отчетности по почте также является законным и надежным способом отправки отчетности. Её недостатки: временной лаг с момента сдачи отчетности на почте до ее доставки до налоговой службы не позволяет оперативно узнать об ошибках или неточностях в отчетности; очереди в отделениях почты и связи; плата за доставку», – отмечает Александр КЛИМОВ.

Надежным способом является личная сдача отчетности, но при этом придется стоять в органах ФНС в очередях.

 

Рекомендации специалистов

В последнее время наметилась тенденция замены оптимизации налогообложения на налоговое планирование. Налоговое планирование – это комплекс законных мер, направленных на соблюдение разумного баланса уровня налоговой нагрузки и  удержания налоговых рисков в допустимых пределах. «Наиболее распространенными способами для снижения налоговых рисков являются консультации специалистов в области налогообложения; запросы в уполномоченные государственные органы; сбор информации о контрагентах, анализ судебной практики; совершенствование организационной структуры компании; настройка системы документооборота и внутреннего контроля, отладка всех бизнес-процессов в организации и их строгое документирование; тщательная аудиторская проверка; максимальная вовлеченность бухгалтерской службы компании в процесс принятия управленческих решений; а также акцент на подтверждение экономической обоснованности и реальности сделок», – рассказывает Галина АПУШКИНА.

Поскольку налоговое планирование требует глубоких познаний в области налогового, гражданского и трудового законодательства и практического опыта в налоговых спорах, её часто поручают специалистам сторонних организаций, т. е. прибегают к аутсорсингу.  «Преимущества перехода на аутсорсинг очевидны, - отмечает Галина АПУШКИНА. - Это снижение затрат, уменьшение рисков за счет гарантии качества услуг фирмы-аутсорсера, а также снижение налогового бремени».

Руководители предприятий малого и среднего бизнеса часто задают себе вопрос: «Взять в «штат» своего бухгалтера или обратиться в специализированную компанию?». В каждом из выбранных вариантов есть свои минусы, которые могут привести к проблемам с налоговым органом. «Допустим, налоговая инспекция провела проверку и предъявила вашей компании к уплате дополнительные суммы налогов, а еще пени и штрафы, а все потому, что ваш бухгалтер ошибся в расчетах или в оформлении документов, – комментирует Александр КЛИМОВ. - Можно потребовать возмещения ущерба от бухгалтера, однако только в рамках Трудового кодекса. При обращении к знакомому бухгалтеру или бухгалтеру «на дому» риск ошибок и отсутствия ответственности еще более высоки, так как договоры с ними, как правило, не заключаются. Поэтому любой руководитель заинтересован в минимизации связанных с этими ошибками потерь. При обращении к специализированной бухгалтерской компании есть реальный шанс возмещения ошибок, допущенных по её вине, однако для этого необходимо со всей серьезностью подойти к выбору этой компании, а также к определению условий договора оказания бухгалтерских услуг».

Однако бухгалтерский аутсорсинг имеет свои недостатки. Прежде всего может оказаться, что выбранная бухгалтерская компания не отвечает требованиям высокопрофессионального поставщика услуг. Например, чтобы привлечь клиентов невысокой ценой, нанимать специалистов низкой квалификации. Поэтому важно предусмотреть необходимые критерии в договоре либо обратиться в более «дорогую», зато надежную компанию. Кроме того, передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к разглашению конфиденциальной внутрифирменной информации. Поэтому в договоре следует предусмотреть ответственность за нарушение конфиденциальности.

Существуют и другие  нюансы. «При плохой организации документооборота существует возможность потери первичных учетных документов, следовательно, при заключении договора необходимо разработать и утвердить график документооборота, - добавляет Александр КЛИМОВ. - Еще один недостаток передачи бухгалтерии на аутсорсинг - отсутствие контроля за деятельностью организации или специалистов, предоставляющих бухгалтерские услуги. Поэтому, заключая договор с аутсорсером, разумно предусмотреть порядок отчетности перед заказчиком. И, наконец, аутсорсеры – бухгалтерские компании не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что иногда не позволяет корректно отразить информацию в учете».

Таким образом, собственнику или руководителю организации необходимо самостоятельно взвесить все плюсы и минусы бухгалтерского аутсорсинга.

 

Перспективы

Наверное, больше предстоящих проверок в связи с никому пока неизвестными требованиями G20, всех предпринимателей волнует процесс перехода в 2010 года от единого социального налога (ЕСН) к выплате страховых взносов. Результат реформы предприниматели почувствуют в 2011 году, однако бизнес уже сейчас называет изменения несвоевременными. Компании, переживающие не лучшие времена, вскоре встанут перед трудным выбором: под угрозой банкротства выплачивать сотрудникам белую зарплату либо сокращать официальные зарплаты. В ближайшем будущем ситуация усугубится из–за введения уголовной ответственности не только по отношению к работодателю, но и к сотруднику, получающему зарплату «в конверте».

В связи с этим есть мнение, что налоги необходимо снижать. Это будет способствовать сохранению рабочих мест, росту экономической активности, социальной стабильности нашего общества. Вопрос, пойдет ли на это государство?

 

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.