Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

От правильного выбора компанией кредитного учреждения зависит не только получение всех необходимых для данного предприятия финансовых услуг, но и его собственная финансовая стабильность, взаимоотношения с основными заказчиками (покупателями) и поставщиками. Солидное кредитное учреждение не просто обеспечивает своему клиенту-предприятию качественные операции с наличной и безналичной национальной и иностранной валютой, инкассирует выручку, кредитует, предоставляет аккредитивы и финансовые гарантии, но в качестве бонуса предлагает определенные льготы и влияет на имидж. Недаром многие предприятия имеют по нескольку расчетных счетов в различных банках. Так как выбрать банк «по потребностям» и адекватно оценить финансовые риски?

Банковская система сегодня
По мнению Генерального директора филиала BSGV  (Banque Societe Generale Vostok) в г. Новосибирске Игоря СМУРОВА, то, что российский банковский рынок обладает достаточным запасом стабильности, было доказано осенью 2007 года его реакцией на ипотечный кризис в США: «Отдельные кризисные проявления, в частности, повышение ставок по кредитам в ряде российских банков, стали логичным следствием увеличения стоимости заемных ресурсов на международных финансовых рынках на 1,5-2%. Поэтому, если ситуация на мировых рынках будет ухудшаться и в 2008 году, это отразится на условиях предоставления услуг российскими банками, но вряд ли приведет к громким банкротствам и серьезным проблемам на рынке в целом». Действительно, прошедший год ознаменовался значительными переменами в банковском секторе. В частности, западный кризис ликвидности привел к тому, что привлекать средства из-за рубежа для многих кредитных институтов стало проблематично — они не только стали дороже, но и получить их стало куда сложнее. В преимущественном положении оказались банки с иностранным капиталом и государственные, обладающие собственной денежной базой. Всем остальным пришлось восполнять недостаток ресурсов за счет привлечения депозитов. Ряд финансово-кредитных организаций повысил ставки еще в прошлом году, однако в 2008-м этот процесс не остановится. Они могут повыситься еще на полпроцента, и в результате средняя ставка по депозитам будет равна 12–12,5% годовых. Ситуация будет зависеть и от изменения ставки рефинансирования Центробанком. Наиболее доходными банковскими депозитами в 2007 году стали рублевые и номинированные в евро. Эта же тенденция сохранится и в 2008 году. Долларовые вклады банкиры единодушно признают несостоятельными из-за падения курса американской валюты к российской.

Критерии надежности
Оценивая надежность того или иного кредитного учреждения, грамотный корпоративный клиент прежде всего оценивает, кто и как хорошо будет обслуживать его денежные счета, насколько велик запас прочности банка, его капитализация и другие показатели. История банка и его текущее положение на рынке тоже позволяют оценить его дальнейшую судьбу. «Банк, имеющий многолетнюю историю, переживший все кризисы и не потерявший репутацию и доверие клиентов, – безусловно, может считаться надежным. Также в оценке сотрудничества с банком важно опираться на уже осуществленные им проекты: открытые кредитные линии, участие в синдицированном кредитовании крупных отечественных и иностранных предприятий», – считает Игорь СМУРОВ.
По мнению начальника управления кредитования МСБ ОАО КБ "Региональный кредит" Андрея ЗАЙЦЕВА,  «оценивая возможности сотрудничества с банками, клиенты в первую очередь смотрят на способность банка своевременно исполнять свои обязательства, в том числе и по кредитованию корпоративных заемщиков. Также большую важность имеет развитость региональной сети банка. Большой банк со слабой представительской сетью ограничен в возможностях, а значит, не может предложить своим клиентам все интересующие их услуги в нужное время и в нужном месте».

Ассортимент банковских продуктов
Одна из важнейших тенденций, которая возникла на банковском рынке в 2007 году, а в 2008-м будет развиваться, — ориентация на потребителя. Банки сейчас как никогда заинтересованы в своих клиентах, поэтому в нынешнем году будут расширять свои депозитные программы, стараясь по максимуму учесть интересы всех групп вкладчиков. Сегодня многие финансовые организации стали предлагать клиентам программы, в которых можно самостоятельно выбирать все параметры (срок, периодичность выплаты процентов, возможность пополнения вклада и расторжения договора) того или иного депозитного продукта. В этом случае ставка зависит от выбранных параметров, но является фиксированной в течение всего срока вклада. «Компаниям и частным предпринимателям Новосибирска BSGV может предложить очень широкую линейку продуктов, которая призвана удовлетворить все возникающие в процессе коммерческой деятельности потребности. Хочется особо отметить, что, помимо стандартных схем кредитования малого, среднего и крупного бизнеса, для финансирования в особо крупных размерах возможно привлечение средств материнской компании BSGV – группы Сосьете Женераль. Это позволяет предложить каждому клиенту в Новосибирске конкурентные и выгодные условия финансирования», – рассказывает Игорь СМУРОВ.
Как отмечает Андрей ЗАЙЦЕВ, банки города предлагают предприятиям среднего и малого бизнеса широкий спектр банковских услуг: «Это и ставшее почти неотъемлемой частью любого бизнеса расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, и кредитование малого и среднего бизнеса - самое востребованное направление в работе банка с юридическими лицами. Из передовых направлений активно используется удаленное обслуживание по системам «Банк-Клиент» и «Интернет – Банкинг».
В перспективе новосибирский рынок банковских услуг продолжит свое развитие, но меньшими темпами, нежели в 2006–2007 годах. По-прежнему будут пользоваться популярностью рублевые депозиты, а банки будут стараться экспериментировать с новыми программами, не выходя за рамки привычных условий.

Как определить «золотую середину»?
Как утверждает Игорь СМУРОВ, каждый серьезный банк федерального масштаба может удовлетворить любую стандартную потребность своего клиента. Однако для реализации уникальных проектов есть смысл сотрудничества с несколькими банками, каждый из которых предложит более выгодные условия по отдельным видам услуг. «В BSGV мы стремимся работать индивидуально с каждым клиентом, вне зависимости от масштаба и характера сделки, так как мы в первую очередь заинтересованы в сохранении постоянных клиентов не на один год», – комментирует Игорь СМУРОВ.
По мнению Андрея ЗАЙЦЕВА, иметь счета для разных потребностей в разных банках неудобно. Это приводит как к увеличению затрат на абонентскую плату, так и к дополнительным неудобствам, связанным с разнородностью технических требований банков. «А чтобы все же найти свою «золотую середину» и выбрать «свой» банк, необходимо оценить такие параметры, как скорость прохождения платежей, услуги по получению/выдаче наличных денежных средств, тарифы, наличие интересных пакетных предложений», – считает Андрей ЗАЙЦЕВ.

«Подводные камни» 
Отношения между банком и его клиентом всегда оформляются договором. Банк берет на себя обязательство в части обслуживания, предоставления кредитных ресурсов и т.п., а клиент, в свою очередь, обязуется своевременно оплачивать оказываемые услуги. «Договор с банком – понятный любому специалисту документ, в котором исключено наличие каких-либо "подводных камней", так как недопонимание и отсутствие общего языка невыгодно самому банку, если он заинтересован работать с клиентом долгое время», – отмечает Игорь СМУРОВ.
Однако Андрей ЗАЙЦЕВ предупреждает о возможных «скрытых комиссиях», о которых предприятие узнает в момент осуществления операций. Некоторые банки могут навязывать предприятию ненужные услуги, что в дальнейшем приводит к дополнительным затратам. «Чтобы работа с банком была удобной и результативной для предприятия, необходимо очень подробно ознакомиться с каждым пунктом банковского договора, заранее уточнить все возможные комиссии и связанные с обслуживанием затраты», – советует Андрей ЗАЙЦЕВ.
Также следует обратить внимание на пункт договора, где указан срок его действия. В некоторых из них банковские юристы пишут, что он действует определенное время (допустим, один год), а затем, если от клиента не поступит письменное заявление о продлении срока договора, он прекращает свое действие. Такой договор подписывать не стоит. Гражданским кодексом установлены только два случая, когда такой документ может быть расторгнут. Случай первый: по заявлению клиента в любое время. То есть фирма пишет письмо в банк, что с определенной даты просит расторгнуть договор. Случай второй: если в течение двух лет на счете фирмы не будет денежных средств и фирма не будет производить операций по счету. Но для этого банк должен письменно предупредить клиента за два месяца (ст. 859 ГК). Во всех остальных случаях договор можно расторгать только через суд. Одностороннего расторжения договора со стороны банка ГК не предусматривает.

На что стоит обращать внимание?
По мнению Андрея ЗАЙЦЕВА, для выбора оптимального набора услуг и наилучшего банка для обслуживания необходимо провести обзор и анализ рынка: «В первую очередь нужно обратить внимание на  наличие у банка необходимых финансовых инструментов, учесть расположение сети его филиалов и допофисов, - это может повлиять на удобство обслуживания. И, безусловно, проанализировать соответствие банковской услуги и её цены».
Конкуренция между банками не зависит от того, кто выступает акционером — государство, частные структуры или иностранный капитал. Основное сражение за клиента разворачивается в области сервиса и качества обслуживания. Кроме того, на выбор банка клиентом влияют такие факторы, как широкая сеть представительств и известность бренда. Теоретически, если кредитное учреждение обладает рейтингом, относящим его к инвестиционной категории, вкладчики могут спать спокойно. Чем дальше банк от означенной заветной планки, тем выше риски потерять сбережения. Получить информацию об имеющихся у банков рейтингах можно на их собственных сайтах, в публикациях СМИ и из других источников. Впрочем, каковы бы ни были показатели деятельности, сведущие люди рекомендуют навести справки о владельцах банка: нежелательно доверять капитал банку, всецело зависящему от какой-либо политической силы.

Выводы
Экономический рост в России обусловливает увеличение емкости рынка банковских услуг, поэтому его насыщения и массового вытеснения одних игроков другими не происходит. Сегодня можно утверждать, что новосибирский рынок банковских услуг отличается чрезвычайно высоким уровнем конкуренции. Здесь представлены абсолютно все группы банков: государственные, «дочки» иностранных групп, филиалы иногородних банков, региональные банки. Поэтому для того, чтобы не отстать и не потерять клиентов, которые становятся все более избирательными и щепетильными, банки вынуждены приближаться к европейским стандартам. Что касается услуг, то, скорее всего, наиболее востребованными будут ипотека, автокредитование и потребительские кредиты. Существует стабильный спрос на всю линейку корпоративных продуктов. В Новосибирске много компаний и им требуется все, что могут предложить банки, — краткосрочное, долгосрочное финансирование, лизинг, факторинг, документарные операции и многое другое.
.
Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.