Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ПОЗДРАВЛЯЕМ, ВЫ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОВНЕ!

Тема эффективности обучения персонала компаний сегодня становиться все более актуальной. Очевидно, что это - важный элемент общей стратегии развития организации. Обучение персонала должно быть направлено не только на удовлетворение текущих, но и на формирование будущих потребностей организации. А что предлагают новосибирские центры делового обучения, лингвистические и бизнес-школы на осень-зиму 2008 года?...


Востребованность обучения

По словам генерального директора Центра делового обучения «Сфера» Михаила ГОЛЬДБЕРГА, бизнес-обучение, наряду с мотивацией персонала, является одним из основных методов повышения ценности человеческих ресурсов организации: «Надо сказать, что ценность человеческого ресурса неизмеримо выросла, особенно там, где проявляются и углубляются кризисные явления и высока напряженность конкурентной борьбы. Поэтому со временем становится всё меньше фирм, руководители которых в первую очередь уповают на личные связи и собственное представление о бизнесе. Не оспаривая важность всего «личного», лучше сосредоточиться в первую очередь на персонале, который в итоге может принести и новые связи, и финансовые ресурсы, и «выгодный товар», и «интересные темы для бизнеса», и выход из кризиса, и развитие. Рынок не так богат уже готовыми человеческими ресурсами , да и сам такой ресурс нуждается в постоянном развитии. Важно, чтобы в фирме развитие персонала происходило не «спонтанно» и «по остаточному принципу», а была выстроена постоянно действующая система».

Как отмечает исполнительный директор программы МВА в НГУЭУ Людмила КОЯВА, спрос на бизнес-обучение в частности, по программам МВА, безусловно, растёт, это определяется потребностями рынка труда: «В частности, востребована программа, ориентированная на формирование компетенций в области менеджмента. И это не случайно, ведь сегодня в компаниях федерального и даже регионального масштаба одним из требований к кандидатам на руководящие должности является наличие степени МВА. Спрос растет как со стороны менеджеров среднего звена, так и топ-менеджеров и владельцев компаний. Также растет востребованность специализированных программ (как профессиональных – маркетинг, HR-менеджмент, финансовый менеджмент, так и отраслевых – МВА в строительстве, МВА в торговле и т. д.). При этом люди обычно предпочитают программы бизнес-обучения без отрыва от основной деятельности. Практики бизнеса, стремящиеся повысить свои компетенции, даже готовы увеличить свою нагрузку, посещая занятия в субботние дни, но не готовы оторваться от основной деятельности даже на неделю».

Так является ли обучение персонала компании частью имиджа или это действительно назревшая необходимость? По мнению директора «Центра технико-экономических знаний» Константина ЕДИНА, в настоящее время компании справедливо уделяют большое внимание бизнес-образованию своих сотрудников, а широкий спектр предложений образовательных и консалтинговых центров позволяет выбрать программы, необходимые для успешной работы на конкретных должностях: «Наибольшим спросом пользуются либо кратковременные тренинги с полным отрывом от производства (один-два дня), когда занятия проводятся методом «погружения» либо курсы без отрыва от производства с занятиями в вечернее время или во второй половине дня (пять-семь дней). При формате с отрывом от производства очень удобно проводить корпоративное обучение, когда в образовательном процессе участвуют все ключевые сотрудники компании. В то же время существенно повысить свою квалификацию возможно только на длительных курсах (три-шесть месяцев), когда образовательные программы позволяют глубоко вникнуть в суть изучаемых проблем».

Для многих компаний, помимо сроков, важно и место, где будет проходить обучение. Как отмечает директор школы иностранных языков «Юнисити» Светлана СОЛОДОВА, обучение иностранным языкам возможно как в учебных комнатах школы, так и на территории заказчика, однако большей популярностью пользуется вариант «без отрыва от основной деятельности»: «С отрывом от основной деятельности, но без отрыва от коллектива можно изучать иностранный язык на выездном тренинге на базе отдыха. В течение одного-двух дней сотрудники компании “погружаются” в языковую среду вместе с преподавателями школы на уроках, тренингах, конференциях и в командообразующих играх».

Несомненно, программа развития персонала должна быть частью общей стратегии развития предприятия, направленной на достижение определенных целей, например повышение результативности компании, увеличение ее доли на рынке.


Основные потребители услуг

По мнению Константина ЕДИНА, потребителями услуг рынка бизнес-образования являются все компании, независимо от величины: «В крупных компаниях, где есть отделы по работе с персоналом, эта работа поставлена более грамотно. В компаниях поменьше бизнес-образование носит нерегулярный характер, в основном - «по необходимости». Для поддержания своих профессиональных знаний на высоком уровне топ-менеджеры должны проходить обучение не реже двух раз в год, но при динамичном развитии компании – возможно и чаще. В последние пять лет у нас появляется все больше частных клиентов, которые оплачивают свое обучение сами. В западной практике топ-менеджеры часто самостоятельно заботятся о своем профессиональном уровне, компания же только устанавливает для них высокую планку».

Кстати, налоговое законодательство Российской Федерации поощряет образование за свой счет – в настоящее время суммы (до 150 000 рублей в год), затраченные на обучение гражданином, включаются в налоговый вычет, что позволяет уменьшить эти затраты на сумму подоходного налога.

Как считает Михаил ГОЛЬДБЕРГ, учиться в первую очередь необходимо трём категориям сотрудников: самим руководителям (не зря ведь говорят: каков поп, таков и приход), узким ключевым специалистам (бухгалтеры, HR-менеджеры, технические специалисты) и тем, кто продвигает товар: «Периодичность такого обучения определяется понятиями «должны хорошо знать основы», «иметь нужные личные качества, умения и навыки» и «быть в курсе новинок», то есть план обучения должен составляться из этих условий. Если сотрудники фирмы по каким-то причинам не имеют возможности обучаться за счёт фирмы, то должны, на наш взгляд, делать это в определённых размерах за собственный счёт: их ценность и в данной фирме, и вообще на рынке труда зависит в первую очередь от собственных усилий. Если говорить о понятных опасениях работодателей по поводу финансовых вложений в персонал, то следует отметить, что риски есть в любых инвестициях. Но и методов снижения этих рисков также немало - начиная от заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам и заканчивая мотивационными приёмами «удержания».

Для соответствия современным требованиям менеджеры должны повышать свою квалификацию хотя бы один раз в три года или по мере необходимости. По словам Людмилы КОЯВА, для того чтобы качественно и своевременно принимать управленческие решения, направленные на рост стоимости компании, необходимо владеть новыми, продвинутыми технологиями, поэтому инвестиции в образование самими обучающимися очень выгодны: «Кроме того, в последнее время наметилась тенденция к корпоративному обучению, когда компании оплачивают обучение сотрудника или даже группы сотрудников. Что касается кредитования обучения по программе МВА, то некоторые бизнес-школы уже предлагают обучение в кредит».

При этом стоит учесть, что инвестиции в обучение оправдывают себя, если человек преследует конкретные цели и в перспективе полученные знания будут активно использоваться. Например, иностранный язык приходится постоянно использовать сотрудникам представительств зарубежных компаний и совместных предприятий. Востребовано знание языка и в российских компаниях, связанных с иностранными партнерами. В таких компаниях для менеджеров высшего звена использование английского или немецкого становится ежедневной практикой. Авиакомпании, туризм, недвижимость, IT, инвестиции, торговля – вот основные потребители в сегменте корпоративного обучения иностранным языкам. «Руководитель, отправляющий на учебу группу сотрудников, руководствуется исключительно профессиональными и материальными соображениями, заботясь о том, чтобы деньги были потрачены с пользой. Языковая школа, со своей стороны, берет на себя обязательства предоставить качественные услуги, контролировать процесс обучения и предоставлять отчетность руководителю. Варианты оплаты возможны разные. Чаще всего компании берут на себя все расходы на обучение сотрудников. Нередки случаи, когда руководитель заключает договор с сотрудником о возмещении расходов на обучение при условии его увольнения раньше оговоренного срока», – рассказывает Светлана СОЛОДОВА.

В любом случае, предоставление сотруднику возможности бесплатного или частично оплаченного обучения является дополнительным стимулом и повышает уровень его мотивации к работе.

Что касается потребителей образовательных услуг, например по программе МВА, то структура их отраслевой принадлежности имеет следующин пропорции: 30% - торговля, 24% - финансы, 16% - производство, 13% - услуги, 7%- строительство и недвижимость, 6% - другое, 4% -транспорт и логистика. В последнее время наметилась тенденция к увеличению интереса к программе МВА со стороны производственников и сферы услуг. Если говорить о структуре слушателей по принадлежности к звеньям менеджмента, то 29% из них - зам. директоров, финансовые и коммерческие директора, гл. бухгалтеры, 26% - ген.директора, 22% - специалисты, 19% - начальники отделов, 4%- собственники.


Предложения центров делового обучения

Сегодня можно найти предложения от однодневных семинаров (тренингов) до длительного обучения (три-пять лет). «Если руководство компании предполагает комплексное решение проблем, наиболее выгодными являются программы корпоративного обучения, когда решаются вопросы не только бизнес-образования сотрудников, но и развития компании – разработка стратегии, решение текущих вопросов и проблем - при необходимости такое обучение может проходить на территории компании-заказчика», – уверен Константин ЕДИН. Так, может быть организована аттестация сотрудников и рабочих мест с привлечением внешних специалистов, такие мероприятия позволяют провести обучение и выявить наиболее активных и перспективных сотрудников. Готовые программы всегда дешевле, но для достижения наилучшего результата их необходимо адаптировать под задачи каждой компании.

«В бизнес-обучении обязательно должен присутствовать «тот самый» пресловутый маркетинг. Необходимо проводить разнообразные исследования на предмет выявления потребностей и спроса на различные виды и формы обучения, изучать лучший опыт, разрабатывать под выявленные потребности и спрос линейку учебных продуктов и большой объём сервисных опций к ним, проводить работу над качеством на всех этапах жизненного цикла продуктов. То есть такие параметры учебных продуктов, как содержание и наполнение учебных программ, сроки и формы обучения, серийный выпуск и другие берутся не «с потолка», а в результате серьезной маркетинговой работы при условии соблюдения требований, установленных на образовательные услуги», – говорит Михаил ГОЛЬДБЕРГ.

Что предлагают для этого новосибирские центры делового обучения и бизнес-консультанты, можно найти на их сайтах. Для многих важна форма бизнес-обучения: вечерняя или заочная. Это один из основных аспектов. Второе – язык обучения. Третье – стоимость.

«Например, обучение MBA по совместным программам может вестись с применением зарубежных пособий, аудио- и видео-курсов. При этом стоимость обучения в Новосибирске в несколько раз ниже по сравнению с аналогичным обучением за рубежом. В рамках программы особое внимание уделяется развитию навыков и умений эффективного ведения деловой переписки и переговоров на английском языке, знанию культурных особенностей ведения бизнеса с представителями зарубежных культур», – рассказывает Людмила КОЯВА.

При обучении иностранным языкам классический вариант курсов для корпоративных клиентов строится на трех базовых принципах: систематизация и совершенствование имеющихся знаний языка, развитие коммуникативных способностей, ведение переговоров, и профессиональная терминология (по специальности и заказу клиента). «Формы обучения возможны разные: классические занятия в группе с преподавателем, индивидуальное обучение, обучение с использованием средств мультимедиа и компьютерных программ, разговорные клубы с преподавателями-носителями языка, выездные тренинги с «погружением». Оптимальная интенсивность занятий – два раза в неделю. Если же необходимо освоить определенный объем языковых навыков в короткие сроки, – переходите на ежедневные занятия. Стоимость одного академического часа занятия иностранным языком варьируется от 170 до 650 рублей», – разъясняет Светлана СОЛОДОВА.


Правильный выбор

При выборе программ бизнес-образования нельзя ориентироваться только на удобное расположение учебного центра, хотя это сэкономит время. «В первую очередь нужно выбирать преподавательский (бизнес-тренерский) состав и опыт работы этого учебного центра на рынке. Разброс цен по аналогичным программам, как правило, не велик и определяется привлечением местных либо приезжих специалистов», – говорит Константин ЕДИН.

Вопрос качества любых услуг всегда сложно оценить, сама система оценки качества подчас весьма субъективна, да и процесс получения услуг каждый раз находится под влиянием многих обстоятельств (в образовательных услугах этот процесс зависит ещё и от самого обучаемого). По мнению Михаила ГОЛЬДБЕРГА, система менеджмента качества образовательных услуг для определённых учебных заведений уже давно не «пустой звук», а повседневная кропотливая работа: «Лучше всего ориентироваться на свои впечатления от первого посещения учебного заведения, на впечатления от пробного посещения занятий, и на мнения тех, кто уже прошёл обучение, нежели на «регалии» учебного заведения и его преподавателей. А обслуживание по корпоративным договорам имеет преимущество только тогда, когда учебный продукт в результате больших совместных усилий «затачивается» под конкретную фирму. Тогда обучение максимально способствует работе «здесь и сейчас», но не даётся широкая теоретическая ретроспектива. Термин «провайдер обучения» вряд ли справедлив в большинстве случаев обучения (провайдер – это организация, которая только обеспечивает доступ потребителя к услугам). Получать образовательные услуги придётся в конкретном учебном заведении. Конечно, для начала нужно самостоятельно или с помощью руководителя (а возможно, и консультанта) определить свои потребности в обучении. Вот под эти потребности и нужно искать образовательные продукты с нужным набором свойств и сервисных опций. Для этого разумнее всего, на наш взгляд, использовать алгоритм: поиск по Интернет - вопросы по Интернет или по телефону - по возможности личное посещение учебного заведения - по возможности опрос знакомых и родственников по поводу мнения о приглянувшемся учебном заведении».

Каждая крупная языковая школа имеет менеджера по работе с корпоративными клиентами, который предложит целый спектр всевозможных форм и решений. Можно выбрать стандартный курс, краткосрочную программу или заказать курс, написанный специально под компанию и учитывающий ее индивидуальные особенности. «Наша школа проводит так называемый need analysis («анализ потребностей»). Будущему корпоративному клиенту задают вопросы, чем они занимаются, какие цели преследуют, что хотят получить на выходе. По этой информации подбирается оптимальный вариант программы», – говорит Светлана СОЛОДОВА. Кроме того, в любой крупной языковой школе имеется список корпоративных клиентов, то есть компаний, сотрудники которых обучались языку именно здесь. «Поэтому первое, что можно сделать, выбирая школу, – это ознакомиться с этим списком и обратить свое внимание на отзывы компаний. Важны также квалификация преподавателя и участие носителя языка в образовательном процессе, – добавляет Светлана СОЛОДОВА. - Задайте вопрос о преимуществах для корпоративного клиента: предлагается ли бесплатный выезд преподавателя в офис компании для тестирования и бесплатный пробный урок, существуют ли система скидок на обучение, бесплатные занятия в разговорном клубе с носителем языка».

При оформлении договора на длительное обучение в первую очередь следует обращать внимание на наличие лицензии на образовательную деятельность, так как частично возместить затраты на повышение квалификации возможно при получении этих услуг только в лицензированных образовательных учреждениях. «Если речь идет о краткосрочных семинарах и тренингах, то подойдет договор на консультационные услуги. В случаях, когда лектор на однодневном семинаре не оправдал ваших ожиданий, сделать практически ничего нельзя, но когда вы не удовлетворены качеством обучения в образовательной организации, всегда есть меры воздействия через контролирующие органы», – напоминает Константин ЕДИН.

Людмила КОЯВА отмечает: «При выборе бизнес-школы слушатели обращают внимание ряд аспектов: практическая направленность программы, интерактивный процесс обучения, форма и стоимость обучения. Очень часто, принимая решение о целесообразности профессиональной переподготовки, сотрудники компаний ориентируются на мнение коллег и знакомых, которые уже повысили свою квалификацию в той или иной бизнес-школе. Иногда для потенциальных слушателей имеет значение, представители каких компаний получили образование в бизнес-школе, на какой должности они находились до обучения и после».

Итак, на сегодняшний день критерии выбора конкретной бизнес- или языковой школы носят в основном косвенный характер. К примеру, кто-то из ваших партнеров, клиентов, конкурентов уже прошел там обучение и вы можете в какой-то степени оценить результативность этого обучения и сравнить ее с обучением в других бизнес-школах. Другой критерий – это опыт обучения своих сотрудников: вы можете увидеть и оценить, насколько меняется человек в ходе обучения.

Таким образом, выбирая программы бизнес-образования, ориентируйтесь на объемы и направление деятельности своей компании, известность и опыт работы учебного центра на рынке образовательных услуг, имена лекторов и тренеров, осуществляющих учебный процесс. И важно помнить, что образование – это то, что остается с человеком после того, как он забыл, чему его учили. Цель образования в том, чтобы человек по уровню компетентности поднялся на качественно другой уровень. Его представления, ощущения, мировоззрение после того, как он закончит бизнес-образование, должны измениться кардинальным образом.


Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.