Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



Экспансия малых форм

Времена, когда на рынке новых иномарок доминировали черные «бумеры» и огромные «крузеры», безвозвратно ушли в прошлое, а потребитель, подкопив немного средств, стремится найти в автосалонах недорогой и качественный импортный автомобиль. Причем холодный расчет в наше время превыше эмоций, внушаемых престижными автомобильными брэндами. Сейчас в России обозначился устойчивый спрос на компактные городские автомобили.

Отличительной особенностью российского автомобильного рынка новых автомобилей является тот факт, что на нем пока еще сильны позиции лидера отечественного автопрома — ОАО «АвтоВАЗ». Практически во всех федеральных округах по количеству проданных автомобилей он безусловный лидер. Исключением является только Москва. Здесь в прошлом году произошло знаковое событие, которое в ближайшем будущем определит развитие всего автомобильного рынка России — количество проданных новых иномарок превысило количество проданных отечественных автомобилей.

По статистическим данным, в прошлом году россияне потратили $ 23 млрд на покупку легковых автомобилей. Борьбу за эти деньги вели пять отечественных и более сорока иностранных автомобильных компаний, а также импортеры подержанных автомобилей. И хотя по числу проданных автомобилей пока лидером остается отечественный автопром, он получил в итоге на $ 1,5 млрд меньше, чем в это же время заработали иностранные компании. За новые иномарки наши граждане выложили более $ 9 млрд, а на приобретение подержанных иномарок россияне потратили около $ 6,5 млрд.

Постоянный рост доходов населения способствует повышению спроса на новые иномарки. Динамика продаж свидетельствует о постоянном росте импортного сегмента (см. диаграмму 1). Причем рынок новых иномарок демонстрирует одни из самых высоких темпов роста и включает нашу страну в разряд самых потенциально привлекательных.

Еще пять лет назад в России было продано всего 45 тысяч новых иномарок. При этом большая часть из них была представлена в классах внедорожников и автомобилей представительского класса. В этом году статистика фиксирует эти объемы при ежемесячных продажах. По прогнозам аналитиков, в этом году будет реализовано полмиллиона автомобилей, что составит около половины рынка новых автомобилей в России. При падении ввоза подержанных иномарок и стагнации спроса на отечественные автомобили только этот сегмент рынка показывает недюжинные темпы роста.


На общероссийском фоне Сибирь и особенно Дальний Восток выглядят «заповедником» подержанных импортных автомобилей. Праворульные японские автомобили имеют здесь непоколебимые позиции. По данным таможенников, в первую половину этого года было ввезено около 126 тысяч праворульных автомобилей, которые нашли своих новых владельцев от Урала до Тихого океана. Лидер же отечественного автопрома смог реализовать в прошлом году здесь только 33 тысячи своих автомобилей, из которых более 8 тысяч были проданы в Новосибирске. Что касается новых иномарок, то картина пока складывается не в их пользу: на одну проданную новую иномарку в зависимости от региона приходится пять-десять подержанных. Однако динамика продаж свидетельствует о том, что потребительский интерес к новым импортным автомобилям возрастает. По данным журнала «Эксперт-Сибирь», в этом году зафиксирован двукратный рост продаж.
В Европе любят маленьких

В становлении автомобильного рынка страны Центральной и Восточной Европы обогнали нас лет на десять. Еще совсем недавно на рынках этих стран доминировали тольяттинские «Жигули», однако за прошедшие годы позиции отечественного автогиганта сильно пошатнулись. Теперь здесь ведут ожесточённую конкуренцию за умы и кошельки покупателей другие марки. Западные концерны инвестировали в автомобилестроение постсоциалистических стран сумму, приближающуюся к $ 10 млрд. Крупнейшие американские, европейские и японские компании построили на территории Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии современные, оснащенные по последнему слову техники автомобильные заводы, способные выпускать по 200—300 тысяч и более автомобилей ежегодно. Инвестиции, сделанные мировыми автогигантами, в конце концов, начали приносить отдачу. Расчеты маркетологов этих компаний оправдались. Они точно предсказали, какая автомобильная продукция будет востребована этим рынком. Хотя история знает много примеров того, когда низкий уровень продаж вынуждал производителя закрывать проект либо уходить с конкретного рынка.

По данным аналитического агентства JATO Dynamics, уже несколько лет на автомобильном рынке стран Центральной и Восточной Европы на первом месте чешская марка Skoda. На второе место вышла румынская марка Dacia. Напомним, что и чешская, и румынская компании не являются самостоятельными. Первая принадлежит немецкому концерну Volkswagen, вторая — французскому Renault. Далее рейтинг брэндов выглядит так: Renault, Opel, Toyota и FIAT занимают, соответственно, третью и последующие строки. По данным этого агентства, на автомобильном рынке постсоциалистических стран доминируют автомобили малого класса «В» по европейской классификации (см. диаграмму 2). Титул самого продаваемого автомобиля, в постсоциалистических странах завоевала модель Dacia Logan, выпуск которой был начат в Румынии в конце прошлого года, тем самым еще раз подтвердив тезис о том, что в Европе любят компактные малолитражки. За первую половину года Logan отвоевал около 11 % автомобильного рынка этих стран.

В своем классе Logan обошел таких именитых конкурентов, как Skoda Fabia, доля которой составила 9 %, а также Peugeot 206, Suzuki Ignis, Renault Symbol.
В целом же в пятерке лидеров на этом рынке — четыре автомобиля класса «В» и один автомобиль гольф-класса («С»). Получается, что жители Прибалтики и стран бывшего социалистического содружества своими кронами, злотыми, латами и форинтами голосуют за небольшие автомобили: 7 из 10 купленных автомобилей относятся к этим размерным классам. Поскольку в этих странах нет отечественных компаний, имеющих возможность демпинговать на автомобильном рынке, этот срез популярности интересен с точки зрения определения будущего отечественного рынка новых иномарок. По уровню экономического развития, а, следовательно, и по уровню доходов эти страны недалеко ушли от России. А уровень доходов среднего гражданина этих стран нисколько не отличается от российского.

Конкуренция в стиле «гольф»

По отношению к россиянам у западных автопроизводителей сложился довольно интересный стереотип. Проведенные маркетинговые исследования показали, какой автомобиль нужен российскому среднему классу. Оказалось, что это седан, нижнего среднего размерного класса с достаточно мощным для этого класса двигателем. Основываясь на этих исследованиях, крупнейшие западные автоконцерны начали продвижение «ударных» моделей для покорения российского рынка. Одной из самых первых в нашей стране организовала производство легковых автомобилей американская корпорация Ford Motors. Она предложила российскому потребителю модель Focus. И не прогадала. На протяжении последних лет она занимает первое место по продажам среди новых иномарок на автомобильном рынке России. Даже с началом выпуска новой модели Focus-II (выпускается в трех версиях — седан, универсал, трех- и пятидверный хэтчбек), самым продаваемым автомобилем в линейке остается седан цвета серебристый металлик с двигателем объемом 1,6 л, мощностью 100 л. с.

Аналогичную стратегию продвижения на автомобильный рынок России строят и другие автомобильные концерны. Так, в производственной программе совместного предприятия GM-АвтоВАЗ появился седан Chevrolet Viva. Это автомобиль класса «С» (в Европе известен как Opel Astra) с объемом двигателя 1,8 л и мощностью 125 л. с. А корейская компания Kia Motors предложила для своего партнера — Ижевского автозавода автомобиль Kia Spectra. По договору между отечественным заводом и корейской компанией за пять лет будет произведено 148 тысяч автомобилей. Эта модель представляет собой седан класса «С» с двигателем объемом 1,6 л, мощностью 101 л. с. Ее продажи только что стартовали на отечественном рынке. Продвижением автомобиля занимается дочерняя компания группы «СОК». Её дилерская сеть будет развёрнута во всех крупных городах России.

[pageBreak]Общая производственная мощность этих трех проектов составляет 125 000 автомобилей в год. О популярности этого класса на рынке говорит и тот факт, что на протяжении многих лет до самого последнего времени этот размерный класс на автомобильном рынке России занимает лидирующие позиции. В прошлом году его доля составила 37 % (см. диаграмму 2). В частности, на протяжении последних трех лет в первой десятке самых продаваемых иномарок помимо Ford Focus «засветились» такие модели нижнего среднего класса, как Mitsubishi Lancer, Toyota Corolla, Hyundai Elantra, Daewoo Nexia, Nissan Almera. Всего же на автомобильном рынке России предлагается 22 модели этого размерного класса практически всех иностранных производителей.

Современная иномарка этого класса на российском рынке стоит от $ 14 до 20 тыс. В первой десятке лидеров российского рынка иномарок — шесть представителей этого класса (по итогам продаж за первые 9 месяцев 2005 г.). Однако лидерство этого сегмента под вопросом, поскольку наиболее динамичным сегментом становится сегмент «В» (ценовые предложения от $ 9 до 14 тыс.), который представлен так называемыми бюджетными иномарками. Аналитики надеются, что именно они в ближайшем будущем потеснят продукцию отечественного монополиста — АвтоВАЗа. Показателем этой тенденции служит тот факт, что именно в ценовом сегменте от $ 9 до 20 тыс. наш рынок испытывает дефицит машин.

Перспективный сегмент

На рынке новых автомобилей, подобном российскому, должны доминировать автомобили размерных классов «В» и «С». Класс «С» у нас уже имеет прочные позиции. А вот малый класс только начинает уверенно заявлять о себе. По мнению аналитиков автомобильного рынка, рост этого сегмента закономерен и станет определяющей тенденцией на ближайшую перспективу.

Популярность автомобилей малого класса обусловлена двумя причинами. Такие автомобили, как правило, имеют более низкую цену, нежели автомобили класса «С» (новые иномарки этого класса продаются на отечественном рынке по цене от $ 9 тыс). Вторая причина — более низкие удельные расходы эксплуатации таких автомобилей. Содержание такого автомобиля существенно ниже, чем аналогичные затраты на машины других размерных классов. Расход бензина даже в городском цикле езды не превышает 6–8 литров на 100 км. Третья причина — размеры. При парковках в стесненных городских условиях это дает свои преимущества в маневренности автомобиля. Поэтому такие автомобили, как, Mitsubishi Colt, Skoda Fabia, Renault Symbol, Hyundai Getz, Peugeot 206, Ford Fiesta/Fusion, на нашем рынке оказались востребованными.

При этом зарубежные производители всерьез задумываются о сборке этого класса машин на территории России. Пример удачного проекта «раскрутки» автомобиля класса «В» показывает корейская компания Hyundai. В кооперации с Таганрогским автомобильным заводом освоен выпуск автомобиля Accent. По результатам продаж за первые 9 месяцев 2005 года, этот автомобиль занял первую позицию не только в своем классе, но и среди всех иномарок.

Усиление позиций этого класса автомобилей на российском рынке связано еще с одним проектом. В апреле начата сборка автомобилей Renault Logan на московском предприятии «Автофрамос». Окрыленная успехом этой модели на рынке Центральной Европы (Logan в этих странах продается под брэндом Dacia) французская компания уже заявила о том, что в ближайшее время она удвоит производственные мощности. Сейчас расчетная мощность предприятия в Москве составляет 60 тысяч автомобилей в год. Как сообщают СМИ, у дилеров французской компании очередь за Logan расписана до Нового года. Если эти планы французской компании будут реализованы, а российский рынок благосклонно воспримет эту модель, то рост сегмента иностранных автомобилей класса «В» покажет наибольшую динамику. Во многих СМИ эту модель уже успели окрестить как «убийца «Калины», поскольку при сопоставимой цене Logan имеет несравнимое с отечественной новинкой качество.

И все-таки, несмотря ни на что, спрос на компактные автомобили в Сибири невысок. Дилеры говорят о том, что, как правило, такие автомобили приобретаются как второй семейный автомобиль. А сложившийся стереотип о том, что автомобиль класса «В» позиционируется как «дамский», психологически преодолеть сложно. Доля автомобилей этого класса в продажах региональных дилеров менее 10 %. Дилеры объясняют эту ситуацию особенностями сибирского регионального рынка, где основную партию продолжают играть подержанные праворульные иномарки. Позиционируясь в одной ценовой нише с новыми автомобилями класса «В», японские автомобили, как правило, больше по габаритам и мощнее. Однако в скором времени ситуация может измениться. Рост доходов населения, открытие сборочных производств иностранных производителей и обостряющаяся конкуренция сделают их еще более доступными. Спрос на иномарки стал устойчив и неуклонно растет. Поэтому малый класс имеет все шансы стать самым популярным на рынке новых иномарок.

Александр Колпаков


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.