Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



РАЗУМНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА КРЕДИТУ
 Причины популярности

По существу, лизинг является формой предоставления финансирования на приобретение прав владения и пользования на средства производства, тогда как право распоряжения остается на срок лизинга за лизингодателем.

«Прежде всего, лизинг – это экономия на налогах (налог на имущество, налог на прибыль, НДС), - подтверждает замдиректора «Сибирского лизингового центра» Артем ОВОДОВ. – Также лизинговая схема при небольшом первоначальном авансе может обеспечить потребность предприятия в необходимом оборудовании или технике. Кроме того, финансирование банком сделки осуществляется, как правило, без залога – кредит обеспечивается профинансированным имуществом, а при рассмотрении лизинговых заявок в банке заемщиком выступает лизинговая компания. Все это упрощает и ускоряет процесс предоставления кредита. Поэтому компании все чаще обращаются в лизинговые компании».

«В настоящее время востребованность лизинга оборудования и спецтехники действительно возросла, - уверен директор новосибирского филиала ООО "РК "НОМОС-лизинг" Сергей ГУСАК. - Связано это с тем, что как в Новосибирске, так и по всей России в последние годы наблюдается бум строительной индустрии. Соответственно, увеличился спрос на стройматериалы, а значит, промышленным предприятиям приходится развивать свою производственную базу, приобретая все более совершенное и производительное оборудование. Также в связи с этим развиваются и добывающие отрасли, где без современной спецтехники и оборудования тоже не обойтись. Другой причиной роста востребованности лизинга оборудования и спецтехники является более лояльный, чем у банков, подход лизинговых компаний к экономическим показателям деятельности предприятия, более гибкие требования по дополнительному обеспечению».

Директор Новосибирского филиала лизинговой компании Europlan Сергей ЗОРЬКИН дополняет: «Лизинговая компания имеет возможность приобретать предмет лизинга дешевле, чем если бы покупатель делал это напрямую, так как имеет специальные цены от поставщика. Кроме того, лизингоплучатель может с помощью лизинга модернизировать или увеличить свой парк оборудования/автомобилей, не дожидаясь накопления собственных средств, выиграть время и создать себе дополнительные конкурентные преимущества.

Стоит упомянуть, что лизинг в России пользуется льготами по налогу на прибыль. Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость. При погашении кредита на себестоимость относится только выплата процентов, а погашение основной суммы задолженности не включается в состав затрат. Таким образом, при лизинге, в отличие от кредита, компания уменьшает свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Также к предмету лизинга может применяться коэффициент ускоренной амортизации и лизингополучатель экономит на налоге на имущество.

Таким образом, за счет налоговых льгот и ценообразования с остаточной стоимостью платежи по лизингу могут быть меньше, чем по кредиту. Кроме того, лизинг может включать право отказа от имущества».


Банковский кредит

Лизинг

Основная задолженность по кредиту уплачивается из чистой прибыли. Отсутствует экономия по налогу на прибыль.

Лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Для получения требуется ликвидный залог и история расчетного счета в банке-кредиторе.

Для оплаты авансового платежа достаточно иметь 10-30% от стоимости оборудования, залог не нужен.

Приобретенное имущество ставится на баланс, в балансе отражается возникшая задолженность.

Можно не ставить имущество к себе на баланс, не отражать в балансе задолженность.

Амортизация осуществляется в обычном порядке. Нет экономии по налогу на имущество.

За счет ускоренной амортизации возникает экономия на налоге на имущество.

Как правило, банками предъявляются дополнительные требования для получения кредита (открытие счетов, перевод оборотов и т. д.).

Не требуется перевод счета в тот или иной банк. Отсутствуют другие ограничения.


«Точки роста»

Эксперты единодушно отмечают влияние на популярность лизинга роста реального сектора экономики.

«В регионе колоссальным спросом пользуется лизинг спецтехники, строительных машин, грузовых автомобилей. Строится не только жилье, но и производственные объекты, что стимулирует также лизинг оборудования», - утверждает Сергей ЗОРЬКИН.

«По опыту нашей компании, - делится Сергей ГУСАК, - наиболее востребованы спецтехника и оборудование, использующиеся при строительстве зданий, автодорог, в логистических центрах, для добывающей и перерабатывающей промышленности, металлообработки, деревообработки, производства пластиковых изделий. Главным образом, это фронтальные погрузчики, экскаваторы, бульдозеры, краны, бетоносмесительное оборудование, складские погрузчики, линии и станки для металлообработки, производства пластиковых окон и другое».

Артем ОВОДОВ отмечает повышенный спрос на технологическое оборудование для легкой промышленности, металлообработки, строительства: «Как известно, одно рабочее место в строительстве создает 10 рабочих мест в смежных отраслях экономики. Строительство, например нового жилого дома, связано с приобретением не только новой техники и оборудования, но и производством кирпича, бетона, асфальта, окон и т. п., что подстегивает развитие бизнеса подрядчиков. Без технологически нового оборудования им становится невозможно поддерживать конкурентоспособность и развиваться. А учитывая то, что производственные фонды многих крупных предприятий страны устарели морально и физически примерно на 60-70%, можно сказать, что лизинг будет являться реальным экономическим инструментом для решения указанных проблем».


Схемы и условия

Самая распространенная схема лизинга - это когда лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и далее передать лизингополучателю это имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с последующим переходом права собственности на имущество к лизингополучателю.

«При применении этой схемы лизингополучатель сам выбирает имущество и поставщика, - поясняет Сергей ГУСАК. - Авансовый платеж, срок лизинга и другие условия оговариваются в договоре лизинга. Сроки лизинга обычно устанавливаются таким образом, чтобы имущество с учетом ускоренной амортизации, применяемой в лизинге, полностью самортизировалось, либо выбирается более длительный срок с целью снижения ежемесячной финансовой нагрузки. Первоначальный взнос может варьироваться в зависимости от финансового состояния лизингополучателя, ликвидности техники, дополнительного обеспечения, а также принятых в лизинговой компании норм».

«Мы заключаем договоры лизинга сроком до пяти лет по авто-, спецтехнике и оборудованию, а по недвижимости до семи лет, - конкретизирует Артем ОВОДОВ. - При этом первоначальный аванс составляет от 10 до 20%, в зависимости от срока лизинга и типа имущества. Минимальная сумма лизинга равна 1 000 000 рублей, максимальная стоимость имущества по договору лизинга не ограничивается и зависит от финансового состояния лизингополучателя».

Как объясняет Сергей ЗОРЬКИН, схема лизинга довольно проста:

  1. Лизингополучатель выбирает предмет лизинга у поставщика.

  2. Сообщает краткие регистрационные данные своей компании и финансовые показатели ее деятельности менеджеру лизинговой компании.

  3. После квалификации кредитных и имущественных рисков менеджер лизинговой компании выдает решение о финансировании на условиях конкретного предложения на лизинг.

  4. Лизингополучатель утверждает это предложение и передает его менеджеру лизинговой компании с комплектом основных учредительных документов для оформления договора лизинга.

  5. Между лизингополучателем и лизингодателем заключается договор лизинга.

  6. Лизингополучатель перечисляет лизингодателю аванс по договору.

  7. Лизинговая компания приобретает предмет лизинга у поставщика по договору купли-продажи.

  8. Лизингополучатель получает во владение и пользование предмет лизинга по договору лизинга.

  9. По истечении срока лизинга лизингополучатель формально возвращает предмет лизинга лизингодателю. После чего при финансовом лизинге лизингодатель продает предмет лизинга в собственность лизингополучателю.


Конкуренция

Поскольку на рынке лизинга уже определились основные игроки и постоянно появляются все новые участники, конкуренция довольно сильна. Вместе с тем, сам рынок пока насыщен приблизительно на 60-70%.

«Сейчас на рынке лизинга ценовой конкуренции нет, - поясняет Сергей ЗОРЬКИН. - Острая конкуренция наблюдается в сервисе и требует от лизингодателей:

* быстрой и качественной оценки кредитных и имущественных рисков (наличие так называемой бальной системы принятия решения - скоринга);

* удобной, прозрачной и оперативной системы обслуживания - от обращения клиента в лизинговую компанию до передачи в лизинг предмета лизинга и последующего обслуживания договора лизинга в течение всего его срока;

* четкой региональной политики – лизинговая компания должна быть близка к своему лизингополучателю и предмету лизинга; поэтому крупные компании активно развивают региональную сеть;

* налаженных отношений между лизинговыми компаниями и поставщиками, в том числе производителями автомобилей, спецтехники и оборудования;

* достаточной обеспеченности лизинговых компаний долгосрочными и собственными источниками средств. Ведь сегодня 80% лизинговых компаний полностью зависят от банков, которые их финансируют».

«Конкуренция на данном рынке в основном не ценовая, - соглашается Артем ОВОДОВ. - Она выражается в таких факторах, как степень надежности лизинговой компании, наличие филиальной сети, оперативность работы, адекватность в решении текущих проблем во время действия договора лизинга, наличие квалифицированных специалистов, упрощенные процедуры рассмотрения небольших сделок или сделок для постоянных клиентов и предоставление индивидуальных схем. Последнее означает, что клиент, придя в лизинговую компанию со своей проблемой, должен уйти с готовым решением, даже если её нельзя решить через классическую лизинговую сделку».

Сергей ГУСАК дополняет: «Несмотря на конкуренцию, каждая из лизинговых компаний находит свою нишу на рынке за счет своих особенностей: это могут быть меньшие ставки, но длительная процедура рассмотрения и высокие требования к финансовому состоянию; высокие ставки, но упрощенная процедура рассмотрения и минимальные требования к экономическим показателям предприятия; минимальный первый взнос лизингополучателя. Однако основную конкуренцию всегда будут составлять лизинговые компании, предлагающие оптимальные финансовые условия (минимальный первоначальный платеж, низкий лизинговый процент) и быстроту рассмотрения проектов».


Критерии выбора

Критерии выбора лизинговой программы во многом определяются потребностями лизингополучателя. Выбор поставщика лизинговых услуг обычно зависит от финансовых возможностей и экономических показателей самого клиента.

Как полагает Артем ОВОДОВ, «при выборе лизинговой компании необходимо:

- учесть надежность лизинговой компании, ее опыт и срок работы, желательно узнать мнение от действующих клиентов (не менее двух) о том, как была профинансирована сделка и как она сопровождается;

- изучить договоры лизинга, купли-продажи и прочие, а также ознакомиться с основными правовыми положениями по лизинговым операциям. Это нужно сделать, чтобы понять свои риски и за что несет ответственность лизинговая компания, продавец и сам лизингополучатель;

- оценить срока лизинга, реальное удорожание предмета лизинга, сроки рассмотрения заявки.

Срок договора лизинга зависит от амортизационной группы, к которой относится имущество, но при стандартной лизинговой сделке должен совпадать со сроком полезного использования имущества (с учетом коэффициента ускорения амортизации). То есть, имущество после окончания срока действия договора лизинга должно иметь нулевую выкупную стоимость».

Причем при сравнении предложений лизинговых компаний эксперты советуют оценивать сопоставимые графики лизинговых платежей.

«Например, если у клиента есть три графика разных лизинговых компаний, - комментирует Артем ОВОДОВ, - то они должны или включать сразу все составляющие общего удорожания (например, для автотранспорта – это налог на имущество, транспортный налог, страховка КАСКО и ОСАГО, проценты за кредит и основной долг, комиссия лизинговой компании, НДС) или какие-то статьи не включать. Следовательно, некорректно сравнивать график, где учитывается всё, с графиком, где нет, например, страховки КАСКО или транспортного налога (в данном случае клиент будет платить их самостоятельно). Кроме того, нужно уточнить, нет ли комиссий за рассмотрение лизинговой заявки и прочих расходов, связанных с заключением и последующим действием договора лизинга.

Клиенту необходимо понимать, что не нужно стесняться задавать вопросы, которые возникают при рассмотрении проекта, необходимо всегда определять примерные сроки рассмотрения заявки, а также условия, при которых эти сроки будут соблюдены».


Перспективы

Как ожидается, в условиях все возрастающей неценовой конкуренции и по мере заполнения рынка лизинговые компании будут улучшать сервис и предлагать своим клиентам все более широкий ассортимент дополнительных услуг.

В перспективе будут все больше предлагаться нужные для использования предмета лизинга услуги, - полагает Сергей ЗОРЬКИН. - Например, по автомобилям и спецтехнике на колесном ходу это может касаться сезонной замены и хранения резины, государственной регистрации, доставки до лизингополучателя, финансирования регламентного технического обслуживания, эвакуации в случае поломки, предоставления подменного автомобиля, услуг по учету расхода ГСМ и управлению парком и многого другого».

Вместе с тем, лизинговые компании начинают на себе ощущать следствия международного финансового кризиса.

«По нашим оценкам, в ближайшие годы прирост лизингового рынка может составлять 50-100%, если не произойдет усугубление финансового кризиса на кредитном рынке. Ведь лизинговые компании работают на заемных средствах», - подтверждает Артем ОВОДОВ.

«Из-за возникшего на Западе инвестиционного кризиса можно говорить, что в перспективе на рынке останутся надежные лизинговые компании, финансирующие сделки за счет собственных или долгосрочных привлеченных средств», - заключает Сергей ЗОРЬКИН. Таким образом, в обозримом будущем российские компании будут иметь удобную возможность модернизации и расширения своего производственного парка, а их потребители смогут получать более качественный и массовый продукт.


Дмитрий КАРАСЕВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.