Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ЛОГИСТИКА ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
 На российском рынке ситуация складывается несколько иначе. Спрос на аутсорсинг у отечественных компаний еще не так велик. Но в связи с ростом экономики и благоприятным инвестиционным климатом Россию осваивают крупные международные и федеральные логистические операторы. Или, как они сами себя называют, 3PL-операторы либо «логистика третьей стороны» (third part logistics). Освоив столицу, они продвигаются в регионы и задают там такой же уровень сервиса, какой они могут гарантировать своим клиентам в Москве и везде по миру. В Новосибирске, как крупнейшем логистическом центре Сибири, этот сектор последние годы развивается опережающими темпами.


Динамика развития

Качество услуг, предоставляемых логистическими операторами в России, постоянно улучшается. Согласно международным стандартам, им необходимо иметь развитую инфраструктуру, состоящую из складов (не ниже класса «В»), транспортный парк и высокие показатели эффективности.

По мнению директора крупного новосибирского логистического оператора – ООО «Сибирский грузовой терминал» Максима ЖУЧКОВА, «в связи с динамичным развитием национальных товарных рынков за логистическим аутсорсингом больше всего обращаются продавцы товаров FMCG (продуктов питания и товаров повседневного спроса), комплектующих для мебельного производства, систем кондиционирования, вентиляции, канализации, водоотведения, отделочных материалов и ряда других. Чем объемнее сегмент, в котором работает компания, чем выше конкуренция, тем более важную роль играет хорошо организованный сервис. И тем яснее компания понимает, что склад для неё – непрофильный актив, который нуждается в профессиональном подходе, а значит, его лучше отдать на аутсорсинг».

«К одному из наиболее активно развивающихся секторов можно отнести рынок современных высокотехнологичных складских терминалов, - считает заместитель директора ООО «Байт-Транзит-Континент» Алексей ШПИКЕЛЬМАН. - Идет мощнейшее строительство крупных логистических терминалов, в районе одноименного новосибирского аэропорта будет введена первая очередь логистического парка «Толмачево», который позволит увязать крупный аэропорт, железную дорогу, федеральные автомобильные трассы. Такое позиционирование придаст определенную законченность идее развития Новосибирска как крупного мультимодального транспортно-логистического узла.

Если говорить о грузовом терминале «Байт Транзит Континента», то он не успевает перерабатывать объемы грузов из-за растущего спроса на данные виды услуг и, конечно, значительного дефицита складских площадей».

В то же время товары во время транспортировки и хранения нуждаются в надежной страховой защите. При этом страхование страхованию – рознь, поскольку может покрывать разные риски и защищать разные стороны.

«Все зависит от того, какую цель преследует страхование, - отмечает заместитель директора филиала ООО "Первая страховая компания" в Новосибирске Алексей КОЗЛЯЕВ. – Например, страхование профессиональной ответственности защищает интересы перевозчика/экспедитора, а не грузовладельца, и зачастую сводится к тому, чтобы «отвести» претензию владельца груза от перевозчика/экспедитора. Поэтому наступление убытка совсем не обязательно подразумевает под собой выплату, ведь в таких случаях интересы перевозчика и грузовладельца всегда противоположны.

Страхование грузов на первый взгляд защищает имущественные интересы только грузовладельца. Однако оно снимает проблемы и с перевозчика/экспедитора, если со страховщиком согласован отказ от регрессных требований к транспортному оператору, содействовавшему заключению договора страхования. Перевозчику/экспедитору при заключении договора страховании груза следует получить от страховщика отказ от регрессных требований в письменном виде.

Вышеуказанная схема является идеальным вариантом, поскольку при наступлении страхового случая будут учтены интересы всех сторон: страховщик не предъявит претензий к перевозчику, а грузовладелец получит выплату, и отношения с ним у перевозчика/экспедитора не испортятся».


Актуальные проблемы

«Этот вопрос тянет на курс лекций, - улыбается Максим ЖУЧКОВ. - Если же говорить о проблемах складской логистики торговых предприятий, то к основным можно отнести организацию адресного хранения, учёт, обработку товара и его сохранность. Кроме того, зачастую бизнес может неожиданно «перерасти» свои складские площади. В торговых фирмах склад традиционно считается вспомогательным подразделением и финансируется и модернизируется по остаточному принципу. Между тем компании, которые перевели склад на аутсорсинг, отмечают, что такой подход увеличивает качество сервиса: грузы поступают вовремя, в нужном количестве, нет проблем с приёмкой и обработкой товара. Ведь для логистического оператора склад – это основное производство, которое совершенствуется с учётом развития технологий и потребностей клиентов. Если правильно выстроены отношения с логистическим оператором, то склад становится не просто хранилищем товаров - оптимизируется обработка грузов, которая включает в себя приёмку, складскую обработку и отгрузку товаров; появляются дополнительные виды обработки – переупаковка, различные виды сортировок, выбраковка и тому подобное».

Косвенным признаком проблемных мест в логистике является страхование наиболее актуальных рисков. Как поясняет Алексей КОЗЛЯЕВ, в мировой и российской практике существуют два основных варианта набора рисков.

«В первом случае, это «Все риски», когда страховщик отвечает за повреждения, утрату, гибель груза, которые произошли практически по любой причине.

Второй вариант – это так называемые «узкие» условия, которые позволяют застраховать груз только от конкретных рисков: ДТП, пожара, кражи, грабежа и других. Узкие условия стоят дешевле и применяются в случаях, когда клиента интересуют определенные риски. Например, перевозки мобильных телефонов обычно страхуют от кражи. В этом случае грузовладельцы не хотят переплачивать за «Все риски».

Также договором страхования должно быть предусмотрено покрытие от несчастных случаев при погрузках, разгрузках, перегрузках, хранении в пунктах перегрузок. И полис должен действовать «от склада до склада», независимо от того, сколько времени длится перевозка».


Возможные решения

Чтобы понять, стоит ли и дальше делать все самому, владельцу товара следует тщательно проанализировать свои издержки на логистику, взвесить все «за» и «против» и выстроить прогноз своего развития на ближайшие годы.

Решение отдать на аутсорсинг управление всей цепочкой поставок – достаточно сложное для любой компании. Здесь важны деловая репутация аутсорсера и фактор доверия, который является ее прямым следствием. Хотя в начале работы с посредником в сфере логистики нередко приходится перестраивать структуру работы в компании, что сопряжено с определенными сложностями, привлечение логистических операторов позволяет концентрироваться на профильной деятельности, исключает достаточно высокие инвестиции, связанные с развитием собственного логистического направления. Компания-клиент получает возможность более эффективно реагировать на изменение конкурентной среды и запросов потребителей. Также благодаря сотрудничеству с логистической компанией часть ответственности ложится на посредника. Поэтому при выборе поставщика подобных услуг становятся решающими такие преимущества, как стоимость услуг, надежность, компетентность, многофункциональность и гибкость.

«Бывает так, что компания строит собственный склад, а поскольку склад строится год, а то и два, за это время он становится ей мал, - приводит пример Максим ЖУЧКОВ. - Когда есть прогнозы на среднесрочную перспективу, проще сориентироваться, будет ли достаточно мощности собственных складов. Также многие обольщаются тем, что хранение на своём складе обходится дешевле. Важно понимать, что эксплуатационные расходы на единицу грузопотока тем выше, чем меньше площадь, и экономию на масштабе можно получить не на одной тысяче квадратных метров. Есть и другая сторона: работа с аутсорсингом подразумевает понятные, заранее определенные критерии качества сервиса, интеграцию учётных систем, обеспечение качественного информационного обмена, очень четкий и жестко регламентированный документооборот, а это не всегда просто. Если грузопоток более-менее поддаётся стандартизации, то работа с внешним складом позволит упорядочить логистику компании в целом. Но если обработка очень специфическая, товар обрабатывается малыми партиями, плохо стандартизируется, имеет место высокая ротация ассортимента, то выхода два - дорого платить за спецобработку либо организовать свой склад».

При этом новосибирские логистические компании предлагают массу профильных услуг - от высотного паллетного хранения и сквозного складирования до специальных операций и технологий, которые в некоторых случаях выстраиваются специально под клиента. «На наш взгляд, специализация и проектирование технологической начинки склада должны изначально учитывать особенности работы клиента, его грузопоток и требования к сервису», - подчеркивает Максим ЖУЧКОВ.

Бывает, владельцы грузов опасаются страховаться по причине того, что в правилах страховых компаний существует пункт о том, что страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения в случае, если убыток произошел в результате «грубой небрежности» страхователя. Также существует боязнь, что страховщик может отказать в возмещении в случае, например, если упаковка груза не соответствовала установленным на железной дороге ГОСТам.

«Понятие «грубой небрежности» четко в законе не определено, и факт такой небрежности может быть установлен только судом, - утверждает Алексей КОЗЛЯЕВ. - А чтобы суд признал правоту страховщика, у последнего должны быть очень веские доказательства. Например, рядом с местом разгрузки страхователем проводились сварочные работы, и возник пожар, в результате чего сгорел груз. Только если следствием будет доказано нарушение техники безопасности, а также взаимосвязь этих фактов с убытком, страховая компания может отказать в выплате.

Что касается упаковки, то в случае, если со страховщиком согласованы условия страхования перевозок на основании предоставленных страхователем сведений, в том числе и об упаковке, а затем на основании заявления на страхование выписан полис, то в соответствии со ст. 944 ГК РФ страховщик не вправе отказать в выплате.

Пункт правил о несоответствии упаковки нужен добросовестному страховщику не для того, чтобы отказать в возмещении, а чтобы предотвратить случаи действительно халатной упаковки. Например, в случаях перевозки стекла без упаковки либо перевозки ценных грузов без серьезного ограничения доступа к ним».


Оптимальный выбор

Преимущества аутсорсинга вполне очевидны. Вся собственная логистика
обычно попадает в раздел фиксированных затрат предприятия. Это и свои склады, и транспорт, и зарплата людей, обслуживающих цепочки поставок. При переходе компании
на аутсорсинг вся логистика переходит в раздел переменных затрат, что существенным образом снижает постоянную затратную часть и прямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

Также важно, что балансовая стоимость активов, обеспечивающих логистические процессы, как правило, очень высока.

Как советует Максим ЖУЧКОВ, «логистические задачи целесообразно решать комплексно. При этом нет такого склада, где можно хранить абсолютно любой товар. Любой склад так или иначе специализируется по группам товаров и типам обработки. Есть различия по температурному режиму, по допустимым вариантам товарного соседства, по организации сохранности и другим критериям. А вот универсальность логистического оператора заключается в умении организовывать обработку товарных потоков своих клиентов на разных складских комплексах и площадях, добиваясь максимальной эффективности и уровня сервиса в наиболее подходящих для данного склада операциях».

Очень часто при передаче обработки грузов на аутсорсинг их владельцев волнует объем ответственности грузоперевозчика. Как уверяет Максим ЖУЧКОВ, это вопрос договорных отношений: «На этапе согласования пунктов договора клиенту нужно понять, какие требования к процедуре для него принципиальны, и в связи с ними устанавливать ответственность. Такие вопросы, как время приёмки и получения груза, процедура отгрузки, необходимая обработка и многое другое, вполне поддаются регламентации и стандартизации, и, следовательно, за них можно спросить. Естественно, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении, – это главная обязанность оператора».

Что касается страхования грузов и ответственности, то, по мнению Алексея КОЗЛЯЕВА, следует учесть, что в договорах страхования существует масса «лазеек»: «Стоит очень внимательно читать договор. Например, одна из крупных страховых компаний не производит выплату в случае, если груз был оставлен на неохраняемой стоянке. Естественно, клиент не может гарантировать, что водитель перевозчика всегда будет останавливаться на охраняемой стоянке.

Другая известная страховая компания не производит выплату, если не была объявлена стоимость груза при авиаперевозке. Об этом в договоре нет ни слова, но по закону на страхователе лежит обязанность обеспечить право регресса к перевозчику. При этом Воздушным Кодексом ответственность авиаперевозчика сильно ограничена, если не объявлена стоимость груза. Таким образом, страхователь, не объявивший стоимость груза, лишает страховщика возможности в полной мере реализовать регрессные требования к виновной стороне. При всем том даже абсолютно прозрачный договор не гарантирует выплату недобросовестным страховщиком при наступлении страхового случая. Поэтому очень важно сотрудничать со страховщиком с хорошей репутацией».

В то же время в современном крупном логистическом центре инструмент страхования играет весьма важную роль по защите товарно-материальных ценностей от непредвиденных событий и их последствий. Начальник отдела страхования грузов филиала ОАО СК "ПАРИ" в Новосибирске Игорь ИЛЬЧЕНКО приводит следующий наглядный пример: «Некий складской комплекс взял на хранение дорогостоящее медицинское оборудование. В процессе перемещения внутри склада происходит падение данного оборудования с высоты полутора метров и как следствие, частичное повреждение оборудования на сумму порядка двадцати миллионов рублей. Или, например, случайное падение коробки или паллеты с товаром на рабочего склада приводит к временной потери трудоспособности последнего. Вывод из сказанного заключается в том, что современные логистические и торгово-складские комплексы обречены на сотрудничество в области страхования, как важного инструмента защиты товарно-материальных ценностей, жизни и здоровья своих работников».


Заключения

Рынок экспедиторских услуг и услуг по управлению цепями поставок в последние годы увеличивается опережающими темпами. Так как не хватает качественных складских площадей, объем бизнеса по складскому хранению в России тоже динамично растет.

Компании все чаще проявляют заинтересованность в комплексном логистическом решении. Это случается, если обнаруживаются трудности в организации собственной логистики либо не хватает ресурсов для ее обеспечения.

«Требования к логистике предприятий диктуются потребностью получить полный спектр услуг от профессиональных транспортно-логистических компаний, имеющих собственные «выращенные» с нуля профессиональные кадры, владеющие собственными складскими площадями, в том числе складами временного хранения грузов, железнодорожными подъездными путями, подвижными авто и ж/д составами, умеющими обслуживать клиентов разного уровня и с различным ассортиментом товаров. Кроме того, далеко не все логистические компании могут работать с разнородными видами товаров п%


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.