Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



Интернационализм российских дорог

Прошедшей осенью на рынке иномарок отмечалось некоторое затишье. Ежемесячные продажи в сравнении с летними месяцами уменьшились. Но даже при этом на некоторые модели в автосалонах дилеров сохранились очереди. К примеру, ожидание Ford Focus-II затянется до апреля, а Renault Logan в нужной комплектации покупателям придется дожидаться три месяца. Но это в Москве, автомобильный рынок которой давно является приоритетным для иностранных производителей. Однако в Новосибирске эту французско-российскую модель можно приобрести безо всяких очередей.

Почему же в одной части нашей страны автолюбители вынуждены стоять в очередях, а в другой популярность модели находится на самом низком уровне? Выбор покупателя всегда субъективен. Часто бывает трудно объяснить: почему та или иная марка пользуется особой народной любовью. Например, всем известно качество отечественных автомобилей Lada, однако, судя по статистике продаж, именно эта марка сохранит лидерство еще на протяжении нескольких ближайших лет. Что же движет покупателем при выборе автомобиля?

Ценовой приоритет

Специфика российского рынка хорошо известна. Несмотря на то, что после распада СССР основной потенциал старой автомобильной промышленности остался в России,  спектр его продукции, часто невысокого качества, не может удовлетворить в полном объеме потребности рынка. При отмене государственной монополии на внешнюю торговлю на территории страны сразу стали создаваться дилерские сети крупнейших автомобильных концернов мира. Частники же организовали доставку подержанных иностранных автомобилей для перепродажи. Этот поток новых и подержанных иномарок смог удовлетворить потребности рынка в самых разных сегментах.

Доминирование отечественной продукции в мини-, компакт-, гольф-классах, а также в классе внедорожников и отчасти больших седанов обусловлено только ценовым преимуществом. Однако позиции российских марок весьма шатки: через три года ГАЗ снимет с производства нынешнюю «Волгу», век мини-автомобиля «Ока» также недолог, заднеприводные «Жигули» должны уйти в историю через два года при переходе России на нормы Euro-3. Сейчас наряду с автомобилями АвтоВАЗа данные модели отечественного производства сохраняют бессменное лидерство в этих сегментах (см. диаграммы). Поэтому через два-три года ландшафт автомобильного рынка претерпит значительные изменения. Покупательские предпочтения на российском рынке образца 2005 года пока оставляют этим устаревшим автомобилям наиболее высокие продажи в своих сегментах.

Так, среди самых маленьких городских автомобилей (мини-класс) прочные позиции занимает российская «Ока». Не знает проблем со сбытом и узбекско-корейская малютка Daewoo Matiz. В этом классе только эти два автомобиля задают тон, поскольку другие производители предлагают достаточно дорогие по-российским меркам машины, а уровень продаж их несравненно ниже. Так, по итогам трех кварталов 2005 года продажи самого маленького представителя семейства Ford мини-автомобиля Ka составили всего… 10 экземпляров.

В классе компактных городских автомобилей наблюдается более жесткая конкуренция. Условно автомобили этого сегмента по ценовому признаку разделены на две группы. С одной стороны, дешевые заднеприводные автомобили «Жигули» стоимостью до $6000, с другой — более дорогие так называемые бюджетные иномарки по цене от $9000 и выше, среди которых лидерство по итогам первых девяти месяцев нынешнего года держат три модели с корейской родословной.

Вот уже несколько лет одной из самых популярных российских иномарок является седан Hyundai Accent, сборка которого ведется в Таганроге. На втором месте — другая корейская модель Hyundai Getz, однако продажи этого хэтчбека в два с половиной раза ниже, чем у одноклассника. Следующую позицию занимает Chevrolet Aveo, он собран в Корее, на заводах, ранее принадлежавших компании Daewoo, которые после банкротства отошли американской корпорации General Motors.

Довольно популярны и французские автомобили, правда, турецкой сборки — Renault Symbol. А вот Renault Logan, продажи которого стартовали в начале июля, был реализован в количестве 2 262 экземпляров. Небольшой объем продаж этой новой российской иномарки, сборка которой производится в Москве, можно объяснить лишь некоторой настороженностью покупателей и поздним стартом продаж. В ближайшей перспективе эта модель может стать бестселлером отечественного рынка.

Пока низкий уровень продаж и у отечественной новинки Lada Kalina, что обусловлено завышенными ценами на эту модель. После выхода на проектную мощность нового автовазовского производства (годовой выпуск должен составить 220 000 автомобилей в год) цены на эту модель должны несколько снизиться. Однако впервые в практике отечественного рынка эта российская новинка будет играть на ценовом поле бюджетных иномарок. Судя по отзывам некоторых специализированных журналов, АвтоВАЗ предложил пока достаточно «сырой» продукт. Поэтому если отечественный производитель решит проблемы с качеством комплектующих этой модели, рыночный успех ей гарантирован.

Ситуация в сегменте нижнего среднего (гольф-класс) отчасти идентична той, которая сложилось в классе компактов. Лидерство здесь удерживает семейство Samara-II благодаря только ценовому фактору. На втором месте прочно обосновалось «десятое» семейство того же АвтоВАЗа. Третье место по покупательскому рейтингу за «престарелой узбечкой» — Daewoo Nexia. Несмотря на солидный для автомобильного рынка возраст, эта модель востребована на развивающихся рынках, к которым относится и Россия.

С некоторой натяжкой Nexia можно рассматривать как отечественный продукт, поскольку она беспошлинно ввозится из Узбекистана и является модернизированной версией уже забытого в Европе автомобиля Opel Cadett. А вот самым популярным импортным автомобилем из дальнего зарубежья на российском рынке является Mitsubishi Lancer. Если Nexia и два семейства автомобилей АвтоВАЗа относятся к нижнему ценовому сегменту в гольф-классе — их цена на рынке не выше $10000, то все импортные автомобили, включая многие комплектации Ford Focus, имеют цену от $15000 и выше.

В 2005 году, в связи с постановкой на конвейер нового Focus-II, общее производство этой модели снизилось, а покупателям приходится записываться в очереди. Ситуация должна измениться в следующем году; в связи с удвоением мощности российского предприятия эта модель, без всякого сомнения, займет первое место в общем зачете иностранных брэндов, а производство на питерском предприятии составит около 60000 автомобилей. Конкуренцию Focus может составить ижевская Kia Spectra. Ее продажи стартовали только в октябре, поэтому статистический отчет не зафиксировал продаж этой модели. Неплохо идут продажи двух японских моделей — Toyota Corolla и Nissan Almera. Они опережают корейские модели — Hyundai Elantra, Chevrolet/Daewoo Lacetti, Kia Cerato.

Прошло семь лет как российские автопроизводители «освободили» для иностранных брэндов верхний средний класс (D). Когда-то эту нишу занимал «Москвич», однако с безвременной кончиной московского предприятия этот сектор долгое время оставался не занятым, пока на него не обратило внимание таганрогское сборочное предприятие, предложив российскому покупателю автомобиль Hyundai Sonata, который занимает лидирующую позицию в этом классе. Японские модели Nissan Primera и Toyota Avensis занимают соответственно вторую и третью позиции.

[pageBreak]Нижегородская «Волга» доживает свои последние годы на конвейере. Сейчас она лидер в сегменте бизнес-седанов благодаря в основном государственным закупкам. Частники не очень жалуют этот большой седан. Вторую строку покупательского рейтинга занимает японская Toyota Camry. Качество изготовления, комплектация и в конечном итоге престиж этого автомобиля ни в какое сравнение с отечественным седаном не идут. Лидерство нижегородского автомобиля легко объяснить — автомобиль бизнес-класса продается по цене автомобиля гольф-класса.

В классах компакт-вэнов, мини-вэнов и паркетников на рынке нет отечественных моделей. Поэтому тут лидерство удерживают корейские модели, а также некоторые европейские модели.

Класс внедорожников традиционно занимал особое место в автостроении России, поскольку насыщенность страны хорошими дорогами всегда была далека от нормативных. Главным внедорожником страны является Chevrolet Niva. Однако менталитет российского покупателя принимает внедорожник как символ престижа, поэтому импортные вездеходы составляют почти половину сегмента.


Подытоживая краткий анализ покупательского рейтинга образца 2005 года, укажем на тот факт, что в том или ином классе лидерство за моделями, которые в сравнении с прямыми конкурентами выигрывают в цене.

Субъективный фактор

Ценовой фактор можно рассматривать как главный критерий выбора на автомобильном рынке, что подтверждается статистикой продаж. При этом от официальной статистики фактически ускользает очень важный сектор автомобильного рынка. Только за эти три квартала в страну ввезено более 270 тысяч подержанных японских иномарок. При этом они составляют конкуренцию как для новых отечественных автомобилей, так и для бюджетных иномарок.

Особенностью новосибирского регионального рынка как раз является наличие развитого сегмента подержанных иномарок, который определяет выбор многих автомобилистов. Пока никто не сосчитал тех потребителей, которые сменили подержанный импортный автомобиль на новую иномарку. При этом лояльность к определенному брэнду у таких потребителей, как правило, высока.

Об этом косвенно свидетельствует и динамика продаж некоторых региональных автодилеров. Марка Ford несколько особняком стоит на нашем рынке. Более яркий пример — японский брэнд Toyota. На новосибирском региональном рынке большинство автолюбителей познакомились с ним, став владельцем подержанного автомобиля. При этом в парке легковых автомобилей Новосибирской области марка Toyota занимает третье место, уступая лишь отечественным Lada и «Москвич».

Но если Lada пока имеет троекратный отрыв от Toyota, то количество автомобилей канувшего в Лету московского предприятия лишь ненамного превышает парк японских автомобилей. При этом следует учесть, что снятие с регистрации автомобилей «Москвич» идет высокими темпами. Поэтому утверждение, что в самом ближайшем будущем Toyota станет брэндом «номер 2», имеет под собой веские основания. Среди иномарок девять первых мест из десяти принадлежат этой марке.

Поскольку большая часть автомобилей Toyota в Западную Сибирь была ввезена как подержанные, рост продаж и нынешнее лидерство этого брэнда на рынке новых иномарок обусловлены покупательской лояльностью к нему. Только за первую половину этого года в Новосибирске двум дилерам этой японской корпорации удалось реализовать около 600 новых автомобилей.

При этом в сравнении с прошлым годом отмечается двукратный рост продаж. Помимо марки Toyota, наиболее динамичными на региональном рынке являются такие брэнды, как Hyundai, Mazda, Chevrolet. Они демонстрируют двукратный рост в сравнении с этим периодом прошлого года. У дилеров других производителей он не такой впечатляющий. Особенно это касается продукции ряда европейских производителей. Отчасти медленный рост продаж заключается в том, что в модельной линейке этих компаний отсутствуют бюджетные автомобили в ценовой вилке $10000–15000. При этом определенную лепту вносит и высокий курс единой европейской валюты.

У азиатских производителей дела идут намного лучше. При всем том этот рост продаж сопровождается повышенным спросом на автомобили разных ценовых сегментов и разных размерных классов. Если Toyota и Mazda предлагают довольно дорогие автомобили, то Hyundai и Chevrolet — по большей части игроки бюджетного сегмента. При этом у этих двух производителей широкая модельная линейка, что позволяет представить брэнд практически во всех классах.

Причины такого покупательского интереса легко объяснимы. Корейские автомобили в основном покупают те, кто пересаживаются с отечественных моделей, а японские — удел более состоятельной публики. Помимо перечисленных четырех брэндов двукратный рост продаж новых автомобилей зафиксирован дилерами французской компании Renault. Подержанных автомобилей этой французской марки в регионе очень мало, поэтому ее популярность у частников низка.

В продвижении этого брэнда основную роль сыграли корпоративные продажи. В модельной линейке компании одна бюджетная модель — Symbol, которая недавно дополнена еще одним «бюджетником» — Renault Logan. При этом Symbol стала «пионером» освоения сибирского рынка с московской помощью, поскольку эта модель продавалась в основном в корпоративные парки региональных филиалов московских компаний. Сейчас и в таксомоторных парках региона появилась эта модель, что свидетельствует о ее надежности и низких эксплуатационных затратах.

[pageBreak]Logan, по мнению маркетологов, должен стать автомобилем частников. Его преимущество — относительно низкая цена. Пока Logan в Сибири не стал популярной иномаркой, хотя рыночный потенциал модели достаточно высокий. В модельной линейке Renault автомобили более высоких классов — Megan, Scenic, Laguna, которые чаще можно встретить в частном владении, нежели в корпоративных парках.

Пример продвижения на автомобильном рынке региона французской компании Renault — это результат хорошо продуманной маркетинговой политики по завоеванию рынка. Помимо широкой дилерской сети (в каждом городе с населением свыше 300 000 человек обязательно должен быть создан дилерский центр), рынку предлагается широкая модельная гамма, в которой имеется хорошо зарекомендовавшая себя бюджетная модель.

При этом во многих средствах массовой информации идет активная рекламная кампания, в дополнение к этому проводятся единовременные рекламные кампании типа «акция Renault Logan. Ключевой момент». Сейчас дилеры запускают программы Trade-in, благодаря которым можно сдать старый автомобиль в зачет и приобрести новый Renault.

Сейчас на сибирский рынок активно выходят китайские автопроизводители. Главный аргумент любой китайской продукции — цена. Однако смогут ли китайские марки потеснить как новые отечественные, так и новые иномарочные автомобили на рынке, а также подержанных японцев, будет зависеть не только от ценового фактора. Пройдет ли китайский автопроизводитель подобный победоносный путь, проторенный корейскими компаниями, мы узнаем в течение ближайших нескольких лет, ведь отечественные автозаводы освобождают ему нишу самых дешевых моделей. Союз небогатого российского автолюбителя и китайского автопрома, возможно, и будет определять основной ландшафт регионального рынка в течение ближайших лет.

Александр Колпаков


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.