Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



Финансовый консалтинг чем дальше в лизинг…

Лизинг узнаваем
   По словам директора Новосибирского филиала компании «Райффайзен-Лизинг» Андрея Коптелина, в 2001 году надо было практически всем рассказывать, что это такое лизинг и «с чем его едят». Сейчас все уже знают, что это такое, и понимают, что способ приобретения оборудования в лизинг гораздо удобнее, чем покупка в кредит. «Цепочек, когда человек провёл одну лизинговую операцию, закончил её и перешёл к следующей, много. Практически все, попробовавшие лизинг, от него не отказываются», — утверждает Андрей Коптелин. Растущую популярность лизинга подтверждает статистика. Обследование, проведённое Новосибирскстатом весной текущего года, показало, что растёт количество организаций, основным видом деятельности которых является финансовый лизинг, а также организаций, которые занимаются им наряду с другими видами экономической деятельности. Среднегодовая численность работающих в них сотрудников по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2,5 процента. Доля организаций, работающих на рынке лизинговых услуг свыше шести лет, составила 31,6 процента.
Но даже организации, работающие на рынке лизинга относительно недавно, отмечают рост его популярности. Исполняющий обязанности директора филиала лизинговой компании «Уралсиб» Юрий ДетЧик отмечает: «Наша организация занимается лизингом всего год, но и за это время были клиенты, которые, поняв, что такое лизинг, заключили с нами и второй, и третий договор».
По мнению генерального директора «Первой лизинговой компании» Николая Подсосова, в нашей стране объемы лизинговых сделок много меньше, чем за рубежом, где обновление основных фондов за счет лизинговых схем развито в значительной степени и уже очень давно. Объем нового лизингового бизнеса в нашей стране, по оценкам экспертов, в 2005 году составил 5,1 миллиарда долларов. Доля лизинга в инвестициях в основные средства в России — 5,7 процента, а в Великобритании, для сравнения, — 25 процентов. Между тем изношенность производственных фондов создает высокую потребность в лизинговых услугах в России в целом и в Сибирском регионе в частности.
«К сожалению, говоря о Сибирском регионе, необходимо отметить, что здесь у лизинга есть несколько сдерживающих факторов. Среди них можно выделить недостаток финансирования лизинговых компаний, слабую информированность и низкую платежеспособность лизингополучателей», — утверждает Николай Подсосов.

Фиксация прибыли?
   Статистика обнаружила такой интересный факт: в прошлом году общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных лизинговыми компаниями Новосибирской области, уменьшилась на 5,5 процента по сравнению с показателем 2004 года и составила 1,7 миллиарда рублей. При этом рост общей стоимости договоров 2004 года по сравнению с 2003 годом составил 34,5 процента. На фондовом рынке «откат» значений индексов после стремительного роста объясняют фиксацией прибыли. Вряд ли какая-то «фиксация» имела место в рассматриваемом случае, но чем тогда объяснить причину спада?
По мнению Николая Подсосова, приведённые данные не столь однозначны и, возможно, что-то оказалось не учтено: «Что касается ЗАО «Первая лизинговая компания», объемы лизинговых сделок ежегодно удваиваются». Андрей Коптелин считает, что имело место какое-то локальное явление, характерное для Новосибирской области, а в целом показатели рынка лизинговых услуг росли, хотя темп их не мог не замедлиться: «По статистике, которую я видел, показатели растут от года к году. В 2004 и 2005 годах деятельность лизинговых компаний была наиболее активной. Между тем ранее очень небольшое количество сделок имело значительные объёмы финансирования. Темп прироста показателей в эти годы был наибольшим. Сейчас рынок продолжает расти, но не такими быстрыми темпами».
Представитель «Уралсиба» находит объяснение «откату» в том, что изменилась политика банков по отношению к кредитованию бизнеса. «На мой взгляд, здесь можно говорить не о спаде, а о стечении обстоятельств. В 2004 году банковские ставки ещё не адаптировались и не были адекватны новым рыночным условиям, а лизинг активно завоёвывал позиции. В 2005 году банки «отыграли», поняв, что на рынке появляются интересные для бизнеса инструменты. Они нашли новые ниши, диверсифицировали свой продуктовый ряд и потеснили лизинг. Можно сказать, что лизинг заставил банки идти навстречу клиенту», — считает Юрий Детчик.
Подтверждает изменение отношения банков к кредитованию и директор Управления кредитования Сибирского банка Сбербанка России Вера Самагаева, особенно в отношении малого бизнеса: «Банки увидели, что теряется доходность на крупной корпоративной клиентуре, которая получила возможность кредитоваться у крупных зарубежных банков».

Интерес к малому бизнесу
   Возрастает интерес к малому и среднему бизнесу, которыми должна прирастать российская экономика, и у лизинговых компаний. По мнению Юрия Детчика, подобные предприятия, как правило, не являются VIP-клиентами для кредитных организаций — банков. А потому не могут рассчитывать на супернизкие, суперльготные условия прямого кредитования. Таких предприятий не может быть много по определению, и банк, делая такие преференции, просто занимается саморекламой, поскольку денег на таком кредите не заработает.
Вместе с тем предприятия малого и среднего бизнеса занимают всё более прочные позиции в таких отраслях, как производство продуктов питания, их расфасовка и упаковка, производство окон, дверей, строительных материалов. «Вот здесь преимущества лизинга и проявляются в полном объёме. Когда мы берём классическую рыночную ситуацию, при которой предприятия малого и среднего бизнеса платят все налоги и чисты и перед государством, и перед своими работниками, то в случае необходимости обновления оборудования лизинг здесь более конкурентоспособен», — отмечает Юрий Детчик.
По его мнению, случается, что большие предприятия понабрали кредитов и перестают быть кредитоспособными даже для лизинга. Либо у них всё хорошо, и они пока ни в чём не нуждаются, но охватить и закрыть весь рынок своей продукцией не могут. Неудовлетворённый спрос порождает рост цен, а потому «вакуум» пользующейся спросом продукции должны заполнять мелкий и средний бизнес, которым нужны средства производства. Для предприятия, начинающего «с нуля», о кредите в банке не может быть речи. В этом случае единственный разумный выход — это лизинг.
Как считает Николай Подсосов, увеличение потребностей в лизинговых услугах обусловлено появлением новых производственных, торговых и иных, требующих оснащения объектов. Об этом говорят все увеличивающийся объем заключенных лизинговых сделок и число новых обращений за лизингом. «Еще одно доказательство растущего интереса к лизинговым сделкам — это усложнение самого договора лизинга. Так, предметами лизинга становятся более сложное оборудование, недвижимость. Все развивается достаточно динамично. Немногие секторы российской экономики могут похвастаться такими темпами развития, как лизинговый сектор», — добавляет Николай Подсосов.

Лизинг и власть
   Рост интереса к лизингу обусловлен тем, что он не ограничен инвестиционной деятельностью, а имеет большую социальную значимость. При помощи лизинга продавец расширяет сбыт своей продукции, а лизингополучатель удовлетворяет потребности во владении и пользовании предметом лизинга в его натуральной форме. Учитывая, что в конечном итоге предприятие-лизингополучатель не только создает продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, но и создаёт рабочие места, власти всех уровней заинтересованы в дальнейшем развитии лизинга. Именно поэтому федеральные законы предусматривают налоговые льготы, ускоренную амортизацию и другие преференции участникам лизинговых сделок.
Не остаются в стороне и региональные власти. По словам руководителя областного Департамента развития промышленности и предпринимательства Сергея Сёмки, администрация Новосибирской области выиграла конкурс, который проводило Министерство экономического развития и торговли России, по развитию системы кредитования и лизинга субъектов малого предпринимательства. Первым к совместной с администрацией работе по субсидированию части лизинговых платежей (в размере 1/2 ставки рефинансирования Центробанка) приступил Сибирский банк Сбербанка России, затем к нему присоединились и другие банки.
Правда, выступая на одном из семинаров для предпринимателей, первый вице-губернатор Василий Юрченко огорчил некоторых из них тем, что субсидирование лизингового платежа будет только для лизинговых компаний, зарегистрированных в нашей области. А присутствовавший на этом мероприятии заместитель председателя Комитета по финансовым рынкам и кредитным учреждениям Госдумы Анатолий Аксаков подтвердил правомерность такого решения.
Однако многие мои собеседники даже не слышали о такой региональной льготе. И только руководитель «Первой лизинговой компании» с удовлетворением отметил, что его компания тесно сотрудничает с мэрией Новосибирска: «У нас есть клиенты, которым муниципалитетом субсидируется часть лизингового платежа. Что касается администрации Новосибирской области, то мы знаем, что есть постановление губернатора о таких выплатах, но сталкиваться с клиентами, которые воспользовались этим правом, нам пока не приходилось».

Некоторые тенденции
   Говоря о тенденциях лизинговых операций, Юрий Детчик отметил, что всё большей популярностью пользуются производственное оборудование и спецтехника для строительства: башенные краны, экскаваторы, дорожные машины. Много закупается упаковочных линий, линий по обработке металла, стекла, дерева, пластика. «Сейчас очень актуальны линии по новым технологиям работы с металлом и по металлопроизводству для получения строительной оснастки, например профилей и арочных конструкций. Они очень лёгкие, но выдерживают большие нагрузки и необходимы для малоэтажного жилищного строительства, о котором много говорят последнее время», — рассказывает Юрий Детчик. Ещё в 70-е годы прошлого века эта технология была изобретена в Швеции и с тех пор активно завоевывает мир. Широко применяется она в США. Поскольку в современной России стройматериалы дорожают даже не из года в год, а изо дня в день, а власти назвали приоритетной программой доступное и комфортное жильё, возникает необходимость в современных и недорогих технологиях. По предлагаемой методике лёгкие и прочные каркасы заливаются специальными пенистыми материалами — негорючими, экологически чистыми, с хорошими тепловыми и звукоизоляционными свойствами. Самое главное, что строительство идёт очень быстро, и такие дома хорошо подходят для нашего климата. На такие технологии идут заявки из Томской, Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края.
Андрей Коптелин как важную тенденцию отмечает перевооружение больших производственных комплексов и открытие новых производств: «Такими темпами, как сейчас, предприятия ещё не обновлялись. В настоящий момент лизинг оборудования постепенно догоняет автолизинг по количеству сделок, а объёмы сделок там всегда были более крупные». Тем не менее, по его мнению, автолизинг как наиболее устоявшийся на рынке лизинговый продукт будет ещё достаточно долго востребован в восточной части России. Если в Москве и Санкт-Петербурге практически все компании уже приобрели современные новые автомобили европейского производства, то у нас ситуация гораздо хуже. Кроме того, на рост популярности автолизинга значительно влияют больше расстояния между субъектами хозяйствования за Уралом — велика и не удовлетворена потребность и в легковом, и, в особенности, в мощном грузовом автотранспорте. И не только в автомобильном — требуются и речные суда, и самолеты малой авиации. А с учётом того, что в 2007 году намечен прорыв в дорожном строительстве, на которое выделяются большие бюджетные средства, автолизинг ещё долго не потеряет актуальности. Кроме того, по примеру западных фирм требует изменения и сам подход к оформлению сделок с переходом к принципу «одного окна»: и страхование, и регистрация, и техосмотр. Всё это, вместе с последующим обслуживанием и выкупом, делается для того, чтобы клиент оформил сделку на новый автомобиль.

Новые инструменты
   По мнению Андрея Коптелина, несмотря на то, что о лизинге знают теперь достаточно много, мало говорится о его новых формах и о проблемах, которые там существуют. Например, спрос на лизинг недвижимости сегодня очень велик, и предложение отстаёт от спроса. Тем не менее есть компании, которые начинают активно работать на этом поприще.
«По той информации, что мы имеем, а наш банк представлен в разных странах — практически во всей Центральной, Восточной и Южной Европе, — говорит Андрей Коптелин, — огромный интерес представляет лизинг недвижимости в странах Восточной Европы. Может быть потому, что, как и Россия, они только строят рыночную экономику».
В «старой» Европе, где всё уже сложилось, более развиты долгосрочные арендные отношения. Причём чаще всего это аренда без выкупа. Во-первых, у них нет необходимости так массово организовывать новые производства, рынки давно сложились и поделены. А, во-вторых, у них маленькие территории, вся собственность распределена и зарегистрирована. В российских же условиях, в нашей нестабильной экономике, хочется иметь всё своё.

Михаил САННИКОВ

 


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.