Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



СКЛАДИРОВАНИЕ И ПЕРЕВОЗКИ БЕЗ ПРОБЛЕМ?

Сегодня весьма распространена точка зрения, что логистика предприятия не должна ложиться тяжким грузом на себестоимость операций, должна быть безубыточной. И тут без моделирования этого бизнес-процесса не обойтись. «Построение эффективной логистики начинается с построения функциональной модели бизнес-процессов, на которой отрабатывается себестоимость и эффективность логистических бизнес-процессов, - считает Елена ИЛЬЯШЕНКО, директор Центра Информационных Технологий Сибири. - На функциональной модели это сделать намного легче и быстрее, чем проводить эксперименты в реальной организации».
В первую очередь логистика должна быть направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса. Современные словари определяют логистику как математическую науку. «Исходя из этого и построение логистики в компании нужно начинать с моделирования, подкрепленного математическими расчетами. Традиционно к функциям логистики относят транспортировку и хранение товаров. То есть просчитывать нужно экономические затраты на маршруты транспортировки и технологию обработки товара на складе», – говорит замдиректора компании «Сибирский грузовой терминал" Вероника ШАМРАЙ.
Любая организация, имеющая свой автопарк, рано или поздно сталкивается с проблемами неэффективного использования транспортных средств. Снижение бизнес-рисков актуально во времена всеобщей борьбы за экономию и минимизацию расходов, особенно когда речь заходит о систематических злоупотреблениях среди персонала. К слову сказать, теневой доход водителя от хищения топлива, приписки километража или использования служебного транспорта «налево» может достигать до половины его зарплаты или даже больше. Причем махинации такого рода раньше было отследить достаточно трудно, как и оценить реальные убытки, которые несет предприятие.
«На сегодняшний день существует три наиболее эффективных способа решения подобной проблемы, – рассказывает директор ЗАО «Сибирская станция мониторинга «Адромеда» Андрей БЛЕСКИН. - Первый – введение жесткой системы административного контроля. Второй – внедрение технической системы мониторинга в режиме off-line. И, наконец, самый современный и эффективный способ – установка спутниковой навигационной системы. Конечно, административный контроль – система универсальная. Она необходима в каждой нацеленной на развитие организации, где постоянно ведется контроль за работой персонала, ставятся задачи на каждодневное и долгосрочное планирование. К сожалению, любая организация может пострадать от нелояльного, злоупотребляющего своими полномочиями персонала. С учетом «человеческого фактора» и были разработаны технические приборы контроля за транспортными средствами. «Первопроходцами» здесь стали технические системы мониторинга в режиме off-line, которые позволяли считывать со съемных блоков-накопителей информацию о передвижениях транспортных средств после каждого рейса и анализировать полученную информацию на персональном компьютере. На сегодняшний день использование off-line-систем отошло на второй план, а широкое применение получили спутниковые навигационные on-line-системы, которые позволяют не только анализировать эффективность использования автотранспорта,  но и дают возможность управлять им в оперативном режиме».
Проблемой транспортных компаний также являются срывы графика доставки груза в пункт назначения. К примеру, для транспортных компаний весьма актуален вопрос контроля местоположения и маршрутов передвижения транспортных средств. С помощью современных средств можно решить и эти проблемы.

Как учесть все затраты?

Снизить риск несвоевременного прибытия груза, а также хищения топлива водителем можно с помощью спутниковой навигационной системы, которая дает возможность контролировать, где машина находится сейчас, где она была вчера, по какому фактическому маршруту она проехала.
«С помощью спутникового оборудования можно тремя способами проконтролировать использование топлива, – разъясняет Андрей БЛЕСКИН. - Во-первых, осуществлять независимый контроль пробега. Он выполняется через спутниковую навигационную систему и в случае, если водители умышленно подменяют показания штатных спидометров транспортных средств, система позволяет выявить данные злоупотребления. Особенно эффективен данный способ при перевозках на большие расстояния, где ежесуточные, ежесменные пробеги составляют 300 км и более. Во-вторых, проконтролировать заправки, расход, сливы либо недозаправки топлива. Данные параметры просто через пробеги проконтролировать невозможно. В этом случае  движение топлива в баке контролируется через штатный датчик, который устанавливается заводом-производителем. К сожалению, данный метод нельзя применить, если транспорт оснащен дополнительными баками или необходимо с высокой точностью контролировать движение топлива (так как штатный датчик обладает высокой погрешностью измерений). Тогда применяется третий способ контроля движения топлива -  установка дополнительных врезных датчиков. Этот метод является наиболее дорогим, зато самым точным (погрешность системы в данном случае составляет не более 2%). Что касается проблемы сохранности грузов, то с помощью данной системы при наличии технической возможности можно осуществлять контроль периметра автоприцепов путем дооснащения дверей дополнительными концевыми датчиками. Здесь единого решения нет, все зависит от конструктивных особенностей транспортного средства».
«Одним из главных принципов оптимизации логистических затрат является сокращение времени на выполнение логистических операций путем повышения производительности труда. Наиболее наглядным примером использования современных технологий складской логистики является адресное хранение товаров. В транспортной логистике для расчетов маршрутов доставки товаров помогает применение ГИС-технологий (геоинформационных систем). Оптимальной системой управления логистическими затратами является система оценок бизнес-процессов логистики по принципу KPI (ключевых показателей эффективности), которая позволяет оценивать результаты бизнес-процессов не только с финансовой стороны, но и с помощью количественных оценок. Комплексная сборка заказов покупателей позволяет повысить производительность труда комплектовщиков примерно на 40%», – говорит Елена ИЛЬЯШЕНКО.
Основные функции логистических систем на базе ГИС-технологий – это создание адресного списка доставок различными методами: путем поиска по базе адресов, по выбору объектов из предлагаемых категорий, созданием собственных объектов посредством интерактивной работы с картой. Также они позволяют произвести расчет оптимальных маршрутов доставки, дают возможность дальнейшей работы с сохраненными маршрутами, отображать пункты доставки и маршруты на карте, создавать маршрутные листы с подробным описанием пунктов поворота и доставки, с указанием протяженности и времени проезда по участкам и в целом.
Складская логистика призвана оптимизировать операции, связанные с переработкой и оформлением грузов, определить оптимальное количество складов и места их расположения. А так как логистические затраты на обработку товарно-материальных ценностей (ТМЦ) не добавляют  товару потребительской ценности, их необходимо оптимизировать и в транспортной, и в складской составляющей.
«Наша компания является провайдером услуг складской логистики, - делится Вероника ШАМРАЙ. - В переговорах с потенциальными клиентами мы каждый раз сталкиваемся со сравнением затрат на собственный склад и склад в режиме ответственного хранения. В основном под складскими затратами понимают стоимость аренды площади склада и заработную плату сотрудников. На самом деле структура затрат гораздо шире - это аренда помещения, коммунальные расходы, вывоз мусора, оборудование для хранения ТМЦ, складская техника, ремонт, амортизация и многое-многое другое. Также нужно понимать разницу между оптимизацией и сокращением затрат. Основная задача логистики состоит в выстраивании бизнес-процессов, приводящих к сокращению логистических издержек. А не наоборот, когда во главу угла ставится сумма, которую компания готова потратить на логистику, и вся логистика «втискивается» в запланированные затраты. Такой подход имеет право на существование только в случае выделения адекватных сумм, иначе может страдать качество логистической обработки ТМЦ. Для складской логистики основной целью оптимизации затрат является снижение себестоимости обработки грузовой единицы на складе».
Сэкономить компаниям удается и за счет использования эффективных складских технологий и грамотного управления персоналом. WMS-система (автоматизированная система управления складом) компании позволяет отслеживать не только количество, но и качество всех операций на складе. Это система способна на большее, чем просто размещение и хранение товара, включая оптимизацию всех процессов, учет хранения до нескольких единиц в одной ячейке, применение эффективных технологий работы с товаром и другое.

Зачем обращаться к аутсорсингу?

Передача непрофильных функций стороннему оператору вопрос неоднозачный и сложный. «Это следует делать в том случае, если стоимость оказываемых услуг ниже, чем себестоимость логистических операций, выполняемых собственными силами», – считает Елена ИЛЬЯШЕНКО.
На сегодняшний день складской аутсорсинг не так привычен, как транспортный. Многие компании опасаются передавать склад под управление провайдера по причине отсутствия четких правил взаимодействия службы снабжения, службы продаж и склада. Склад очень глубоко встроен в структуру компании, и есть риск потери информации, что скажется на качестве работы всей компании. Также бытует мнение, что складской аутсорсинг – это затраты из разряда «дорогого удовольствия». Действительно, для одних компаний это может быть выгодное мероприятие, для других – затратное. «Для принятия решения о передаче складской логистики на аутсорсинг необходимо сравнить бюджет затрат на содержание собственного склада и планируемого бюджета на обслуживание у логистического оператора», – рекомендует Вероника ШАМРАЙ.

Как выбрать партнера?

Если же речь идет об услугах спутникового мониторинга, маршрутизации и контроля расхода топлива, то прежде всего следует обратить внимание на производителя оборудования. «Если сравнивать зарубежные и российские аналоги, то китайские или корейские производители дают более дешевую цену, однако не нужно забывать, что поставщики оборудования, произведенного за рубежом сегодня есть, а завтра их может не стать. Рано или поздно может сложиться ситуация когда пользователь останется один на один с проблемами использования внедренного решения, лишившись технической поддержки со стороны поставщика или производителя, что, в свою очередь, приведет к невозможности дальнейшего использования внедренного решения. Российских производителей можно поделить на два сегмента: небольшие «кустарные» и крупные производства, имеющие разветвленную сеть филиалов по стране. «Кустарные» производители не могут обеспечить должное качество выпускаемой продукции, а также обеспечить собственное стабильное существование на рынке, хотя цена за предлагаемые ими решения выглядит очень привлекательно. Производители, имеющие  собственные производственные мощности на территории страны, в отличие от первых, несут ответственность за свою продукцию. Покупая решения и сервис у таких компаний, вы получаете гарантию того, что купили «не одноразовую» вещь, а сервис на длительный срок. Компании, предлагающие качественный сервис, никогда не будут скрывать, кто является производителем данного оборудования, и смогут подтвердить это сертификатами соответствия. Такие компании всегда готовы проконсультировать клиента по поводу максимально эффективной эксплуатации оборудования и сервиса, пытаются вникнуть в бизнес-процессы конкретной компании и уже на уровне первичной инсталляции предложить наиболее оптимальное решение. Еще одним важным критерием, позволяющим утверждать, что компания предлагает качественный сервис, является наличие бесплатного «тест-драйва», т.е. предоставление в тестовом режиме своего оборудования для того, чтобы клиент мог принять взвешенное решение. Как правило, тест проходит в течение месяца», – советует Андрей БЛЕСКИН.
Конечно, в любом случае стоит обращать внимание, на то, как давно компания работает на рынке, есть ли у нее в штате сертифицированные специалисты, умеющие выполнять работы как по установке так и по техническому обслуживанию данного оборудования.
Говоря о складском аутсорсинге, Вероника ШАМРАЙ выделяет две составляющие, влияющие на выбор провайдера: «Во-первых, характеристики склада логистического оператора (местоположение, наличие ресурсов (количество работников, ворот, складской техники), условия хранения и т. п.) должны соответствовать требованиям заказчика. Во-вторых, необходимо оценить квалификацию специалистов (менеджеров по работе с клиентами, логистов, технологов), с которыми заказчик будет взаимодействовать в процессе работы. Экономическая составляющая, конечно, важна, но это лишь финансовый результат сделки. Квалифицированные эксперты со стороны провайдера могут проанализировать логистику компании-заказчика и предложить пути оптимизации, а это может привести к более эффективным результатам и в финансовом выражении, в том числе». Сегодня логистика все больше превращается в услугу, которая по соображениям эффективности часто передается внешнему агенту.
Таким образом, при выборе логистического оператора нужно жить не только сегодняшним днем. Предусмотрите перспективы развития своего бизнеса на 3-10 лет вперед, заложите их в тендерное задание. И подписывайте контракт с тем логистическим оператором, который сможет обеспечить рост вашей компании, предложить те услуги, которые могут вам потребоваться через несколько лет.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.