Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

установка кнопки вызова для инвалидов
ПАРТНЕРЫ



УЧЕБА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Как отмечает директор Консалтингового центра «Доминанта» Валерия КОЗЛОВА, бизнес живет во время перемен: «Сегодня компания любой сферы деятельности, чтобы быть конкурентоспособной, как минимум раз в квартал должна адаптировать к изменениям рынка как стратегию своего развития, так и программы обучения сотрудников».
По мнению директора Центра психологии НГУ Петра РЫЖЕНКОВА, в бизнес-образовании происходят значительные качественные и количественные изменения: «Изменяется содержание бизнес-образования, появляются новые образовательные программы, в геометрической прогрессии растет количество провайдеров образовательных услуг».
Ещё одна тенденция — это возникновение корпоративных университетов, учебных центров. «На мой взгляд, самое перспективное и полезное (но пока редкое) направление в бизнес-обучении — это обучение, максимально приближенное к рабочему месту и производственным задачам», — считает Петр Рыженков.
По мнению директора по развитию тренинг-центра «Эрфольг» «Академии Коучинга» Юлии БУЛГАКОВОЙ, растет востребованность долгосрочных курсов, которые становятся более целевыми как по тематике, так и по составу участников. Наряду с этим появляется много бизнес-программ, рассчитанных на поиск внутренних ресурсов личности или организации, областей прорыва, создание уникальных бизнес-структур. «Обусловлено это тем, что компании развиваются очень стремительно и иногда вынуждены менять не только тактику, но и стратегию так быстро, как они еще не делали никогда», — говорит Юлия Булгакова.
Еще одна из тенденций — это необходимость повышения результативности обучения. «Наиболее прогрессивные руководители понимают, что разовое мероприятие дает разовый результат. Нужна система обучения. Рынок бизнес-образования на это отреагировал созданием пролонгированных программ типа МВА, программ с недельным погружением в обучающий процесс и, как ни парадоксально, мини-программ по принципу «меньшими порциями, но чаще», — отмечает директор по развитию Центра бизнес-мастерства «Харизма» Людмила МАКШАНОВА.
Как считают эксперты, традиционное обучение дает только первую стадию подготовки. Оно объясняет, что такое хорошие отношения с клиентом, но не показывает, как их достичь. «Обучение становится процессом постоянным и поэтому растет актуальность поиска новых незаезженных форм, которые бы подстегнули мотивацию к обучению и самообучению, сделали процесс усвоения легким и удобоваримым», — отмечает Людмила Макшанова. Очевидна необходимость корректировать процесс развития персонала в соответствии со стратегией компании. Прежние длительные формы подготовки и переподготовки кадров по стандартным программам уже не действенны. «Само обучение, если оно не имеет связи со стратегией компании, малоэффективно, и наши клиенты это понимают. Каждый сотрудник должен быть обучен быстро и только тому, что принесет прибыль компании», — говорит Валерия Козлова.
Традиционным методам обучения предлагаются альтернативы — такие, как дистанционное обучение (e-learning), коучинг (coaching — методика выявления и раскрытия потенциала личности или группы людей). «Ещё несколько лет назад отработка конкретного навыка под задачу, например за час-полтора до начала рабочего дня, казалась невозможной. Теперь эта форма работы используется как внутренними, так и внешними специалистами и при регулярном использовании позволяет добиться значительных результатов», — говорит Валерия Козлова.
«Коучинг как метод воздействия на людей призван помочь им мобилизовать свои внутренние ресурсы, которые позволяют достигать максимальной результативности при сохранении своей уникальности, своего видения и целей», — отмечает Юлия Булгакова.

Плюсы и минусы коучинга
«Под коучингом подчас понимаются весьма разные методы — от психотерапии до индивидуального тренинга. Это консультирование, некая помощь человеку, предполагающая максимальное вовлечение самого «коучируемого», — говорит Петр Рыженков. Коучинг позволяет «связать» личные цели сотрудника с целями организации, усилить мотивацию на их достижение, повысить интерес к рабочему процессу, что ведет к росту личной эффективности и общей производительности компании. «Эта та самая нематериальная мотивация сотрудников, которая интересует сейчас каждого руководителя», — отмечает Валерия Козлова.
Задача коуча — создать для обучающегося условия не с помощью советов, рекомендаций и экспертной позиции, а с помощью диалога, вопросов, рассмотрения вариантов, которые «заставляют» по-новому посмотреть на себя и свои проблемы, и более четко, в соответствии с реальными условиями, самому ставить себе цели и находить ресурсы для их реализации. «Всё бы ничего, но этот метод предполагает партнерский диалог, а, к сожалению, при нашей пока ещё достаточно авторитарной культуре сделать это сложно. Сам коуч склонен навязывать идеи, и его клиент ждет рекомендаций и «таблеток счастья». Поэтому коучинг как стиль консультирования еще может иметь место, но я с большим скепсисом отношусь к возможностям коучинга как стиля менеджмента», — утверждает Петр Рыженков.
Основная проблема в том, что люди не умеют ставить себе цели. С детства и в период зрелости за них это делает кто-то другой: сначала родители, потом воспитатели, учителя, мудрые начальники. «Коучинг — это западная методика, требующая адаптации к российскому менталитету. Возможно, пройдет немало времени, прежде чем коучинг станет служить своей истинной цели. Это связано с необходимостью брать на себя ответственность, а не перекладывать на другого, и прилагать усилия для получения результата, а не только верить в чудо-консультанта. Поэтому будущее за коучингом в российской интерпретации», — делится мыслями Валерия Козлова.
Плюсы коучинга связаны, прежде всего, с возможностью достигать высоких результатов за короткие сроки. «Коуч — это не бизнес-тренер, он не обучает чему-либо, он помогает научиться быстро самообучаться и развиваться», — говорит Юлия Булгакова.
Минусы коучинга в том, что все по-разному понимают этот процесс и, соответственно, питают разные ожидания. «Здесь должны работать профессионалы с высочайшей квалификацией, а у нас их пока немного», — говорит Людмила Макшанова. Также может вызвать сложности необходимость личного присутствия обучающегося в определенное время в определенном месте, чего можно избежать при таком виде бизнес-обучения, как дистанционное образование (ДО).

Преимущества и недостатки дистанционного образования
«Большое преимущество дистанционного обучения в экономичности метода, зоне охвата и времени оповещения», — говорит Людмила Макшанова. Только дистанционно можно обучаться в любом учебном центре мира, невзирая на расстояния и разницу во времени. Особенностью дистанционного образования является его высокая технологичность, так как обучение осуществляется при помощи Интернета. «Это дает возможность обучать сразу большое количество человек, что особенно важно для компаний с разветвленной филиальной сетью, а также не тратить время на перелеты специалистов, располагать своим временем и другое», — говорит Юлия Булгакова.
Ни состояние здоровья обучающегося, ни его внешность, ни способность к общению при e-learning не имеют значения.
Однако здесь есть свои трудности. Дистанционное образование создает иллюзию бесконтрольности, ведь сидеть на занятиях от звонка до звонка не нужно. Да и преподаватель не требует немедленного ответа на вопрос. Возникает соблазн отложить обучение «на потом». «Минус в том, что этот метод рассчитан на людей с высокой культурой внутренней самоорганизации, мотивированных на процесс обучения», — говорит Людмила Макшанова. Как недостаток можно также отметить отсутствие личного контакта со специалистом, что может влиять на мотивацию и вовлеченность обучающихся, невозможность давать и быстро получать обратную связь с целью корректировки понимания, действий и собственных представлений. «К тому же есть люди, для которых данный метод по психофизиологическим особенностям не подходит. Для них важна демонстрация, стимулирование воображения, влияние эмоциональной среды обучающейся группы», — говорит Людмила Макшанова.

Выбор оптимальных программ
Сегодня все структуры, предлагающие коучинг и дистанционное образование, занимаются наработкой опыта. «Сейчас у нас все еще копируются западные модели. Веяние моды должно смениться разработкой «своей» технологии и методов коучинга и ДО», — говорит Валерия Козлова.
Предложений по коучингу и ДО очень много. Есть предложения по управленческому и командному коучингу, стратегическому коучингу, по индивидуальному коучингу разных направлений — от поиска личной эффективности до создания собственного бизнеса. «По дистанционному образованию такая же картина, и даже коучинг в таком формате становится актуальным», — говорит Юлия Булгакова.
Приняв решение об организации обучения сотрудников, руководитель оказывается перед выбором — какую форму обучения выбрать и почему? Несомненно, подбор программ обучения — это целое искусство. «Конечно же, нужны срез ситуации на сегодня (диагностика) и создание видения, чего же мы хотим? Причем начать лучше с видения, а не с диагностики, как обычно делают многие компании. Только когда компания на всех уровнях исследовала свои пожелания по поводу дальнейшего движения, она может сказать, какие новые компетенции, навыки, структуры ей для этого движения нужны, что должно измениться и каким образом», — отмечает Юлия Булгакова. Нужно определить количество сотрудников, которых предполагается обучить, а также понять, будет эта группа обучающихся постоянна или возможно появление на разных этапах новых сотрудников. Важно также понять, будут ли все обучаться по единой программе или предполагается обучение сотрудников разных подразделений компании по разным направлениям. Важный фактор выбора — территориальный: должны и могут ли все обучающиеся находиться в момент обучения в одном месте в одно время? После этого идеальный вариант — построение системы обучения с учетом желаний и возможностей. А как будет это делать организация, уже другой вопрос.
По мнению экспертов, обучение часто происходит стихийным образом. «Почему-то руководителю компании захотелось обучить менеджеров среднего звена делегированию или провести командный тренинг. И часто выбор темы непонятен как самим участникам, так и тренеру», — говорит Петр Рыженков. Нередко заказ на обучение строится не на анализе имеющихся проблем и задач в профессиональном контексте, а на результатах сбора субъективных мнений: «чему бы вы хотели поучиться»? Нечасто соотносится результат, который должен быть достигнут в процессе обучения, с результатом этого обучения для компании. Многие сотрудники, «посылаемые» на обучение, не имеют достаточной мотивации, поскольку их обучение никак не связано с их реальными нуждами. «Не так давно был звонок из одной компании и девичий голос бодро спросил: «Скажите, что вы можете предложить для наших менеджеров среднего звена?». Предложить можно много, а что вам нужно?» — рассказывает Петр Рыженков.
Поэтому надо поэтапно ответить себе на вопросы: для чего, чему, кого, когда учить и какими временными, финансовыми и человеческими ресурсами мы для этого располагаем. «Обучение — это ведь составная часть бизнес-процессов, а там все начинается со стратегии, с очерченной картинки желаемого результата и оценки текущего состояния», — говорит Людмила Макшанова. Качество учебного курса, которое во многом определяется личностью автора и преподавателя, также должно стать объектом пристального внимания.
«Формула успеха обучения могла бы звучать так: действительная нужда организации + мотивированность участников обучения + качество обучения + наличие постобучающего сопровождения», — рекомендует Петр Рыженков.

Перспективы рынка
По мнению экспертов, в ближайшие два-три года коучинг будет активно развиваться. «Если говорить о дистанционном образовании, то у него большие перспективны в стандартном образовании, в получении вторых высших образований. Что же касается такой тонкой области, как бизнес-образование, то развитие возможно только в части семинаров, тренинги же — это работа, прежде всего, на взаимодействие как группы друг с другом, так и группы с тренером», — говорит Юлия Булгакова.
По мнению Валерии Козловой, рынку ДО необходимы структурирование и выработка стандартов, так как существующие многообразие и разрозненность подходов мешают стабильному его развитию. «Уже сегодня наблюдаются хаотичные попытки стандартизировать и сертифицировать внешних специалистов и их программы», — говорит Валерия Козлова.
Стремительное развитие рынка привело к тому, что появилась насущная необходимость знать, как собирать, обрабатывать, усваивать и использовать информацию. И в то время, как некоторые способы обучения типа аудиторного или дистанционного обучения хороши для совершенствования знаний работников, другие способы, такие как коучинг и работа над проектом, хорошо помогают им применять знания на практике. «Поэтому перспективы рынка бизнес-образования можно сравнить с перспективами развития рынка необходимых для жизнеобеспечения отраслей. Мы одновременно летим в самолете и конструируем его. А этот самолет набирает высоту и скорость», — резюмирует Людмила Макшанова.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
Дверь в электрощитовую тут.
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.