Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ

Последствия кризиса
Для банковского сектора эти последствия очевидны. В частности, стремительно выросли, по сравнению с  сентябрем 2008 года, ставки по депозитам физических и юридических лиц. Другим следствием кризиса стала жесткая конкуренция за качественного заемщика. Вчерашние финансово-устойчивые  клиенты сегодня стали по банковским меркам «ненадежными». Причины понятны – депрессия. Как отмечает начальник управления корпоративного бизнеса ОАО КБ «Акцепт» Валентина НОВИКОВА, «банкам пришлось пересмотреть подходы к оценке  финансового  состояния  заемщика, оценке ликвидности, изменить направления  и объемы  вложений денежных средств в отдельные отрасли. С другой стороны, последствия первой волны  кризиса  дают шанс банкам, которые сумели сохранить и приумножить пассивную базу,  увеличить свою долю  на рынке».
Сегодня многие банки уменьшили объемы кредитования, увеличили ставки по депозитам и кредитам. За свободные средства клиентов банки стали бороться еще более жестко. По словам руководителя дирекции по корпоративному бизнесу ОАО "Инвестиционный Городской Банк"  Максима НОСКОВА, его банк привлекает корпоративных клиентов выгодными условиями расчетно-кассового обслуживания (РКО), достаточно высокими ставками по депозитам и таким продуктом, как «Зарплатный проект»: «Соглашение о сотрудничестве заключается на индивидуальных условиях, удобных для клиента, с возможным отсутствием комиссий за выдачу пластиковых карт и за зачисление денежных средств на счета сотрудников».
Таким образом, конкуренция в основном сосредоточена в области сервиса. Клиенты нуждаются в банках как источнике поддержки бизнеса. А банки все больше заинтересованы в клиентах со стабильным бизнесом и ликвидным залогом. 

 Банк по потребностям?
Банки чутко отреагировали на кризисную ситуацию, стараясь поддерживать условия по своим предложениям в актуальном состоянии, модернизируя прежние или вводя новые продукты. «По РКО в начале 2009 года мы лишь плавно и незначительно увеличили часть тарифов, - рассказывает Валентина НОВИКОВА. - Таким образом,  обошлись без резкого  роста стоимости обслуживания, которое, судя по отзывам клиентов, произошло в некоторых банках. Для клиентов, которым удобно размещать средства на сверхкороткие сроки, вплоть до семи дней, мы разработали гибкую линейку депозитов.  Возможность пополнить или снять часть суммы депозита обеспечивает клиентам высокую эффективность управления средствами, высвобождаемыми на небольшой срок. Для длительного размещения средств на депозите мы можем предложить привлекательные ставки, которые, как правило, оговариваются индивидуально. Кроме того, нашим клиентам можно воспользоваться предложением по оплате процентов за остатки средств на расчетном счете исходя из разных условий расчета. Также не стоит забывать, что Банк «Акцепт» по-прежнему в сжатые сроки рассматривает кредитные заявки от юридических лиц. Единственный нюанс, обусловленный сложившейся ситуацией, – для предоставления средств по всем кредитам требуется ликвидное залоговое обеспечение».
Сегодня банки стараются изучать потребности клиентов и предлагать им продукты, которые наиболее удовлетворяют эти потребности. «Например, в нашем банке клиентам предлагается VIP-обслуживание. С клиентом работает персональный менеджер, который помогает подобрать наиболее выгодные для клиента продукты. Работа ведется с каждым индивидуально. На сегодняшний день мы делаем основной акцент на привлечение клиентов на расчетно-кассовое обслуживание, привлечение денег на депозиты и заключение соглашений о зарплатном проекте. К тому же, если раньше процедура открытия счета занимала от три-семь дней, то в сегодняшних условиях клиент может открыть счет за один день», – разъясняет Максим НОСКОВ.
Выбрать банк по потребностям очень просто, так как почти все банки являются универсальными. Если речь идет об универсальности банков и возможности  получить в одном банке полный спектр услуг, то такой проблемы нет. Известно, что любой уважающий себя банк, нацеленный на постоянство и прибыльность бизнеса, постарается предложить клиенту как можно больше услуг. «Если же рассматривать с точки зрения оптимального соотношения цены-качества, то, скорее всего, с точки зрения клиента, не существует банка, который по всей линейке продуктов обеспечивал бы  минимальную стоимость  при высоком качестве  услуг. Очевидно, что у каждого банка есть своя сильная сторона, поэтому  каждый клиент  должен  для себя определить, что  для него важнее –   оптимальное соотношение цены и качества по отдельной услуге либо комплексность – «все в одном  окне»», – говорит Валентина НОВИКОВА.

Кому доверить счет?
В этом году уже имел место отзыв лицензий нескольких банков. «Особенность этого года я вижу в ухудшении состояния кредитных портфелей банков. Депрессия, которая задевает все большее число предприятий, осложняет, а иногда делает невозможным не только возврат ранее полученных займов, но и их обслуживание. Активы банков сокращаются не только на суммы невозврата, но и на резервы под него, которые должны создавать банки. Прямо на ликвидности это не cкажется, но проблемы для финансовой системы породит. Другие проблемы, связанные с ликвидностью, –  это необходимость возврата больших сумм займов кредитными и не кредитными организациями, в том числе и зарубежным заемщикам», – утверждает Валентина НОВИКОВА. Есть подозрение, что это ухудшит ликвидность банков во втором квартале этого года.
По мнению Максима НОСКОВА, «новые банкротства в этом году, безусловно, будут. И ухудшение ликвидности также следует ожидать. Это особенно коснется банков, имеющих большой объем ипотечных кредитов в своем кредитном портфеле. А также проблемы будут у отраслеориентированных банков. Признаки надежности банка простые - это репутация, универсальность кредитной организации и своевременность осуществления платежей и выдачи вкладов. Если есть сомнения в банке-партнере, то я бы советовал, для начала, съездить и переговорить в банке с руководителем, курирующим направление работы с клиентами, и понять ситуацию для себя. Также поискать знакомых или знакомых знакомых, работающих в данном банке, чтобы они дали информацию об устойчивости данного банка. Если же результаты беседы и наведенных справок вас не удовлетворили, то мой совет – открывайте счет в другом банке и переводите обороты по счету на него».
При этом не факт, что через месяц работы у такого клиента не возникнут сомнения в новом банке-партнере. Пока идет кризис, сложно быть уверенным в ситуации на 100 процентов. Поэтому самым верным будет следовать народной мудрости – не складывать все яйца в одну корзину. Можно открыть один счет в крупном российском банке, а другой – в региональном.
Таким образом, главной проблемой года в банковском секторе может стать его текущая убыточность, вызванная  снижением качества кредитных портфелей. Возможно, мы еще услышим о нескольких банкротствах, слияниях и поглощениях. Тем не менее есть уверенность, что запас прочности и опыт прохождения кризисов российской банковской системы позволят успешно пережить грядущие испытания.
 
Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.