Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ЗНАНИЕ - СИЛА!

Экономический кризис сегодня никого не обошел стороной. Многие новосибирские компании канули в Лету, выбросив на рынок труда не одну тысячу новосибирцев. В то время как выжившие все больше озабочены эффективностью и уровнем знаний своих работников...

Отношение к обучению
По информации директора Центра «Харизма» Анны ВЛАСОВОЙ, в связи с сокращением персонала некоторым специалистам приходится выполнять дополнительные функциональные обязанности и знаний не хватает, поэтому люди идут учиться: «Например, мы наблюдаем картину, когда на тренинги по продажам приходят руководители отделов продаж, которые ранее сами не продавали, а только руководили своими отделами». 
Спрос на высокопрофессиональных и многопрофильных сотрудников в последнее время существенно возрос. При этом известный лозунг «кадры решают всё» стал ещё более актуален. «Определённую часть сотрудников сокращают, а это значит, что оставшимся приходится работать «за себя и за того парня», то есть совмещать несколько функций, - комментирует генеральный директор Центра делового обучения «Сфера» Михаил ГОЛЬДБЕРГ. - Некоторые фирмы в  кризисе нашли новые возможности для роста, и на это нужен новый квалифицированный персонал. Многие руководители и собственники перешли на «ручное управление компанией»,  опустились, как говорят, «на землю» и увидели без «розовых очков», «кто есть кто в компании», нередко ужаснувшись при этом. Ну и, конечно, сами  работники начали понимать, что такое рынок труда, какая на нём сейчас царит конкуренция и что нужно делать для повышения собственной конкурентоспособности.
Локомотивом  в вопросе обучения   продолжает оставаться служба занятости населения, при этом она наращивает свои усилия, принимая  новые программы, в том числе и программы опережающего обучения граждан, которые вот-вот будут сокращены или отправлены в «административные»  на крупных и средних предприятиях. Дай бог  работникам службы занятости и дальше такой  энергии, инициативы  и упорства в этом важнейшем для многих  сейчас оставшихся без работы граждан вопросе».
При этом многие новосибирцы начали поиск коротких и недорогих  форм обучения: успешно проходят не очень продолжительные семинары по вопросам управления фирмой, персоналом,  финансами, маркетингом, продажами в условиях кризиса.  Хорошо адаптируется для образования такой  продукт,  как «круглые столы». Активны, как и прежде,  в своей учёбе бухгалтеры, юристы. Виден подъём обучения в сетевых компаниях: они умеют моментально откликаться на сложную ситуацию на рынке труда. Таким образом, кризис не произвел однозначного влияния на рынок бизнес-обучения. «С одной стороны, крупные компании сократили свои затраты на бизнес-обучение. С другой, заметна активизация малого и среднего бизнеса. Мелкие и средние компании обеспокоены ростом конкуренции и потому осознанно вкладывают деньги в получение знаний, развитие навыков и умений, повышающих эффективность своих специалистов», – замечает директор учебного центра «Объединение «Регистрация» Александр КУЩАК.

Формы и виды
Таким образом, чудес в  получении новой профессии не бывает и нужно идти на учебные курсы. Они проходят в разных формах  обучения: в очной дневной,  вечерней, по выходным дням, а также в заочной, в форме экстерната и в дистанционной форме.  В очной и  заочной формах можно  обучаться в группах и индивидуально. «О дистанционном и индивидуальном обучении  хочу сказать, что они наиболее выгодны для тех, кто живёт далеко, очень занят, или любит самостоятельное обучение, - рассказывает Михаил ГОЛЬДБЕРГ.  - Пользуются спросом и короткие курсы повышения квалификации, которые позволяют уже опытным руководителям и специалистам за короткий срок (например, один месяц) резко повысить свою эффективность, изучив достаточно широкий круг вопросов под руководством состоявшихся профи своего дела. Как я уже говорил, актуальны и достаточно популярны короткие тренинги и семинары, круглые столы по обсуждению узких вопросов или по обмену опытом. Конечно, сохранился круг людей (собственники бизнеса, топ-менеджмент, ключевые специалисты), которые не оставляют и в этих условиях желание обучаться по длительным и дорогим программам типа МВА: кризисы приходят и уходят, а карьеру и бизнесы строить нужно всегда».
Востребованы, конечно же, программы, которые дают конкретный результат. «Часто можно слышать от руководителей компаний, что «тренинги не работают, не дают результата», - замечает Анна ВЛАСОВА. - На самом деле тренинги дают результат тогда, когда, во-первых, о результате договорились «на берегу», а во-вторых, когда к ним подошли системно. Если же вам обещают, что за один тренинг вы «получите навык» или «рост продаж», то следует задуматься о реальности такого обещания.  В настоящее время очень результативен так называемый проектный формат, когда перед «входом» в проект определяются конкретные показатели, которых необходимо достичь, а в процессе проекта разрабатываются и реализуются действия по их достижению».
При этом среди различных форм бизнес-обучения сегодня лидируют краткосрочные формы. Стали популярны 3-4-часовые семинары, отвечающие на конкретный вопрос клиента, решающие локальную проблему в бизнесе. «Актуальной проблемой становится диагностика бизнеса. Именно обучение становится отправной точкой понимания этой темы. Обучение очень часто перерастает в консалтинговый проект. Поэтому основной потребитель сегодня – это ищущий ответ на свои бизнес-вопросы предприниматель», – говорит Александр КУЩАК.

Чему и как часто обучаться?
   В кризис, как и на войне, обучать новый персонал до «нужной кондиции» необходимо быстро и решительно, времени на раскачку нет, фирму из «небоеспособных»  работников обстоятельства могут  просто «убить».  «Часто нужно очень быстро повысить уровень мастерства тех, кто продаёт: уровень, который раньше считался неплохим, сейчас может оказаться весьма посредственным.  Появляются новые темы для обучения опытных специалистов,  в основном связанные с  антикризисным управлением  (фирмой, финансами, маркетингом, персоналом, рекламой, пиаром). Как учились, так и продолжают учиться при появлении различных новаций бухгалтеры,  юристы, участники ВЭД и некоторые другие специалисты, работающие в условиях постоянной изменчивости нормативной базы. При появлении новых технологий всегда вынуждены обучаться производственники», – рассказывает Михаил ГОЛЬДБЕРГ.
Кому платить за обучение: работодателю или работнику?  Конечно, не мешало бы как работодателю, думающему о судьбе бизнеса и фирмы, так и самому работнику, озабоченному своей карьерой и сохранением рабочего места. Впрочем, эти интересы можно совмещать путём заключения дополнительных соглашений к основному трудовому договору.
Частота обучения зависит от совпадения личного стремления к повышению квалификации с планами компании. «Общепринятый вариант для менеджера среднего звена – это 3-4 раза в год в формате 2-3-дневного семинара, - комментирует Александр КУЩАК. - В идеале обучение должно в себе  совмещать функциональные семинары и тренинги развития профессиональных компетенций. В этом случае произойдет удачное функциональное развитие менеджера, совмещенное с ростом профессиональных компетенций.  Хорошо, когда обучение в бюджете компании защищено. К примеру, рассчитывается в процентном отношении к бюджету компании. В связи с кризисом  обучение за свой счет скорее всего сократится. Этот вариант больше подходит для стабильной экономической ситуации».  Однако, специалисты, имеющие свободные денежные средства, могут сегодня повысить свою конкурентоспособность именно за счет обучения.

Диапазон предложений
Спектр предложений рынка образовательных услуг очень широк, - это и короткие курсы без отрыва от производства, занятия по выходным дням, по вечерам, и длительное обучение по программа МВА, и очень короткое в виде «круглых столов» или семинаров и тренингов. Если есть потребность, могут поучиться в другом городе или за границей. По мнению Анны ВЛАСОВОЙ, «в каждом предложении есть свои плюсы и минусы, например, погружение дает более глубокие знания, но в то же время человек вынужден не работать, что в условиях кризиса не всегда применимо. Время готовых программ прошло, будущее за индивидуальными программами».    
Сегодня каждая отдельная программа – это результат изучения рынка образовательных услуг в период изменяющегося спроса. Поэтому диапазон предложений  самый широкий, который только может быть. «Готовый продукт» лучше подходит при получении новой профессии, или когда на повышение квалификации есть государственный стандарт (например, для главных бухгалтеров или для таможенных брокеров).  Если нужно очень  быстро повысить квалификацию или закрыть «бреши»  в образовании, то лучше выбирать индивидуальные программы. Если время, силы и финансы позволяют, то самый верный подход: гибрид, частично состоящий из стандартной  на рынке программы и некоторых дисциплин «под заказ»», – советует Михаил ГОЛЬДБЕРГ
На этом рынке, как правило, работают те,  кто продают эти услуги и сами же их оказывают. Существует и обширная нормативная и методическая база для системы дополнительного профессионального образования: есть Закон об образовании, установленные Министерством образования требования по предоставлению платных образовательных услуг, есть рекомендуемые этим же Министерством Положение об образовательных учреждениях  дополнительного профессионального образования и Требования к учебным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, есть  образцы договоров со слушателями (студентами), образцы выдаваемых документов и пр. требования и указания . Есть, наконец, Гражданский кодекс РФ, Правила оказания услуг населению и Закон о защите прав потребителей, а также некоторые стандарты в области образования.  «Все эти документы содержат требования к образовательным услугам и процессу их оказания, - добавляет Михаил ГОЛЬДБЕРГ.  - Не говоря уже о деловой репутации образовательных учреждений, которой они вынуждены дорожить как ни на каком другом рынке. Все мы знаем, как  сильно влияет мнение людей, а уж тем более солидных организаций, на имидж образовательного учреждения»,

Оптимальный выбор
Собственно выбор программы зависит от сформулированной потребности того, что клиент хотел бы получить на выходе в качестве результата обучения. Для того чтобы выбрать оптимальную программу обучения, необходимо прежде определиться, что именно будет подразумеваться под оптимальностью. А для этого неплохо бы определиться, чего конкретно вы хотите добиться. «Причем даже если речь идет об одной и той же теме, уровень «оптимальности» для разных людей может быть различным, – объясняет Анна ВЛАСОВА. - Для примера возьмем такую тему, как «Переговоры в продажах», – одному важно узнать новые технологии, другому – попрактиковаться в тренировочном режиме, третьему – получить «волшебный пинок», а четвертому – просто «вспомнить все». Понятно, что для того, чтобы получить именно свой результат, перед тем, как пойти на обучение, полезно выяснить такие вопросы, будет ли это тренинг, семинар-практикум или мастер-класс. Ведь если вы попадете на «урок гуру» (допустим, к какому-нибудь западному практику, да еще и с переводчиком), то надо отдавать себе отчет в том, что качественно попрактиковаться вам вряд ли удастся (хотя такой урок в рекламе может называться и тренингом). Кроме того, важно, насколько наполнение программы соответствует актуальным задачам, стоящим перед компанией (если речь идет о корпоративном обучении) или отвечает вашим личным потребностям (если обучение индивидуальное). Нелишним будет узнать и отзывы участников, уже прошедших программу».
Что касается  совмещения потребностей с финансовыми возможностями, то в настоящее время совершенно точно можно выбрать предложение, адекватное и по цене и по качеству. «Финансовые возможности – это проблема инвестиций в себя. Самый выгодный для компании вариант – это годичный договор между учебной организацией и организацией-заказчиком на оказание образовательных услуг по утверждённому обеими сторонами плану. Выгода обоюдная. Как правило, провайдер делает в этом случае значительные скидки, а компания получает возможность отследить эффект от обучения», – считает Александр КУЩАК. Если дорого, но качественно, можно договориться о рассрочке оплаты или обучении в кредит.

Конечно, объем рынка образовательных услуг уже сегодня сократился. В дальнейшем, по мнению Александра КУЩАКА, его состояние будут определять три тенденции: сокращение числа организаций, оказывающих услуги; изменение продуктовой линейки; и рост удельного веса договоров с организациями-заказчиками. Уже сегодня вырисовывается такая тенденция как создание новых технологий обучения, например, коротких программ, направленных на решение конкретных задач. 
Конечно, в условиях острого дефицита денежных средств  многие организации урезают бюджеты обучения. И от этого польза для рынка всё-таки будет: с него уйдут действительно слабые игроки. Те же, кто останутся, будут резко вынуждены наращивать эффективность своей работы, и, как следствие, появятся новые образовательные продукты и технологии, существенно повысится практическая направленность обучения.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.