Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



БЮДЖЕТНЫЕ ИНОМАРКИ НАСТУПАЮТ

Подготовка «большого прорыва»
Российский рынок автомобилей в 2005 году в денежном исчислении приблизился к 30 миллиардам долларов (см. табл.1). Его объем, как утверждают аналитики, будет расти еще несколько лет. Прогнозируется рост и в текущем году. За деньги россиян ведут борьбу более 50 отечественных и зарубежных автопроизводителей, а также те, кто занимается импортом подержанных авто. Реальная денежная выручка зарубежных компаний на российском рынке уже три года подряд превышает сумму, полученную российскими производителями.
Главное событие минувшего сезона — переход под государственный контроль АвтоВАЗа. Топ-менеджмент, связанный с государственным «Рособоронэкспортом», сразу сделал несколько громких заявлений по поводу дальнейшей судьбы отечественного автогиганта. В частности, в Тольятти будет построен новый автомобильный завод производственной мощностью 450 000 автомобилей в год. Другой кардинальный шаг, который будет реализован, — полное обновление модельного ряда. Как заявил новый руководитель АвтоВАЗа Игорь Есиповский, всего за три года предприятие разработает две новые платформы, на основе которых будет создано до 12 новых моделей.
АвтоВАЗ намерен бороться за сохранение высокой доли рынка и своего потребителя, который приобретает в качестве первой машины «Ладу». По итогам продаж (см. табл. 2) государству досталось отнюдь не умирающее предприятие. Несмотря на то, что доля АвтоВАЗа на рынке постепенно сокращается, степень загрузки производственных мощностей близка к 100%, чего не скажешь, к примеру, о европейских автопроизводителях. Никто из иностранных компаний не смог предложить российскому рынку массовый автомобиль (с объемом реализации более 100 000 экземпляров в год) стоимостью 5 000–9 000 долларов, который бы составил конкуренцию продукции Волжского гиганта. Однако и АвтоВАЗ, в свою очередь, не смог удовлетворить всевозрастающие потребности отечественных покупателей в качественных автомобилях, поэтому все чаще их взор обращен как на подержанную, так и на новую импортную технику. В результате отечественный рынок растет благодаря новым и подержанным автомобилям иностранного производства. Вследствие чего и были предприняты решительные шаги по «спасению» отечественного автопрома.

Всероссийские тенденции
Однако при всем этом доля АвтоВАЗа в ближайшие несколько лет на рынке будет снижаться, пока не построят новый сборочный завод и на рынок не выйдут новые конкурентоспособные модели. Дисбаланс между спросом и предложением будет покрываться новыми иномарками, как ввезенными из-за границы, так и произведенными на нашей территории.
Уже сейчас очевидно, что спрос на качественные автомобили в России достаточно высок Сегмент новых иностранных автомобилей в денежном выражении практически в три раза превысил объемы продаж подержанных иностранных. Однако в нынешнем году ситуация на рынке должна измениться. Причина — развитие сборочных производств на российской территории мировыми автогигантами. В прошедшем году импортный сегмент автомобильного рынка явно доминировал над результатами объема производства российских сборочных проектов иностранных компаний. Поэтому кардинальный перелом объемов продаж по соотношению импортных и собранных в России новых иномарок произойдет в этом году. На полную мощность заработают несколько сборочных производств зарубежных компаний. ЗАО «Форд Моторз», расположенное в Ленинградской области, запланировало выпустить 60 000 популярных автомобилей Ford Focus-II. На такой же объем производства выйдет таганрогское предприятие, где выпускают Hyundai Accent. А московское предприятие «Автофрамос», расположенное в цехах бывшего завода «Москвич», обещает довести объем выпуска Renault Logan также до 60 тысяч. Не забудем и о СП GM-АвтоВАЗ, где будет собрано более 50 000 автомобилей.
Несколько меньшие объемы запланированы на ижевском заводе, где начата сборка корейского автомобиля Kia Spectra (около 25 000). В совокупности все сборочные предприятия иностранных концернов должны выдать около 300 000 автомобилей. А это уже почти половина рынка новых иномарок.
В результате в 2006 году такие компании, как Ford, Toyota, Hyundai, Chevrolet, смогут преодолеть 100-тысячный рубеж продаж. А объемы продаж французских автомобилей марки Renault также могут выйти на эту отметку.
При этом о реализации сборочных проектов на территории России, помимо вышеуказанных компаний, заявили китайская Great Wall, чешская Skoda, немецкая Volkswagen и итальянская компания FIAT. Последняя, в партнерстве с российской компанией «Северсталь-Авто» на заводе в Набережных Челнах, где прекращен выпуск микроавтомобиля «Ока», будет выпускать бюджетные модели FIAT Albea и FIAT Palio (стоимостью от 10 тысяч долларов).
При этом, как полагают аналитики, наиболее острая борьба развернется в секторе автомобилей ценой 10–15 тысяч долларов. Новым «фиатовским» моделям здесь противостоят около 20 конкурентов. Помимо широко разрекламированных и собирающихся в России моделей, тот же американский GM уже начал продажи автомобиля Chevrolet Lanos, сборка которого начата на запорожском заводе на Украине. А чтобы производственные мощности этого предприятия были загружены полностью, — главным рынком сбыта этого автомобиля «назначена» Россия. 
Пока «темной лошадкой» остаются китайские производители. В прошлом году они все вместе продали около 5 тысяч автомобилей. В этом году продукцию с лейблом Made in China купят более 10 тысяч россиян.
Отдельно стоит сказать о сегменте подержанных иномарок. По статистике в страну было ввезено более 300 тысяч таких автомобилей. Причем львиная доля поставок приходится на Дальний Восток, куда было импортировано более 200 тысяч праворульных японских автомобилей. В этом году после введения Дальневосточным таможенным управлением каталогов, которые помогают оценить реальную стоимость ввозимых машин, аналитики прогнозируют уменьшение объема ввоза подержанных «японцев».
Прогноз на 2006 год у разных аналитиков и экспертов, естественно, различается. Но по многим позициям они сходны. Все эксперты единодушны в том, что доля рынка у отечественных марок будет ниже, чем у зарубежных конкурентов. Прогнозируется уменьшение объемов ввоза подержанных иностранных автомобилей. 
Сибирские контрасты
В прошедшие десять лет Сибирь оказалась среди тех регионов России, которые были освоены импортерами подержанных японских праворульных автомобилей. Итоги продаж свидетельствуют о том, что этот сегмент автомобильного рынка не собирается сдавать своих позиций. Однако все же перемены на сибирском рынке происходят. Во-первых, новые отечественные автомобили здесь испытывают жесткую конкуренцию со стороны подержанных японских автомобилей. И как итог такого рыночного противостояния — примерно равные объемы продаж в ряде регионов Западной Сибири. Однако в регионах Восточной Сибири явно доминирует подержанная продукция японского автопрома. Однако самой значимой тенденцией последних двух лет, которая в итоге кардинально изменит весь сибирский автомобильный рынок, является опережающий рост продаж новых иномарок. Если в целом на российском рынке прирост продаж новых иномарок составил около 30%, то в Сибирском регионе этот рост был более впечатляющим. По данным журнала «Эксперт Сибирь», рынок новых иномарок Сибири вырос примерно на 70 процентов.
При скрупулезном анализе представляется возможным выявить несколько характерных черт, отличающих этот динамичный сегмент. Что имеется ввиду? Во-первых, доля Сибири в общероссийских показателях продаж новых иномарок слишком мала (около 3%). Следовательно местный рынок не насыщен предложениями иностранных компаний. Об этом свидетельствуют итоги продаж десяти самых популярных иностранных брэндов в Сибири (см. табл. 3). Если первая «пятерка» лидеров фактически не отличается от «пятерки» лидеров российского рынка, то наличие в сибирской топ-десятке таких премиум-брэндов, как немецкие BMW и Audi, известными своими очень дорогими автомобилями, характеризует местный авторынок как находящийся в стадии становления.
Напрашивается вывод: одной из тенденций развития сибирского и новосибирского автомобильного рынка в ближайшей перспективе станет формирование полноценной дилерской сети, которая будет продавать массовые и относительно недорогие иномарки. Вторая тенденция уже четко обозначена — некоторая стабилизация спроса в сегменте автомобилей премиум-класса. Новые иностранные автомобили стоимостью несколько десятков тысяч у. е. имеют ограниченный круг потребителей в Сибирском регионе. О том, что этот спрос фактически стабилизировался, говорят цифры результатов продаж автомобилей Audi, BMW, Mercedes, которые в прошлом году показали самые низкие проценты прироста в сегменте новых иномарок.
Аналитики прогнозируют не только рост предложения в этом сегменте (поскольку в Сибирском регионе пока слабо представлен ряд европейских и корейских и даже китайских компаний), но и усиление конкуренции именно в этом сегменте автомобильного рынка. Поэтому, по всей видимости, рост количества дилерских центров в сибирских городах станет еще одним знаковым событием в ближайшие годы. К примеру, уже сейчас немецкая компания Opel ищет дилеров в Барнауле, Новокузнецке, Томске, Иркутске и т. д. Новосибирск, как центр региона, другие областные города станут свидетелями появления не только новых продавцов иномарок, но и диверсификации предложения уже работающих дилеров.

Александр КОЛПАКОВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.