Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ПОПУЛЯРНАЯ БИЗНЕС-УСЛУГА

Комплексное юридическое обслуживание, абонентское юридическое обслуживание, юридический аутсорсинг – вот лишь несколько названий одной популярной бизнес-услуги. В её рамках специалисты в различных областях юриспруденции ежедневно решают текущие задачи по грамотному юридическому оформлению сделок; проводят экспертизу внутренних документов клиентов; ведут претензионную работу, дают консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в их финансово-хозяйственной деятельности, работают над взысканием дебиторской задолженности и многое другое...

По мнению ведущего юрисконсульта ООО «Финансовые консультанты» Лидии КОНДАУРОВОЙ, на сегодняшний день в развитии юридического рынка Новосибирска наметилось стабильное и уверенное развитие. Прежде всего, это обусловлено стремительным ростом экономики региона, развитием бизнеса, производства и другими экономическими факторами, что ставит перед участниками экономических отношений более сложные задачи, требующие юридического сопровождения. «Юридический рынок сегодня вышел на новый, более высокий уровень. Но стоит отметить и перенасыщение рынка так называемыми «подвальными юридическими компаниями», которые предоставляют не совсем легальные услуги. И квалификация специалистов, работающих в подобных фирмах, вызывает сомнение. Такое положение вещей вынуждает потенциальных клиентов более тщательно и ответственно подходить к выбору юридической фирмы», – говорит Лидия КОНДАУРОВА.
Как отмечает Елена КУЛЕШОВА, начальник юридического отдела ООО «Аудиторско-консалтинговая группа "ЭКФАРД", сегодня сибирские компании заинтересованы в оптимизации своих бизнесов-процессов: «Поэтому, по результатам анализа работы собственных юридических служб, все чаще принимаются решения о передаче юридических функций сторонним организациям (на аутсорсинг). Возрастает число зарубежных представителей крупного бизнеса и компаний, учрежденных в европейской части России, которые открывают свои филиалы, представительства, подразделения, создают дочерние общества в Сибирском регионе. И вопрос: «Как организовать юридическое сопровождение бизнеса?» решается в пользу юридических фирм. Ведь брать к себе в штат юрисконсультов и осуществлять контроль за их деятельностью может себе позволить далеко не каждое предприятие. Выгоднее поручить юридическое сопровождение стороннему профессионалу».

Что такое «комплексное юридическое обслуживание»?
Не секрет, что предпринимательская деятельность в России неизбежно связана с риском. Здесь и банковские кризисы, и криминал, и несовершенство налогового и валютного законодательства, и еще целый ряд негативных факторов, среди которых далеко не последнее место занимают бюрократические препоны, и, конечно же, многочисленные проверки деятельности предприятия, проводимые не менее многочисленными проверяющими организациями. Предотвратить нежелательные последствия внеплановой проверки организации или минимизировать потери от очередного «набега» проверяющих может только полное и грамотное юридическое сопровождение деятельности предприятия. Вполне вероятно, что даже юридическая служба или юрист предприятия в силу большой загруженности по профильной специализации не смогут обеспечить желаемого результата. В этом случае возникает необходимость привлечения сторонних специалистов. Прежде всего комплексное юридическое сопровождение деятельности предприятия по всем правовым вопросам, возникающим в процессе хозяйственной и предпринимательской деятельности, позволяет избежать принятия опрометчивых решений, снизить финансовые и коммерческие риски и разрешить уже существующие проблемы. «Как правило, в абонентское юридическое обслуживание входят устные консультации, письменные консультации с предоставлением справок и заключений по интересующим заказчика вопросам, предоставление нормативного материала; уведомление обо всех изменениях нормативных и законодательных актов. Сюда также включается составление и ведение основной гражданско-правовой документации (договоров, соглашений, приказов и др.), претензионно-исковая работа, представительство в судах и других государственных органах», – разъясняет Лидия КОНДАУРОВА.
Елена КУЛЕШОВА выделяет два варианта работы при комплексном юридическом обслуживании:

  • «Заключение договора, в соответствии с которым услуги оказываются по мере возникновения вопросов. Такая схема работы предпочтительней для клиента, если число поручений клиента невелико.
  • Абонентское обслуживание, т. е. выполнение заранее определенного круга поручений (договорная работа с контрагентами, работа с претензиями, консультирование в области различных отраслей права, представительство в судебных органах и др.) за фиксированную ежемесячную плату.

При выборе формы обслуживания клиенту может быть предложена возможность устного консультирования со специалистами по телефону ежедневно в рабочее время в определённом количестве часов. В любом случае в первую очередь консультант учитывает пожелания заказчика о порядке и форме оказания услуг. От возможности выполнения срочной работы в сокращенные сроки до предоставления круглосуточной связи со специалистом. Для решения отдельных вопросов, например, представительство в судебных органах при крупных спорах, подготовка возражений по актам налоговых проверок, консультации по покупке/продаже бизнеса (акций, долей в ООО) потребуется заключение отдельного договора».

«За» и «против»
Технология аутсорсинга предполагает «двойную» специализацию консультантов. Первичную – по работе с секторами бизнеса, что позволяет ответственным сотрудникам подробно ознакомиться со спецификой деятельности клиента. И вторичную – по отраслям законодательства. При возникновении сложных вопросов в специальной отрасли права, ответственные сотрудники привлекают к работе соответствующих специалистов. «Таким образом, при юридическом аутсорсинге к обслуживанию клиента привлекается группа специалистов вместо (или помимо) одного штатного юриста клиента. Благодаря чему возрастает производительность при одновременном решении нескольких вопросов», – говорит Елена КУЛЕШОВА.
Следует отметить, что современные средства коммуникации позволяют оперативно решать задачи клиента, исключая необходимость постоянного присутствия юриста в офисе. Кроме того, работа юристов не приостанавливается в связи с больничным, отпуском или по другим причинам.
По мнению Елены КУЛЕШОВОЙ, «Комплексное юридическое обслуживание (юридический аутсорсинг) необходимо, если периодически или постоянно возникают вопросы, требующие консультации юриста; если руководство недовольно качеством договорной работы в своей организации, если необходимо провести работу по взысканию задолженности с контрагентов в судебном порядке и в ряде других случаев. Юридический аутсорсинг даёт возможность постоянно держать ситуацию под контролем».
Как считает Лидия КОНДАУРОВА, преимущество комплексного юридического обслуживания в том, что юридическая фирма обладает богатым опытом работы, имеет юристов, которые специализируются в различных областях права, что позволяет оперативно решить почти любые проблемы клиента, и клиент может выбрать различные виды абонентского обслуживания: «Юридическая фирма, в отличие от штатного юриста, не преследует цели сделать карьеру за счет клиента, не болеет, не уходит в отпуск, в декрет и не может уволиться. Юридическая компания никогда не нарушит коммерческую тайну заказчика и не перейдёт к конкурентам, поскольку такие действия означают для неё конец бизнеса. Кроме того, при достаточно большом объеме решаемых задач основная работа юридического отдела компании обычно сосредоточена на генеральных направлениях бизнеса, а текущие юридические вопросы остаются без должного внимания. Юридическая фирма тоже может не знать всех тонкостей и нюансов деятельности предприятия, которые известны штатному юристу, но эта проблема решается в процессе сотрудничества».

Как выбрать юридическую фирму?
Следует внимательно отнестись к выбору юридической компании и отдать предпочтение организации, оказывающей полный комплекс юридических услуг, охватывающий все стадии существования бизнеса: от его создания, хозяйственной деятельности и до его ликвидации. Это позволит предприятию быть готовым к любым событиям в его хозяйственной жизни, даже если они обусловлены изменениями в законодательстве на федеральном или местном уровне. При выборе юридической фирмы Елена КУЛЕШОВА рекомендует обращать внимание на ее репутацию, известность в профессиональных кругах, о чем свидетельствует участие в рейтингах, проводимых ведущими агентствами, членство в профессиональных сообществах. Доверие к юридической фирме вызывает открытая информация об организациях – ее клиентах.
По мнению Лидии КОНДАУРОВОЙ, хороший юрист – это эксперт только в одной области права. Если кто-то обещает вам помощь по любым вопросам, следует отнестись к такому предложению с повышенным вниманием. «Все юридические фирмы можно условно разделить на четыре группы по численности сотрудников и количеству оказываемых услуг. Первая - крупные иностранные и российские компании. В основном они работают с такими же большими фирмами за высокие гонорары. Во вторую группу входят компании среднего звена. Они способны решить любые вопросы по деятельности предприятия, ведь в штате таких фирм, как правило, работает достаточное количество юристов для решения практически любых поставленных перед ними задач. Третья группа – это небольшие конторы, где обычно работают 2–3 юриста и специализируются они не более чем на двух областях права. И, наконец, четвертая – это юристы, действующие самостоятельно. Обычно они специализируются только на одном направлении. В юридических компаниях первой и второй группы достаточно квалификации и специалистов для того, чтобы решить практически все проблемы бизнеса», – комментирует Лидия КОНДАУРОВА.
Так как же выбрать достойную юридическую фирму? Во-первых, можно поспрашивать коллег, друзей, знакомых, партнеров по бизнесу. Их рекомендации порой лучше любого объявления. Во-вторых, есть несколько компаний с известным именем. Конечно, стоимость услуг у них выше, чем в среднем по рынку, но и результат, скорее всего, будет положительный. Однако главное, чтобы с вами работал конкретный юрист. А квалифицированного специалиста можно найти и в фирме поскромнее. Причем там аналогичные услуги будут гораздо дешевле. В крайнем случае можно изучить соответствующую рекламу. Но не в бесплатных еженедельниках, а в респектабельных специализированных печатных изданиях, заслуживающих доверия. «В любом из вышеперечисленных случаев до заключения договора следует спросить об опыте работы юриста, его квалификации, образовании. Представлял ли он интересы других фирм по аналогичным вопросам? С каким исходом? Какими выигранными делами по интересующей вас тематике знаменита фирма», – советует Лидия КОНДАУРОВА.
Гарантией качества юридических услуг выступает, помимо прочего, так называемая постдоговорная поддержка клиента, которая предполагает консультирование после предоставленной услуги, ответы на дополнительно возникшие вопросы, разъяснение порядка дальнейших действий.
Отношения по юридическому обслуживанию должны быть оформлены договором, в нем, как правило, предусматривается ответственность сторон.
Любая консалтинговая или юридическая фирма должна нести ответственность за свою работу. Поэтому почти все компании, работающие в этом секторе рынка, страхуют свою ответственность. В случае, когда клиент понес материальные потери в результате работы специалиста компании (например, юриста), страховщики возмещают или всю сумму, или ее часть (в зависимости от заключенного договора между консалтинговой фирмой и клиентом).
Материальную ответственность за тот или иной вид услуг прописывают в договоре. Так, например, по письменному консультированию консалтинговые компании несут, как правило, 100-процентную ответственность. Поэтому по спорным и сложным вопросам лучше заказывать письменный ответ (хотя это обойдется дороже). Несмотря на то, что по устному ответу (on-line консалтинг) фирмы тоже несут 100-процентную ответственность, доказать ошибку специалиста будет практически невозможно. Ведь клиент может не так задать вопрос или не так понять ответ. Поэтому устно консультироваться лучше только по несложным ситуациям.
Стоимость же юридических услуг зависит от объема поручений, входящих в предмет договора. «Стремление сэкономить на профессиональных юридических услугах в случае, если у бизнеса есть серьезные проблемы, не приведет к желаемому результату. Вместе с тем, рыночные цены на юридические услуги в городе стабилизировались, и в случае действительно завышенной стоимости услуг консалтинговые фирмы, скорее всего, потеряют своих клиентов», – отмечает Елена КУЛЕШОВА.

Заключения и рекомендации
Тенденция последнего времени – усложнение и углубление экономико-правовых отношений в России. Чтобы быть востребованным, консультанту необходимо идти на шаг быстрее, чем бизнесменам. Клиентам не всегда хватает правового взгляда на проблему. Требуются комплексные решения и подходы, учитывающие знания различных смежных сфер. «Специализация сотрудников консалтинговой компании должна соответствовать требуемому уровню обслуживаемой организации. В связи с этим, уже недостаточно условного разделения юристов на гражданско-правовую и уголовно-правовую специализации. Необходима специализация юристов в более узких областях: налогового права (в том числе путем получения статуса налоговых консультантов), корпоративного права, земельного права и др. В свою очередь, профессионализм сотрудников консультанта является гарантом надежности и качества юридических услуг», – считает Елена КУЛЕШОВА.
Таким образом, своевременный, а, главное, правильный выбор консалтинговой организации позволит качественно и вовремя решать правовые проблемы, стоящие перед организацией.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.