Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

За последние несколько лет лизинг из довольно экзотического продукта превратился в массовое явление. Оптимисты даже видят в нем палочку-выручалочку для малого бизнеса…

По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30—40% в год. Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся. Причем, как утверждается, спрос на него не затронул даже последний мировой финансовый кризис.

Состояние лизингового рынка
Как отмечает директор Сибирского филиала Europlan Сергей ЗОРЬКИН, «В целом, на российский рынок западный кредитный кризис не повлиял, так как основной прирост рынка формируют крупнейшие федеральные лизинговые компании».
В течение последних двух лет рынок лизинговых услуг показывает стабильный рост от 50% до 100% в год. По мнению заместителя генерального директора ООО "Сибирский лизинговый центр" Артема ОВОДОВА, «эта тенденция обусловлена прежде всего ростом спроса предприятий на новое оборудование, которое позволяет повысить производительность труда и конкурентоспособность предприятий. Кроме того, клиенты, которые примерно пять лет назад только начинали свой бизнес, сегодня увеличивают свои производственные мощности и приобретают в лизинг оборудование, транспортные средства, спецтехнику или недвижимость. Также из-за износа оборудования на промышленных предприятиях, в связи с чем их руководство все чаще принимает инвестиционные программы обновления основных средств».
Тем не менее, мировой кризис ликвидности, затронувший осенью 2007 года банковский сектор, отрицательно повлиял и на развитие лизинга. Как отмечает Артем ОВОДОВ,большинство банков ужесточили кредитную политику по отношению к своим заемщикам, в том числе и к лизинговым компаниям. Возможно, это не сильно коснулось федеральных лизинговых компаний, имеющих более легкий доступ к кредитным ресурсам, однако процесс рассмотрения лизинговых заявок замедлился и у них.
«Как и в любой кризисной ситуации, кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, поэтому «на плаву» остаются те лизинговые компании, которые смогли оперативно привлечь другие источники финансирования или нашли иные банки. Данная ситуация сохранится как минимум до конца 2008 года, однако, например, наша лизинговая компания пока не наблюдает снижение спроса на лизинг, так как клиенты, не получившие долгосрочное банковское финансирование, могут решить свои проблемы через лизинговые схемы», – комментирует Артем ОВОДОВ.
По мнению директора филиала ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» в г. Кемерово Александра ПЕТЕРСА, «рынок лизинга продолжает демонстрировать высокие темпы роста. Он по-прежнему развивается быстрее, чем любая другая отрасль национальной экономики. Объем нового бизнеса в 2006 году составил $ 14,7 млрд, а по итогам 2007 года он превысил $ 40 млрд. В первую очередь активно развивается лизинг автотранспорта, лизинг железнодорожного подвижного состава, лизинг строительной техники. Существуют две основные причины высокого спроса на лизинг. Первая – неудовлетворительное состояние основных средств на многих предприятиях региона, вторая – спрос, стимулируемый государством в рамках национальных проектов».

Наиболее популярные предложения
По мнению экспертов, на сегодняшний день финансовая аренда (суть ее в том, что лизингополучатель в конце срока лизинга обязан выкупить у лизингодателя предмет лизинга в собственность) – наиболее понятная, популярная и простая для лизингополучателя сделка. Лизинговые компании также все чаще реализуют оперативный автолизинг (в этом случае лизингополучатель в конце срока лизинга возвращает лизингодателю предмет лизинга). «Такие сделки, в основном, ранее заключались с представительствами иностранных компаний. Но сейчас Europlan заключает сделки оперативного автолизинга и с российскими компаниями. В кредитном портфеле Europlan сделки автолизинга (легковые, грузовые автомобили и спецтехника) занимают 75 процентов. Такое распределение по продуктам наблюдается и на всем российском рынке», – отмечает Сергей ЗОРЬКИН.
По наблюдениям Артема ОВОДОВА, клиенты все чаще интересуются возвратным лизингом, когда лизинговая компания приобретает уже имеющиеся активы у лизингополучателя и затем передает ему в лизинг эти активы. «Экономический эффект от данной сделки состоит в налоговых льготах, более ликвидной структуре баланса лизингополучателя и получении оборотных средств (альтернатива прямому банковскому кредитованию). Как показывает наша практика, наиболее популярными предметами лизинга являются грузовой автотранспорт и спецтехника (50% от лизингового портфеля), и оборудование (40%)», – рассказывает Артем ОВОДОВ.

Что делает лизинг привлекательным?
Лизинг является эффективным инструментом для решения проблемы модернизации и расширения производства, особенно при ограниченности собственных средств. Как отмечает Александр ПЕТЕРС, лизинг позволяет оптимизировать налогообложение, поскольку лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль: «Ускоренная амортизация получаемого в лизинг имущества позволяет экономить на налоге на имущество. Налоговые льготы помогают пользователям лизингового имущества сокращать расходы на 10-20% по сравнению с иными схемами финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, решение о заключении лизингового договора меньше зависит от кредитной истории предприятия и может быть принято в течение дня».
По мнению Артема ОВОДОВА,лизинг дает предприятиям возможность развиваться быстрее: «Мировой практикой доказано, что вести бизнес за счет заемных средств гораздо выгоднее, чем отвлекать собственный оборотный капитал. Лизинговая схема при небольшом первоначальном авансе может обеспечить потребность предприятия в необходимом оборудовании или технике. Кроме того, она удобна тем, что финансирование банком сделки осуществляется, как правило, без предварительного залога – кредит обеспечивается профинансированным имуществом. Немаловажно также, что банки при изучении лизинговых заявок рассматривают как заемщика лизинговую компанию, что упрощает и ускоряет процесс предоставления кредита». Поэтому, понимая все экономические и временные выгоды лизинговых продуктов, а также необходимость обновлять производственные фонды, клиенты все чаще обращаются в лизинговые компании.
Как отмечает Сергей ЗОРЬКИН, «Все, что требуется работникам Europlan для принятия первоначального решения о возможности финансирования проекта, это телефонный звонок. Если клиент на протяжении срока действия договора осуществляет лизинговые платежи в соответствии с графиком и полностью выплачивает сумму договора, право собственности на оборудование переходит к нему. Все доходы и прибыль, полученные клиентом в ходе использования предмета лизинга, являются его собственностью».

Конкуренция и будущее рынка
Как считает Александр ПЕТЕРС, конкуренция снижает стоимость лизингового предложения и расширяет перечень дополнительных услуг, оказываемых лизинговыми компаниями.
По мнению Сергея ЗОРЬКИНА, на сегодня конкуренция на рынке лизинга в России носит неценовой характер: «Лизинговые компании конкурируют в скорости принятия решения о финансировании сделки лизинга, наличии достаточных ресурсов (заемных и собственных) для финансирования сделки, специальных программ с производителями, поставщиками и дилерами, позволяющих делать предложения с минимальным удорожанием первоначальной стоимости предмета лизинга, спектре дополнительных услуг».
Насыщенность рынка лизинговых услуг СФО, по оценкам экспертов, на сегодняшний день составляет 60-70%. Основные игроки предлагают лизингополучателям примерно одинаковые условия. Поэтому конкуренция на данном рынке в основном выражается в таких факторах, как надежность лизинговой компании, наличие филиальной сети, оперативность работы, адекватность в решении текущих проблем во время действий договора лизинга, наличие квалифицированных специалистов, упрощенные процедуры рассмотрения небольших сделок, или сделок для постоянных клиентов, индивидуальные схемы работы. «К сожалению, есть факты  недобросовестной конкуренции между лизинговыми компаниями. Поэтому при выборе лизингового предложения следует оценивать сопоставимые графики лизинговых платежей. Если у клиента есть три графика разных лизинговых компаний, то они должны или включать сразу все составляющие общего удорожания (для автотранспорта – это налог на имущество, транспортный налог, страховка КАСКО и ОСАГО, проценты за кредит и основной долг, комиссия лизинговой компании, НДС), или какие-то статьи не включать. Например, некорректно сравнивать график, где учитывается всё, с графиком, где нет, например, страховки КАСКО или транспортного налога (в данном случае клиент будет платить их самостоятельно). Кроме того, нужно уточнять, нет ли комиссий за рассмотрение лизинговой заявки и прочих расходов, связанных с заключением и последующим действием договора лизинга. Также иногда возникает путаница в валюте договора лизинга, когда клиент первоначально подписывает рублевые графики, а в последствии оказывается, что лизинговые платежи привязаны к условным единицам, следовательно, возникает для лизингополучателя валютный риск», – объясняет Артем ОВОДОВ.

По оценкам Российской ассоциации лизинговых компаний («РОСЛИЗИНГ»), сегодня размер всего российского рынка финансовой аренды оценивается в $ 35,4 млрд (с учетом НДС). За прошлый год он вырос на $ 20,3 млрд. Доля лизинга в ВВП России в 2007-м составила 2,7%, а в объеме инвестиций в основной капитал – 14,1%. Двукратный потенциал роста этого рынка очевиден, так как в мировой практике максимальные значения этих показателей достигают уровня в 5% и 38% соответственно.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.