Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



Знакомый незнакомец

Для новосибирских бизнесменов слово «аутсорсинг» не совсем привычно, хотя большинство из них пользуются такими услугами давно. Существует много толкований понятия «аутсорсинг» (от англ. outsourcing — «использование внешних источников»).

Аутсорсинг в Новосибирске?
Если 3–4 года назад новосибирских компаний, предлагающих аутсорсинговые услуги, было всего несколько десятков, то сегодня их порядка нескольких сотен. «Тем не менее, пока в Новосибирске аутсорсинг в чистом виде не очень развит, — говорит директор ООО «ЮРИСТЪ» Денис Нетейский. — Компании, которые предоставляют аутсорсинг, как правило, еще не вычленили этот бизнес в отдельное направление и не предлагают такие услуги в комплексе».
По мнению исполнительного директора консультационной группы «ЧАСТНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ» Андрея Филатова, спектр аутсорсинговых услуг в Новосибирске практически такой же, как и в Москве. От уже ставших традиционными бухгалтерского, юридического, IT-сопровождения компании, услуг по охране, транспортным перевозкам до относительно новых детективных, клининговых, секретарских услуг.
Какими аутсорсинговыми услугами пользоваться, зависит от вида деятельности, потребностей и состояния компании. Юридическое сопровождение не означает только досудебное регулирование споров или представительство в суде. Оно начинается при создании бизнеса: подготовка учредительных документов, сопровождение регистрации в государственных органах, открытие расчетного счета.
То же самое касается бухгалтерского обслуживания. Даже на первом этапе, независимо от того, вела ли организация деятельность или нет, бухгалтерскую отчетность надо сдать своевременно. Специалисты аутсорсинговой компании могут не только сделать это, но и, начиная с разработки учетной политики, полностью взять на себя весь бухгалтерский учет. Зачастую удобно это тем компаниям, которые занимаются несколькими видами бизнеса. Скажем, найти бухгалтера, который хорошо разбирается и в строительстве, и в торговле, и в оказании услуг непросто, а держать пять бухгалтеров в штате — накладно.
Директор «Агентства Безопасности Бизнеса» и президент «Ассоциации Сибирских Детективов» Алексей Щербенёв вместо слова аутсорсинг предпочитает говорить об абонентском обслуживании. «Мы ограничили свою сферу деятельности обеспечением безопасности бизнеса, но расширили её направлениями — это и детективная деятельность по сбору информации, и консультирование по юридическим аспектам, кроме уголовных дел, и физическая охрана предприятий», — отмечает Алексей Щербенёв.
Потребность в секретарском аутсорсинге продиктована особенностями российского законодательства. Теперь в учредительных документах нужно указывать не юридический адрес, а адрес местонахождения организации. Однако очень часто предприниматели вынуждены менять офисы из-за того, что резко повышается арендная плата, либо компания энергично развивается и уже не может размещаться на прежних площадях. Секретарский аутсорсинг предполагает предоставление адреса компании, а также услуг по получению входящей корреспонденции.

Сколько это стоит?
Если в Москве минимальная ценовая шкала начинается от 500, то максимальная достигает нескольких тысяч у. е. В Новосибирске стоимость услуг на порядок ниже. Например, если организация работает по традиционной системе налогообложения, бухгалтерский аутсорсинг будет стоить от 5 000 до 12 000 рублей в месяц. Если фирма применяет УСН или деятельность слабая — от 2 000 рублей. Минимальная месячная оплата по юридическому сопровождению — 5 000 рублей в месяц. За предоставление адреса по секретарскому обслуживанию нужно заплатить 2 000 рублей и затем по 500 рублей ежемесячно за то, что секретарь будет принимать входящую корреспонденцию.
Но низкие цены — это не самый веский аргумент в пользу аутсорсинга. В любом случае необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» перед тем, как перейти на полный или частичный аутсорсинг. Ведь наряду с целым рядом преимуществ он таит в себе и определенные опасности.

Выгодно ли это?
Понятно, что пользоваться аутсорсингом имеет смысл в том случае, когда он несет компании реальную экономию.
По мнению руководителя бухгалтерского отдела ООО АФ «Алтекс» Анны Бондаренко, аутсорсинг выгоден в первую очередь среднему и малому бизнесу: «В Новосибирске последние полгода предприниматели стали более активно интересоваться аутсорсингом. В аутсорсинговых компаниях услуги стоят гораздо меньше, нежели нанимать собственного специалиста. Поэтому, передавая на аутсорсинг, например, бухгалтерию, предприниматели обеспечивают себе более квалифицированный бухгалтерский учет, но за меньшие деньги».
Директор бухгалтерской фирмы «ЭБФ» Елена Демчук считает, что предприятие тратит на аутсорсинг меньше, чем потратило бы на собственную бухгалтерию. «Порядок цен за абонентное обслуживание по сравнению с зарплатой бухгалтера, а тем более главного бухгалтера, меньше. Не надо платить налоги и сборы, содержать и обслуживать рабочее место бухгалтера, обновлять системы «Гарант» и «Консультант», проводить обучение и переобучение, устанавливать компьютер и содержать его», — добавляет Елена Демчук.
Аутсорсинговая компания обычно дает гарантии и несет ответственность за качество выполняемых работ и возможные недочёты и ошибки. Собственного же работника в лучшем случае можно лишить премии или уволить. Очень важно и то, что при аутсорсинге есть возможность перенять чужой опыт решения тех или иных проблем. Часто профессиональная ответственность аутсофера страхуется.
По словам Алексея Щербенёва, если на предприятии и есть начальник службы безопасности, риск-менеджер или менеджер по безопасности, то даже при высокой квалификации один специалист ничего не сможет сделать без контактов и помощи.
Кроме того, отказываясь от поиска, а впоследствии и содержания узких специалистов, руководство имеет возможность не только снизить издержки, но и сконцентрироваться на основном бизнес-процессе.

Подводные камни
Все аутсорсинговые риски можно разделить на две категории: те, которые обычно обсуждаются до передачи той или иной функции в аутсорсинг, и те, которые возникают в ходе обслуживания процесса внешним исполнителем. Риски первой категории можно отнести, скорее, к страхам: утечка коммерческой информации, ослабление информационной защиты. Однако захват коммерческой тайны может происходить и изнутри предприятия. Если организация принимает в штат бухгалтера или юриста, доказать, что утечка произошла от него, практически невозможно. А с консалтинговой фирмы можно удержать неустойку.
К рискам второй категории можно отнести то, что компания в случае неожиданного отказа от услуг аутсорсера или его банкротства может столкнуться с необходимостью срочно искать новых партнеров или начинать самостоятельно выполнять функции, ранее бывшие на аутсорсинге.
Договорные отношения потребуют от клиента жёсткой дисциплины оформления документов и соблюдения сроков их предоставления. Чтобы вести всю документацию чётко и эффективно, нужно получать от клиента достоверные данные в установленный срок

Вы решились
Взвесив все «за» и «против», вы решились прибегнуть к аутсорсингу. С чего начать? Первым делом нужно определиться с фирмой, способной оказать необходимую для вашей организации услугу. Конечно, лучше выбрать более известную. Сотрудничая с такой компанией, небольшая вероятность столкнуться с фирмой-однодневкой или опасаться за сохранность коммерческой тайны.
В любом случае начинать надо с телефонного звонка. «Если компания серьезная, у телефона просто не могут оказаться случайные люди. Специалисты на звонки отвечают достаточно квалифицированно, внятно и ясно», — говорит Андрей Филатов.
По мнению Дениса Нетейского, стоит познакомиться и с историей компании. Репутация — это очень весомый аргумент при выборе. Если компания на рынке несколько лет, безусловно, она прошла «и огонь, и воду, и медные трубы», а соответственно, и дальше будет продолжать бизнес. Желательно, чтобы профессиональная деятельность аутсорсинговой фирмы была застрахована.
«Если есть намерения передать на аутсорсинг бухгалтерский учет, стоит поинтересоваться, у кого будет обслуживаться компания: у аудитора или нет. Аудитор в соответствии с законодательством имеет право не разглашать третьим лицам конфиденциальную информацию о заказчике. Таких прав собственный или приходящий бухгалтер не имеет, — отмечает Андрей Филатов. — Кроме того, если компания начинает хвастаться своими клиентами, это первый сигнал того, что надо воздержаться от возможного сотрудничества с ней. Потому что подобная информация конфиденциальна».
Имеет смысл обслуживаться там, где работают и правоведы, и бухгалтеры, и оценщики, и адвокаты, и аудиторы. В такой компании могут комплексно подойти к решению одной проблемы. Ведь бывает, что универсальное решение приходит в голову как раз тогда, когда собираются специалисты разных направлений и коллегиально принимают наиболее эффективное решение.
По словам Елены Демчук, бухгалтерский аутсорсинг — услуга хоть и новая, но достаточно востребованная, желающих её получить достаточно много, и число их растёт: «Больше половины наших клиентов — это предприятия сферы услуг и торговли, остальные — производство, издательская деятельность, некоммерческие организации. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, причём с самыми разными оборотами — от десятков тысяч до миллионов рублей. Обороты и численность — это не критерии для бухгалтерского аутсорсинга, клиенты могут быть очень разными».

Правовой аспект
Действующим законодательством договор аутсорсинга не предусмотрен, но в то же время статья 421 Гражданского кодекса РФ предоставляет свободу в заключение договоров, которые прямо не предусмотрены законодательством, но и не противоречат ему. И поскольку аутсорсинг — это услуга по предоставлению персонала для выполнения им определенной деятельности в пользу организации-заказчика, то можно заключить договор возмездного оказания услуг. Если деятельность аутсорсера лицензируется, то нужно проверить наличие лицензии и внести ее реквизиты в текст договора. Необходимо подробно очертить круг передаваемых привлеченному персоналу обязанностей. Нельзя упустить и пункт, предусматривающий обеспечение конфиденциальности. Как гарантию качественного выполнения услуги в договоре можно прописать требования, касающиеся квалификации и профессионального опыта привлекаемого персонала.
 Особое внимание нужно уделить мерам ответственности. Заказчик должен предусмотреть в договоре компенсацию аутсорсером возможных потерь, понесенных вследствие некачественной работы привлеченного персонала. Ответственность может быть предусмотрена как в виде возмещения ущерба (включая упущенную выгоду), так и в виде штрафов (например, при нарушении трудовой дисциплины).

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.