Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ЛОКОМОТИВ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Интерес к логистике в России объективно связан с потребностями развития экономики и бизнеса. Потребительский бум и экономический рост подхлестывают увеличение грузооборота, за которым в тесной связке идет наращивание объемов услуг транспортных перевозок и ответственного хранения (складирования) грузов. В Новосибирске данные секторы рынка последние годы растут опережающими темпами, однако все равно не поспевают за спросом…

В логистике аутсорсинг призван решать ту же задачу, что и в других сферах бизнеса, а именно - снижение непроизводительных затрат компании. Как поясняет специалист по рекламе и PR ООО "Складские технологии" Дарья КОЛЯКИНА, «главная причина увеличения числа специализированных транспортно-экспедиционных компаний и складских комплексов – развитие бизнеса, освоение нашего рынка международными поставщиками, а также розничными сетями. Когда крупные поставщики осваивают новый рынок, им требуется инфраструктура: складские помещения, транспортные мощности. Самим инвестировать в инфраструктуру на начальном этапе невыгодно, поскольку в первую очередь средства инвестируются в развитие сети. В этот момент и возникает потребность в компаниях этого направления».

«Современный динамичный рынок диктует свои условия, - делится директор ТЭК «МИСТРАЛЬ» Наталья ГРЕНБЭК. - Для того чтобы оставаться на плаву, компаниям необходимо оперативно реагировать на изменяющиеся условия, корректировать курс, избавляться от малопроизводительных ресурсов, даже если в прошлом они принесли огромную пользу и были необходимы. Довольно часто таким «ресурсом» в компании становится собственное подразделение логистики (транспортной, складской, закупочной)».

Не секрет, что многие известные розничные сети не имеют собственных складов, а пользуются услугами т.н. «распределительных центров» (РЦ). В этом случае им нет необходимости постоянно поддерживать складские остатки по наиболее ликвидным позициям – достаточно сделать заявку в РЦ и товар доставят быстро и в нужном количестве. Однако не менее крупных федеральных поставщиков в «логистике третьей стороны» (3PL) нуждаются небольшие и средние региональные компании. Зачастую им накладно содержать не только непрофильные активы в виде складских помещений и автопарка грузовых машин, но и высокооплачиваемых специалистов по логистике.


Логистика и бизнес

Логистику можно без преувеличения назвать локомотивом мировых товарных рынков. Рядовой обыватель ощущает важность этой функции на себе только когда начинаются перебои с поставками потребительских товаров (в случае рекордных снегопадов, проливных дождей, селей, забастовок водителей грузовиков и т.д.). Другое дело – торговые компании, расходы которых на логистику напрямую влияют на производственные издержки, а значит конкурентоспособность бизнеса.

Российский рынок логистических услуг динамично развивается. Однако если в России основными логистическими услугами являются услуги по перевозке и экспедированию грузов, то в развитых странах наблюдается рост комплексных услуг и управленческой логистики. Учитывая эти тенденции, ожидается, что в ближайшие годы доля грузоперевозок на национальном логистическом рынке сократится, а доля управленческой логистики и услуг по складированию и дистрибуции вырастет. Недаром в Новосибирске ощущается дефицит качественных складских помещений, а в районе Толмачево и НЗХК запланировано строительство крупных промышленно-логистических парков.

«Логистика нужна для всех товарных рынков без исключения, - делится Дарья КОЛЯКИНА. - Высокие требования к логистике связаны не столько с конкретным рынком, сколько с уровнем организации бизнеса той или иной компанией. Если речь идёт о компаниях, которые являются потребителями услуг коммерческих складов, то это в первую очередь крупные производители и торговые компании, имеющие достаточно серьёзный товаропоток. Очень часто на аутсорсинг передаётся функция распределительного центра, которая подразумевает работу с поставщиками и дистрибьюторами, складскую обработку и дальнейшую транспортировку в регион.

Если говорить о том, сколько процентов в стоимости товара составляет логистика, то эта доля может колебаться от 2-3% до 40-50%. Нельзя однозначно сказать, что чем правильнее логистика, тем меньшую долю она составляет. Качественная логистика не может стоить дёшево. Другое дело, что она может значительно влиять на конкурентоспособность любого бизнеса, где сроки поставки и качество логистической обработки имеют принципиальное значение».

Бывает, что собственный отдел логистики является настоящей обузой для предприятия. А без него никак не обойтись. Что предпринять в этом случае? Долгие месяцы искать специалиста, который согласится налаживать все с нуля и действительно сможет организовать все процессы или же просто передать все в руки логистического оператора?

«Очень часто компании, для того чтобы оптимизировать логистические процессы, нанимают высокооплачиваемых сотрудников, которые занимаются формализацией бизнес-процессов, подбором и обучением персонала, разработкой систем мотивации, разработкой логистических схем, - соглашается Наталья ГРЕНБЭК. - Такие сотрудники стоят очень дорого, однако потребность в таких сотрудниках актуальна только на стадии первоначальной «настройки» функционирования логистического подразделения. Сотрудник привносит свои знания и опыт в построение и организацию всех процессов, а по сути просто копирует готовую, разработанную им систему в компанию. После того как все процессы перестают нуждаться в корректировках, такие сотрудники являются попросту обременительными и адекватным шагом руководителя является сокращение должности, либо понижение жалования сотруднику. Для нормального функционирования подразделения достаточно недорогих штатных сотрудников.

Однако при найме высокооплачиваемого специалиста есть шанс ошибиться в выборе, что приведет к неприятным последствиям - потере прибыли. И дело не в самом сотруднике, а в его опыте, - просто он может не годиться для организации вашего бизнеса».


«За» и «против»

Как часто руководители компаний задумываются о целесообразности применения аутсорсинговых схем, а в случае положительного решения, о том, какие логистические функции необходимо отдать компании-подрядчику, а какие оставить за внутренними отделами логистики?

Оптимальным решением считается сочетание собственной логистики компании и использование аутсорсинговых схем. И в том, и в другом случае необходимо ориентироваться на стратегию и цели компании. Развитие собственной логистики, помимо наработанного опыта и независимости от посредников, обеспечит компании персонализированный сервис, отвечающий внутренним запросам и потребностям организации, в ряде случаев значительную экономию средств, а также возможность в дальнейшем произвести диверсификацию бизнеса.

Использование аутсорсинговых схем подразумевает качественный, но стандартизированный сервис. Немаловажную роль играет и сокращение финансовых рисков компании, поскольку логистический посредник берет на себя ответственность за исполнение той или иной логистической операции. В ряде случаев при использовании аутсорсинга может наблюдаться значительное сокращение издержек на логистическую составляющую бизнеса за счет сокращения транспортных расходов, трат на приобретение оборудования и содержание штата специалистов по логистике. Кроме того, вследствие жесткой конкуренции на рынке логистические операторы стремятся поддерживать для своих клиентов оптимальное соотношение цена-качество услуг. Также немаловажно, что использование аутсорсинга позволяет компании сконцентрироваться на профильной деятельности без отвлечения ресурсов на логистику.

Отдать все функции логистики компании-подрядчику целесообразно в случае, если компании необходимы не отдельные услуги, а вся логистическая цепочка. Это могут быть предприятия малого и среднего бизнеса, которые по каким-либо причинам не хотят или не могут инвестировать средства в развитие собственной логистики, либо крупные компании, реализация поставок которых - это сложный, многоэтапный процесс.

Действительно, очень часто небольшие и средние торговые компании немного понимают в логистике и готовы платить деньги сторонним организациям за то, чтобы у них не болела голова о поставках, закупках, хранении и доставке товаров.

В этом случае им нужно просто сделать грамотный выбор. При выборе логистического оператора нужно позаботиться не только о доверии, хотя это тоже немаловажно. Необходимо дать оператору очень четкое техническое задание, зафиксировав такие параметры, как сроки поставок, стоимость, гарантийные обязательства, страховку. А чтобы все выполнялось четко в заданные сроки с минимальными издержками, все пожелания следует прописать в договоре.

При этом важно не просто переложить свои проблемы с больной головы на здоровую, а чтобы логистическая компания-партнер превратилась в наемное структурное подразделение, которое готово их решить за вознаграждение на высоком профессиональном уровне.

«Всё больше руководителей понимают, что непрофильную деятельность, каковой является, в частности, складская обработка, лучше отдавать специалистам, - уверена Дарья КОЛЯКИНА. - Это обеспечивает более высокий уровень сервиса, и в конечном итоге более выгодно. Единственное «но» заключается в том, что у заказчика должен быть достаточно крупный товаропоток. На небольших потоках аутсорсинг выгоден только тогда, когда предъявляются жёсткие требования к качеству обработки, и её невозможно осуществлять собственными силами.

Работа склада – это сложный комплекс непрофильных для торговой компании задач, и их удобнее передать компании, которая решит их профессионально. Если чётко сформулировать требования к складскому оператору, то останется только отправлять заявки и принимать товар в оговоренные сроки. Но любая работа с аутсорсингом требует структурированного информационного обмена, и наладить его бывает непросто. Потребуются встречные усилия оператора и клиента. Если качественно провести эту работу, то в процессе сотрудничества клиент сможет улучшить свои внутренние бизнес-процессы».

Транспортная логистика позволяет сократить или компенсировать издержки на транспортировку, как минимум, загрузив машину обратным грузом.
В любом случае логистические задачи всегда решаются по-разному в зависимости от условий в каждом конкретном случае.

Например, есть мнение, что аутсорсинг имеет смысл, например, если предприятие небольшое или создает филиал в регионе. Когда неясны перспективы и нет смысла вкладываться в инфраструктуру, все, что связано с логистикой, надо отдавать на аутсорсинг.

Во-вторых, в ряде фирм принципиально отказались от создания собственных логистических подразделений. При этом, как правило, организацией взаимодействия и координацией работ с внешними логистическими фирмами занимается грамотный профессионал.

В-третьих, появилась тенденция все большей профессионализации логистических посредников. Если она сохранится, то может появиться еще одна причина перехода на аутсорсинг - гарантия отменного качества

С другой стороны, чем лучше упорядочены взаимоотношения с контрагентами, тем выгоднее нанимать сторонних профессионалов. Транспортные компании очень ценят стабильность/ритмичность и объёмы и могут давать значительные скидки.

Конечно, это не касается, например, развозки грузов небольшими партиями по постоянно меняющимся маршрутам. Но если с логистическими операторами налажен процесс взаимодействия, заключены грамотные договоры, то устраивать из торговой компании  автопарк вовсе нецелесообразно. Зачем бизнесу «непрофильный актив»?


Решения

Таким образом, логистический аутсорсинг имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Концентрация усилий: клиент получает возможность сосредоточиться на стратегическом развитии бизнеса, поручив «третьей стороне» - логистической компании организацию и управление поставками товаров.

  2. Своевременное реагирование на изменение рыночного окружения: перенастройка логистики вслед за изменениями предпочтений потребителей и поведением конкурентов.

  3. Оптимизация системы расчётов: один оператор – один счёт.
  4. Обслуживание логистических цепей профессионалами.
  5. Сокращение затрат на логистику и повышение доходности компании.

Как правило, логистическая компания организует ответственное хранение и (или) доставку грузов в режиме «от двери к двери», что избавляет клиентов от необходимости управления сложными логистическими процессами и взаимодействия с большим количеством субподрядчиков и контрагентов. А  персональные менеджеры информируют клиентов о ходе транспортировки и обработки грузов и обеспечивают управляемость всеми звеньями цепи поставок.

Наталья ГРЕНБЭК рекомендует: «Оптимальным решением может быть услуга настройки функционирования подразделения логистики, включающая в себя все этапы этого процесса, такие как разработка и формализация бизнес-процессов, разработка систем мотивации, определение необходимого штата, подбор и обучение персонала, проведение тендеров, разработка логистических схем, документооборот, системы контроля и отчетности.

Второй вариант решения вопроса организации логистики – это полная передача подразделения логистики на аутсорсинг. При этой системе все начальные функции, описанные выше, также выполняются нашим специалистом. Но сотрудники подразделения находятся в нашем штате и выполняют все функции логистического подразделения заказчика с периодической отчетностью.

Передавая подразделение логистики на аутсорсинг, вы избавляете себя от:

- нагрузки на отдел персонала по подбору, учету, мотивации подразделения логистики;

- анализа постоянно изменяющегося рынка логистических услуг;

- проблем, возникающих при транспортировке и хранении;

- проблемы «нечистоплотности» сотрудников отдела логистики, ведущие к необоснованным «скрытым» затратам;

- вопросов бюджетирования подразделения;

- контроля за выполнением поставщиками услуг договорных обязательств.

При этом все этапы организации полностью подконтрольны заказчику и на каждом этапе он может вносить свои корректировки, чтобы получить необходимый именно ему инструмент. По окончании ввода в эксплуатацию системы мы выводим из структуры своего специалиста, оставляя вам полностью функционирующий эффективный инструмент.

Европейские компании уже давно оценили такую систему и максимально передают на аутсорсинг непрофильные подразделения, предпочитая заниматься основным бизнесом, не отвлекаясь на управление вспомогательными подразделениями. Эта система реально экономит время топ-менеджеров компании, давая возможность заниматься именно организацией бизнеса».

Что касается организации складской логистики, то, по мнению Дарьи КОЛЯКИНОЙ, «в настоящее время наблюдается дефицит качественных складских площадей, поэтому каждый склад находит своего клиента. Кроме того, склады имеют свою специфику, например, по температурному режиму, по применяемым технологиям складской обработки. Поэтому речь идёт не столько о конкурентной борьбе, сколько о поиске оптимального варианта сотрудничества».

Таким образом, при решении вопроса о том, какие логистические функции стоит доверить логистическому посреднику, необходимо ориентироваться на возможности компании в части организации собственной логистики, корпоративную стратегию развития бизнеса (концентрация либо диверсификация), частоту и сложность поставок и некоторые другие параметры собственного предприятия.


Дмитрий КАРАСЕВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.