Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



МЕЖГОРОД В БОРЬБЕ С МОНОПОЛИЕЙ
СЛОВО — НЕ ВОРОБЕЙ

СОВРЕМЕННЫЙ ОФИС

МЕЖГОРОД В БОРЬБЕ С МОНОПОЛИЕЙ

На заре перестройки, когда кавээновский комсомол просил у партии порулить, в стране преобладали наивные представления о рыночной экономике. Думали, вот выйдут на рынок два продавца, и станут цены снижать. Конкуренция! А им оказалось проще договориться о цене. Ожидалось, что с 1 января 2007 года наступит либерализация междугородной и международной связи. Но проходит полгода, а обещанного снижения тарифов на «межгород» все нет…

История вопроса

В плановой экономике существовало такое понятие, ак «планово-убыточное предприятие». Тарифы на его услуги не покрывали затрат, и оно финансировалось вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности. Либо получало финансы непосредственно из бюджета, либо его издержки покрывались перераспределением средств от смежных предприятий. Позже оказалось, что это называется перекрёстным субсидированием.

Карл Маркс в «Капитале» объединил транспорт и связь в отрасли нематериального производства. Вслед за ними объединяли их едиными подходами к планированию и распределению доходов и советские экономисты. Убытки пассажирских перевозок покрывались повышенными тарифами на грузоперевозки, а убыточность почтовой связи – доходами от электросвязи.

В самой электросвязи тоже существовало перекрёстное субсидирование. Городская телефонная сеть (ГТС) официально убыточным предприятием не считалась, но низкие тарифы для квартирных телефонов покрывались повышенными ставками для служебных. Кроме того, существовало перераспределение средств между ГТС и предприятиями междугородной телефонной связи (МТС). Сами предприятия такими расчётами, конечно же, не занимались, просто тарифы для междугородних переговоров были существенно завышены.

Вряд ли это было хорошо, хотя система была отлажена и действовала. Правда, поставить телефон в квартире было очень трудно. ГТС не были заинтересованы в росте числа абонентов, ведь при этом затраты росли и издержки увеличивались. Сети развивались планово – запишут партия и правительство увеличить число телефонов за пятилетку на столько-то номеров, под это и деньги выделят. Но эти средства использовались не всегда эффективно, не было стимула повышать качество работы и снижать издержки производства.

При либерализации экономики, не без подсказки западных советников, акционировались и транспорт, и связь. РАО «РЖД», которые остались стопроцентно государственными, это пошло на пользу. А вот речной и морской транспорт без государственных подпорок выжить не смогли. У связистов тоже не всё получилось гладко. Предприятия электросвязи, разбежавшись по региональным «квартирам», рынок вписались, тем более что значительный пакет акций «Связьинвеста» остался у государства и приватизация его всё время откладывается. Наши западные партнёры, может быть из лучших побуждений, но постоянно стремятся ослабить позиции государства в экономике. Так, одним из условий вступления России в ВТО стало требование либерализации междугородней и международной (МГ/МН) связи. На первом этапе переговоров об этом вхождении наше правительство просило шестилетний мораторий на демонополизацию «Ростелекома». Но потом Герман Греф объявил, что либерализация рынка дальней связи произойдет после 1 января 2007 года.

Но пока переговоры затягиваются, ситуация в отрасли связи меняется. Тарифы на местную связь поднимают до себестоимости, а иногда и выше, и оснований для перекрестного субсидирования становится все меньше. Кроме того, монетизация льгот значительно улучшила финансовые показатели ГТС.

26 мая 2005 года Россвязьнадзор выдал первую альтернативную лицензию на дальнюю связь компании «Центринфоком», которая объединяет несколько операторов по всей России. Такую лицензию мог получить любой оператор, который оказывает услуги во всех регионах, соглашается отчислять средства на субсидирование убыточной местной связи и выполнять ряд других требований. Позже лицензии получили Golden Telecom, «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и «Транстелеком» (ТТК).

Кстати, пункт о необходимости перечислять в фонд универсальных услуг связи 1,2% выручки телекоммуникационных компаний стал предметом разбирательства в Конституционном суде России. Заявители посчитали, что отчисление является скрытой формой налогообложения, а снятие этих средств в принудительном порядке является нарушением свободы предпринимательства. Но суд стал на сторону правительства, указав лишь, что размер отчисления должен фигурировать в тексте закона, а не назначаться постановлением правительства.

Коммерческий директор компании-оператора связи «Новотелеком» Юрий НАЗАРОВ напоминает, что проблема либерализации МГ/МН (междугородной/международной) связи активно обсуждалась в преддверии 2006 года, когда в силу вступали постановления правительства: «Магистральные и зоновые операторы предрекали тогда скорый закат IP-телефонии в том виде, в котором она существовала, да и существует сейчас. Ведь IP-телефония, привлекательная, прежде всего, ценой и доступностью, с точки зрения нормативных документов – лишь технология передачи голоса, а не отдельная услуга. Хотя все прекрасно понимают, что издержки, связанные с передачей голоса «традиционным путем» и посредством IP, – существенно различаются».

Как выбрать оператора связи

Право выбора оператора МГ/МН связи у абонентов фиксированных (стационарных) телефонных сетей России появилось с 1 января 2006 года. Вариантов два: предварительный выбор оператора и выбор оператора от звонка к звонку. Первый подразумевает, что абоненты заключают контракт с одним из операторов, и он становится их основным провайдером услуг дальней связи. Для того чтобы сделать МГ/МН-звонок через альтернативную компанию, абонентам нужно набрать длинный код. Понятно, что этот формат наиболее удобен традиционным операторам. В Новосибирске по умолчанию мы становимся клиентами «Ростелекома». Если вы хотите стать клиентом МТТ, то необходимо прийти в Сервисный центр «Сибирьтелекома» и написать заявление. Интересно, что на сайте «Сибирьтелекома» вообще нет никакого упоминания о МГ/МН-связи, только IP-телефония в кредит.

Выбор оператора от звонка к звонку более либерален. Абонентам надо лишь набрать короткий префикс конкретного оператора перед номером вызываемого абонента. Москва до конца 2007 года перейдёт именно на такой режим. Дело в том, что МГТС заинтересована в продвижении компании МТТ. Пока абонентов уведомляют о предстоящих изменениях. Те, кто не заключил договоры с постоянным партнёром для организации МГ/МН связи, после набора «восьмерки» услышат автоответчик МГТС, который предложит абоненту позвонить либо с помощью МТТ, либо с помощью «Ростелекома».

По словам Юрия Назарова, на текущий момент в Новосибирске действуют 17 лицензиатов на услуги МГ/МН-связи. Множество провайдеров телекоммуникационных услуг предлагают комплексную телефонизацию предприятий и качественную бесперебойную связь по низким тарифам, а также массу других сопутствующих услуг. В то же время, у многих новосибирских предпринимателей есть желание оптимизировать оплату услуг междугородной телефонной связи. Как выбрать фирму, которая комплексно, качественно и недорого обеспечит услугами связи? Особенно актуален этот вопрос для тех, кто переезжает в новые офисы.

По словам директора филиала компании «АРКТЕЛ» в Новосибирске. Сергея ГАВРИЧЕНКО, прежде всего стоит обратить внимание на саму технологию предоставления услуги и технические возможности оператора, от которых зависит набор дополнительных сервисов: «Вопрос экономии на услугах связи стоит для каждой организации по-своему: кому-то важна экономия, даже если она достигается в ущерб качеству и стабильности предоставления услуг. Однако всё больше компаний начинают оценивать оператора связи как партнера, от которого во многом зависит их коммерческий успех, поэтому, как это ни банально, решающим фактором в большинстве случаев является соотношение «цена/качество».

По мнению начальника отдела IP-телефонии компании «Крафтсвязь-Новосибирск» Юлии ВЕЛИЧКО, прежде чем начать сотрудничество с той или иной организацией, как минимум, выясняются деловая репутация оператора, как долго он находится на рынке, а также перечень предоставляемых услуг. «Как правило, при комплексном пользовании услугами клиентам предоставляются скидки, что дает существенную дополнительную экономию средств. Технически получение широкого спектра услуг от одного оператора уменьшает вероятность сбоев в работе. Не нужно тратить время на поиск других поставщиков услуг, упрощается система расчетов»,– добавляет она.

В условиях Новосибирска немаловажным может оказаться выбор технических средств – есть ли возможность подвести к офису линию связи или кабель, либо связь будет поставляться по радиоканалу. «Достоинства кабельной системы: высокие скорости передачи, прогнозируемое качество, расширяемость, высокая надежность, возможность предоставления широкого спектра услуг и сервисов,– говорит технический директор компании «Крафтсвязь-Новосибирск» Илья ЧИБИСОВ,– а недостатки: географическая привязанность, то есть наличие кабеля. 100 метров в сторону – и уже высокие затраты, высокая стоимость, большие временные затраты на подготовку и реализацию проекта».

Достоинства беспроводной связи – возможность подключения в отдалённых частях города и в пригороде, доступная цена, быстрота реализации проекта, мобильность. При переезде в другое место не надо никаких дополнительных затрат на организацию связи, только перевезти оборудование. К недостаткам можно отнести ограничения в скорости передачи данных, зависимость качества связи от погодных условий, радиопомех. «Технологии беспроводных сетей на сегодня не позволяют предоставить некоторые сервисы в полной мере. При получении лицензии жестко оговариваются тип используемого оборудования и фирма-изготовитель. При появлении на рынке лучшего оборудования его использование без перерегистрации, как правило, невозможно»,– уточняет Илья Чибисов.

Богатые возможности

По мнению Сергея Гавриченко, вопрос прогнозирования объёма затрат на «межгород» должен решаться внутри предприятия с учетом общей стратегии его развития. А вот в текущей их оптимизации клиенту должны помогать сотрудники оператора связи, анализируя объём и структуру его трафика. Это «правило хорошего тона» современной клиентоориентированной компании. При таком подходе клиент может быть уверен в том, что его взаимоотношения с оператором связи строятся на принципе взаимной выгоды.

В предоставлении услуг МГ/МН-связи тарифы существенно различаются для разных категорий абонентов. Население может пользоваться услугами «межгорода» как в кредит, так по предоплате. Например, с помощью телефонных карт, которые позволяют экономить на звонках в другие города и страны. Организации могут работать по таким же схемам оплаты с тем различием, что для некоторых из них возможны индивидуальные тарифные планы и схемы подключения.

«Из уникальных предложений на рынке дальней связи я бы отметил безлимитные тарифные планы на междугородную связь для организаций. Эта услуга стала доступна новосибирским организациям с приходом на местный рынок нашей компании»,– говорит директор филиала компании «АРКТЕЛ» в Новосибирске. Особенность этих тарифных планов в том, что абонент за небольшую фиксированную плату может совершать неограниченное количество междугородных звонков в рабочее время. Это позволяет с точностью до рубля прогнозировать затраты на «межгород» и не ограничивать себя в общении. Кроме того, по его мнению, к наиболее востребованным дополнительным услугам, связанным с дальней связью, можно отнести такие, как прямой московский номер в Новосибирске, а также целый ряд дополнительных сервисных функций.

Как отмечает Юлия Величко, компания «Крафтсвязь-Новосибирск» предоставляет перечень услуг, достаточный для того, чтобы удовлетворить запросы любого потребителя, включая подключение к Интернет-сети посредством волоконно-оптического канала, радиоканала; коммутируемое подключение к сети Internet с двумя тарифными планами: по времени соединения и по объему получаемой информации; предоставление местной телефонной связи, сотовой, спутниковой связи с возможностью МГ/МН-выхода; осуществление телефонной связи через компьютер. При этом тарифные планы в телефонии могут отличаться по объему переговоров, приоритетности направлений и некоторым другим параметрам.

О пользе технического прогресса

Несмотря на то, что законодательные акты «запретили» IP-телефонию как отдельную услугу, как техническое средство, она живет и процветает. «Бытует мнение, что IP-телефония уступает по качеству связи. На сегодняшний день в основной массе случаев это не так, – говорит Юрий Назаров,– Пропускная способность магистральных каналов связи за последние годы существенно возросла. Проблемы со связью наблюдаются, как правило, в небольших городках, и связаны они с качеством оборудования локального оператора, принимающего голосовой трафик».

Интернет забит предложениями по организации дешёвой телефонной связи и подключению к «Международной паутине». Есть фирмы, предлагающие получение лицензий на все виды связи, причём они готовы продать фирму уже с лицензиями. А Интернет-форумы полны гневных посланий и советов, как обойти лицензионные требования. Это наглядно демонстрирует противоречия действующих схем пропуска МГ/МН-трафика с законодательством и сложные процессы, происходящие на рынке дальней связи. Специалисты предполагают возможность появления виртуальных АТС и неформальных объединений в информационном пространстве.

До сих пор мы говорили о стационарных телефонах. Но мобильная связь плюс Интернет тоже предоставляют массу возможностей для сокращения расходов на переговоры. Есть достаточно простые серийно изготавливаемые устройства, которые, по данным «кулибиных», позволяют пользоваться сотовым телефоном чуть ли не бесплатно. Причём, по их утверждению, вполне законно. По крайней мере, прямых запретов на это нет.

Судя по тону и стилю, подобные предложения исходят от молодых людей. А, значит, трепещите, монополисты, не всё у России потеряно…

Михаил САННИКОВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.