Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



«КОНТРОЛЬНАЯ» БЕЗ ЛИШНИХ ОШИБОК

Особенности выживания в кризис
По мнению директора учебного центра ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ «РЕГИСТРАЦИЯ» Александра КУЩАКА, самым распространенным заблуждением является уверенность в том, что в кризис необходимо экономить на обучении: «Вся мировая практика преодоления кризисов говорит как раз об обратном. Дорогое, качественное и оперативное обучение персонала позволяло найти пути спасения своей компании».
Действительно, экономические кризисы в мировой практике – явление уже привычное и опыт выживания в этих непростых условиях накоплен немалый. Как отмечает директор юридической фирмы «Пактум» Андраник АВАГЯН, методы выживания бизнеса в кризис не сильно отличаются от докризисного периода и за последние 100 лет сильно не изменились: «Это сокращение издержек, оптимизация штатного расписания, работа с дебиторской задолженностью и т. д. Другой вопрос, что во всех этих правильных и нужных мероприятиях присутствует кризисный «привкус». Если раньше работники редко конфликтовали с работодателем (рынок вакансий был гораздо больше), то теперь при неправильном оформлении приказа, акта, любого другого внутреннего нормативного акта необходимого для увольнения или сокращения работника, работодателю грозит общение с трудовой инспекцией, а, возможно, и с прокуратурой. Также во многих предприятиях работники пользуются ресурсами Интернета как для исполнения своих служебных обязанностей так и в личных целях. Вот и вариант сокращения издержек! Однако есть маленький но важный нюанс – для того чтобы привлечь работника к дисциплинарной ответственности за использование Интернета в личных целях, на предприятии должно быть «Положение об использовании Интернета», Приказ о вводе этого положения. Не забудьте об ознакомлении работников с данным приказом и положением под роспись, неплохо если пункт о целевом использовании Интернета присутствует и в должностной инструкции работника. Если вышеуказанные документы отсутствуют, то работодателю в суде (если обиженный любитель Интернета подаст в суд за незаконное увольнение) будет туго. Примеров таких можно привести великое множество, и для того чтобы избежать неблагоприятных последствий, необходимо правильно оформлять документы, касающиеся прав и обязанностей работников предприятия, равно и все внутренние нормативные акты, касающиеся деятельности вашего бизнеса».
Со всем этим нельзя не согласиться. Если раньше работодатели на многие «мелочи» закрывали глаза, в пору кризиса ничто не должно оставаться незамеченным. И не только с целью сокращения издержек, а чтобы просто избежать «сюрпризов» от собственных работников.
Как считает генеральный директор группы компаний «Сфера», бизнес-консультант Михаил ГОЛЬДБЕРГ, основной особенностью выживания в условиях кризиса для большинства частных компаний является использование принципа спасения «лягушки, попавшей в бидон с молоком»: «Нужно энергично и без устали, с верой в успех целенаправленно совершать обдуманные разноплановые действия. Другой важной особенностью выживания может стать государственно-частное партнёрство в виде получения на определённых условиях помощи от государства, совместной реализации с государством некоторых целевых программ и проектов. Третьей особенностью выживания в условиях кризиса для многих компаний может стать специализация на направлениях «собственной высокой рыночной компетенции» и кооперация с другими компаниями в небольшие группы компаний для создания системы комплексного подхода к решению проблем покупателей по достаточно низким ценам. Наиболее распространенными стереотипами и заблуждениями, на наш взгляд, является мнение, что можно обойтись без сотрудничества с государством или без кооперации с хорошими партнёрами (забывая, что перед лицом опасности на Руси всегда происходили объединительные процессы). Ошибочно и то, что серьёзные «болезни фирмы» можно успешно лечить без опытных консультантов; ну и, конечно, известное нам всем «авось да пронесёт» или только «спасут  привычное родство-кумовство, взятки да откаты».
При выборе антикризисной стратегии большое значение имеет поведение управленческого состава предприятия. Важно не ухудшить существующее положение, концентрируясь на преодолении слабых сторон.

 (Не) обращайтесь к консультанту
В России к профессиональным бизнес-консультантам, в частности юридическим, чаще всего обращаются, когда проблемы нужно было решить еще «вчера». Тем не менее предупредительные меры по предотвращению неблагоприятных правовых последствий могут принести значительную экономию времени и денег владельцу бизнеса. «К примеру, правовой анализ и корректировка проекта договора юристом обойдется заведомо дешевле судебных баталий с контрагентом и привлечением специалиста по арбитражным процессам, - делится Андраник АВАГЯН. - Сейчас многие юридические фирмы предлагают проведение правового аудита бизнеса. В 2005 году я проводил аудит в одном акционерном обществе, занимающемся добычей полезных ископаемых, так вот, оказалось, что правоустанавливающие документы на объекты недвижимости общества отсутствуют, в лицензию не внесены необходимые изменения, а тексты заключенных договоров умещались на одной странице. Риски, которые несло предприятие, можете представить сами. И только ускоренное восстановление документов, приведение их в надлежащую форму спасло предприятие от огромных штрафов и приостановления действия лицензии. В период кризиса и стремительно меняющегося законодательства, ужесточения штрафных санкций в отношении предприятий различных форм собственности, целесообразно проведение правового аудита хозяйственной деятельности предприятия. После аудита руководство фирмы будет понимать количество и степень правовых рисков, а также необходимость привлечения юриста на постоянной или разовой основе или же рассмотреть вопрос о заключении с компетентной юридической фирмой договора на правовой аутсорсинг».
Необходимость в разработке антикризисной программы периодически возникает на любом предприятии. Если не воспользоваться возможностями, которые дает для обновления кризис, можно столкнуться с угрозой банкротства. «Основным методом выхода из кризиса является глубокое изучение ситуации в мире, в государстве, на своем секторе рынка и в самой фирме. На всех этих этапах без грамотных и опытных консультантов «со стороны» обойтись трудно, это всё равно как пытаться лечить серьёзную болезнь у своего «детища» самому: и глаз «замылен», и знаний-опыта не хватает, и времени и сил маловато, и боязно навредить. Да и народ не очень-то доверяет «вождям», которые не сумели своей активностью и квалификацией удержать фирму «на плаву»», – говорит Михаил ГОЛЬДБЕРГ.
Что и говорить, кризис – это сгусток проблем. И алгоритм их решения не всегда прост и понятен. «У внешнего консультанта огромное преимущество – он новый для компании человек со свежим взглядом. Этот фактор делает участие консультантов в работе компаний необходимым условием успешности в преодолении кризиса», – считает Александр КУЩАК.
Разработку индвидуальной антикризисной программы стоит начать с выяснения того, что желают сделать с бизнесом собственники: удержать на плаву или вообще отказаться от него. «Далее консультанту нужно провести глубокий и грамотный SWOT–анализ ситуации и возможно предложить собственникам новые решения в отношении бизнеса, - советует Михаил ГОЛЬДБЕРГ. - И уж затем, когда всё встанет на свои места, разработать хорошую антикризисную программу (возможно с альтернативными вариантами!), которая будет иметь общую стратегическую составляющую, отдельные подпрограммы со своими стратегиями, тактические и операционные составляющие. Каждая программа - как «индивидуально пошитый костюм», но со всеми обязательными для него атрибутами. При этом отправной точкой здесь должно служить не выживание, а развитие».

Особенности и ошибки
По мнению Андраника АВАГЯНА, при разработке антикризисных мер руководителям предприятий необходимо уделить особое внимание правовому сопровождению хозяйственной деятельности: «Хранению и учету договоров на небольших предприятиях зачастую не уделяют должного внимания, договоры и дополнительные соглашения теряются, нумерация договоров отсутствует, что не очень хорошо отражается на эффективности работы предприятия. Своевременная и грамотная претензионная работа снизит риски увеличения дебиторской задолженности, что важно для любого предприятия не только в период кризиса. Не секрет, что недобросовестные контрагенты задерживают оплату (или поставку товара), списывая нарушение своих обязательств на кризис. В таких случаях правильно составленная претензия заставляет такого контрагента задуматься о надлежащем исполнении своих обязательств. При этом необходимо отметить, что если вы указали сроки для ответа на претензию 20 дней, и по истечении этого срока контрагент не ответил вам в письменном виде, то не медлите, а направляйте исковое заявление в суд (уведомив о ваших действиях контрагента по телефону). Кроме того, полезно обобщать и анализировать претензионную работу за год, полгода, квартал и делать соответствующие выводы по эффективности взыскания дебиторской задолженности, недобросовестным контрагентам, «скользким» пунктам в заключаемых договорах и т. д. Нельзя забывать и о постоянном контроле исполнения претензионных требований. Бывает, что предприятие направляет претензию должнику и забывает о ней месяца на два, а должник в это время «сливает» свою фирму, чтобы не платить целой куче кредиторов в том числе и вам».
Чтобы избежать лишних ошибок, логичнее воспользоваться помощью опытных экспертов. «Из собственной консультационной антикризисной практики и практики антикризисного управления собственными бизнесами могу назвать следующие основные ошибки руководителей, - делится Михаил ГОЛЬДБЕРГ. - Они не очень верят в то, что грамотный, опытный, активный и честный консультант способен реально помочь в решении проблем компании; не совсем достойно оценивают в денежном выражении высококвалифицированный труд консультантов (борются за десятки, а то и сотни миллионов рублей в месяц, но «не могут» найти денег на достойную оплату консультантам); нет должной воли и настойчивости в реализации намеченных изменений; скрытность в отдельных важных вопросах от привлечённых консультантов; не очень быстро «впитывают» новые знания и технологии работы, которые им демонстрируют консультанты. В свою очередь, есть и типичные ошибки самих консультантов:  не у всех есть нужное «панорамное» видение ситуации, нужный объем теоретических многопрофильных знаний, навыки руководства сложными консультационными проектами; не все консультанты способны быстро сами обучаться и «затачивать» своих знания и опыт под конкретную фирму; не все консультанты «ведут» за собой надёжных, добросовестных и квалифицированных узкопрофильных специалистов; не все консультанты умеют хорошо интегрироваться в «подшефную команду»; не все готовы нести ответственность за конечный результат работы, доводить работу до победного финала. Основные сложности антикризисного управления – в преодолении вышеописанных ошибок».
Каждая компания имеет свою историю ошибок. Сейчас их цена возрастает в разы. Любая мелкая ошибка в проведении антикризисных мер является стратегической. Антикризисный аутсорсинг внешних специалистов необходим сегодня так же, как оперативное и системное обучение. «Главное, понять, в каком направлении двигаться. Новосибирский образовательный рынок богат семинарами, отвечающими на эти вопросы, - уверен Александр КУЩАК. - На основе обучения можно принимать оперативные решения, а затраты на обучение несопоставимы с возможными потерями компании в случае отсутствия знаний и навыков решения проблем».

Чего ожидать?
Предугадать развитие нынешней экономической ситуации довольно сложно. «Говорить про общие макроэкономические тенденции в России сложно: очень многое зависит от возможностей казны, разворотливости, прозорливости, воли президента и правительства, положения дел в крупнейших мировых экономиках: США, Китае, Японии, Германии, Великобритании и некоторых других странах, являющихся основными потребителями наших углеводородных ресурсов, металла, леса, минеральных удобрений, электроэнергии. Думаю,  можно говорить о медленном подъёме мировой и российской экономики со «дна» кризиса уже в этом году. Что в этой ситуации делать конкретным предприятиям? Действовать под руководством высококвалифицированных консультантов», – убежден Михаил ГОЛЬДБЕРГ.
«Несомненно, чтобы быть первым в новой экономике после кризиса, необходимо начинать мыслить в посткризисном масштабе сегодня», - считает Александр КУЩАК.
А принятие взвешенных управленческих решений с привлечением внешних специалистов поможет руководству компании при поддержке коллектива сотрудников успешно вывести фирму из кризиса.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.