Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



Защита от профессиональной ошибки

Страхование профессиональной ответственности является надёжным и эффективным инструментом, позволяющим  избежать финансовых проблем и сохранить доверие клиентов.

Кому это интересно?
Страхование профессиональной ответственности предназначено для страховой защиты лиц определенных профессий от претензий по возмещению клиентам (пациентам) материального ущерба в результате небрежности, допущенной в процессе выполнения служебных обязанностей.
«Часто страхователи полагают, что, застраховав имущество, защищают себя от всех рисков. Однако это не так – страхование ответственности и имущества удачно дополняют друг друга, поскольку исключения для одного вида являются страховыми случаями для другого. Имущественное страхование защищает от форс-мажорных обстоятельств, на совершение которых страхователь не мог повлиять своими действиями. Страхование же ответственности защищает на случай наличия вины страхователя», – поясняет Владислав Струков, директор Центра имущественного страхования и страхования ответственности филиала «Среднесибирская дирекция ОАО «РОСНО». Если Вы врач, бухгалтер, юрист, аудитор, косметолог, регистратор, занимаетесь какой-либо иной профессиональной деятельностью, то претензии клиентов в случае допущения профессиональной ошибки могут не только поставить под вопрос Ваш профессионализм, но и привести к значительным финансовым проблемам и неприятностям по их урегулированию. «Этот вид страхования интересен тем, что полис страхования дает финансовую поддержку в случае возникновения каких-либо проблем с клиентом. Например, неправильно поставленный врачом диагноз может привести к непредсказуемым последствиям для его пациента. В результате пострадавший имеет право подать в суд и вернуть деньги, которые ранее были уплачены, плюс получить компенсацию на дополнительное лечение. При наличии полиса страховая компания возьмет на себя возмещение этих расходов», – говорит Елена Шуйская, начальник департамента страхования профессиональной ответственности АО Новосибирский филиал «РОССТРАХ».
По мнению Виктора Долженкова, начальника отдела страхования имущества филиала ОСАО «Ингосстрах» в г. Новосибирске, интерес к страхованию профессиональной ответственности обусловлен несколькими причинами. «Первая – это обязательное требование законодательства, например, для адвокатов и нотариусов, вторая – желание организации участвовать в каких-либо конкурсах, что актуально для аудиторов. Третья причина – требование инвесторов, например страхование ответственности при выполнении строительно-монтажных работ, при проектировании и выполнении архитектурных работ. Ну и, наконец, четвертая – это осознание самими страхователями, что при выполнении их деятельности может быть причинен ущерб своим клиентам, чреватый финансовыми потерями организации», – говорит Виктор Долженков.
Страхование ответственности позволяет за счет небольших страховых взносов, размер которых составляет десятые доли процента от размера возможного ущерба, переложить бремя возмещения причиненных убытков на страховую компанию.
Страхование обязательной профессиональной ответственности сегодня становится не менее важным, чем лицензирование. Риэлтору или адвокату, по сути, все равно: купить лицензию или страховой полис. А вот для потребителя их услуг преимущества застрахованной ответственности очевидны. Лицензию можно отозвать, но станет ли от этого легче пострадавшему клиенту? Застрахованная профессиональная ответственность – это гарантия компенсации в случае полученного ущерба.

Востребовано ли это в Новосибирске
Спектр услуг по страхованию профессиональной ответственности, предлагаемых в Новосибирске, сегодня весьма многообразен. Однако пока практика страхования ответственности юридических лиц не столь велика. «Вообще в России полисы страхования, например, врачей или частных аудиторов, можно пересчитать по пальцам. Хотя в перспективе, вероятнее всего, ситуация будет меняться. С одной стороны, некоторые виды страхования ответственности юридических лиц, включая страхование ответственности аудиторов, являются обязательными в силу закона. С другой стороны, сами специалисты понимают, что полис страхования профессиональной ответственности повышает их вес в глазах клиента и гарантирует им самим уверенность в завтрашнем дне», – считает Владислав Струков.
Тем не менее, интерес к страхованию профессиональной ответственности постепенно растет. «Я работаю на этом рынке более 8 лет. Если раньше клиенты вообще не обращались за такого рода услугами, то теперь практика страхования и выплат, например, врачам есть. У нас была ситуация, когда мы помогли решить конфликт нашего клиента-врача со своим пациентом, который требовал не только возмещения материального, но и морального ущерба. Так как страховая компания моральный ущерб не выплачивает, пациент грозился пойти в суд за возмещением морального ущерба. Но после того, как наша компания ему оперативно и в полном объеме выплатила сумму ущерба, пациент нашего клиента остался доволен и моральный ущерб его уже не интересовал», – делится опытом Елена Шуйская.
Пользуется спросом у новосибирских бизнесменов и страхование ответственности, связанной с эксплуатацией помещений (офисов, торговых помещений, складов). «Это неудивительно, ведь случаи, когда человек получает увечье в помещении, нередки. Например, супермаркет застраховал у нас свою ответственность перед покупателями. И страховой случай возник: покупатель ударился о стеклянную дверь и разбил лицо. Мы выплатили покупателю страховую сумму», – рассказывает Виктор Долженков.
Случаи добровольного страхования профессиональной ответственности в Новосибирске пока недостаточно распространены. Но это уже вопрос из разряда страховой культуры и степени зрелости рынка в целом. В настоящее время доля таких договоров в Новосибирском страховом портфеле невелика. По мнению Виктора Долженкова, страхование ответственности, например, юристов, практически не востребовано. «Может быть, по причине того, что в отличие от деятельности аудиторов, юристы работают на рынке розничных клиентов, которые не предъявляют требования о наличии страхового полиса ответственности юриста. А аудиторы, как правило, работают с крупными клиентами, которые требуют наличие финансового обеспечения в случае, если аудитор совершит ошибку. У нас была практика, когда мы заплатили за аудиторов страховое возмещение. Клиент аудиторской компании находился у них на полном бухгалтерском обслуживании. После налоговой проверки у клиента возникла необходимость возмещения пеней и штрафов. Страховая компания это выплатила», – говорит Виктор Долженков.
Причиной того, что организации не часто страхуют свою профессиональную ответственность, многие представители рынка страхования называют небольшую судебную практику по требованию возмещения ущерба.
«На Западе люди привыкли разрешать свои проблемы в суде. Здесь можно вспомнить уже ставший классическим пример, когда посетительница одного кафе обожглась горячим кофе. В результате суд взыскал крупную сумму с организации, и теперь на всех стаканчиках этого кафе написано: «Осторожно, кофе горячий». Это яркий пример того, что гражданин, чье право нарушено, всегда может потребовать и получить возмещение убытков от ответственного за вред лица. У нас практика судебных исков, предъявляемых теми, кому был причинен ущерб, не очень велика. Как следствие, не очень велика и популярность  страхования ответственности», – считает Олег Крестов.

Кому стоит задуматься о приобретении полиса
О приобретении полиса следует подумать тем предприятиям, чья деятельность связана с повышенным риском причинения вреда третьим лицам. Это может быть как производство, так и сфера услуг.
В последнее время стали появляться запросы на страхование качества продукции. Если это связано с деятельностью клиента на международном рынке, то тогда это и может доходить до оформления полисов. На внутреннем же рынке такие запросы иногда случаются, но, поскольку пока мотивация слаба, сами страхователи не боятся получения претензий по качеству продукции. Поэтому и страхование этого рода не развито», – отмечает Виктор Долженков.
По мнению Елены Шуйской, актуально страхование ответственности при осуществлении ремонта и технического обслуживания транспортных средств (автосервисы). «В частности, у нас были выплаты станции технического обслуживания, когда после ремонта автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие. Наша компания выплатила клиенту СТО компенсацию», – говорит Елена Шуйская.
Становится актуальным также страхование ответственности по выполнению условий договоров. «На сегодняшний момент это очень актуально, однако пока страховые компании не рискуют брать на себя такую ответственность, потому что это большая работа по проверке контрагентов. А их, как правило, сложно проверить. Спрос есть, однако из-за сложности, на сегодня этот рынок страхования в Новосибирск не работает», – утверждает Елена Шуйская.
Последние трагические события в Москве, в частности, обрушение "Трансвааль-парка", наталкивают на мысль о необходимости страхования ответственности эксплуатантов различных развлекательных комплексов, организаторов массовых мероприятий и владельцев других мест большого скопления людей. «Причем в такие страховые договоры необходимо включать все наиболее вероятные риски, характерные для мегаполиса», – говорит Владислав Струков. – «Накануне Дня города наша компания заключила договор страхования ответственности с Городским центром содействия культуре г. Новосибирска за возможный вред, причиненный третьим лицам при проведении Дня города. Риски, покрываемые этим договором, связаны с непреднамеренной небрежностью, допущенной при подготовке, проведении и организации массового мероприятия; с недостатками материалов и оборудования, используемых при проведении Дня города; с ответственностью страхователя, возникающей при эксплуатации и техническом обслуживании зданий, сооружений и территорий, используемых при проведении массового мероприятия и др.».
С учетом того, что в числе возможных причин обрушения того же аквапарка сегодня рассматриваются ошибки при проектировании и возведении комплекса, необходимо задуматься и об обязательном страховании ответственности строителей и проектировщиков. В то же время, различные происшествия и по вине строителей случаются довольно часто. И материальный ущерб от них здоровью или имуществу третьих лиц порой может быть очень даже значительным.
Также стоит задуматься о страховании ответственности туроператоров и турагентов. «Последние несколько лет туристические фирмы прочно удерживают лидерство по количеству претензий от потребителей. По статистике к одной туристической фирме в среднем ежегодно предъявляется одна - две претензии с требованием возместить причиненный ущерб, а суммы выплат по многим искам достигают нескольких тысяч долларов», – говорит Елена Шуйская.

Как выбрать страховщика
Страхователь заключает договор, чтобы при наступлении страхового случая своевременно и полностью получить возмещение убытков. Поэтому стоит учитывать такой важный момент, как определенный лимит ответственности, отпущенный своему филиалу головной организацией. Если ущерб страхователя превысит этот лимит, начинается долгий процесс согласования урегулирования убытков с центральным офисом.
 «Я приобретала бы полис страхования в Новосибирской компании, потому что если наступит страховой случай гораздо проще общаться напрямую по поводу выплаты. С московскими компаниями происходит общение через филиал, поэтому, как правило, сроки выплаты затягиваются», – говорит Елена Шуйская.
Некоторые организации, которые должны страховать ответственность своих сотрудников по закону, обязательно проводят аккредитацию. «Одним из критериев работы на рынке является наличие у страховой компании лицензии и аккредитации в различных профессиональных объединениях и союзах», – поясняет Владислав Струков.
Выбирая страховую компанию, не следует забывать и о том, что страхование – это не благотворительность, а коммерческая деятельность, и страховая фирма вовсе не обязана покрывать все риски в полном объеме (если это не оговорено условиями договора). По мнению Олега Крестова, страхование ответственности гораздо сложнее, чем, например, страхование имущества. «Стоит обязательно сравнить условия такого страхования в разных компаниях. Потому что формулировка страхового случая не у всех компаний одинакова. Поэтому нужно прямо уточнять, будет ли тот или иной случай страховым и требовать разъяснений. И таким путем подобрать удобный для себя вариант», – считает Олег Крестов.
Также весомым критерием доверия для клиента является репутация страховой компании. «Здесь немаловажным фактором являются рекомендации. Их, несомненно, имеют страховые компании, работающие по принципу: «один довольный клиент – 5-7 новых договоров, один не довольный – 10-15 незаключенных»», – считает Владислав Струков.
В заключение хотелось бы отметить, что при помощи страхования, к сожалению, невозможно предотвратить возможные убытки. Зато страховщикам по силам значительно смягчить их последствия.

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.