Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ПОКА НЕ ГРЯНУЛ ГРОМ

Определяя дату вооруженного восстания, классик марксизма-ленинизма сказал: «вчера рано, завтра поздно». То же самое можно сказать об интеграции программного обеспечения. IT-консультанты стоят на пороге офисов с предложением: «У вас ещё нет информационной стратегии бизнеса?! Тогда мы идём к вам…»

 

Немного истории

Вычислительная техника – «железо» и программное обеспечение – «софт» всегда развивались параллельно, подгоняя друг друга. Для решения более сложных научно-технических и управленческих задач требовались более «умные» машины. А для таких процессоров требовались и более совершенные программы.

Когда «программы для всех» перестали удовлетворять потребителей, появились продукты, учитывающие особенности различных видов деятельности - специально для строительных компаний, для транспортных, для торговых и так далее. Поскольку весь мир стремится к унификации и стандартизации, то и разработчики программного обеспечения подумали о том, что надо как-то позиционировать свои произведения. И назвали их ERP-системы (Enterprise Resource Planning System – система планирования ресурсов предприятия).

Строятся такие системы по модульному принципу, охватывая автоматизацией все ключевые бизнес-процессы компании. Мало того – они осуществляют оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и контроль его исполнения, финансовый и управленческий учёт; управление проектами, включая планирование этапов и ресурсов.

Не программа, а мечта! Но и этого оказалось мало. На новую степень построения программного обеспечения подняла Всемирная паутина. Теперь обмен информацией и ERP-системы встраиваются во внутренний или корпоративный портал предприятия.

 

От «лоскутков» к интеграции

По мнению директора группы компаний «Парус-Сибирь» Алексея БЕЛЯЕВА, развитие компьютерных систем определяет баланс между возможностями, которые дают аппаратные части, системное и прикладное программное обеспечение, и потребностями заказчиков. А на потребности бизнеса в части бизнес-приложений влияет множество факторов. В настоящее время цена ПК позволяет насытить все компьютерные потребности даже самого небольшого бизнеса. А поскольку компьютеров чаще всего несколько, то их объединяют в сеть. Значит, появляется сервер, а то и не один.

Кроме того, информационные технологии коренным образом изменили определённые виды деятельности. Например, редакции газет и журналов, издательское дело теперь просто немыслимы без компьютеров. Как и деятельность проектных организаций – чертежи на листах ватмана давно никто не рисует. Автоматизация на цифровой основе активно внедряется в производственные процессы, от прокатных станов до выпечки булочек, и позволяет учитывать расход материалов и произведённую продукцию. А системы контроля удалённого доступа – «электронная проходная» - легко сочетаются с HRM-функционалом – комплексом управления персоналом (кадрами), а тот, в свою очередь, – с начислением заработной платы.

Как отмечает руководитель отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи» Валентин ФОСС, предоставляемые информационным рынком решения по автоматизации бизнеса на данный момент почти все совместимы с IT-инфраструктурой компаний. Современные программные решения достаточно гибки в доработке под разные бизнес-задачи компаний. Они хорошо встраиваются в уже имеющиеся решения, имеют модули, которые сводят воедино разные приложения и системы.

Понятно, что руководители предприятий не могли ждать появления самой совершенной из программ для автоматизации бизнеса и решали насущные проблемы по мере поступления. Поэтому бухгалтерская программа могла быть сделана в одной системе, документооборот – в другой, управление кадрами – в третьей, а технология – вообще на экзотическом программном продукте. Если компьютеры во всех этих отделах и подразделениях и работали в единой сети, то только на уровне обмена текстовыми или Excel-файлами. Это породило термин «лоскутная автоматизация».

На каком-то этапе возникает вполне закономерная мысль – а как заставить всё это работать в комплексе? Ответ: создать КИС – корпоративную информационную систему, в которую будут завязаны и элементы ERP, и элементы безопасности, и обмена данными. Хорошо, если системный администратор предприятия или отдел АСУ, там, где они ещё сохранились, способны на такой «подвиг». Но чаще всего необходим специалист со стороны – IT-консультант или системный интегратор.

«Под системным интегратором мы, прежде всего, понимаем компанию, которая предоставляет комплекс услуг, – говорит руководитель Центра решений компании Microsoft по СФО Владимир СОЛОВЬЕВ. – Это шире, чем поставка компьютеров, серверов, рабочих станций и программного обеспечения. Сюда, как правило, входит обучение пользователей и ИТ-персонала, внедрение поставляемых программных комплексов. Системный интегратор может также поставлять системы безопасности, пожаротушения, кондиционирования и многое другое, что полностью обеспечивает потребности клиента». А Алексей БЕЛЯЕВ добавляет, что движение в сторону интеграции – уже насущная необходимость: «В связи с общим ростом информационной грамотности заказчики созрели до понимания необходимости таких систем».

Как отмечают специалисты, внедрение передовой автоматизации зависит от нужд каждого клиента. Некоторые из них, прочитав обзор новых возможностей программного продукта, понимают, что его покупка избавит их от половины проблем с IT-инфраструктурой, и «завтра» было необходимо еще «вчера». Других пока устраивает «лоскутная автоматизация», поскольку, как правило, решает особо важные проблемы, которые необходимо закрыть быстро. При этом возникает ситуация, что при проведении комплексной автоматизации этот участок работ придётся переделывать или дорабатывать.

 

Всё своё ношу с собой

Если само слово аутсорсинг (от англ. outsourcing) как разновидность кооперирования становится всё привычнее, то передача отдельных бизнес-процессов сторонней специализированной организации приживается ещё с трудом. Алексей БЕЛЯЕВ считает, что это связано с российской ментальностью: «Бизнес у нас развивается, как империя с замкнутым циклом обеспечения и закрытыми границами. Психология такова, что очень трудно отдавать что-то на сторону. Даже внутригородские перевозки трудно передаются на аутсорсинг – пусть будет одна «газелька», но своя».

По его мнению, если малое предприятие имеет всего несколько компьютеров, то ему экономически выгоднее сотрудничать по обслуживанию «железа» со специализированной фирмой, чем содержать своего сисадмина. Но в этом случае возникает вопрос об ответственности. С программным продуктом сложнее. «Что понимать здесь под аутсорсингом? Это обслуживание продукта или его аренда? Долго говорили о поставке софта как услуге. Ты ничего не покупаешь, а просто платишь какую-то арендную плату и используешь какую-то систему, допустим через Интернет. Сейчас это вполне реально», – считает Алексей БЕЛЯЕВ.

Валентин ФОСС обращает внимание на то, что для реализации масштабных бизнес-проектов необходимы усилия большого числа специалистов, в том числе и специалистов в области информационных технологий. Компаниям просто невыгодно содержать большой штат «айтишников» в обычное время, поэтому они обращаются к услугам сторонних организаций, обладающих необходимыми ресурсами, как людскими, так и материальными. «В то же время точные границы применения IT-аутсорсинга определить достаточно сложно, ведь к этой области услуг можно отнести администрирование и поддержку приходящим специалистом сети из двух компьютеров, стоящих в небольшом офисе», – отмечает Валентин ФОСС.

По мнению Владимира СОЛОВЬЕВА, IT-аутсорсинг востребован абсолютно для любых компаний, вне зависимости от масштаба и сферы деятельности, особенно при внедрении новых программных продуктов. «Даже если в компании сильный IT-отдел, то его сотрудники всё равно не могут знать всё. Люди, целенаправленно занимающиеся внедрением решений, знают их функции намного лучше и имеют больший опыт развертывания и настройки. Конечно, любое решение можно изучить самостоятельно, но это потребует значительных временных и финансовых затрат. Вдобавок штатных специалистов постоянно отвлекают на текущие задачи, и у них нет возможности сосредоточиться на внедрении какого-либо решения, и они занимаются им от случая к случаю, когда есть время»,– замечает Владимир СОЛОВЬЕВ. Поэтому наиболее рационально непременно прибегать к услугам аутсорсинга при внедрении новых технологий.

 

Как это делается

Хрестоматийный пример из истории автоматизации. В каком-то ведомстве один из отделов «зашивался» от объёма информации. Решили, что внедрение ЭВМ должно ускорить этот технологический процесс. Когда специалисты АСУ стали исследовать порядок того, что им предстояло автоматизировать, то оказалось, что этот отдел в своё время был составлен из трёх. В каждом из них был свой реестр ведения документации. После объединения отделов принцип заполнения формуляров сохранился, и никто не мог сказать, почему. А когда все формуляры свели в единую табличную форму, простую и наглядную, исключив все дублирования, то оказалось, что процесс прохождения документации ускорился безо всякой компьютеризации. Тогда и появилось формула «нельзя автоматизировать беспорядок».

Как определяют специалисты, системная интеграция нацелена на повышение эффективности управления современным предприятием средствами информационных технологий. И её реализация состоит из нескольких этапов: анализа текущего состояния бизнеса; оценки перспектив развития; постановки задач и выработки концепции их решения; разработки и внедрения интегрированной информационной системы; сопровождения решения и обучения персонала клиента. Причём, каждое из этих направлений может быть предоставлено в виде отдельной услуги.

По мнению Алексея БЕЛЯЕВА, это несколько шире, чем IT-консалтинг, и больше похоже на бизнес-консалтинг. У IT-консультанта и без того дел немало. Один разработчик не может объять необъятное – кто-то хорошо делает системы безопасности, другой – АСУ-ТП, бухгалтерский учёт, логистику, финансы. Да и полный объём этих задач потребителю не всегда нужен. Кроме того, постоянно идёт интеграция с внешними информационными системами: налоговую информацию надо сдавать только в электронном виде, в банк платежи отправлять по клиентской системе. Для этого надо согласовывать протоколы, язык, пароли и так далее.

Владимир СОЛОВЬЕВ обращает внимание на то, что рынок информационных технологий не стоит на месте – вендоры (владельцы торговых марок) совершенствуют оборудование и программные продукты, увеличивают производительность, добавляют функциональные возможности. И каждый раз надо ставить перед собой вопрос: «Насколько это нам необходимо именно сейчас?», поскольку главное, к чему нужно стремиться, – снижение затрат на обслуживание IT-инфраструктуры, повышение производительности труда, увеличение эффективности использования оборудования и его преимуществ.

Рынок системной интеграции в Новосибирске достаточно обширен, он включает сильных игроков как местного, так и федерального уровня. Однако в этом есть и опасность – например, компания федерального уровня может являться одним из лидеров рынка в Москве и обладать слабым потенциалом, скажем во Владивостоке, где более силен местный интегратор. «Что касается выбора интегратора, то роль играет целый набор факторов – каким-то компаниям важнее географическая близость, кто-то предпочитает работать с крупными федеральными интеграторами. Важен успешный и, желательно, значительный опыт внедрения схожих решений. В случае если компания предлагает отраслевые решения, которые по сути дешевле «эксклюзивных» разработок, это также может сыграть в пользу выбора этого подрядчика», – добавляет Валентин ФОСС.

 

Размер имеет значение

Специалисты отмечают, что постепенный переход от пиратского к лицензионному ПО стимулирует рост интереса к интегрированным системам у среднего и малого бизнеса. Особенно заметно это было по IT-рынку прошлого года. С другой стороны, многие решения, разработанные для западного рынка среднего и малого бизнеса, российским  компаниям пока не по карману. Но ёмкость рынка автоматизации постоянно растёт, а приход на него не только местных и федеральных, но и международных компаний увеличивает конкуренцию. «Однако преждевременно говорить о снижении и тем более об обвале цен на IT-консалтинг. Скорее всего, клиенты будут получать все более качественные услуги и разнообразные предложения от системных интеграторов, что поможет им сделать автоматизацию еще более эффективной», – отмечает Владимир СОЛОВЬЕВ.

«Во всём есть пределы разумного, – говорит Алексей БЕЛЯЕВ. – По моим наблюдениям, у заказчиков стало меньше романтики, ожидания стали более реальными. Народ стал понимать «чего я хочу, и сколько это может стоить». По его словам, с оплатой обслуживания «железа» бизнесмены смирились, а вот за обслуживание бухгалтерской или складской программы платят по-прежнему неохотно. До тех пор, пока в один прекрасный момент всё не «упадёт» в тот самый момент, когда надо срочно товар выдать или принять. И издержки от сбоя или потери информации во много раз превысят сумму, которую заплатили бы организации, которая таких сбоев не допускает. Но, обычно доктора зовут тогда, когда уже что-то случилось…

 

Михаил САННИКОВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.