Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



НУЖНЫЙ ТОВАР В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ
Без грамотно организованной транспортной логистики немыслима работа ни одной торговой или производственной компании. При этом логистическое решение для каждой отдельной фирмы зависит от массы факторов и всегда индивидуально. Также индивидуален выбор между содержанием собственной службы транспортной логистики или передачей этой функции на аутсорсинг…

 Поскольку основная задача транспортной логистики - это перемещение грузов в нужную точку по оптимальным маршрутам с наименьшими издержками, очень важны правильный выбор транспортных средств и разработка маршрута. Часто нужны дополнительные услуги – страхование, охрана, складирование, консолидация, погрузочно-разгрузочные работы, таможенное оформление и так далее. Решение этих и многих других вопросов лежит на специалистах транспортных компаний и отделов логистики производственных и коммерческих фирм. Задача профессиональных логистов - дать грамотную консультацию, определить максимально удобный маршрут и разработать схему транспортировки, чтобы груз оказался в нужное время в нужном месте без ущерба для его качества и объема. Основные принципы транспортной логистики можно выразить следующими словами: «нужный товар в нужное время в нужном месте»

.

Необходимость и насущность

Такие факторы, как стабильный рост транспортных расходов компаний, зачастую неэффективное использование транспортного парка, расширение дистрибуции в регионы и необходимость постоянного мониторинга эффективности поставщиков заставляет компании постоянно решать задачи, связанные с повышением эффективности и управляемости процесса транспортировки.

Директор филиала ООО "Эф. Эс. Макензи" в г. Новосибирске Павел ЩЕРБАНЁВ отмечает: «Каждый предприниматель настроен на получение максимальной прибыли. Самую простую схему описывал еще Карл Маркс: Д-Т-Д’ (деньги – товар – деньги с прибылью). Даже в рамках этой схемы предприниматель должен думать о перемещении своего товара покупателю. Активное развитие логистики в Новосибирске связано с тем, что все более перспективным направлением для предпринимателей запада России становятся сибирские рынки сбыта. Растет импорт в Россию продуктов питания, товаров народного потребления, различного оборудования, запчастей. Российские производители также отправляют свою продукцию на экспорт.

Потребность различных предприятий в транспортировке грузов очевидна. Однако без грамотной организации транспортной логистики любой бизнес-процесс на предприятии будет неполным».

«Что касается авиагрузоперевозок, то основной особенностью этого сектора логистики является сильная конкуренция с другими видами транспорта. В последние годы значительно возросли качество транспортировки грузов по железной дороге и значимость перевозок от «двери от двери» автомобильным транспортом.

Если же проанализировать, какими видами перевозок и товарами представлены авиагрузоперевозки в нашем регионе, то это, как и по всей России, прежде всего «дорогостоящий скоропорт», - дополняет генеральный директор ЗАО "Сибирь Карго" Сергей АГАЛЬЦЕВ.

Компания «Эф. Эс. Макензи» работает с разными предприятиями - производителями продуктов питания, товаров народного потребления, торговыми сетями и заводами.  «Определить, в каких секторах транспортная логистика более востребована, достаточно сложно, - считает Павел ЩЕРБАНЁВ. - Для каждого клиента мы просчитываем оптимальные транспортные схемы в зависимости от вида товара. Кроме того, очень важен правильный выбор транспортных средств».

Сергей АГАЛЬЦЕВ аргументирует выгоду перевозок грузов по воздуху преимуществами в скорости и качестве доставки. Кроме того, многие фирмы, несмотря на высокие тарифы отдающие предпочтение авиаперевозке груза, учитывают следующие факторы:

  1. Различия в принципах построения тарифов.   На наземных видах транспорта тарифы в основном зависят от объемов грузовых партий, а на воздушном транспорте — от веса и вида груза. Помимо этого, существуют специальные льготные грузовые авиатарифы; они действуют только в определённом направлении и устанавливаются на определенный период на определённый вид груза.
  • В случае перевозки особо ценных грузов (алмазные коронки на буровые установки, различные дорогостоящие металлы,  сплавы, обогащённая руда, различные изделия промышленной электроники, драгоценности, банкноты) быстрота перевозки уменьшает риск потери или кражи. При этом доля транспортных расходов по сравнению со  стоимостью груза невелика.
  •  Благодаря своей скорости авиаперевозки позволяют значительно понизить инвентаризационные и складские расходы фирмы (для многих фирм эти расходы составляют около 10%), а также дают возможность гибко реагировать на изменения рыночного спроса.
  • Уменьшаются расходы на упаковку. В связи с тем, что перевозка по воздуху характеризуется быстротой транспортировки груза, к упаковке обычных видов грузов предъявляются менее строгие требования, нежели на других видах транспорта.

Издержки, ошибки и заблуждения

В связи с потребностью в транспортной логистике каждое предприятие закладывает соответствующие расходы в определенные статьи затрат. Некоторые предприятия выставляют эти затраты к оплате получателям продукции, какие-то включают в стоимость товара. При этом на многих российских предприятиях транспортная статья – одна из основных статей издержек.

«Тарифы на перевозку являются основной составляющей выбора той или иной транспортной компании владельцем груза, - делится Павел ЩЕРБАНЁВ. – Кроме того, некоторые транспортные компании  закладывают в свой тариф еще и страхование своей ответственности. Для ряда грузовладельцев данный критерий является критически важным при выборе логистического оператора.

Так как на многих предприятиях существуют специальные транспортные отделы для работы как с собственным, так и с привлеченным транспортом, в большинстве случаев именно логист предприятия рассчитывает возможные затраты на транспортную логистику. Кроме того, некоторые компании объявляют тендеры на организацию перевозок и выставляют транспортным компаниям свои требования. Все это заставляет перевозчиков и экспедиторов уделять особое внимание качеству своих услуг».

Что касается распространенных ошибок и заблуждений, то, по мнению руководителя ООО «Эф. Эс. Макензи» в Казани Дмитрия Кузьменко, «горечь плохого качества ощущается даже тогда, когда сладость низкой цены уже давно забыта».

Конечно, стоимость перевозки при выборе того или иного перевозчика имеет большое значение. Но неизвестно, какие скрытые издержки могут таиться за низкой ценой.

«Стандартные ошибки и заблуждения грузоотправителей заключаются в некорректном сравнении тарифов на различные виды транспорта. Авиадоставка - это, прежде всего, скорость, надёжность, сервис «от двери до двери» и только потом  цена!  Поэтому главное не абстрагировать, а рассматривать каждый конкретный случай отдельно. Если перевозится, допустим,  колбаса, то, конечно, транспортная составляющая в конечной цене продукта огромна, Но если доставляется партия сотовых телефонов, то в пересчёте на один телефон стоимость перевозки составляет от 5 до 11 рублей в зависимости от веса самого телефона. Так дорого это или дёшево, учитывая, что заказчик постоянно информируется нашими специалистами о процессе перевозки, о времени, когда  забрали груз в Москве у поставщика, когда поместили на склад в аэропорту вылета, каким бортом и во сколько вылетает груз, и наконец, информируется о прибытии груза в Толмачёво…» - разъясняет Сергей АГАЛЬЦЕВ.

 

Оптимальная организация

Как отмечают наши эксперты, организация транспортировки грузов должна начинаться задолго до начала перевозки. Не секрет, что каждый грузовладелец при организации получения либо отправки продукции заинтересован в снижении соответствующих затрат. Кроме того, перед тем, как отправить груз, необходимо получить ответ на ряд вопросов, связанных со сроками, упаковкой, автоэкспедированием до места назначения, погрузочно-разгрузочными работами и многими другими…

«Каждой перевозке предшествует договор купли-продажи отправителя и получателя, в котором обязательным является пункт, касающийся условий транспортировки, - поясняет Павел ЩЕРБАНЁВ. - Особое внимание должно уделяться документообороту. Важно перед началом работы правильно расставить акценты и уделить большое внимание пунктам договора. Затем встает вопрос выбора транспортной схемы. Она зависит от сложности перевозки. Например, для перевозки из Москвы в Новосибирск можно выбрать авто-, авиа- или железнодорожный транспорт. Оптимальный выбор зависит от объема перевозки, сроков доставки, возможности подачи транспортного средства к месту погрузки.

Также на качество перевозки влияет правильно оформленная заявка на перевозку. Чтобы перевозка не сорвалась, ее желательно планировать заранее, примерно за двое суток до начала.

Если же необходимо недорого доставить груз, например в Якутск, то приходится учитывать еще и дополнительные факторы. На такую перевозку влияет сезон отгрузки, а знание расписания судоходных компаний по реке Лена позволяет состыковать пришедший железнодорожный состав с речными паромами».

Логистика во внешнеэкономической деятельности тоже имеет свою специфику, например, в прохождении таможенных формальностей, в регулировании условий доставки товара, в международных правилах перевозки, в оформлении товаротранспортных документов, в страховании и т. д.

 

Аутсорсинг или собственная служба логистики?

Как уже упоминалось, транспортная логистика - один из эффективных инструментов управления транспортно-складскими операциями и снижения непроизводительных затрат. Более того, грузовые потоки между предприятиями увеличиваются с ростом в нашей стране потребления и с увеличением числа предприятий, включенных в цепочку создания стоимости. Все это сопровождается обострением конкуренции, на который предприятия реагируют концентрацией на основном виде деятельности и аутсорсингом  непрофильных услуг.

Как считает Павел ЩЕРБАНЁВ, хотя проще отдать непрофильные логистические функции на аутсорсинг компании, которая оказывает все виды транспортных услуг, в содержании собственного транспортного парка тоже есть свои плюсы:

  • Собственный парк.

Плюсы:

* возможность планирования управления транспортными средствами;

* возможность самостоятельного внедрения новых транспортных технологий (таких, как спутниковая навигация, контроль температурного режима);

* контроль за точностью и правильностью использования своего транспорта;

* отсутствие санкций, которые, как правило, оговариваются перевозчиками в случае простоев и других не вынужденных случаев при организации перевозки. Например, производство вовремя не сдало товар по каким-либо причинам.

Минусы:

* процесс создания собственной службы логистики трудоемкий и затратный;

* создание службы требует отвлечения собственных средств;

* чтобы транспорт не простаивал, необходимо минимизировать сбои в графике сбыта продукции либо производства готовых изделий;

* ответственность за перевозку ложится на специалиста собственной службы логистики и на водителя транспортного средства, если с дорогостоящим грузом что-либо случится в пути.

2) Аутсорсинг. Все его достоинства и недостатки вытекают из плюсов и минусов формирования собственного автопарка.

Добавить к этому можно, что если грузовладелец предпочитает отдать свою логистику на аутсорсинг, то при правильно проведенных переговорах с логистическим оператором он, как правило, получает отсрочку платежа».

 

Момент выбора

Если компания решила воспользоваться аутсорсингом логистических услуг, встает вопрос грамотного выбора логистического оператора.

Павел ЩЕРБАНЁВ отмечает следующие основные критерии выбора транспортной компании:

  • надежность компании (компания - не однодневка);
  • имя компании (кто является клиентами этой компании);
  • возможность предоставления необходимой учредительной документации;
  • страхование ответственности перевозчика/экспедитора;
  • масштабность компании (сеть филиалов как внутри страны, так и за рубежом);
  • наличие оборотного капитала (отсрочка платежа);
  • широта ассортимента услуг;
  • документооборот, соответствующий законодательству (включая договорную работу);
  • информационная открытость компании.

Кроме того, клиент вправе ожидать от логистического оператора:

  • соблюдения своих требований в части типа подвижного состава, точности подачи и сроков доставки груза;
  • сохранной доставки груза до места назначения;
  • аккуратности в предоставлении отчетов о проделанной работе;
  • страхования ответственности перевозчика/экспедитора;
  • 100% гарантии подачи транспорта на загрузку в согласованные сроки;
  • выделения персонального менеджера для работы с клиентом.

Как и в любой области бизнеса, чтобы оставаться конкурентоспособным, в логистике необходимы новые технологии.  «Навигационные системы, контроль сохранения режима температуры в рефрижераторе, спутниковое отслеживание местонахождения транспортных средств – эти и многие другие инновации помогают грузовладельцам более качественно получить/доставить свой груз, а логистическим компаниям более качественно оказывать свои услуги», - уверен Павел ЩЕРБАНЁВ.

«В области авиаперевозок подавляющее большинство клиентов вынуждены действовать через агентов авиакомпаний, - рассказывает Сергей АГАЛЬЦЕВ. - На сегодняшний день в области авиационных грузовых перевозок декларируют работу более 50 компаний, на самом деле процентов 70% из них не имеют соглашений ни с перевозчиками, ни с его генеральными агентами. Это компании, специализирующиеся в основном на железнодорожных либо автоперевозках, а авиаперевозки декларируются для «солидности». При поступлении заявки на такую перевозку менеджер компании просто перепродает данную услугу, обращаясь за содействием к оставшимся 30% компаний.

При выборе постоянного партнёра в области грузоперевозок авиационным транспортом следует уделить особое внимание наличию у претендента договоров агентской и субагентской деятельности с авиакомпаниями – первозчиками и его генеральным агентом. В связи с узкой специализацией и высокими требованиями к уровню профессионализма партнёров со стороны авиапредприятий, поинтересуйтесь документами, которые подтверждают наличие профессиональных навыков у сотрудников предприятий, которые декларируют предоставления сервиса в области авиационных грузовых перевозок. Соотнесите, соответствуют ли ваши требования уровню партнёра и предлагаемому им сервису, как-то, обеспечивается ли автоэкспедирование груза, складское хранение,  возможность исполнения запросов на хранение с требуемым температурным режимом, наличие доставки «от двери до двери». А при регулярных отправках груза с вашей стороны, - узнайте, в состоянии ли ваш экспедитор обеспечить необходимую «глубину бронирования» у компании-перевозчика и обеспечивается ли оперативная перебронировка на другую авиакомпанию при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Выбирайте по профессиональным качествам, а не красивым картинкам в рекламных проспектах!».

 

Заключения

Эффективный современный бизнес немыслим без того, чтобы нужный товар доставлялся в нужное время в нужное место, и неразрывно связан с логистической концепцией «точно в срок». Однако транспортная логистика является очень важной, но не единственной составляющей эффективной логистики. В неё в большинстве случаев входят  транспорт, склад, закупки и распределение. И если одна из составляющих дает сбои, вся система не оптимальна.

«Рассмотрим простой пример, когда компания не производит, а закупает уже готовую продукцию, - объясняет Павел ЩЕРБАНЁВ. Для того чтобы товар продавался, делается анализ рынков сбыта данного товара, планируется продажа и заказывается нужное количество товара. Поскольку его надо привезти, вступает в дело транспортная логистика. Привезенный товар необходимо принять, пересчитать, подготовить к отгрузке на продажу (соответственно, задействуется складская логистика). Принятый по количеству и качеству товар необходимо правильно распределить между подразделениями компании, чтобы он нашел своего покупателя (распределительная логистика). Часто на предприятиях закупочную и распределительную логистику выполняют одни специалисты, либо вместо специалиста по распределению его функции выполняет менеджер по продажам».

Грамотно выстроенная логистика позволяет компании снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, а в итоге - получить конкурентные преимущества. Однако практическая реализация такой стратегии требует от бизнеса существенных усилий.

В то же время профессиональные операторы логистического рынка берут на себя решение как отдельных задач в области транспортировки, складской логистики, грузоперевозок, сертификации и таможенного оформления, так и предоставления всего комплекса логистических услуг, включая консультирование по вопросам внешней торговли, транспортной логистики, складированию товаров, сертификации и таможенного оформления товаров. Зачем заниматься непрофильной деятельностью, если её можно передать внешнему специалисту?

 

Дмитрий КАРАСЕВ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.