Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



СПАД ПРОДАЖ – ПИК ОБУЧЕНИЯ?

С наступлением летнего периода начинается время отпусков, а с ним в целом ряде отраслей и летний спад деловой активности. Работодатели начинают нервничать, потому что материальные активы и не находящийся в отпусках персонал приносят меньше прибыли. Ряд предприятий работает на пределе окупаемости, а закрыться на время отпусков - значит совсем похоронить бизнес. Тогда как вовремя и разумно сделанные инвестиции в бизнес-обучение и повышение квалификации помогут встретить оживление бизнеса во всеоружии и компенсировать издержки летнего «провала»…

 

Проблемы «летнего провала»

По мнению учредителя и главного консультанта ООО «Центр Бизнес Технология» Михаила БАЛАНДИНА, нельзя однозначно сказать, что лето грозит «летним провалом» всему бизнесу Новосибирска, но есть ряд отраслей, для которых это актуально: «Большинство таких предприятий проблему «летнего провала» обычно решают, отправляя большую часть персонала в отпуск, таким образом, пытаясь сократить расходы».

Как отмечает коммерческий директор консалтинговой компании «Ликор» Наталья ОСТАНИНА, не стоит экстраполировать влияние определенных сезонных тенденций на весь бизнес Новосибирска: «Например, строительный, туристический бизнес, перевозки, напротив, в летний период переживают подъем. Хотя общее настроение в летний период скорее нерабочее, и компании по-разному решают проблему сезонного спада, самый распространенный вариант – это так сказать запланированный спад, который заранее учтен в годовом планировании, и в период сезонного спада основная задача руководителя не «провалиться» ниже запланированных цифр. Но некоторые компании, мыслящие более оптимистично, с такой позицией не согласны и к моменту сезонного спада, наоборот, удваивают свою рабочую активность. Однако здесь важно учесть уместность такой тактики, так как в случае чрезмерной, но безрезультативной активности можно получить демотивацию сотрудников или даже потерю репутации компании». Компенсировать издержки сезонного спада, по мнению Натальи ОСТАНИНОЙ, логично за счет подъема в сезон, поэтому в тех отраслях, где спад объективен, хорошо бы в это время заняться планированием, подготовкой к сезону, чтобы в сезон отработать без сбоев и форс-мажорных ситуаций.

Однако, по мнению экспертов, лето – это благоприятное время для интенсивной работы по анализу и постановке качественного сервиса и культуры обслуживания и системы продаж компании. И в том числе, инвестиций в бизнес-обучение и повышение квалификации персонала.

 

Как превратить недостаток в достоинство?

По словам Михаила БАЛАНДИНА, сезонный спад бизнеса желательно использовать максимально эффективно, чтобы наступление активного сезона встретить во всеоружии. Такие возможности существуют, и в первую очередь за счет обучения персонала.

Причиной выбора в пользу летнего обучения может стать стремление расширить контакты в профессиональной среде, увеличить круг знакомых, которые понимают твои проблемы, сталкиваются с ними по службе так же, как и ты, вполне готовы к взаимному обмену опытом. Кроме того, обучение дает возможность взглянуть на свою работу с другой стороны, увидеть новое решение старых болезненных вопросов, продолжить выполнять свои обязанности, но в другом формате и другом статусе.

На первом месте среди целей прохождения летнего обучения стоит желание получить новые знания и навыки и повысить свою значимость как в глазах коллег, так и в глазах начальства. И действительно, почему бы не воспользоваться теплыми деньками для того, чтобы компенсировать недостаток времени в течение года и сделать «вклад в себя»? Ведь все три месяца отдыхать не будешь.

«Планировать обучение летом следует дляотделов продвижения, маркетинга, продаж. Кроме того, летом стоит обучать руководителей по эффективному управлению персоналом, чтобы получать от него большую отдачу», – говорит Михаил БАЛАНДИН. Но если некоторые управленцы готовы отказаться от «свободного» лета в пользу лета «умного» по причинам весьма распространенным, то рынок летнего бизнес-образования имеет свои характерные особенности.

 

Какие программы наиболее востребованы?

Как отмечает Наталья ОСТАНИНА, сложно на этот вопрос ответить конкретно по всем отраслям: «Но если взять обобщенно тех, у кого летом наблюдается спад, а подъем в осенне-зимний период, то эти компании летом обычно занимаются планированием, проводят стратегические сессии, работают над структурой и сервисом, формируют управленческое звено, проводят тренинги по командообразованию. При этом возможны выездные мероприятия, где полезное совмещается с приятным. Также уделяется внимание программам, повышающим личностную эффективность».

Собственно летние школы представляют собой управленческие программы, которые проводятся для менеджеров в образовательных центрах с июня по август. Тем, кто отправляется летом на подобные программы, предоставляется возможность развития профессиональных знаний и навыков, знакомства с последними достижениями и инновационными идеями в бизнесе. Бизнесмены также едут туда ради расширения сети профессиональных контактов. В свою очередь, обращение собственников к летним программам определяется необходимостью формировать управленческие кадры и сразу запускать их в дело, не теряя драгоценного времени. «Я не могу сказать обо всех центрах делового обучения, предложений в Новосибирске очень много. Что касается нашего опыта, то наиболее востребованными программами являются обучение менеджеров по продажам, обучение специалистов по продвижению, а также обучение управлению финансовыми потоками в компании. Именно это мы и предлагаем нашим клиентам», – разъясняетМихаил БАЛАНДИН.

Наиболее популярный формат бизнес-обучения в Новосибирске этим летом - короткие семинары или тренинги. Фирмы, предлагающие услуги бизнес-образования, ориентируются чаще на собственников бизнеса или других «боссов», чтобы убедить их отправить группу своих сотрудников на летнее обучение, ведь сегодня рынок корпоративных клиентов считается очень перспективным. И это отличает сибирский рынок от западного, где основными клиентами образовательных компаний являются отдельные менеджеры. При этом, по мнению Михаила БАЛАНДИНА, профессиональное обучение летом более продуктивно, чем в другое время года: «Так как времени на обучение летом компаниями выделяется больше, это позволяет обучаться более качественно, не отрываясь на решение текущих проблем в компании, и получить большие данных для применения в своей ежедневной работе».

Наталья ОСТАНИНА не разделяет мнения о различном влиянии летних и зимних программ на профессионализм менеджеров и успешность компаний: «Любое качественное и своевременное обучение ведет к повышению профессионализма. Вопрос уместности, правильной постановки цели и задач обучения намного важнее, чем в какой период года это происходит».

 

Выбор оптимальной программы

С одной стороны, учебно-образовательные центры всегда готовы предложить фирмам целый набор обучающих программ, в результате обучения по которым «поумневший» специалист принесет золотую прибыль компании. С другой стороны, выбор программы обучения, подходящей и отвечающей потребностям именно вашей компании, – дело не простое и требующее серьезного подхода. Вряд ли можно сформулировать единый набор таких критериев на все случаи жизни. В первую очередь слушателю следует задуматься над тем, что он хотел бы получить в результате обучения и каковы гарантии качества выбираемой им образовательной программы. В случае, когда выбор программ существует, наиболее правильным было бы организовать тендер провайдеров. Для этого определяются четкие критерии выбора и исследуются следующие данные: образование, опыт ключевых преподавателей, опыт работы компании в качестве провайдера обучающих услуг, рекомендации клиентов. Важно, чтобы провайдер оказал консультационную помощь в разработке корпоративных программ и проявил индивидуальный подход к разработке учебных программ, учитывая специфику фирмы заказчика. Важно, чтобы программы и практики обучения соответствовали последним парадигмам и тенденциям рынка. Нужно по возможности проанализировать положительные и отрицательные стороны завершенных программ обучения, провести сбор обратной связи – от слушателей, заказчиков обучения. А поскольку обратную связь можно собирать как в устной, так и в письменной форме, для этого следует разработать анкеты.

По мнению Михаила БАЛАНДИНА,единственным критерием успешности того или иного вида обучения является возможность его применения на практике: «В нашей компании открыты бизнес-курсы, предоставляемые на индивидуальной основе, на которых каждый изучаемый  раздел тут же можно проверить и применить на практике. Если обучение предполагается с выездом на природу, то это скорее отдых. Хотя отдыхать корпоративно, конечно, нужно, делать это стоит только тогда, когда коллективом достигнута какая-то цель. И не стоит забывать, что самое важное, чтобы программа обучения давала результат, учитывая реальные нужды компании, и решала проблемы организации, ради которых это и было затеяно. Ну и кроме этого, важно, чтобы и менеджеры, и руководители компании имели возможность обучаться вместе, чтобы у них было взаимопонимание при использовании обучения на практике».

Прекрасным критерием оценки провайдера является результативность обучения, что, к сожалению, можно выяснить, лишь получив услугу. Проговорите с провайдером услуги все сценарии тренингов, программы семинаров, пообщайтесь с лектором или тренером, внимательно изучите доступные раздаточные материалы, попросите привести примеры упражнений. В случае если предлагаемое обучение эксклюзивно, то есть представлено только одним провайдером, всё вышесказанное остается справедливым, за исключением того, что выбора просто не будет и придется принять правила игры единственного поставщика нужного тренинга или семинара.

По мнению Натальи ОСТАНИНОЙ, любое бизнес-обучение, вне зависимости от времени года, – это прежде всего инвестиции в персонал, и первое, что нужно учитывать, это то, какую задачу для себя решает компания, заказывая обучение. А вот формат проведения и организационные моменты могут быть самые разные. «Конечно, нежелательно под обучение отводить полностью все выходные. Но если это все же происходит,  рекомендуется дать сотрудникам в рабочем графике плановый отгул. Можно провести обучение на выезде и составить график так, чтобы люди могли и отдохнуть, и воспринять обучение. Как альтернативный вариант, если нет возможности сделать обучение на выезде, уместно после тренинга или семинара провести небольшой корпоратив (шашлыки, пляж, фуршет и т. п.), заранее продумав концепцию, чтобы это послужило дополнительным мотивирующим фактором», – советует Наталья ОСТАНИНА.

 

Выводы и рекомендации.

Если ситуация с «летним провалом» актуальна для компании, то это хороший повод обратить внимание на то, как можно извлечь из этого выгоду. В то время, как другие отдыхают и снижают обороты, вы можете более эффективно использовать это время, потратив его на обучение собственных сотрудников. Планировать свое лето с пользой для карьеры и профессионального роста можно легко с использованием того, что уже сейчас предлагает рынок. Ведь то, насколько «умно» проведете вы лето, зависит не от таблички «Летняя школа», а от профессионализма выбранного вами образовательного центра и от вас самих.

 

Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.