Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



Под бодрое урчание иномарок

   Россия не перестает удивлять. Несмотря на реализацию национального проекта, жилье не становится более доступным. Наоборот, даже небольшой приток денег на рынок недвижимости, вызванный ростом числа выданных ипотечных кредитов, стал причиной бурного роста цен на квартиры. В свою очередь автомобильный рынок, где цены, как правило, номинированы в валюте и демонстрируют завидное постоянство, стал притягивать все большее число покупателей.
   Спрос на иномарки стал лавинообразно расти, поскольку они являются символом достатка и благополучия, что в очередной раз перечеркнуло осторожные прогнозы автодилеров и стало причиной образования давно забытых очередей в автосалонах.
Вот и в первом полугодии на отечественном рынке продано новых иномарок больше на 55%, чем годом ранее. Большинство автодилеров прогнозировали рост рынка примерно в 30–35%. На основе этих данных были спланированы поставки автомобилей из-за границы. Однако появление все большего числа покупателей привело к созданию очередей за новыми автомобилями. Но при этом отечественный потребитель оказался крайне разборчивым — спрос вырос не на все марки. Некоторые модели оказались не слишком востребованы. Картина рынка, согласно данным продаж, получилась очень пестрой.
   Но первое полугодие стало знаковым и вот по какой причине. Впервые «иномарочная» сборная обыграла сборную отечественного автопрома. В России реализовано 418 тысяч новых автомобилей иностранных брэндов, отечественный же автопром чуть-чуть не дотянул до 400 тысяч. Отечественные марки в этом году уже окончательно проиграли битву за российский рынок. К примеру, наш лидер — АвтоВАЗ сумел продать всего 325 тысяч автомобилей Lada. Конечно, под напором четырех десятков ведущих иностранных компаний вряд ли можно устоять, выпуская морально устаревшую продукцию. Однако и иностранцы часто предлагают россиянам продукт не самый новый, надеясь на его успех у автомобилистов, небезосновательно полагающих, что любая иномарка на порядок лучше любого отечественного автомобиля. Примечателен и такой факт: впервые в США количество проданных автомобилей ведущей американской тройки оказалось меньше, чем автомобилей иностранных брэндов. Вот таким оказался хваленый американский патриотизм! Но все же американские компании предлагают своим покупателям продукт иного технического уровня, нежели российские автозаводы. 

   Европа — forever!
   Кто же стал бестселлером на отечественном рынке иномарок? В первой топ-десятке все без изменений. Самыми продаваемыми были автомобили компаний Hyundai, Chevrolet, Toyota, Ford, Mitsubishi. Остальные места поделили между собой корейские и японские марки. Здесь лишь одна европейская марка — Renault. Крен российского рынка в сторону американских и азиатских брэндов легко объясним. Его бурное развитие пришлось на период становления укрепляющейся европейской валюты. Следовательно, европейские автомобили дороже одноклассников из Азии, а излишняя осторожность в освоении российского рынка также не способствует популярности автомобилей Старого Света.
   Только сейчас, словно очнувшись, европейские компании предприняли серьезные шаги по продвижению своей продукции на российский рынок. И сразу получили результат. Самыми динамичными марками на рынке в первом полугодии стали Renault, Skoda и Citroen. Все они удвоили либо даже утроили продажи, в сравнении с прошлогодним периодом. К этой компании примкнула и корейская марка Kia.       
   Аналогичный прирост продаж и у более престижной японской марки Lexus.
Но по показателям прироста продаж иномарок можно судить о том, что спрос отечественных автолюбителей серьезно дифференцирован. На некоторые марки он близок к пределу, другие, наоборот, еще имеют большой потенциал для роста продаж.
Среди тех, кто показал самый низкий прирост, две корейские марки — Hyundai и Daewoo. Лишь 12-процентное увеличение объемов продаж, в сравнении с прошлым годом, можно назвать провалом. На чрезвычайно динамичном российском рынке это уже можно охарактеризовать термином «стагнация».
   Это привело к уменьшению доли корейских марок примерно на 3% в общем зачете иномарок. Одновременно выросла доля европейских марок на такой же порядок. Доля японских марок в целом осталась на прежнем уровне. Следовательно, российский рынок стоит на пороге передела, и какова будет его конфигурация в ближайшем будущем зависит от того, что предложат автомобильные компании покупателю.

   Бестселлеры и неудачники
   Интересно взглянуть и на модельные ряды иномарок. У бессменного лидера — корейской компании Hyundai — более половины продаж приходится на автомобили, собранные в России. Причем отметим такой факт. Впервые спрос на устаревшие автомобили прошлых поколений Hyundai — Elantra и Sonata — стал реально снижаться. Они недобрали в объемах продаж в сравнении с прошлым годом (см. табл. 2). Только новинка концерна — внедорожник Hyundai Tucson — показала трехкратный рост. Устаревший модельный ряд может поставить под сомнение лидерство корейского концерна на российском рынке. Показателен в этой связи и почти прекратившийся рост продаж бестселлера корейской марки — Hyundai Accent. В сравнении с прошлым годом его продажи выросли всего на… 1%. Чтобы сохранить лидерство, корейскому концерну необходимо выводить на российский рынок новые разработки, которые у него имеются: это обновленные модели Accent и Elantra.
   Буквально «в спину» корейцам дышит американская марка Chevrolet. Она имеет серьезную заявку на лидерство на отечественном рынке иномарок. Chevrolet — мировой брэнд, автомобили которого производятся и в России, и в Украине, и в Корее, а самые дорогие — в США. Очень хорошо принял отечественный автолюбитель модель Lanos. Ее успех на рынке — в цене, поскольку она стала достойной альтернативой вазовским автомобилям (семействам Lada Kalina и 2110). Другая модель концерна, правда импортируемая из Южной Кореи, — Chevrolet Lacetti также вызвала взрывной интерес покупателей. За ней выстроились многомесячные очереди в автосалонах официальных дилеров. А вот самый популярный внедорожник Niva показал, что его лучший год продаж остался позади. Обновленная Chevrolet Aveo — компактный седан и хэтчбек имеют огромный потенциал роста, причем сборка этой модели перенесена в Калининград. Поговаривают и о новом Lanos.
   Не менее любопытная тенденция наблюдается в среднем ценовом диапазоне. Две лидирующие японские марки Toyota и Mitsubishi, на чью долю приходится порядка пятой части рынка иномарок, продемонстрировали одинаковый рост +37%, что существенно ниже средних 55%. Причину относительной неудачи Toyota можно усмотреть в достаточно высокой цене машин. Проблемы же Mitsubishi в недостатке предложения — ведь реально у компании «трех бриллиантов» всего два бестселлера — компактный Lancer и очень привлекательный вэн Colt. В то же время успех другой японской парочки Nissan и Mazda куда более внушительный. На них теперь приходится десятая часть рынка иномарок. Обратим внимание — обе марки входят в стратегические международные альянсы, что дает им заметные дивиденды: возможность чаще радовать потенциальных покупателей новинками и предлагать на них интересную цену.
   Обращает на себя внимание успех французской компании Renault. Он базируется на запуске в производство Renault Logan, который уже занял достойное четвертое место в списке популярных моделей. По всей видимости, по итогам года эта модель имеет все шансы занять вторую или третью строчку покупательского рейтинга иномарок. Эта румыно-французская модель является прямым конкурентом новой вазовской Lada Kalina. И хотя тольяттинская новинка пока впереди по объемам продаж, главный этап этой конкурентной борьбы еще впереди. Ведь руководитель альянса Renault-Nissan Карлос Гон дал российскому президенту слово увеличить производственные мощности на московском заводе «Автофрамос» по выпуску этой модели до 80 тысяч автомобилей в год. Это был ответ на возросший спрос на этот компактный автомобиль. В целом же отметим, что Renault Logan и Chevrolet Lanos по итогам полугодия вместе выиграли у Lada Kalina рыночный спор со счетом 34:32.
   Еще один бестселлер, имеющий российскую прописку, — корейская модель Kia Spectra. Она уже прописалась в первой топ-десятке и резко подтолкнула продажи этой корейской марки.
   И в заключение еще об одном факте. Несмотря на то, что российский рынок иномарок имеет азиатское «лицо», первую строчку топ-десятки заняла модель Ford Focus. Приходится еще раз отметить интересное совпадение. По итогам продаж в 25 европейских странах именно эта модель заняла первое место.
   В нашем же топ-рейтинге десятка самых популярных находится в ценовом диапазоне 10 000–20 000 у. е. Следовательно, именно в нем наиболее оптимальное рыночное соотношение «цена-качество» на сегодняшний день. Но вот что настораживает в итоге российского покупательского рейтинга — машины прошлых поколений, а хотелось бы, чтобы было больше самых современных.

   Вторая свежесть
   К сожалению, приходится констатировать не очень приятный факт: зарубежные автокомпании, работающие на отечественном рынке, часто предлагают нашему потребителю устаревший продукт. На западном рынке такого поведения потребитель не простит. В этой связи вспомним неудачный выход на европейский рынок в середине 90-х корейской компании Daewoo, представившей свои модели, созданные на базе предыдущих поколений Opel. С российским потребителем, как видим, подобные эксперименты проходят. В первой топ-десятке самых популярных автомобилей можно насчитать шесть моделей «второй свежести». Daewoo Nexia создана на платформе Opel Kadett, о котором в европейских странах уже давно забыли. Несмотря на то, что французская компания Renault рекламирует как современный практичный и безопасный автомобиль свою модель Logan, специалисты знают, что более 90% узлов этого компакта скопированы с платформы Renault Clio-II. Сейчас же бестселлером во Франции является Clio-III.
   В прошлом году стартовала сборка в России автомобиля Kia Spectra, он построен с использованием узлов Mazda-323, которая в обилие представлена на рынке подержанных иномарок. Поэтому сообщение о начале сборки в Ижевске новейшей модели Kia Rio-II можно считать сенсационным.
   Вообще, стало практикой, когда устаревшие поколения корейских автомобилей обретают «вторую жизнь» на российских заводах. Примером такого «практичного» подхода является сотрудничество корейской компании Hyundai с российским партнером. В Таганроге (Ростовская область) ведется сборка уже снятых с конвейеров в Южной Корее моделей Hyundai Accent и Sonata.
   Еще один пример автомобиля с корейской родословной. Chevrolet Lanos, который импортируется из Украины, увидел свет в середине 90-х. В Южной Корее ему на смену уже пришла более современная модель Chevrolet Lacetti.
   Осуждать такой подход зарубежных автомобильных компаний не имеет смысла, ведь, к сожалению, их отношение к российскому потребителю оправдано, поскольку до сих пор основным критерием выбора на отечественном рынке является цена автомобиля. Только двум компаниям удалось совместить современную конструкцию и приемлемую для россиян цену: Ford Focus и Mitsubishi Lancer.

Анатолий СЕРГЕЕВ

Таблица 1. Рынок новых иномарок в России

№№

Марки

1-е полугодие 2006

1-е полугодие 2005

Изменения , %%

1.

Hyundai

47374

42431

12

2.

Chevrolet /вкл._СП_GM-АВТОВАЗ/

44760

30542

47

3.

Toyota

40839

29798

37

4.

Ford

36826

19683

87

5.

Mitsubishi

33982

24726

37

6.

Daewoo

32299

28896

12

7.

Renault

30864

10514

194

8.

Nissan

28642

19798

45

9.

Kia

27791

9702

186

10.

Mazda

14245

8063

77

11.

Volkswagen

8033

5125

57

12.

Opel

7558

4859

56

13.

Suzuki

7369

4232

74

14.

Peugeot

6609

4072

62

15.

Honda

6169

3816

62

16.

Skoda

5886

3271

80

17.

Citroen

5458

2563

113

18.

BMW

4307

2933

47

19.

Lexus

4281

2016

112

20.

Audi

4124

2717

52

 

Таблица 2. Первая топ-десятка российского рынка иномарок

Место

Марка

I полугодие 2006

I полугодие 2005

Изменения, %%

1        

Ford Focus

24978

13705

82%

2        

Mitsubishi Lancer

23808

16519

44%

3        

Daewoo Nexia

22028

19564

13%

4        

Renault Logan

21115

-

-

5        

Chevrolet Niva

18904

21679

-13%

6        

Hyundai Accent

18071

17850

1%

7        

Nissan Almera

13511

9035

50%

8        

Chevrolet Lanos

13400

-

-

9        

Toyota Corolla

12866

10505

22%

10        

Kia Spectra

11243

71

-

11        

Daewoo Matiz

10271

9332

10%

12       

Mazda 3

7615

3521

116%

13        

Hyundai Getz

6947

7672

-9%

14        

Toyota Camry

6804

6417

6%

15        

Chevrolet Lacetti

6494

3457

88%

16        

Mazda 6

6169

3942

56%

17        

Toyota Avensis

5866

4301

36%

18        

Hyundai Tucson

5730

2008

185%

19        

Toyota RAV4

5445

3596

51%

20        

Hyundai Elantra

5045

6681

-25%

 

 


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.