Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



БОЕГОТОВНОСТЬ ПЕРВЫХ ЛИЦ

Топ-менеджеры, принимающие управленческие решения, собственники бизнеса все чаще задаются вопросом: где получить такое обучение, которое поможет быстро, на современном уровне и, главное, результативно решать актуальные задачи своей организации. Курсы для директоров предприятий, программы МВА, второе высшее образование по экономике, менеджменту, праву и финансам – вот неполный перечень возможных вариантов повышения компетентности топ-менеджеров. 

Вместе с тем случается, что по возвращении в свой бизнес управленец с удивлением обнаруживает, что полученные им методики, теории и примеры компаний, достигших успеха, плохо вписываются в реальную рыночную ситуацию. Так чему стоит учиться и как оптимизировать обучение управленцев?...


Причины роста популярности обучения для руководителей

По мнению проректора по международным связям Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Леонида БОБРОВА, причины вытекают из желания сделать бизнес более успешным и эффективным: «Ужесточение конкуренции заставляет руководителей искать пути повышения конкурентоспособности своих фирм. Приходит понимание того, что это невозможно без постоянного приобретения дополнительных знаний в области современного менеджмента. Это особенно актуально для руководителей, имеющих техническое, а не экономическое образование, а их доля весьма значительна».

Как отмечает директор Центра психологии НГУ Петр РЫЖЕНКОВ, объективная необходимость понимать деловую реальность и разбираться в хитросплетениях бизнеса вынуждает управленцев пополнять свои знания. «Кроме того, среди руководителей считается дурным тоном, если ты где-нибудь не проучился», – считает Петр РЫЖЕНКОВ.

«Действительно, такого количества знаний, как сейчас, не существовало никогда в истории. Затраты на обучение руководителей растут с ошеломляющей скоростью, поскольку обучение стало непрекращающимся процессом. Причина в том, что срок актуальности знаний становится всё более ограниченным, и чем более жесткая конкуренция, тем более недолговечны новые знания», – говорит директор Консалтинговой компании «Перспектива» Инна ПУШКАРСКАЯ.

Раньше темп роста смены технологий соответствовал темпу жизни человека. Закончив вуз, специалист получал знания, которых ему хватало на всю жизнь. «Сейчас выпускник вуза уже отстал от темпа роста технологий лет на десять. Поэтому популярность курсов и программ обучения для руководителей растет и будет расти еще больше. О спросе на бизнес-образование говорит тот факт, что США имеет доход от этого вида бизнеса в сумме, которая больше, чем доход этой страны от автомобиле-, самолето-,судостроения и торговли оружием вместе взятых», – отмечает бизнес-тренер Центра «Харизма» Нелли ВЛАСОВА.

«Понимание того, что прошлый опыт далеко не всегда является основой будущего успеха, дает компаниям установку на получение актуального знания взамен устаревшего. К сожалению, приходится признать, что в условиях организации отказ от прошлого происходит очень трудно, поскольку большинство топ-менеджеров являют собой «хранителей великого знания», зачастую они находятся на своих постах как раз потому, что являются экспертами в том, что было важно вчера», – говорит Инна ПУШКАРСКАЯ.

И, наконец, сотрудники всех уровней и руководители компаний общаются на производственные темы. Чтобы это общение стало эффективным, необходимо, чтобы было общее понимание определений, ключевых концепций и слов, специфических технических терминов и т. д. «Обучение для менеджеров служит не только целям расширения знаний, но и унификации используемых слов, корпоративной грамматики и, в конце концов, способа мышления», – добавляет Инна ПУШКАРСКАЯ.


Особенности программ для управленцев

Поскольку понятие «управленец» очень расплывчато (под него подпадает директор, руководящий тысячей человек и имеющий базовое экономическое или управленческое образование, и директор компании с двадцатью сотрудниками без какого-либо профильного образования), то учиться они могут всему, что предлагается на рынке, в зависимости от потребностей. Выбрать есть из чего: это и специализированные курсы, и программы под потребности конкретной компании, обучение в российских и иностранных вузах, MBA (Master of Business Administration) и мини-MBA и другое. По мнению Петра РЫЖЕНКОВА, обучение чаще всего происходит в виде тренинговых программ и имеет характер «ликбеза» (ликвидации безграмотности), краткосрочности, несистемности, а порой и случайности, однако «все больше руководителей осознают, что мелкими тренинговыми «набегами» дело не улучшить и обращаются к длительным системным программам, которые дают практический инструментарий и развивают управленческое мышление». Это может быть и «президентская» программа, и второе высшее образование, и другие «длинные» формы обучения. К числу специфических форм обучения для руководителей с опытом и базовой подготовкой относится МВА. «Если кратко сказать о специфике МВА, то это форма оттачивания управленческого мастерства, которая предполагает систематизацию знаний, ориентацию знаний на решение реальных нужд и системное понимание организации. Что касается всяких мини-МВА, то это часто завуалированная под хороший «лейбл» обычная «ликбезная» программа. На мой взгляд, программа МВА - это не только содержание, но и технология обучения. В крупных компаниях начинает развиваться такая прогрессивная форма обучения, как корпоративный МВА, программа которого разрабатывается под реальные нужды компании. Вообще, хорошо продуманная и проведенная корпоративная программа, как ее ни называй, может давать больший практический результат для компании, особенно на стадии готовящихся крупных изменений».

«Прежде всего, нужно учить лидерству, – утверждает Нелли ВЛАСОВА. - Управленцев много, а лидеры в дефиците. Если нет денег, можно взять кредит. Если неудачно расположен офис, можно сменить место. Если нет лидера, мало шансов на выживание. Лидер умеет использовать шансы и возможности. Он способен скоординировать усилия и мотивировать людей. Новый тип руководителя подобен импресарио, режиссеру, продюсеру, тренеру, но никак не грозному держиморде, от сурового взгляда которого скисает весь творческий пыл».

По мнению Леонида БОБРОВА, управленцев нужно готовить со школьной скамьи: «Мы делаем это различными путями. Например, созданием профильных экономических классов в школах, лицеях и гимназиях, или через специальные проекты и программы. Студентам мы предлагаем набор международных образовательных программ. Отличительными особенностями таких программ является то, что, во-первых, студент получает возможность учиться по программе иностранного учебного заведения без отрыва от основной учебы или работы, во-вторых, он получает настоящее зарубежное образование и, в-третьих, приобретает сертификат (диплом) международного образца, признаваемый за рубежом. В системе поствузовского образования мы предлагаем широкий круг программ, начиная от Президентской программы подготовки топ-менеджеров, программы MBA и различных программ под потребности конкретной компании и заканчивая множеством специализированных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров».

Как считает Инна ПУШКАРСКАЯ, программы для управленцев должны сочетать в себе компактность и качество знаний: «Обычно срок, который топ-менеджер относительно легко может выкроить в своём рабочем графике на обучение, это два-четыре дня. При этом очень важно, чтобы обучение было системным, непрерывным и было направлено на освоение наиболее передовых технологий. И, поскольку эти технологии постоянно развиваются и совершенствуются, такое обучение должно быть постоянным».

«Наша компания является представителем Немецкой школы бизнеса. Наша специализация - производственный менеджмент и контроллинг. Технологиям контроллинга мы обучаем финансовых директоров, директоров по экономике, директоров по развитию. Семинары по организации и управлению производством посещают главные инженеры, заместители директоров по производству, директора по качеству, начальники цехов производственных направлений. Как оптимизировать производственные системы и процессы, изучают директора производств, директора по качеству, главные инженеры, руководители производственных подразделений», – рассказывает Инна ПУШКАРСКАЯ.


Какую форму обучения выбрать?

«При такой острой потребности в обучении существует спрос на все виды и формы - очная, заочная, дистанционная и другие», – отмечает Нелли ВЛАСОВА. «Если у руководителя пришло осознание какой-то важной проблемы, он будет искать того, кто ему поможет. Это можно назвать пожаротушением. В мире постоянно появляются новые технологии, новые парадигмы, не зная которых люди обречены быть «ментальными динозаврами», а это опасно для финансовой устойчивости фирмы. Так возникает спрос на темы, которые предлагают послушать приглашенные в город тренеры с мировым именем», – говорит Нелли ВЛАСОВА.

В вузах, как правило, присутствуют все формы обучения – очная, заочная и дистанционная, а также их различные комбинации. Это зависит от программы обучения. «Например, обучение по программе бакалавриата государственного университета Нью-Йорка включает как очное, так и дистанционное обучение», – уточняет Леонид БОБРОВ.

Конечно, обучающие компании должны учитывать специфику деятельности руководителей, которых никто не освобождает от своих обязанностей и которые находятся во временном цейтноте. «Например, у нас в НГУ программа МВА проходит в очно-заочной форме. Очная сессия – четыре дня в месяц и заочная, включающая в себя работу над домашними проектами и изучение рекомендуемой литературы. А на «президентской программе» и втором высшем образовании по менеджменту слушатели учатся два раза вечером и один раз – в выходной», – рассказывает Петр РЫЖЕНКОВ.

«В любом случае, обучение должно носить системный характер, - дополняет Инна ПУШКАРСКАЯ. - Система знаний и навыков топ-менеджеров может выглядеть примерно следующим образом: в основе системы лежит хорошее высшее образование, полученное в одном из ведущих высших учебных заведений; следующей ступенью должно быть хорошее базовое бизнес-образование, именно оно создает фундамент бизнес-знаний и навыков, без которых невозможно достижение максимальной эффективности топ-менеджера. Качественное бизнес-образование включает обучение как функциональным знаниям и навыкам, так и личностной эффективности. Далее формируется и реализуется индивидуальная подготовка топ-менеджера, которая может включать в себя разнообразные краткосрочные инструменты — case study (разбор реальных примеров), участие в конференциях, «круглых столах», коучинг, участие во внешних открытых семинарах или тренингах, модульном компакт-обучении».


Критерии выбора провайдера и программы обучения

Вряд ли можно сформулировать единый набор таких критериев на все случаи жизни. «Я думаю, что в первую очередь слушателю следует задуматься, что он хотел бы получить в результате обучения, и каковы гарантии качества выбираемой им образовательной программы», – говорит Леонид БОБРОВ.

По мнению Инны ПУШКАРСКОЙ, если есть выбор, наиболее правильным было бы организовать тендер провайдеров. Для этого определяются четкие критерии и исследуются следующие данные: образование, опыт ключевых преподавателей, опыт работы компании в качестве провайдера обучающих услуг, рекомендации клиентов. «Важно, чтобы провайдер оказал консультационную помощь в разработке корпоративных программ и проявил индивидуальный подход, учитывая специфику фирмы заказчика. Существенно, чтобы программы и практика обучения соответствовали последним парадигмам и тенденциям рынка», – советует Нелли ВЛАСОВА. Нужно по возможности проанализировать положительные и отрицательные стороны завершенных программ обучения, провести сбор обратной связи – от слушателей, заказчиков обучения. Обратную связь можно собирать как в устной, так и в письменной форме, для этого необходимо разработать анкеты. «Прекрасным критерием оценки провайдера является результативность обучения, что, к сожалению, можно выяснить, лишь получив услугу. Проговорите с провайдером услуги все сценарии тренингов, программы семинаров, пообщайтесь с лектором или тренером, внимательно изучите доступные раздаточные материалы, попросите привести примеры упражнений. В случае если предлагаемое обучение эксклюзивно, то есть представлено только одним провайдером, всё вышесказанное остается справедливым, за исключением того, что выбора просто не будет и придется принять правила игры единственного поставщика нужного тренинга или семинара», – объясняет Инна ПУШКАРСКАЯ.

Несомненно, качественное бизнес-образование для управленца – залог его профессиональных успехов. И в любом обучении главное, чтобы был результат, который во многом зависит не только от того, кто и чему учит, но и от того, кто и как учится.

Елена БОРИСОВСКАЯ



Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.