Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
Бизнес-Пресса Бизнес-Пресса
ПОИСК:      

Контакты
Подписка
Реклама
Архив

ПАРТНЕРЫ



ВАЖНО НЕ ВЛАДЕТЬ, ВАЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

По мере роста масштабов строительства постоянно повышаются требования к его качеству, экономичности и срокам, усложняются объекты и методы проведения работ. Вместе с тем значительная доля основных производственных фондов строительных компаний характеризуются высокой степенью износа и требует оперативной замены. Помочь получить столь необходимую технику без значительного отвлечения собственных средств призван лизинг.


Причины популярности

В настоящее время к безопасности строительных работ, срокам ввода объектов в эксплуатацию, к использованию новых строительных материалов, архитектурным проектам и инженерным решениям в строительстве предъявляются очень жесткие требования. Поскольку удовлетворить эти требования можно можно лишь с помощью самой современной техники, купить которую за счет собственных средств либо в кредит проблематично, лизинг становится весьма актуальным и востребованным способом обновления основных фондов. Как отмечает директор «Новосибирской лизинговой компании» Олег КИСЕЛЕВ, «Совсем недавно рост спроса на лизинг со стороны строительных компаний был связан с развитием строительного сектора, с популяризацией ипотеки и внутриполитическим акцентом на теме жилищного строительства. Сейчас строительным компаниям, чтобы сохранять ликвидность, надо продавать уже полностью готовое жилье. Ипотеку получить становится все труднее, цены на строительные материалы растут, и в целом норма доходности на рынке уменьшается. Поэтому многие строители начинают задумываться об оптимизации строительного процесса, об использовании новых технологий, которые могут привести к сокращению себестоимости».

Сегодня 40–50% основных производственных фондов строительных компаний характеризуются высокой степенью износа и требуют оперативной замены, а их списание в последние годы значительно превышает прирост. Чтобы осуществить модернизацию парка техники и оборудования, у многих строительных организаций недостаточно собственных средств. По мнению директора филиала ОАО «ГЛАВЛИЗИНГ» в г. Томске Владимира СМИРЕНСКОГО, высокий спрос на лизинг связан с тем, что многие строительные компании оценили его экономическую привлекательность: «Лизинг интересен для обновления и расширения производственных мощностей при ограниченности собственных оборотных средств. Строительные компании получают возможность использовать необходимую технику и оборудование, оплатив всего 15-20% от их стоимости».

Популярности лизинга способствуют и внешние факторы. Так, по окончании первого полугодия 2008 года можно говорить о замедлении роста строительной отрасли. Прирост ввода в эксплуатацию нового жилья и рост строительных работ составил 22,4% против 34,8% за аналогичный период 2007 года. Как отмечает директор Новосибирского филиала ООО «Экстролизинг» Ольга ДАВЫДЕНКО, причиной данного замедления послужило, в частности, ужесточение кредитной политики банков: «В сложившейся ситуации многие крупные строительные компании, предприятия малого и среднего бизнеса из разных регионов России вынуждены искать альтернативные источники финансирования. Одним из них является приобретение техники в лизинг. Преимущества обращения в лизинговую компанию очевидны. При использовании лизинга нет необходимости отвлекать значительные средства для закупки новой техники, участники лизинговой сделки пользуются налоговыми льготами, более гибкой по сравнению с банковскими кредитами схемой финансирования».

Сегодня лизинг – один из современных и весьма востребованных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность без значительных первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита наращивать парк машин и механизмов. По мнению генерального директора ЗАО «Первая лизинговая компания» Николая ПОДСОСОВА, развитие лизинга строительного оборудования и спецтехники стимулирует не только потенциальных лизингополучателей, но и компании-производители и их официальных дилеров: «Долгосрочные партнерские отношения с поставщиками строительной техники дают лизинговым компаниям, а значит, и лизингополучателям, ряд преимуществ, к примеру скидки на продукцию, а также льготные условия поставок и оплаты оборудования».

Стоит отметить, что лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в России демонстрирует устойчивый рост.


Динамика востребованности

По мнению директора по развитию бизнеса EUROPLAN Александра МИХАЙЛОВА, сектор строительного лизинга очень динамичен, об этом свидетельствует усиление конкуренции на этом рынке: «Количество лизинговых договоров растет с каждым годом. В компании Europlan в течение последнего года этот показатель практически удвоился. Возрастает и спрос на качественное и, как правило, дорогостоящее оборудование».

В 2008 году рынок строительной техники стабильно сохраняет высокую динамику. По прогнозам специалистов, эта тенденция сохранится минимум до 2010 года. По наблюдениям Ольги ДАВЫДЕНКО, «в структуре находящейся в эксплуатации техники доля импортной составляет 25-30%, отечественные машины занимают оставшиеся 70-75%. Однако при обновлении производственных фондов предпочтение все чаще отдается иностранным производителям строительной техники. На данный выбор влияют в первую очередь наличие сервисных центров и надежность техники данных фирм. Среди них можно выделить такие фирмы, как CATERPILLAR, KOMATSU, HITACHI, преобладающие в поставляемых на отечественный рынок бульдозерах и экскаваторах различных модификаций, KOMATSU и FOTON в сегменте фронтальных погрузчиков, VOLVO, SCANIA, MAN в сегменте седельных тягачей и автобетоносмесителей. По-прежнему наиболее востребованной техникой остаются гусеничные и колесные бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, экскаваторы и экскаваторы-погрузчики, автокраны, автобетоносмесители».

При наличии огромного спектра предложений спецтехники говорить о востребованности особенных брендов достаточно сложно. «С нашей стороны можем сказать, что договоры лизинга для строителей заключаются в основном с поставщиками различных китайских и европейских компаний. Недавно мы заключили договор с поставщиком из США», – отмечает Николай ПОДСОСОВ.

Таким образом, популярность тех или иных брендов связана, прежде всего, со спросом со стороны субъектов рынка, с активностью отделов продаж ведущих брендов. Качественный сервис, техническое обслуживание и сопровождение также играют немаловажную роль. «Что касается японской и американской спецтехники, названия брендов всем известны: COMATSU, HITACHI, CATERPILLAR, GROVE. Популярность китайской спецтехники связана с её невысокой стоимостью, которая обычно сопровождается более низкими эксплуатационными качествами, относительным дефицитом запасных частей и отсутствием их каталогизации. Однако в Новосибирске уже есть и устойчиво работают обслуживающие центры XCMG, Howo,CAMC», – подчеркивает Олег КИСЕЛЁВ.

Таким образом, предпочтения компаний-лизингополучателей изменяются вместе с тенденциями рынка (общий рост продаж той или иной марки вследствие распространения дилерских сетей, выгодных ценовых предложений и т. п.). Продажи техники иностранных производителей бьют все рекорды, и вместе с ними растет портфель лизинговых компаний. «Лизинг, являясь преимущественно долгосрочным финансированием до 5 лет, традиционно опирается на долговечные, надежные и ликвидные автомобили. По этой причине корпоративные клиенты предпочитают приобретать в лизинг импортные машины. Однако есть предприятия, которые используют отечественную технику. Часто такие компании обладают собственной ремонтной базой и рассчитывают на меньшие сроки эксплуатации», – говорит Александр МИХАЙЛОВ. Например, хорошим спросом пользуются башенные краны Челябинской Промышленной Группы Кранов, автокраны «Ивановец», сваебойные гидромолоты «Ропат» производства Новосибирского «Сибтекстильмаша». «Это связано с тем, что данная техника хорошо зарекомендовала себя в сибирских условиях. Также существенным фактором является присутствие в регионе официальных представителей, которые обеспечивают наличие на складах широкого ассортимента техники и осуществляют гарантийное и сервисное обслуживание», – отмечает Владимир СМИРЕНСКИЙ.


Схемы и условия

При проектировании лизинговых сделок лизинговые компании, как правило, заключают договоры на сроки, сопоставимые с полной (или близкой к полной) амортизацией имущества. Срок сделки может достигать пяти лет. Величина комиссионного вознаграждения лизингодателя зависит от объема сделки, срока, на который заключается договор, и рисков, возникающих в процессе его исполнения. До выкупа техники она является собственностью лизинговой компании и служит обеспечением финансовых обязательств лизингодателя. Как правило, практикуется первоначальный 20-30% взнос и последующая рассрочка платежей от двух до трех лет. При этом предприятие-лизингополучатель должно быть прибыльным, не иметь просроченной кредиторской задолженности и работать на рынке не менее двух лет. «По истечении срока действия договора лизинга предмет лизинга передается в собственность лизингополучателя. Техника, передаваемая в лизинг, застрахована на весь период действия договора лизинга в крупнейших российских страховых компаниях», – уточняет Владимир СМИРЕНСКИЙ.

В настоящее время в строительном лизинге применяются схемы и условия, положительно зарекомендовавшие себя и не противоречащие действующему законодательству. «В качестве примера можно привести прямой лизинг, при котором лизингодателем является сам поставщик; косвенный лизинг, при котором передача имущества осуществляется через посредника (лизинговую компанию); возвратный лизинг, при котором собственник имущества продает его лизингодателю, а затем берет в лизинг (выступает как лизингополучатель). Часто лизинговые компании стремятся максимально себя обезопасить, требуя дополнительных гарантий по выполнению лизингополучателем своих обязательств. Конкуренция, таким образом, ведется лишь в плане гибкости графиков лизинговых платежей, сроков рассмотрения сделок и величины пакета документов, необходимого для рассмотрения заявки лизинговой компанией», – считает Ольга ДАВЫДЕНКО.

Чтобы сохранить свою конкурентоспособность, многие лизинговые компании стараются сделать механизмы проектирования и осуществления лизинговых схем абсолютно прозрачными для клиентов. Зачастую это является существенным условием выбора лизингодателя. «В целях максимально полного удовлетворения потребностей клиентов мы расширяем базу финансирования, сокращаем сроки рассмотрения заявок и увеличиваем сроки договоров лизинга. Наша компания ведет активную просветительскую деятельность посредством организации собственных бесплатных семинаров для продвижения на рынке лизингового финансирования.», – говорит Николай ПОДСОСОВ. Многие поставщики спецтехники имеют свои программы продаж в рассрочку, в этом случае обращаться в лизинговую компанию нет необходимости. «На мой взгляд, важны последующий сервис и быстрое гарантийное обслуживание техники, а также внимательное отношение к клиентам-пользователям. Те предприятия, которые не имеют нареканий по этим параметрам, имеют важное конкурентное преимущество», – считает Олег КИСЕЛЁВ.


Оптимальный выбор

Чаще всего выбор программы лизинга обусловлен видом техники, которую требуется получить на условиях лизинговой сделки. Как правило, такой программой служит стандартный договор лизинга с равномерными либо убывающими платежами и последующим выкупом предмета лизинга по окончании срока действия договора. «Обусловлено это тем, что стандартные графики с равномерными сроками погашения проще в обслуживании и планировании финансовых потоков, и, как следствие, такое обслуживание дешевле. Вместе с тем все большее применение находят гибкие, в частности, с учетом сезонности, графики лизинговых платежей. На выбор техники в первую очередь влияют требования к данной технике, наличие у предприятия прибыли, позволяющей платить лизинговые платежи, наличие сервисных центров и т. д.», – говорит Ольга ДАВЫДЕНКО.

Обычно поставщика, вид техники и оборудования определяет сам лизингополучатель. «Бывают случаи, когда мы вынуждены убеждать потенциального лизингополучателя сменить поставщика оборудования. В момент заключения договора поставки мы совместно с клиентом отрабатываем форму и условия договора поставки. Чтобы максимально защитить интересы клиента, мы серьезно работаем с каждым поставщиком, проверяем его надежность, условия гарантийного и послегарантийного обслуживания, договариваемся о более приемлемой для клиента системе расчетов. Тщательно осуществляется приемка оборудования и отслеживается его комплектация. Выполнение обязательств поставщиком отслеживается и после подписания акта сдачи-приемки оборудования. Если возникают проблемы с гарантийным обслуживанием, то наш юридический отдел приходит на помощь и начинает четко и методично добиваться выполнения всех пунктов, предусмотренных договором», – объясняет Николай ПОДСОСОВ.

В зависимости от потребностей клиента критерии выбора лизинговой компании могут быть различными. Например, для одних компаний определяющим фактором являются ценовые условия и быстрота оформления сделки. Для других - срок лизингового финансирования и размер авансового платежа. Как считает Александр МИХАЙЛОВ, лизингодателя стоит выбирать по опыту и географической доступности: «Наиболее удобны лизинговые компании, которые реализовали тысячи сделок и имеют региональные представительства по всей стране (значит, документооборот будет значительно проще). С точки зрения выбора техники, то это не конек лизинговой компании и к таким рекомендациям стоит относиться настороженно. Независимые лизингодатели не продают конкретные марки техники, они продают финансовые услуги на выбранные лизингополучателем модели. А здесь у каждой строительной компании свои предпочтения и балансы «стоимость-качество».

Практические советы

По сравнению с банковскими кредитами, лизинг - более гибкий механизм. Обычно договор лизинга долгосрочный, и за это время может случиться все, что угодно. «Мы всегда объясняем нашим клиентам, что в случае возникновения каких-либо проблем необходимо сразу же обратиться к нам, чтобы совместно найти удовлетворяющее всех решение. Лизинговая компания может предложить различные способы выхода из сложной ситуации: предоставить отсрочку, изменить график оплаты или продлить срок договора, что уменьшит размер ежемесячного лизингового платежа. Мы стараемся всеми возможными способами сохранить нашего клиента, и только если его финансовое положение действительно исправить невозможно, идем на крайнюю меру – изъятие оборудования», – рассказывает Николай ПОДСОСОВ.

Хочется отметить, что в настоящий момент развитие лизинга определяется не избыточным денежным предложением, как это было недавно, а спросом со стороны реального сектора экономики. При этом такие моменты, как «здоровые» экономические показатели и «прозрачность» предприятия, будущим клиентам лизинговых компаний упускать нельзя. «Поэтому мой совет лизингополучателям – уделять особое внимание бизнес-планированию, анализу денежных потоков по новым направлениям развития бизнеса. Необходимо также заботиться об открытости бизнеса и инвестиционной привлекательности балансовых показателей своего предприятия», – говорит Олег КИСЕЛЕВ.

При заключении лизинговой сделки лизингополучателю необходимо обратить внимание на условия договора лизингодателя с поставщиком имущества. Как отмечает Ольга ДАВЫДЕНКО, зачастую эти условия отличаются от содержащихся в договоре лизинга, например в части сроков поставки имущества, комплектации, возможностей возврата имущества поставщику в случае обнаружения неисправностей и другое. Также одним из первоочередных требований большинства лизингодателей является страхование лизинговой сделки (по данным экспертной группы Российской академии предпринимательства, 95% лизинговых сделок охвачены имущественным страхованием). Размер, способы внесения и периодичность лизинговых платежей закрепляются специальным графиком. «При подписании данного графика лизингополучателю следует учесть сезонные факторы, существующие финансовые разрывы, оптимальные величины расходов, которые необходимо сформировать в целях уменьшения налогооблагаемой базы в тот или иной налоговый период, и другие факторы», – советует Ольга ДАВЫДЕНКО. Таким образом, при заключении лизинговых сделок определяющими являются финансовые факторы, на которые, в свою очередь, влияют финансирование лизингодателей банками, действующие партнерские программы с поставщиками имущества, размер лизинговых портфелей лизингодателей и многое другое.


Во многих развитых странах считается дурным тоном тратить чистую прибыль на переоснащение производства. И даже существует экономически выверенный показатель оптимального соотношения собственных средств к заемным. Наиболее подходящей альтернативой внешним займам при покупке спецтехники и оборудования во всем мире давно стал лизинг. Поэтому и у нас наряду с банковским кредитом и другими финансовыми инструментами он активно используется для развития бизнеса.


Елена БОРИСОВСКАЯ


Специализированный журнал Журнал "Строительство и Городское Хозяйство Сибири"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
Специализированный журнал Журнал "Продукты и прибыль"
НОВОСТИ
17.08.2012
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Каждый руководитель и собственник бизнеса желал бы узнать, что представляет собой интересующий его человек — потенциальный партнер или корпоративный клиент, претендент на ответственную должность или представитель определенных структур. Получить такую информацию быстро, точно, безо всяких анкет и специальных технических средств позволяет фенотипология...
01.07.2012
В центре внимания – Томск
27 июня представители Издательского Дома «Бизнес-пресса» побывали в городе Томск
24.02.2012
B2B basis
Газета «Бизнес в Сибири» выступила партнером Первой новосибирской конференции B2B basis (Москва) «Корпоративные продажи: управление, стратегия, маркетинг».
Архив новостей


Тенториум с доставкой.